Библейские основания для управления церковью посредством совета пресвитеров
Те, кто считает Писание богодухновенным Словом, обращенным к человеку, просто обязаны строить свои концепции и практическую жизнь церкви на единственно истинном и надежном основании — Божьем записанном Слове. Мы сможем распознать истинное христианство, только вернувшись к этому источнику жизни и света. Только в этом случае мы в состоянии контролировать свои своенравные порывы, проверять свои идеи и преодолевать желание прислушиваться к человеческим авторитетам и традициям. Итак, несмотря на существующие явные различия в структуре церквей, мы имеем Богом данное описание изначального апостольского христианства, к которому мы все должны обратиться за водительством, чтобы исправить положение дел в жизни церкви и ее устройстве (см.: 1 Тим. 3:14, 15).
Многие из тех, кто признает важность и актуальность проблемы церковной организации, тем не менее утверждают, что в Новом Завете очень мало или почти нет конкретных указаний по этому вопросу. Многие богословы учат тому, что в Новом Завете содержатся двусмысленные высказывания относительно формы церковного правления, и, следовательно, никто не имеет права настаивать на библейской модели пасторского надзора для всех церквей, потому что в Библии этого нет. Джордж Элдон Ладд в своей книге A Theology of the New Testament пишет: «Похоже, в апостольский век не было нормативного образца церковного устройства, и потому организационная структура не представляется важным элементом богословия церкви»3. Я считаю, что утверждения Ладда совершенно не обоснованны по следующим причинам: 1) в большей части церквей, основанных апостолами, есть пример управления посредством совета пресвитеров; 2) церквам даны конкретные указания относительно служения пресвитеров; 3) важные назидания и одобрение адресованы непосредственно самим пресвитерам; 4) можно доказать, что надзор со стороны совета пресвитеров наилучшим образом соответствует и способствует истинно братскому и святому характеру служения в собрании верующих. Кроме того, именно совет пресвитеров соответствует характеру Церкви как Тела — духовно одаренного Тела, состоящего из святых, в которых обитает Дух Божий.
Богословие оказывает неизбежное влияние на структуру церковной организации. Из Нового Завета мы видим, что практическое служение и советы Павла были основаны на доктрине; именно доктрина определяла поведение верующих и структуру церкви. Евангелие должно получить практическое воплощение в жизни и структуре наших церквей, но организационные формы большей части церквей (например, разделение верующих на священство и мирян) противоречат евангельской вести. И действительно, такое положение вещей доказывает, что мы неадекватно и неполно понимаем природу Церкви и Божий замысел искупления человечества. Так, Ладд не может доказать обоснованность своих заявлений, когда говорит, что «организационная структура не представляется важным элементом богословия церкви».
Дело в том, что апостолы Христа почти в каждой церкви установили конкретный тип надзора, и в Новом Завете есть подробные назидания относительно этого надзора (см.: Тит. 1:5–9). Поэтому те, кто не признает необходимость или уместность такого же типа надзора сегодня, обязаны объяснить, почему нам следует отказаться от практики апостолов и не выполнять их повелений. Мне также хотелось бы услышать убедительные доводы, объясняющие отказ принять надзор со стороны совета пресвитеров, поскольку я не вижу ничего, что могло бы быть лучше.
В Новом Завете существует множество примеров, которые полностью подтверждают настоятельную необходимость в духовном попечительстве со стороны совета пресвитеров, однако нигде мы не найдем прямых повелений Господа: «В церкви должен быть совет пресвитеров» (хотя в Послании к Титу 1:5 и далее, как и в нескольких других отрывках, мы видим нечто похожее на такое повеление). Существует несколько причин, которые могли бы объяснить отсутствие явно высказанного повеления решать дела церкви большинством голосов в совете пресвитеров. Во-первых, Новый Завет написан не в таком ключе. Его нельзя сравнить с пятикнижием Моисея. В Новом Завете нет перечисления точных положений и законов, которые мы обязаны были бы соблюдать. Во-вторых, многие церкви просто не в силах выполнить эти повеления; и они превратились бы в невыполнимые требования, потому что во многих собраниях нет опытных мужей, которые могли бы взять на себя исполнение обязанностей пресвитеров. (Вполне вероятно, именно такая ситуация возникла в Коринфе во время миссионерского служения Павла в этом городе.) Многие церкви и сегодня находятся далеко не в идеальных условиях. В церкви может быть всего один опытный и зрелый верующий, который может вести за собой и учить Божий народ. Поэтому свобода, предоставленная Новым Заветом, позволяет поместному собранию, не имеющему возможности основать совет пресвитеров, функционировать без оного, не проявляя в то же время неповиновения.
А теперь давайте дадим определение библейского типа руководства и исследуем новозаветные свидетельства неклерикального устройства церкви, руководимой советом пресвитеров. Действительно, любая непредвзятая библейская дискуссия или исследование вопроса церковного руководства и пастырского попечения должны начинаться с изучения доктрины о пресвитерах так, как она была представлена апостолами нашего Господа в учении и на практике.