Разрешение доктринальных противоречий

Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим (Деян. 15:1–2).

По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам (Деян. 15:4).

Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела (Деян. 15:6).

Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию… написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться» (Деян. 15:22, 23).

Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме (Деян. 16:4).

Этот Иерусалимский совет часто называют «собором апостолов» и, судя по названию, можно было бы предположить, что на нем присутствовали одни апостолы. Однако это не так. Лука пишет, что «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян. 15:6). Совершенно очевидно, что в совете принимали участие, как это неоднократно повторяется, апостолы вместе с пресвитерами. Это тесное сотрудничество пресвитеров с апостолами показывает, какую значительную роль играли пресвитеры в церкви Иерусалима. Когда апостолы со временем стали покидать Иерусалим, все повседневные нужды и заботы легли на плечи пресвитеров. Таким образом, апостолы и пресвитеры выполняли одно общее дело — они вместе руководили церковью в Иерусалиме. Уникальное и разностороннее служение апостолов, их призвание и дары заставили их рассеяться по всему миру, в то время как пресвитеры, которые осуществляли руководство на уровне поместной церкви, остались в Иерусалиме.

Когда Павел и Варнава прибыли в Иерусалим, «они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами» (Деян. 15:4). Однако апостолы и пресвитеры не заслонили собой всю общину, ибо в процедуре принятия решения участвовала вся церковь (см.: Деян. 15:22). Для того чтобы сообщить всем верующим принятое на совете решение, апостолы и пресвитеры составили письмо, адресованное «находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников» (Деян. 15:23)3. В самом начале своего второго миссионерского путешествия Павел и Сила доставили в церкви это послание (см.: Деян. 16:4).

Решение, принятое апостолами и пресвитерами в Иерусалиме, было исключительно важным для миссионерского служения язычникам. Это письмо наряду с приветствиями апостолов было свидетельством их власти. Несмотря на высочайшее, главенствующее положение апостолов в церкви (см.: Еф. 2:20; 3:5), они не стремились демонстрировать свою власть. В их письме нет и намека на приказной тон: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15:28, 29).

В соответствии с духом Нового Завета апостолы и пресвитеры Иерусалимской церкви писали как братья братьям, проявляя друг к другу уважение, как свободные люди во Христе. В своей работе The Christian Ecclesia Ф. Дж. Хорт неоднократно говорит о власти, которой пользовался совет пресвитеров:

Само письмо предполагает наличие власти, хотя в нем явно выражено нежелание демонстрировать эту власть…

…В Новом Завете встречается множество слов, которые выражают повеление или приказ, но ни одно из них не использовано здесь. Однако наряду с сердечным согласием освободить обращенных из язычников от соблюдения требований закона, в письме высказано мнение, звучащее тверже, нежели совет, но мягче, чем приказ, относительно определенных благотворных ограничений. Таким образом, в этом обращении совершенно очевидно присутствует указание на некую власть. У нас нет доказательств того, что речь идет о чем-то большем, нежели моральное право, но это не делает реальность власти менее реальной4.

И католики, и протестанты используют отрывок из пятнадцатой главы Книги Деяний для обоснования власти церковных соборов и церковных судов. Джеймс Баннерман, пресвитерианский ученый конца XIX века, писал: «В этом повествовании мы имеем все необходимые элементы для того, чтобы составить представление о высшем церковном суде, который имеет власть не только над членами и служителями поместных церквей, но также над пресвитериями или внутренними церковными судами»5. Однако попытки использовать этот отрывок в качестве обоснования более поздних форм церковного правления всегда приводят к проекции наших собственных идей на этот важный исторический эпизод. Такие попытки искажают смысл реального события.

Нам нужно понять, что Иерусалим имел уникальное и важное значение для первых церквей. Он был местом зарождения Церкви и отправной точкой для христианских апостолов. Поэтому когда группа иудеев-законников, которые заявляли о своей связи с Иерусалимской церковью, стала учить в Антиохии Сирийской о необходимости обрезания для спасения язычников (см.: Деян. 15:1), церковь в Иерусалиме была вынуждена как-то отреагировать на это. В Иерусалиме кипели страсти (см.: Гал. 2:1–12). И в Иерусалиме, и в Иудее назревала буря: иудеи, ревнители закона, были обеспокоены спасением язычников, освобожденных от соблюдения закона и обрезания (см.: Деян. 15:5; 21:20–26). Поэтому решение о переносе рассмотрения вопроса об обрезании на высочайший для иудеев уровень — в Иерусалим, чтобы христиане из иудеев сами разобрались с этой проблемой, — было проявлением глубочайшей мудрости.

Конечно, церковь в Антиохии могла разрешить вопрос о свободе верующих из язычников на месте, с помощью собственных, не менее способных лидеров. Но отправив своих представителей в Иерусалим, церковь Антиохии продемонстрировала смиренный христианский дух. В то же время руководители из иудеев одержали у себя дома решительную победу в борьбе с заблуждениями. Уильям Келли говорит: «Поэтому истинно мудрым шагом стало решение перенести обсуждение вопроса туда, откуда пришло недоразумение»6. В результате урегулирование этого вопроса в Иерусалиме привело к величайшей победе Евангелия и верующих из язычников, чего не было бы, если бы Антиохия разрешила этот вопрос на месте.

Христианам из язычников было очень важно услышать решение, исходящее от Петра, Иакова, иерусалимских пресвитеров и других апостолов. Братья из язычников были встревожены устрашающими словами законников (см.: Деян. 15:24), но Иерусалимский совет успокоил их обещанием спасения по благодати: «Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они» (Деян. 15:11). «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников…» (Деян. 15:19).

Совершенно очевидно, что пресвитеры играли ведущую роль в совете. Несмотря на то что пресвитеры не могли претендовать на обладание теми же выдающимися качествами, которыми обладали апостолы, они представляли в тот период времени (и даже в большей мере, чем сами апостолы) лидеров поместной церкви в Иерусалиме. Поэтому пресвитеры играли весьма важную роль в пресечении ложных слухов и в борьбе с заблуждениями и ошибками, которые проистекали из Иерусалима. Поскольку пресвитеры Иерусалимской церкви были лидерами общины, им приходилось разбирать и улаживать спорные вопросы, которые касались их прихожан.

Реакция совета не позволяет предположить, что пресвитеры имели официальную власть над церковью в Антиохии. Благодаря тесной связи пресвитеров с двенадцатью апостолами, их руководящей роли на первом христианском соборе и их консервативному иудейскому характеру, они обладали уникальным статусом и влиянием. И все же нет никаких свидетельств, которые подтверждали бы, что пресвитеры Иерусалима имели формальные полномочия, дававшие им право властвовать над другими церквами. Хорт поясняет эту ситуацию следующим образом: «Следовало уважать независимость церкви Антиохии, но так, чтобы не дать повод проявить неуважение к великой „материнской“ церкви, или к апостолам Самого Господа, или же к единству всего христианского тела… Вполне вероятно, что, как таковые, они (пресвитеры) могли претендовать на власть над церковью Антиохии»7.

Обратите внимание, в этом отрывке упоминаются только пресвитеры Иерусалимской церкви. Нет никаких свидетельств того, что пресвитеры других церквей могли встретиться для образования некоего высшего совета или высшей инстанции, управляющей федерацией церквей. Напротив, иерусалимским пресвитерам вместе с двенадцатью апостолами в качестве главных руководителей пришлось отвечать на животрепещущие вопросы, которые тревожили их самих и которые были подняты Антиохийской церковью из-за большого количества среди ее прихожан братьев из язычников.

Апостолы и пресвитеры в Иерусалиме были вынуждены взяться за разрешение назревшей проблемы в собственном приходе, чтобы определить отношение верующих из язычников к Израилю и его закону. Именно отказ пресвитеров и в особенности апостолов принять ложное учение имел исключительное значение для антиохийских христиан из язычников и иудеев, а позже и для других христианских церквей, в которых были прихожане из язычников.

Так, из этого отрывка мы узнаем, что одной из главных обязанностей пресвитеров является рассмотрение и решение проблем, касающихся доктринальных противоречий. Пресвитеры должны быть мужами Слова, способными здраво рассуждать, исследовать и разрешать спорные вопросы. В этом враждебном мире, полном сатанинской лжи и лжеучений, церкви отчаянно нуждаются в людях знающих и способных здраво судить. Без руководителей, которые бы знали и любили Божью истину, поместная община обречена на разложение и поражение. Вот почему пресвитер должен «держаться истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать» (Тит. 1:9).

Наши рекомендации