Защита библейского типа руководства церковью

Апостольская практика и учение в том виде, в каком они представлены в Новом Завете. Новозаветные тексты ясно показывают, что пастырский надзор в первых церквах в основном осуществлялся посредством совета пресвитеров. Это верно как по отношению к самым ранним еврейским христианским церквам в Иерусалиме, Иудее и в соседних областях, так и по отношению к многим церквам, состоявшим из неевреев:

• Варнава и Савл отдали пресвитерам собранные пожертвования в пользу бедных в Иудее (Деян. 11:30);
• Пресвитеры в Иерусалиме собрались вместе с двенадцатью апостолами, чтобы обсудить возникшие доктринальные разногласия (Деян. 15);
• В соответствии с библейским повествованием мы видим пастырский надзор со стороны пресвитеров в церквах Дервии, Листры, Иконии и Антиохии (Деян. 14:23); в церкви в Эфесе (Деян. 20:17; 1 Тим. 3:17; 5:17–25); в Филиппах (Флп. 1:1); в церквах на острове Крит (Тит. 1:5); и, согласно Петру, в церквах Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (1 Пет. 1:1; 5:1);
• Апостол Павел, а с ним и Петр напрямую призывают пресвитеров церкви быть блюстителями (осуществлять пастырское руководство) и надзирать за поместными церквами (Деян. 20:28; 1 Пет. 5:1, 2);
• Как в начале, так и в конце своего служения Павел назначал пресвитеров, которые совместно заботились об основанных им церквах (Деян. 14:23; Тит. 1:5). В соответствии с Посланием к Титу (1:5), Павел считал церковь в полной мере устроенной только тогда, когда ею руководили опытные пресвитеры.
• Павел призывает собрание верующих оказывать особую честь пресвитерам, которые хорошо «трудятся» в церкви, а особенно тем, которые усердствуют «в слове и учении». Эти почести подразумевают также финансовую поддержку пресвитеров (1 Тим. 5:17, 18). Этот отрывок Священного Писания многих приводит в смущение и вызывает чувство дискомфорта, поскольку часто не вписывается в существующие теории пастырского надзора.
• Павел утверждает, что «блюститель» (В русской синодальной Библии здесь использовано слово «епископ» в этом значении. — Примеч. пер.), или пресвитер, по сути своей является управляющим, или домостроителем, поместного собрания (Тит. 1:7);
• Павел утверждает, что пресвитеры по сути своей блюстители (Деян. 20:28; Флп. 1:1);
• Пресвитеров торжественно призывают защищать церковь от лжеучителей (Деян. 20:28–31; Тит. 1:9–11);
• Пресвитеры — это мужи, которых Дух Святой поставил в Церкви Божьей блюстителями (Деян. 20:28);
• Петр предупреждает пресвитеров, чтобы их правление не было диктаторским (1 Пет. 5:3);
• Иаков повелевает святым призывать к себе пресвитеров церкви в случае, если они больны (Иак. 5:14);
• Прежде чем допустить мужей к служению, их следует испытывать. Особо значимым представляется тот факт, что они должны обладать способностью учить Слову, наставлять в здравом учении и противостоять лжеучителям (1 Тим. 3:2; Тит. 1:9);
• Павел утверждает, что пресвитеры, т. е. блюстители, «пекутся о Церкви Божией» (1 Тим. 3:5).

Итак, в соответствии с Новым Заветом, пресвитеры не просто члены братского совета в религиозной корпорации, с которыми пастор советуется с осторожностью и осмотрительностью. Напротив, они защищают церковь от лжеучителей, назидают святых в здравом учении, навещают больных и молятся, а также обсуждают доктринальные вопросы. Другими словами, они руководят, надзирают, наставляют и заботятся о поместной церкви.

Как ни странно, но великие апостолы — Петр, Павел и Иаков — не оставили никаких указаний относительно «пасторов» церкви и ни разу не упомянули о них. (В отрывке из Послания к Ефесянам 4:11 говорится о даре пастыря, то есть таком же духовном даре, каковым является дар учителя или дар руководителя и каковым могут обладать один или несколько мужей из совета пресвитеров.)

Таким образом, надзор за церковью в общих чертах представлен в Новом Завете достаточно ясно и вразумительно. Новый Завет не только утверждает факт наличия пресвитеров в многочисленных церквах, но также обеспечивает нас достаточными сведениями о них. Фактически Новый Завет предлагает больше информации о пресвитерах, чем о других важных сторонах церковной жизни, таких, например, как Господня вечеря и крещение. Когда задумываешься о характерном для Нового Завета отсутствии подробных инструкций в отношении церковных процедур, невольно поражаешься тому повышенному вниманию, которое уделяется в Библии пресвитерам. Кроме того, управление церковью посредством совета пресвитеров представлено в Библии просто и ясно в отличие от многих других доктрин. Как отмечает Джон Зенс, «именно поэтому нам нужно серьезно исследовать библейскую доктрину об управлении церковью: эта новозаветная доктрина невольно привлекает внимание, но тем не менее она полностью игнорируется и в целом не практикуется в поместной церкви»4.

Соответствующая структура управления Божьей Церковью. Я убежден, что библейский тип руководства, как отмечалось выше, наилучшим образом гармонирует с истинной природой Церкви. Чтобы лучше понять это утверждение, давайте посмотрим на Церковь как на Тело, как на братскую общину служителей.

Во-первых, Церковь — это Тело, наделенное духовными дарами. Нам ни в коем случае нельзя забывать, что Церковь Иисуса Христа по сути своей есть сверхъестественная, наделенная силой Духа, живая община. В ней обитает Сам Дух, и она состоит из уподобившихся Христу служителей, которые заботятся друг о друге с любовью Христовой и служат друг другу (см.: 1 Кор. 12:7, 25; 1 Пет. 4:10). Тот же Дух, Который объединяет христиан в одно Тело, также наделяет их Своей силой и дает каждому христианину способность служить Телу и созидать его (см.: Еф. 4:1–6).

Обитающий в верующих Святой Дух является поистине отличительной чертой общины Божьего народа, которая была образована в день Пятидесятницы. Святой Дух стал обитать в каждом верующем, и поэтому стало возможным созидание Тела Христова. Благодаря пребыванию Святого Духа в каждом верующем, внутри общины возникает славное и великое единение, по сути — динамичная взаимосвязь всех ее членов. Это единение невозможно сравнить ни с какими другими взаимоотношениями в мире. Чтобы проиллюстрировать эту новую взаимосвязь и поразительную взаимную зависимость, Павел использует образ тела и многих его членов. В Послании к Римлянам (12:4–6) он говорит: «Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество — пророчествуй по мере веры…» Итак, каждый член тела имеет какой-то духовный дар и способности, используемые на благо всего тела (см.: 1 Кор. 12:7).

Поэтому служение внутри Тела Христова является священным правом и долгом каждого верующего. В церкви не может быть пассивного и бездействующего большинства. Все члены должны выполнять жизненно важные функции — заботиться друг о друге, назидать друг друга и служить один другому. Когда каждый член Тела функционирует соответственно Божьему замыслу, община верующих начинает расти, и в результате проявляется удивительное и живое взаимодействие различных даров и служений.

Поскольку служение является долгом каждого верующего, ни один человек и ни одна группа не обязаны нести служение за других членов общины. Представление, согласно которому «служение» в церкви должно осуществляться только в законном порядке рукоположенным мужем, профессионалом, полностью противоречит тому факту, что Церковь есть Тело служителей. Кроме того, ничто в Новом Завете не позволяет предположить существования понятия мирян с его негативным подтекстом. Поэтому концепция одного профессионала-служителя абсолютно неприемлема для Тела Христова. На первый взгляд такой вариант организации Церкви может показаться перспективным, но на самом деле он может лишь причинить вред процессу освящения членов Тела Христова. Совместное братское руководство, осуществляемое обычными людьми, наделенными силой Святого Духа (см.: Деян. 20:28), представляет собой именно ту структуру, которая была установлена апостолами, потому что именно она наилучшим образом позволяет Церкви функционировать как Телу Христову.

Во-вторых, Церковь — это братство. Среди разных новозаветных терминов, которые используются для описания природы Церкви, — тело, невеста, храм, стадо, — чаще всего встречается дом, или семья, особенно же подчеркивается братский аспект семьи, который выражается в обращении братья. Роберт Бэнкс в своей книге Paul’s Idea of Community говорит следующее: «За последние годы ученые подробно исследовали метафоры, которые Павел использовал для характеристики общины, особенно его употребление слова „тело“. Но факт использования Павлом такого слова, как „дом“ в значении „семья“, игнорировался или упоминался лишь вскользь»5. Далее Бэнкс комментирует частотность и значение этих слов следующим образом: «Случаи употребления этих слов настолько многочисленны, и они появляются в новозаветных текстах настолько часто, что сравнение христианской общины с „домом“ должно рассматриваться как наиболее значительное метафорическое использование… Оно более, чем любой другой образ, использованный Павлом, раскрывает сущность его восприятия христианской общины»6.

Причина, по которой церковь уподобляется семье, или дому, совершенно очевидна. Только самые тесные человеческие отношения могут передать любовь, близость и те новые отношения, которые благодаря воплощению Христа и Его смерти возникли и существуют между Богом и человеком и между верующими людьми. Поместная христианская община должна стать единой семьей братьев и сестер. Весь Новый Завет пронизан реальностью таких взаимоотношений. Новозаветные авторы чаще всего обращаются к верующим, используя слово братья. Например, Павел прямо называет христиан «братством» и «братьями» (см.: 1 Пет. 2:17; 5:9). Слова «братство», «братья» и «сестры» встречаются в Новом Завете двести пятьдесят раз (Эти данные касаются английского перевода Библии. — Примеч. пер.), и чаще всего в посланиях Павла.

В ранних церквах семейный характер жизни христианского братства проявлялся различным образом:

• Ранние христиане собирались в домах (Рим. 16:5; 1 Кор. 16:19; Кол. 4:15; Флм. 2);
• Они делились друг с другом своим имуществом (Деян. 2:44, 45; 4:32; 11:29; Рим. 12:13, 20; 15:26; 1 Кор. 16:1; 2 Кор. 8; Гал. 2:10; 6:10; Евр. 13:16; Иак. 2:15, 16; 1 Ин. 3:17, 18);
• Они ели вместе (Деян. 2:46; 20:11; 1 Кор. 11:20 и дал.; Иуд. 12);
• Они приветствовали друг друга с целованием святым (Рим. 16:16; 1 Кор. 16:20; 2 Кор. 13:12; 1 Фес. 5:26; 1 Пет. 5:14);
• Они проявляли гостеприимство (Деян. 16:15; 21:8, 16; Рим. 12:13; 1 Тим. 3:2; 5:10; Евр. 13:2; 1 Пет. 4:9; 3 Ин. 5–8);
• Они заботились о вдовицах (Деян. 6:1–6; 9:39; 1 Тим. 5:1–16);
• В случае надобности они применяли к членам церкви меры дисциплинарного воздействия (1 Кор. 5 – 6; 2 Кор. 2:1–11; 2 Фес. 3:6–15; 1 Тим. 5:19, 20).

Но самым важным для нас представляется тот факт, что принципы братской любви становятся основными в отношениях между христианами (см.: Рим. 14:15, 21; 1 Кор. 6:8; 8:11–13; 2 Фес. 3:14, 15; Флм. 16; Иак. 4:11). Поскольку последователи нашего Господа были братьями, Он Сам настойчиво требовал, чтобы мы никогда не брали пример с религиозных лидеров в миру, ибо они в гордыне и высокомерии отделяли себя от остальных людей и превозносились над ними ради собственной выгоды и славы:

[Они] все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах, и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их «учитель! учитель!» А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья…

Мф. 23:5–8

В полном послушании Иисусу Христу первые христиане и их лидеры следили за собой, чтобы никто не превозносился, чтобы не возникли такие формы правления, которые предполагали бы высокие титулы, священнические одеяния и специально отведенные места для руководителей. Следя за правильными методами осуществления надзора за поместными церквами, они понимали, что на карту поставлены главные духовные принципы. В то время не дозволялись никакие формы руководства, которые могли бы нарушить порядок в доме Божьем (см.: 1 Тим. 3:15). Ранние христиане нашли в библейском наследии такую структуру управления, которая соответствовала природе новой семьи — это был совет старейшин, или пресвитеров. Израиль был одной большой семьей, и на его опыте было показано, что управление посредством совета старейшин представляется наиболее естественной и справедливой формой самоуправления. Кто, кроме старейшин, сможет наилучшим образом представить интересы народа? Кто, кроме старейшин, ближе всего находится к народу, реальным семьям израильтян, чтобы предложить им совет и помощь?

Правление старейшин прекрасно зарекомендовало себя в большой семье Израиля. Ранние христиане также убедились в том, что коллегиальное руководство, осуществляемое советом старейшин, или пресвитеров, исключительно подходит и для управления христианской семьей, состоящей из братьев и сестер. (Помните, поместная церковь — это большая семья. А потому один человек не должен стоять во главе большой Божьей семьи.) Такая форма правления дает всем братьям, имеющим желание и соответствующий дар, полное право и возможность разделить между собой обязанности руководителей в общине, которую они так любят. Проблема многих церквей на сегодняшний день заключается в том, что они организованы и действуют по корпоративной или бюрократической модели, словно церковь представляет собой одно большое корпоративное учреждение. Но Церковь — это братство, и ее устройство должно отвечать потребностям братства.

Сам термин пресвитер, или старейшина, чрезвычайно подходит для определения руководителей Церкви. Поскольку христианская община не нуждается ни в каких посредниках, священниках, клириках или каких бы то ни было повелителях — и не должна их терпеть, руководители ранней Церкви правомерно назывались старшими, или старейшинами (пресвитерами). Само слово отражает идею главенства и надзора, который необходим в христианском доме. В противовес всем иерархическим или священническим титулам, слово старейшина или блюститель ничем не нарушает истинно семейственного характера христианства, его смиренной природы или святого положения во Христе. Эти термины действительно вполне соответствуют положению руководителей Божьей семьи, которые поставлены на эту должность из числа уважаемых и зрелых ее членов.

В-третьих, Церковь представляет собой смиренное и служащее тело. Новый Завет подчеркивает не только ведущие принципы братской любви в христианской общине, он также учит необходимости служения в смирении. Иисус оставил нам намного больше наставлений о служении, чем о братстве. Он несколько раз говорил Своим ученикам о том, что истинное величие в Царстве Божьем достигается смирением. Так что Церковь должна быть не только дружной семьей братьев и сестер, но и смиренным, служащим телом, которое демонстрирует кроткий характер своего Господа, всегда готового послужить людям.

К сожалению, христиане проявляют вежливое равнодушие к этим наивысшим христианским добродетелям. Конечно, на словах мы признаем важность этих величайших качеств, но в реальности смирение и готовность служить не господствуют должным образом в нашем мышлении, взаимоотношениях, в стиле руководства церковью и ее устройстве. Действительно, практика показывает, что мы не осознаем в полной мере значения и важности служения и не понимаем, что церковь должна смиренно служить людям. Те, кто трудится ради Господа, исполнены гордыни и эгоизма. Сознание церковных лидеров заражено присущим миру стремлением к власти, почестям и диктаторским методам руководства. Поскольку этот вопрос очень важен, мы рассмотрим его подробнее в следующей главе. Здесь же мы ограничимся утверждением о том, что концепция руководства церковью, осуществляемого советом пресвитеров, соответствует не только семейному характеру церкви, но также способствует развитию в ее членах таких качеств, как смирение, любовь и готовность служить.

Эффективная форма надзора за Божьей церковью. Библейский совет пресвитеров — очень эффективная форма пастырского руководства, намного эффективнее, чем церковное управление, осуществляемое одним служителем. Критики утверждают, что совет пресвитеров не может должным образом заботиться о церкви. В ответ на это я от всего сердца скажу: «Аминь!» Большая часть организационных советов, которые я видел или в которых участвовал, действительно представляет собой достаточно пассивные, некомпетентные и безынициативные группы служителей. Но все дело в том, что библейский совет пресвитеров — нечто совершенно иное. В Первом послании к Фессалоникийцам (5:12) и Первом послании к Тимофею (5:17) мы встречаем греческое слово kopiao (что означает «усердно трудиться»), которое указывает, что пресвитеры усердно и до изнеможения трудятся на благо собрания верующих. Это прилежные работники, трудящиеся, блюстители, которые пекутся о духовном благополучии Божьего народа. Так что истинно библейский совет пресвитеров представляет собой группу движимых Духом людей, которые неустанно трудятся и прилежно заботятся о Божьей пастве.

Пресвитеры — это люди, поставленные Духом Святым в качестве блюстителей стада Божьего (см.: Деян. 20:28). Их желание пасти агнцев Божьих внушено Богом, и каждый из них обладает духовным даром (или дарами), которые способствуют выполнению пастырской задачи. В результате такое взаимодействие даров облегчает тяжелое бремя пастырского труда и уравновешивает недостатки каждого отдельно взятого пресвитера. Совет пресвитеров позволяет значительно расширить поле деятельности и принимать необходимые решения с мудростью. Кроме того, разный возраст и отличительные особенности каждого старейшины, или пресвитера, предоставляют верующим возможность выбирать, к кому обращаться за советом по поводу своих проблем и нужд.

Многих преданных христиан нельзя назвать одаренными лидерами, и потому далеко не каждый в одиночку способен обеспечить эффективное руководство приходом. Но когда они объединяются в руководящий орган, те же самые обычные люди превосходят самих себя и вносят значительный вклад в общее дело. (Думаю, что подавляющее большинство пасторов традиционных церквей относятся к этой категории. Вот почему их паства так жестко критикует их, и через пять-шесть лет одного пастора заменяют другим.)

Извечный вопрос. Во время обсуждения проблемы церковного руководства всегда возникает один и тот же вопрос: «Но кто должен руководить пресвитерами? Руководство обязательно должно осуществляться одним человеком, а не группой лидеров. В Израиле в нужный момент всегда являлся только один избавитель — будь то Моисей или Давид. Всем известно, что один лидер способен руководить намного эффективнее, чем группа». В ответ на это я приведу следующие истины и соображения.

Во-первых, у нас есть один Глава, один Пастырь, один Властелин, один Царь, один Первосвященник — наш Господь Иисус Христос, Который всегда пребывает со Своим народом (см.: Мф. 18:20; 20:28). Это не теория и не богословские выкладки; это восхитительная и благословенная реальность. Я убежден, что факт существования «профессионального», рукоположенного священства затемняет эту центральную истину, которая лежит в основе устройства христианской общины.

Во-вторых, серьезная ошибка, на которую следует указать, заключается в том, что один человек не просто руководит собранием верующих, но один человек в святом братстве возносится до положения отделенного от остальных священника, что противоречит Библии. На практике рукоположенный служитель становится протестантским священником7. Предполагается, что он один обладает качествами, дающими ему право вести молитвенное собрание и отправлять Господню вечерю, проповедовать и крестить. Все остальные верующие — просто миряне, неспособные и не имеющие права выполнять все эти функции.

Ужасным результатом такого учения являются приходы, полностью зависящие от священства, и это мешает им расти и достигать уровня духовной зрелости. Для Павла возрастание в вере было главной целью всей христианской жизни. Сама концепция отделенного священства противоречит Библии, и верность этой концепции представляется главной причиной того, почему многие церкви не готовы согласиться с библейскими принципами церковного руководства, осуществляемого советом пресвитеров. В Новом Завете, однако, нет никаких повелений или упоминаний об отдельной личности, которая могла бы главенствовать над Божьим народом. Такое положение чуждо Евангелию и церковным собраниям, основанным апостолами нашего Господа Иисуса Христа.

В-третьих, неужели мы смеем думать, что обладаем большим знанием и мудростью, чем апостолы нашего Господа Иисуса Христа? Неужели мы посмеем предположить, что они установили бы такую форму надзора за церковью, которая была бы неэффективной? Существовали веские причины, побудившие апостолов установить коллективный пастырский надзор, а не поставить одного человека во главе церкви, хотя эта форма руководства была очень распространенной в то время.

В-четвертых, многие люди ошибочно противопоставляют руководителей поместной церкви избавителям или харизматическим, одаренным многими дарами лидерам, отдавая предпочтение руководству в лице одного человека. Нам нужны оба типа, потому что они оба должны сыграть предназначенную им Богом роль. Например, некоторые считают, что Моисей представляет собой пример руководителя для каждого поместного собрания. Однако Моисей был уникальным, особым избавителем израильтян, призванным в конкретный исторический момент. Трудно даже дать определение его позиции и роли (см.: Втор. 34:10–12; Числ. 12:6–8; Исх. 33:11), но в то же время он действительно является образцом для всех благочестивых лидеров. После того как люди осели в городах, ими в основном стали руководить поместные старейшины и служители из священнического клана, в то время как Бог был их Царем и Владыкой. К сожалению, Израиль никогда не ценил эту благословенную истину и не поступал в соответствии с ней (см.: 1 Цар. 8).

Сегодня Бог призывает незаурядных и одаренных людей учить Свой народ и руководить им. Эти люди могут быть, а могут и не быть пресвитерами поместной церкви. Есть великие учителя Слова, проповедники, основатели церквей, которых Бог использует для того, чтобы назидать и направлять Свой народ. Но они не выполняют (и не должны выполнять) функции старейшин, или пресвитеров поместной церкви. Дело в том, что таких одаренных людей очень мало. Лидеры поместной церкви должны обращаться к таким особо одаренным мужам за помощью.

Давайте никогда не забывать, что Бог использует обыкновенных людей, чтобы осуществить Свой замысел. Сегодня делается слишком большой акцент на харизматических суперлидерах. В Новом Завете вы такого не встретите. Я убежден, что большинство людей, обратившихся ко Христу, уверовали и духовно возросли благодаря самым обыкновенным людям, которые смогли стать орудием Духа Святого. Поэтому давайте забудем на время о суперзвездах и сосредоточимся на всем Теле Христовом — Теле, в котором каждый член выполняет свою работу и с любовью служит один другому (см. Еф. 4:15, 16). Нам нужны как суперзвезды, так и обычные, повинующиеся Господу люди.

В-пятых, многие не осознают того факта, что библейские пресвитеры на самом деле сочетают в себе самое лучшее, что есть в обоих вариантах руководства. Исключительно одаренный лидер может руководить и учить со всем рвением и силой, но он тем не менее обязан подчиняться своим братьям-лидерам, которые вместе с ним руководят и ведут за собой весь приход. Библейская концепция руководства, осуществляемого советом пресвитеров, обеспечивает необходимую защиту от общих для всех людей ловушек, в которые заводит нас наш эгоизм или неуравновешенность. Поэтому одаренный лидер или учитель — это человек, который в состоянии извлечь огромную пользу из сбалансированной и выверенной позиции, занимаемой советом пресвитеров.

В концепции суперпастора есть одна темная сторона, о которой редко кто говорит: во многих церквах руководство осуществляют исключительно независимые, властные и эгоистичные люди, которым отчаянно необходима подотчетность и сдержанная уравновешенность. Вариант суперзвезды — это неверная модель для церкви, которая проповедует и практикует смиренное служение и тесное взаимодействие даров и служений. Более того, когда церковью руководит один суперпастор, остальные одаренные люди остаются на стадии духовного младенчества и не возрастают в вере, потому что не участвуют в совместном управлении церковью.

Я обнаружил, что большая часть критиков библейской концепции управления церковью на самом деле не понимает ее. Они не осознают, насколько более гибким является этот тип руководства, насколько быстрее он приспосабливается к культурным особенностям и конкретной ситуации, чем жесткая структура в лице одного «профессионала»-служителя, которого мы видим во главе многих современных церквей. В совете пресвитеров может быть один или несколько профессиональных служителей, или же таковых может вообще не быть, и тем не менее совместная деятельность членов совета будет эффективной. Один пресвитер может быть талантливым учителем, а возможно, этим даром не будет обладать ни один из членов совета. Другой брат может быть одаренным оратором, но плохим руководителем. В совете пресвитеров, организованном по библейскому образцу, все эти ситуации возможны, но тем не менее деятельность братского совета будет неизменно эффективной. Существует много вариантов того, как может действовать такой совет. Единственной общей обязанностью всех пресвитеров является совместный пастырский надзор за деятельностью церкви.

Заключение. Мы вправе верить в то, что Дух Божий имел веские причины для установления церковного руководства, которое осуществлялось советом пресвитеров, в первых собраниях верующих — как бывших язычников, так и евреев, начиная от Иерусалима и до Рима, в различных культурных условиях. Очень опасно утверждать, что мы имеем право отказаться от концепции руководства пресвитеров и диаконов и задействовать другие формы церковного управления. В конце концов, такая позиция доказывает непочтительное отношение к Писанию, в частности к предписаниям, оставленным для первых пресвитеров, назначенных апостолами. Тем не менее на практике мы видим, что эти апостольские предписания по большей части были изъяты у пресвитеров и переданы в руки профессиональных служителей-одиночек.

Отступив от библейских принципов управления церковью посредством совета пресвитеров, мы не смогли придумать ничего лучше. Напротив, натворили множество ошибок: с одной стороны, мы видим духовенство, а с другой — массу пассивных мирян. Мы видим священство, отделенное от остального Божьего народа, женщин-пасторов и погоню за почетными титулами, а также иерархические формы правления, которые принижают славный статус Божьего народа и значительно ограничивают участие верующих в жизни христианской общины. Следует понять, что если мы не прекратим игнорировать библейские принципы церковного устройства, мы будем продолжать строить церкви, организация которых больше напоминает мирские и религиозные формы, против которых так яростно выступал Иисус (см.: Мф. 20:25–28; 23:1–12). Как полагает Альфред Куэн, мы поступим мудро, если станем исполнять то, к чему Святой Дух призывал апостолов и первых христиан:

Разве история двадцати веков христианства не показала, что устройство первой церкви — это единственная модель, приемлемая для всех времен и народов, поскольку она, будучи исключительно гибкой, легко приспосабливается к самым разным условиям и лучше всего сопротивляется и противостоит преследованиям, предлагая максимум возможностей для полноценного развития и духовного роста?

Каждый раз, когда человек решает, что он умнее Бога, что он своими усилиями создал лучшую религию, которая «в большей мере соответствует психологии человека», в большей степени отвечает «духу нашего времени», вместо того чтобы просто следовать новозаветной модели, его попытки обязательно будут обречены на провал из-за каких-нибудь непредвиденных трудностей8.

Если, как я уже утверждал, в Новом Завете содержится достаточно примеров и повелений относительно управления домом Божьим, тогда нам придется признать, что большая часть церквей уклонилась — и в некоторых случаях достаточно далеко — от того, что Бог предназначил для Своего народа. Многие церкви последовали по пути бюрократических установлений, соблюдения узкоденоминационных интересов, разделения на духовенство и мирян и сосредоточения на традиционных и обрядовых сторонах жизни церкви. Учитывая современные формы церковного правления, многие верные мужи Божьи так никогда и не займут уготованное для них место в церковном устройстве и не достигнут духовной зрелости.

Концепция церкви как братства свободных людей, как единого органа служителей, единого народа и смиренно служащей общины во многих церквах не находит своего воплощения. Весь вопрос, как всегда, сводится просто к вере и повиновению Божьему Слову, что означает превознесение Его превыше наших замыслов, идей и традиций и сохранение абсолютной верности нашему великому Богу. Конечно, установление библейского типа руководства церковью посредством совета пресвитеров нельзя назвать способом разрешения всех проблем. К тому же церковь может столкнуться с еще большими трудностями, если попытается организовать совет пресвитеров, действующий в соответствии с библейскими канонами. Тем не менее послушание Господу является истинной мерой успеха и единственным, что будет принято во внимание на небесах.

Примечания

1 Термин «правление» здесь использован в значении системы или структуры, при помощи которой осуществляется управление обществом. Этот термин может быть заменен на «форму правления», «организацию», «структуру» или «порядок».
2 R. Paul Stevens, Liberating the Laity (Downers Grove: InterVarsity Press, 1985), page 17.
3 George Eldon Ladd, A Theology of the New Testament (Grand Rapids: William B. Eerdmans Pub. Co., 1974), page 534. Другие евангельские верующие считают так же. Известный миссиолог Джордж Петерс пишет следующее: «Невозможно установить какую-либо убедительную и постоянную модель, которую можно было бы защитить с экзегетической точки зрения» (A Theology of Church Growth, Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1981, page 145). В серии библейских комментариев, выпущенных издательством «Навигаторы», есть комментарий к Первому посланию Петра, в котором содержится следующее утверждение: «Новый Завет не дает ясной картины того, как были организованы первые церкви» (1 Peter, Life Change Series, Colorado Springs: Navpress, 1986, page 115).
4 Jon Zens, «The Major Concepts of Eldership in the New Testament», Baptist Reformation Review 7 (Summer, 1978): 28.
5 Robert Banks, Paul’s Idea of Community (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1980), pages 53, 54.
6 Ibid.
7 В своей книге What’s Happening to Clergy Marriages? Дейвид и Вера Мейс обращаются к протестантскому пастору: «Следует учесть кое-что еще. Пастор не просто лидер, не просто авторитет. Он также исполняет священнические функции, которые запрещено исполнять всем остальным членам церкви. Он совершает таинства, и посвящение в духовный сан дает ему для этого силу. В этом качестве он действует непосредственно как представитель Христа, и это создает особую атмосферу святости» (David and Vera Mace, What’s Happening to Clergy Marriages? [Nashville: Abington Press, 1980], pages 57, 58).
8 Alfred Kuen, I Will Build My Church (Chicago: Moody Press, 1971), page 7.

К началу страницы

<< Вступление | Содержание | Глава 2 >>

Наши рекомендации