Важность и актуальность библейской концепции руководства церковью
Я вполне осознаю тот факт, что многие люди считают вопрос церковного руководства (или формы церковного правления1) темой ненужной, скучной и неважной. Для многих христиан этот вопрос просто не существует. Но дело в том, что церковное управление — исключительно важный и значимый с богословской точки зрения предмет. Поэтому я прошу тех из вас, кто раньше не задумывался над этой проблемой или считал ее неважной, поразмышлять над следующими вопросами.
Во-первых, в структуре любого правительства обязательно находят выражение убеждения самого общества. Ни одно общество не может позволить себе относиться легкомысленно к структуре своего органа управления. Это особенно верно в отношении христианской общины. Мы не можем согласиться на любую организационную структуру, ибо мы подвергаем риску великие и очень важные принципы. Например, если в церкви ввести особый священнический класс, тогда нарушится принцип священства всех верующих. Если признать за руководителями церкви право господствовать над другими верующими, сохранять за собой особый статус и устанавливать иерархическую структуру власти, тогда нарушится целостность семьи верующих, прекратится обмен духовными дарами между членами общины, исчезнет смиренный характер служения внутри братства верующих вместе с уникальным главенством над каждой поместной церковью нашего Господа Христа.
Самый серьезный урон нанесли христианской вере абсолютно небиблейские формы церковного устройства. Всего через несколько столетий после смерти апостолов христианские церкви начали воспринимать как римские, так и иудейские концепции правления. В результате возникла жадная до власти церковь со сложной структурой, которая действовала во имя Христа и в то же время полностью противоречила Его учению о смирении, любви и служении ближнему. Но, что еще хуже, небиблейские принципы церковной организации принизили главенствующее положение Христа в Его Церкви и возвысили человека и человеческие установления. Наши формы церковного правления отражают то, насколько точно мы следуем учению Господа, Евангелию и самой природе Церкви Иисуса Христа.
Далее, проблема церковного устройства затрагивает такие важные библейские вопросы, о которых мыслящие и заинтересованные христиане не могут не задумываться или называть их несущественными. Например, могут ли женщины быть пасторами (или пресвитерами)? Есть ли в Новом Завете основание для разделения на духовенство и мирян? Учит ли Новый Завет тому, что пастырское попечение следует считать совместной обязанностью? Должна ли поместная церковь подчиняться высшим судебным инстанциям или церковным организациям?
Как ни странно, многие евангельские лидеры сегодня больше интересуются структурой государственного управления в правительстве Соединенных Штатов, чем формами правления в Божьей Церкви. Сомневаюсь, что евангельские руководители могут сказать: «Неважно, как устроено правительство в Соединенных Штатах. Главное, чтобы была хоть какая-нибудь форма правления». Однако именно так говорят некоторые из них, когда разговор касается поместной церкви. Но ведь структура управления играет очень важную роль: она должна соответствовать убеждениям общества и подтверждать их, иначе возникнут очень серьезные философские противоречия.
Во-вторых, Бог в Своем Слове дал нам совершенно четкие примеры и повеления, касающиеся церковного устройства. Бог не обошел молчанием структуру руководства Своего дома (см.: 1 Тим. 3:14, 15). Он знает, что лучше, и желает Своему народу самого лучшего. И все же многие христианские церкви полностью игнорируют тексты Писания, касающиеся церковного руководства, или же применяют их только по отношению к священникам. Такое намеренное или неумышленное непослушание Божьему Слову в результате всегда приводит к беспорядку и причиняет вред Божьему народу. Дух Божий дал руководящему органу Своей Церкви предписание надзирать за поместным стадом Божьим и пасти его. Таким образом, если мы хотим быть верными Божьему откровению, нам следует возродить библейский тип руководства, вернув пресвитерам их истинное место в Теле Христовом.
Следует добавить, что если мы по-настоящему сумеем понять значение учения нашего Господа о служении и смиренномудрии (смирении разума), которое Он постоянно повторял Своим ученикам, мы осознаем, насколько для христианской веры важен вопрос о структуре и стиле церковного руководства.
В-третьих, на повестку дня также вынесен вопрос о духовном развитии церковных лидеров. В двадцатой главе Книги Деяний апостол Павел говорит, что Дух Божий ставил обычных людей в поместной церкви блюстителями, пасти Божье стадо (см.: Деян. 20:28). Если достойным людям не позволить нести это Богом определенное служение, они никогда не смогут исполнить своего предназначения. Они не станут зрелыми мужами Божьими, как должно. Они не возьмут на себя бремя ответственности, назначенное им Богом. Они не будут вести духовную брань, как им положено. В лучшем случае они будут советниками пастора, но не пасторами, каковыми их желает видеть Бог.
Наши церкви сегодня полны духовно незрелыми и слабыми людьми, которые не выполняют те функции в Теле Христовом, которые они должны были бы выполнять. Они перепоручают свои библейские обязанности профессиональному служителю (и критикуют его, если он не может справиться со всем в одиночку). Так нарушается собственно процесс освящения в жизни руководителей и лидеров церкви.
Всем этим я хочу сказать, что ложные представления о служении и о церковной организации самым серьезным образом препятствуют духовному росту тех самых людей, которые должны вести народ Господень и заботиться о нем. Это очень серьезный вопрос. Те, кто считает проблему церковного устройства несущественной, не знают, о чем говорят, и не понимают, какое долговременное и разрушительное воздействие оказывает их учение на дело Божье.
Очень важно, каким образом организована жизнь церкви.
Р. Пол Стивенс в книге Liberating the Laity рассказывает о своей безуспешной попытке призвать своих прихожан к служению в церкви. Он обнаружил, что именно структура церковного управления потребовала того, чтобы он сам нес это служение. Он пишет: «Я понял, насколько важна эта структура, ибо нет смысла утверждать, что каждый член церкви является служителем, если само устройство собрания доказывает обратное, поскольку людям очень трудно выявить свои духовные дары или осуществлять служение любви»2.
Я слышал, как Чак Суиндолл сказал в своей обычной эмоциональной манере, что тема церковного управления должна быть интересна и очень важна для каждого члена прихода. Он предложил тем, кто думает иначе, еще раз вспомнить последний раскол в церкви, которому они были свидетелями или о котором слышали, чтобы решить, на самом ли деле вопрос церковного правления представляется несущественным и неважным для жизни церкви. Так что тема церковного устройства — исключительно актуальная, чрезвычайно практическая и жизненно необходимая для правильного функционирования Божьей семьи.