Определение библейского типа руководства церковью
Несмотря на то что Новый Завет говорит о пресвитерах церкви, широкие массы этот предмет совершенно не понимают или игнорируют. Многие евангельские церкви, которые искренне считают, что структура их церкви построена на основании Священного Писания, даже не имеют совета пресвитеров. Такие церкви игнорируют концепцию пастырского надзора за церковью со стороны совета пресвитеров, ясно представленную в Писании, заменяя этот орган одним пастором, чему в Библии нет никаких обоснований. Даже многие пресвитерианские церкви (как и другие, которые утверждают, что они руководимы библейским советом пресвитеров) изменили структуру церковного руководства таким образом, что его изначальная цель и достойное положение на практике сильно искажены рукоположенным служителем и его штатными работниками.
Я определяю библейский тип руководства церковью как официальный надзор за деятельностью поместной церкви, осуществляемый органом, в работе которого могут принять участие все мужчины данного собрания верующих, которые отвечают требованиям, предъявляемым к ним Священным Писанием, и обладают вложенным в них Духом желанием совместно заботиться о духовном благополучии Божьей семьи. Для того чтобы четче представить библейскую концепцию совместного управления в условиях современной церкви, я предлагаю следующие шесть отличительных характеристик такого типа руководства:
Смиренный характер служителей. Библейский совет пресвитеров должен являть собой смиренный орган служителей, состоящий из мужей Божьих, которые жертвенно и с любовью заботятся о Божьей семье. Организационная структура церкви очень важна, и структура совместного руководства в лице пресвитеров должна соответствовать характеру общины, призванной служить в смирении. Равно важен и дух тех людей, которые составляют организационную структуру. Пресвитеры должны быть смиренными, заботливыми служителями с братским отношением друг к другу (см.: Мф. 13:1–12; Мк. 9:34, 35; 10:32–45).
Совместный надзор. Это значит, что все пресвитеры с Божьей помощью руководят поместной церковью. Этот принцип управления можно иначе назвать коллегиальностью. Однако те, кто совместно заботится о церкви, обладают разными дарами и разной степенью усердия. Некоторых пресвитеров по праву следует почитать за их прилежный труд в качестве руководителей и наставников, оказывая им материальную помощь из средств общины (см.: 1 Тим. 5:17, 18).
Неклерикальная структура. Между пресвитерами из мирян и рукоположенными служителями не должно быть никаких различий. В Новом Завете нет ни малейшего намека на то, что пастор должен возглавлять собрание пресвитеров. Должности пастора в Библии нет вообще, но есть должность пресвитера и диакона. Пастырями Божьего стада служат пресвитеры. Библейская концепция руководства церковью не совместима с разделением на духовенство и мирян.
Требования, предъявляемые Библией к руководителям.Те, кто входит в состав церковного руководства, должны отвечать объективным нравственным и духовным требованиям, предъявляемым к ним в Библии (см.: 1 Тим. 3:2–7; Тит. 1:5–9). К таким требованиям относятся искреннее и сердечное стремление к этому служению, а также водительство Святого Духа (см.: 1 Пет. 5:2; Деян. 20:28). Пресвитеры занимают эту должность до тех пор, пока испытывают желание служить и пока удовлетворяют требованиям, предъявляемым к Божьим служителям в Писании.
Мужское руководство.Состав совета пресвитеров в христианской церкви должен ограничиться мужчинами из собрания верующих (см.: 1 Тим. 2:8 – 3:13).
Подчинение собрания совету пресвитеров. Пресвитеры совместно управляют поместной общиной, надзирают за ней и заботятся о ней. Сфера их влияния ограничена рамками поместной церкви. Далее, в Новом Завете нет предположений, согласно которым пресвитеры должны были бы подчиняться собранию верующих. Пресвитеры суть сопастыри и домоправители Христовы, а потому собрание верующих должно повиноваться им, подчиняться их руководству и находиться под их защитой и попечительством (см.: Евр. 13:17). Между пресвитерами и приходом должно существовать тесное сотрудничество, ибо все мы подчиняемся владычеству нашего Господа Иисуса Христа и Его святого Слова. Главный и руководящий принцип церковного управления заключается в том, что Иисус Христос есть Господь, Глава и Пастырь Своей Церкви (см.: 1 Пет. 5:1–4).
Здесь следует обратить внимание на очень важное предупреждение. Пусть никто не думает, что главное в жизни церкви — правильная организация. Это далеко не так. Церковь может иметь совет пресвитеров и тем не менее быть холодным, безжизненным и духовно незрелым собранием. Исключительно важным является характер и жизненный пример людей, которые руководят церковью. И все же правильная структура во многом способствует выполнению пресвитерами их функций церковных лидеров.