Проведенный Социальным Антропологом

Исследовательский Проект Религиозного Опыта Доктора Дэвида Льюиса, Ноттингемский Университет, Исследовательский Центр Алистера Харди, Оксфорд

Здесь есть женщина, чье имя начинается с Л. ... Ей тридцать два года , она страдает от боли в горле восемь лет, она принимала лекарства, но безрезультатно.

Здесь есть женщина с аппендицитом, и не знаю, знает она это, или нет, но она также беременна!

Здесь есть молодой человек около тридцати пяти лет, у которого много проблем в браке. Он живет в Средней Англии. На этой неделе он думал о том. чтобы оставить свою жену, но Господь хочет, чтобы вы остались и разрешили свои проблемы. Не уходите от жены.

Выше приведены только три примера, каждый из которых был сказан разными людьми, среди буквально десятков так называемых слов знания, произнесенных на конференции чудес, знамений и роста церкви, проходившей с 28 по 31 октября 1985 года в Городском Зале Собраний г. Шеффилда. Ежедневно здание заполняло свыше двух тысяч восьмиста участников, большинство из которых были англиканцами. Большинство других были из независимых деноминаций, хотя, вероятно, были и католики, как на подобной конференции в Лондоне в 1984 году.1 Главный оратор, Джон Уимбер, особо говорил о необходимости ломать такие религиозные барьеры и каждому делегату при регистрации давали книгу по исцелению, написанную Фрэнсисом МакНаттом.2 К какой бы конфессии не принадлежали делегаты, они приехали, чтобы на практике научиться тому, как начать служение исцеления в своих церквях.

Будучи социальным антропологом, я попытался изучить происходящее на конференции используя стандартную антропологическую методику наблюдения и углубленного собеседования. Обычно антропологи изучают небольшую группу на протяжении длительного времени, но на этот раз я был вынужден изучить большую массу людей всего за несколько дней. Между собраниями я разговаривал с окружающими об их переживаниях, что, в сложившихся обстоятельствах, было вполне естественной темой для разговора. Мои информанты, таким образом, не имели обычного для «формального» собеседования страха, когда они знают, что их ответы будут записаны; большинство информантов заранее не знало о цели, которую я преследую, задавая эти вопросы. Пытаясь осмыслить их сообщения и мои собственные наблюдения за происходящим, мне необходимо принять во внимание теории из антропологии, социологии, психологии, и даже парапсихологии, так же как и теологические объяснения, которые давали сами информанты. Соединение воедино этих различных моделей объяснения происходящего стало для меня гораздо более сложной задачей, чем я ожидал.

Слова Знания

Слова знания, упомянутые выше, представляют собой одну из сложнейших проблем для рационального мышления. Не было никакой возможности заранее узнать о медицинских деталях упомянутых заболеваний. Делегаты прибыли на конференцию со всей страны, и при регистрации оставляли только имя и адрес. На конференции было примерно одинаковое количество мужчин и женщин и были представлены практически все взрослые возрастные группы. Не смотря на то, что сильно было представлено профессиональное духовенство, большинство делегатов были не профессионалами в церкви, взявшими отпуска, чтобы посетить конференцию. Большинство делегатов были белыми и принадлежали к среднему классу, вероятно, отражая состав церквей, заинтересовавшихся конференцией: еще двадцать или тридцать лет назад проявления, подобные тому, что наблюдалось на конференции, относились исключительно к пятидесятническим церквям чернокожих и рабочего класса, но с помощью этой конференции (и подобных ей на предыдущих двух неделях в Брайтоне и Лондоне, как и конференция 1984 года в Лондоне), некоторые крупнейшие деноминации стали развивать служения исцеления, используя такие слова знания.

Конференция представляет собой дальнейшее развитие того, что в этих конфессиях называется «харизматическим обновлением». Бывший каноник церкви Св. Михаила ле Белфри в Йорке, Дэвид Уотсон был одним из лидеров движения обновления в Англиканской церкви. Именно его дружба с Джоном Уимбером привела к тому, что такие конференции проводятся в Англии. Уимбер был на конференции главным оратором, но также Англиканский епископ Дэвид Питчес (раньше епископ Англиканской диоцезы в Южной Америке, а теперь служитель церкви Св. Андрея в Чорливуде, графство Хертфордшир) ежедневно вел один из семинаров. Как Уимбер, так и Питчес привезли с собой команды помощников, прошедших подготовку к такому служению. В большинстве случаев именно помощники молились за тех, кто просил об исцелении в ответ на слово знания, в то время как Уимбер оставался на сцене, комментируя происходящее.

Сами по себе слова знания производили веру и ожидание исцеления как у «исцелителей» так и у «исцеленных». Если, как они верят, Бог действительно дал слово знания о состоянии здоровья человека, значит они могут с полной уверенностью ожидать того, что Бог исцелит болезнь, какова бы она ни была. Сам Иисус является для них моделью, Который сказал: «Сын ничего не может творить от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5:19); следовательно, если Отец дал слово знания, они считают это свидетельством того, что Отец творит это. Дальнейшее развитие их теологии утверждает, что Иисус учил учеников тому, как исцелять больных, изгонять бесов и т. д.; поэтому, если церковь сегодня является «телом Христа», то современные христиане должны поступать также.

Возникает вопрос, возможно ли объяснить эти «слова знания», исцеления и другие сопутствующие проявления с альтернативной, не теистической точки зрения. Очевидная гипотеза – слова знания происходят от некоей формы парапсихологии, такой как телепатия или ясновидение. Некоторые из этих случаев напоминают послания, получаемые на собраниях спиритов, на которых медиум или ясновидящий говорит, что у кого-то из присутствующих есть такая-то болезнь, возможно даже, указывая при этом на участок зала, в котором сидит этот человек. Метод получения знаний также выглядит похоже: такие проявления, как мысленные картины, очень сильные впечатления – «когда нет ни тени сомнения» – и боль в теле, которая является «чужой болью» (но которая указывает на место, где болит у другого человека). Сравнительно редко люди «видят» слова (невидимые для других), написанные на теле человека или на воздухе. Как утверждает Блэйн Кук, один из помощников Уимбера, в таком видении слова могут даже быть конкретными медицинскими терминами, как например «болезнь Осгуда-Слаттера», изначально неизвестный для него термин, поскольку его специальность – гражданская служба, а не медицина. Тем не менее, существует несколько важных отличий того, что я наблюдал в Шеффилде и происходящего на собраниях спиритов.

Первое отличие – в уровне конкретности некоторых слов знания (как видно из первой цитаты в начале этого Приложения), что, похоже, превосходит точность примерно таких же проявлений, происходящих в другой среде.3 В Шеффилде иногда казалось, что дополнительные слова знания приходили, если человек сразу же не называл себя, что иллюстрируют следующие слова Джона Уимбера:

Здесь есть кто-то с трещиной в ребрах – поскользнулся прошлой зимой на снегу или льду и ребра неправильно срослись. Левая нога поскользнулась. Болит с левой стороны ... (Пауза). Это было в феврале этого года, на скользком ледяном покрытии – сильный удар об землю ... (Более длительная пауза). Вас зовут Джордж.

Второе отличие от собраний спиритов касается возможности шарлатанства. Известно, что целители-спириты посещают одни и те же собрания и у них со временем накапливается информация о тех, кто регулярно их посещает.4 Тем не менее, тот самый факт, что Уимбер и его команда прибыли из Соединенных Штатов и не могли контролировать тех, кто планировал посетить конференцию, прочитав о них в популярных христианских журналах, является сильным свидетельством достоверности их притязаний.

Дальше сравнивая их с действиями медиумов или экстрасенсов, которые проводят свои консультации наедине, можно отметить отсутствие ритуального использования личных вещей, таких как, например, цепочки, в качестве так называемых проводников, с помощью которых медиум стремится получить знание о другом человеке. Заверения Уимбера и его коллег о том, что эти слова знания также действуют на личном уровне – не только в больших собраниях – проверить не так просто, из-за особенностей ситуации. Более того, сами слова знания невозможно предсказать, то есть, определить, когда и как они будут произнесены, поэтому, невозможно создать экспериментальную ситуацию для проверки личных слов знания, сказанных наедине. (Даже на больших собраниях их количество может быть очень разным.) Из-за невозможности лично наблюдать подобное наедине, я могу только отослать вас к случаю, описанному в книге Уимбера «Благовестие в Силе Святого Духа». Он описывает, как увидел слово «прелюбодеяние», написанное на лбу одного из пассажиров самолета, за чем последовало откровение имени его любовницы. Когда Уимбер спросил этого незнакомца, значит ли что-нибудь для него это имя, и объяснил, что Бог открыл ему эту информацию, человек разрыдался от угрызений совести, что привело к его обращению.5

Статистическая Вероятность

Эти же самые факты затрудняют объяснение слов знания просто как статистическую вероятность. Конечно, если можно дать подтверждение словам знания, сказанным наедине (что, вероятно, возможно, при независимом сборе фактов от самого человека, так и от знающих его людей), тогда речь идет о совершенно ином уровне вероятности, чем том, который просто выделяет наиболее часто встречающееся заболевание среди группы из почти трех тысяч людей. Хотя в Шеффилде было сказано много «обобщенных» слов знания, особенно теми, кто впервые пытался сказать слово, которое, как они считают, получили, некоторые более конкретные слова знания очень сложно попросту отмести, основываясь на теориях вероятности.

Хорошим примером этого служит женщина, чье имя начинается с «Л». На следующий день я смог лично побеседовать с ней. Ее зовут Линда. Линда сказала, что как только Уимбер начал говорить – даже не смотря на то, что он не был абсолютно уверен, какое ему открылось имя – она почувствовала, что Бог говорит в ее сердце, что это она. Когда были приведены другие подробности, она убедилась в этом и пошла с балкона, где она находилась, вперед к сцене. Кстати, ее случай – единственный, с которым я столкнулся, в котором слово знание не имело стопроцентной точности, поскольку ей исполнится тридцать два только в апреле этого года. (Уимбер также публично признал, что не уверен, какое именно это имя, думая, что это, скорее всего, либо «Лорма», либо «Лерман», но был уверен, что оно начиналось с «Л».) В случае с Линдой, мы можем предположить, что если на конференции присутствовали около 1500 женщин и если в их именах имелось 20 общих инициалов (исключая такие, как X, Z или Q) то около 75 женщин подпадали под два первых определения. Если большинство присутствующих были от 20 до 60 лет – хотя Уимбер и допустил ошибку в один год (или в несколько месяцев) в такой детали – тогда мы можем разбить всех на 13 возрастных групп, каждая по три года с допуском в один год с каждой стороны. Это сужает круг до шести возможных участниц. Сложно оценить огромное количество всевозможных органов, особенно, если указывается левая или правая сторона тела и приводятся такие детали, как, например, «пятый шейный позвонок». Врачи и люди, имеющие медицинское образование, могли бы перечислить сотни различных частей тела, но мы, в целях настоящего исследования, примем за основу, что в организме существуют 30 основных органов или частей тела. Даже исходя из 30 возможных частей тела, количество людей, случайно соответствующих этим критериям, сокращается до 0,2. Затем, была приведена такая деталь, как «восемь лет», что гораздо дольше, чем приблизительная продолжительность болезни горла у женщины этого возраста. Если мы возьмем предположительную цифру одна из 50 болезней горла, которые длятся восемь лет, то обнаружим, что случайно такой комбинации характеристик соответствуют 0,004 человека из толпы. Другими словами, даже если мы придерживаемся очень консервативного подхода, беря во внимание только 30 органов тела, должна была собраться толпа в 250 раз превосходящая собравшуюся, чтобы у 1 человека был шанс соответствовать такой комбинации характеристик по воле случая.

Тот факт, что практически на все слова знания кто-то из присутствующих обязательно откликался, как имеющий названное заболевание, показывает, что сами слова воспринимались как точные, по крайней мере, субъективно. Хотя и существует значительное отличие человека, который считает, что у него артрит, и человека, которому такой диагноз поставил врач, тем не менее, все, признавшие себя исцеленными, кого я опросил, имели диагноз врача.

Одним из случаев, который я знал заранее, был связан с медсестрой, с которой мы беседовали на предыдущей неделе по другому поводу. Вопрос о ее отношении к детям привел к тому, что она рассказала мне о своем эндометриозе (опухоли матки), что препятствовало зачатию, это была личная деталь, которую эта пара рассказывала только еще одному человеку в церкви. Из-за расписания работы, она с мужем ездили в Шеффилд по очереди в разные дни, но жена присутствовала на дневном семинаре по физическому исцелению, на котором у Блэйна Кука было слово знания об эндометриозе – он использовал специальный медицинский термин, который на прошлой неделе сказала мне медсестра. Когда она открыла рот от изумления – насколько я знаю, больше не у кого из присутствующих такой болезни не было – Кук помолился о том, чтобы Бог дал ей ребенка, которого она так сильно желала. Это выглядело как некое вспомогательное слово знания, но в тех обстоятельствах нельзя было не сделать логического вывода из ее состояния. Это упоминание об эндометриозе было двадцать первым словом знания из тридцати пяти, произнесенных только во время дневного семинара.

Четыре дневных семинара, посвященных разным темам проводились одновременно в нескольких залах, тем самым сокращая количество участников каждого семинара. Одновременно с этим семинаром проходил еще один, следовательно, можно предположить, что около 1500 человек приняли в нем участие, половину из которых могли составлять женщины. Из примерно 750 женщин найти одну страдающую эндометриозом, в принципе, возможно, благодаря удачной статистической догадке. Тем не менее, это было лишь одно из менее точных слов знания, произнесенных тогда; а вот примеры некоторых других из тридцати четырех слов знания, которые сказал Блэйн Кук (в каждом из этих случаев откликался человек с соответствующей проблемой):

Болезнь уха – инфекция – в ухе накапливается жидкость, поэтому, когда вы просыпаетесь, у вас мокрая подушка (откликнулась женщина справа).

Женщина с кистой левого яичника – у вас очень острая боль на протяжении шести - семи дней перед началом менструального цикла (откликнулась женщина слева; затем Кук попросил ее соседку возложить руку на левый бок откликнувшейся женщины и помолиться за нее).

Левая нога – грибок на ступне между тремя последними пальцами от начала стопы (мужчина на балконе).

Тридцать девять человек с болезнями сердца и высоким давлением (их попросили встать и поднять руки, чтобы сидящие вокруг могли помолиться за них).

(Немного позже Кук объявил: ) Также человек с пролабированием сердечного клапана, который не вышел вперед (откликнулся мужчина справа).

Больной зуб, нижняя челюсть, второй коренной зуб (женщина справа).

Повреждение пятого шейного позвонка (женщина справа).

И мужчина с тем же заболеванием (я не смог разглядеть, откликнулся ли кто-то на это, поскольку вокруг встало много людей, чтобы молиться за тех, кто уже откликнулся).

Ушибленная кость пятки правой ноги. Сильно обо что-то стукнулся и очень ушибся (мужчина сзади слева).

Кто-то, у кого назначена встреча с дантистом для осмотра корневого канала одного из зубов справа в верху – собираетесь сделать это в ближайшее время (женщина справа).

Эти примеры – одни из наиболее конкретных и подробных, на которые я видел, как люди откликнулись. Еще три болезни, которые были упомянуты были из разряда тех, в каких случаях Кук предлагал больным людям «взять кого-нибудь за руку и попросить, чтобы за вас помолились», вместо публичного их признания: это были грибок анального отверстия, вагинальный сифилис и инфекция правой груди, в результате которой из правого соска текла жидкость. Кука, похоже, смутила последнее заболевание, на что он сказал: «О, а со мной то это зачем делать?!»

Телепатия

Кук, Уимбер и другие люди, которые получали слова знания, называют их Божественным откровением, хотя на поверхности напрашивается более «естественное» объяснение этому – телепатия. В ортодоксальной науке к телепатии довольно спорное отношение, тем не менее, существует сравнительно мало научных исследований телепатии и сопутствующих проявлений (ясновидения, и т. д.) Когда такие тесты все же проводятся, они ограничивают число возможных выборов до определенного, заранее намеченного количества, чтобы вычислить статистическую вероятность обычной догадки. Подопытных просят сказать, какая была выбрана карта или предсказать, какая лампочка загорится из ограниченного числа лампочек. Результаты сотен подобных серийных тестов затем сводятся в таблицу и подвергаются анализу на предмет статистической вероятности. Если пять правильных догадок из ста возможных приписываются случаю. То с увеличением пропорции правильных ответов, вероятность того, что они были даны случайно значительно уменьшается. В большинстве экспериментов уровень точности составлял гораздо меньше ста процентов, если вообще можно говорить о каком-то результате, но некоторые лица, имеющие соответствующую практику, смогли добиться очень значительных результатов.6 Похоже, что практика приводит к значительному увеличению точности, как в ходе таких научных исследований, так и среди увиденного мной в Шеффилде, поскольку наиболее конкретные слова знания, содержащие конкретные факты о возрасте, имени человека или о необычном заболевании, были сказаны теми, у которых был некоторый опыт таких проявлений, а такие фразы, как «тупая боль над правым глазом, между глазом и ухом», «камни в желчном пузыре», «нерегулярное сердцебиение», или «боль в левой ноге» произносились теми, у кого раньше не было слов знания, но здесь они молились и просили Бога послать им слово знания.

Но существуют случаи и вне научных экспериментов, когда близкие родственники, супруги или друзья иногда думают об одном и том же в одно и тоже время и спрашивают, не телепатия ли это. Очень сложно дать научное объяснение подобным случаям, поскольку существует много не отвеченных вопросов о том, не было ли у этих людей общего стимула думать одинаково. Даже если есть доказанные случаи телепатии, они, тем не менее, касаются людей, имеющих близкие отношения друг с другом. Проявления в Шеффилде касались совершенных незнакомцев в переполненном зале; эти люди раньше друг с другом не встречались, а сказанные факты касались личных деталей, которые нельзя определить, даже поговорив с человеком с глазу на глаз. То, что люди, дававшие наиболее точные слова знания, прибыли недавно из Соединенных Штатов, означает, что если и есть здесь какая-то форма телепатии, она значительно отличается от сообщений, касающихся близких людей.

Наши знания о телепатии и подобных проявлениях пока еще очень ничтожны, поэтому, даже если происходившее в Шеффилде отличается от сообщений о телепатии между близкими друзьями или родственниками, это совсем не значит, что мы по-прежнему не можем попытаться описать все это с помощью гипотезы о телепатии. Это просто значит, что мы делаем шаг к новым знаниям и что нам необходимо принять во внимание новое измерение пси-фактора. Общепринятое объяснение телепатии рассматривает ее как некое подобие «радио» с передатчиком и одним или несколькими приемниками, но кое-что из увиденного в Шеффилде не подходит под эту модель. Это, например, такие случаи, когда говорилось, сколько присутствующих имели эту болезнь, например, «три человека с легастенией» или «тридцать девять человек с болезнями сердца или высоким давлением». В первый вечер Уимбер получил слово знания, в котором были числа «четыре» и «один» вместе со словом «бесплодие», но он не был уверен, значит ли это «14» или «41». Он попросил всех, кто не может завести ребенка, мужчин или женщин, выйти вперед и выстроиться перед сценой. Некоторые из них держались кучками и слились в проходе с другими выходящими вперед в ответ на слово знания, поэтому я не смог точно сосчитать, сколько их было, но там было на два человека меньше «41», что заметил Уимбер, поскольку со сцены у него был лучше обзор. (Хотя одним из вышедших был муж женщины, страдавшей эндометриозом, но он тихо занял свое место так и не получив молитвы, поскольку подумал, что это болезнь его жены, а не его самого, поэтому никто не мог сообщить Блэйну Куку, у которого три дня спустя было слово знания об эндометриозе, о состоянии этой женщины заранее.)

Значение конкретных чисел, таких как «три», «39» или «41» заключается в том, что, опять приводя аналогию радио, похоже на то, как радио определяет, сколько станций посылают один и тот же сигнал по разным каналам. Выглядит, как будто радио быстро сканирует все волны разной длины, выявляет станции, передающие одинаковый сигнал и считает количество этих передатчиков. Это гораздо более сложная модель, чем один передатчик и один или несколько приемников одинакового сообщения, поэтому аналогия с радио выглядит весьма натянутой, если принять во внимание наличие множества «передатчиков» и учет их количества.7

Когда приходит Дух Божий

С помощью слов знания было выявлено много людей, которых Бог хотел исцелить, затем за них молились окружающие (или, в начале конференции, члены команды, приехавшие с Уимбером и Питчесом). Исцеляющая Сила приписывается Святому Духу и в начале каждой, так называемой, клиники, всех присутствующих простил «ждать», когда Святой Дух сойдет на них. Уимбер кратко молился о том, чтобы Святой Дух «пришел», затем стоял на сцене, пока все в тишине ждали, как правило, стоя, и с раскрытыми объятьями, с ладонями, обращенными вверх, как будто принимая. Некоторые даже стояли с руками за спиной, словно не желая участвовать в происходящем. Уимбер сыпал со сцены шутками, типа: «Не воспринимайте меня так религиозно» но, увидев физические проявления Святого Духа, начал взывать: «Приди, Дух Святой!» Проявления были самыми разнообразными: от восторженной тишины и покоя, пребывающего на человеке, до падения на пол. Между этими двумя крайними проявлениями были и другие: дрожь одной или обеих рук, смех, плач или оцепенение. Такие проявления были отмечены в истории христианства, по крайней мере, со времени Уэсли до наших дней, хотя библейское свидетельство о том, что в день Пятидесятницы ученики выглядели как пьяные, можно принять за свидетельство того, что подобные проявления существовали и в церкви первого века.

Большинство методистов с подозрением отнеслись бы к подобным проявлениям в методистских церквях, хотя они и имели место во время Уэсли, и от современных квакеров больше не услышишь квакающих звуков, откуда и пошло их название, но в Шеффилде многие люди из различных конфессий испытывали на себе такие проявления почти невольно. Во время самой первой клиники, сорокапятилетняя женщина почувствовала, что у нее дрожит правая рука, когда как все, сидящие вокруг, не испытывали никаких видимых проявлений. Она пыталась унять дрожь в руке, зажав ее в другой, до тех пор, пока обе руки не затряслись настолько сильно, что ее поведение заметили окружающие. Она не ожидала от себя такого, и только на третий день Кук объяснил, как они истолковывают такие физические проявления. Никто не говорил заранее, что ожидаются именно такие проявления, поэтому как эта женщина, так и другие подобные ей, пытались во время первой клиники подавить их. На последующих собраниях такое поведение могло ожидаться в большей степени, поэтому нельзя полностью исключить вероятность психологической суггестии в отношении последующих собраний, даже не смотря на то, что такой теории трудно поддаются проявления во время первой клиники.

На третий день конференции во время семинаров по физическому исцелению, Кук объяснил, что они считают такие проявления отчасти следствием «перегрузки» нервной системы, особенно, дрожь в руках. Один двадцатидевятилетний мужчина был искренне удивлен, когда ему сказали, что во время молитвы полчаса назад его руки сильно тряслись. Этот случай показывает, что при таких проявлениях может быть задействована автономная нервная система или части мозга, отвечающие за моторику, без отражения происходящего в сознании. Такие проявления, как оцепенение, они описывали, как внутреннее столкновение Святого Духа с грехами или другими преградами. Случаи, когда люди вскрикивали, обычно связывались с освобождением от груза глубоко захороненных проблем прошлого, но иногда связывались с изгнанием демонических сил. Среди вскрикивающих преобладали женщины. Я побеседовал с двумя из них – одна оказалась женой англиканского кюре – и обе они признались, что обычно никогда так не кричат при людях, но закричали, когда Святой Дух вывел на поверхность различные прошлые болезненные переживания. Сложно описать такое «неприличное» поведение с точки зрения обычного «синдрома толпы».

Поведение нескольких человек, которые вскрикивали или мужчины, который вдруг стал рычать и хрипеть и нуждался в помощи окружающих (вследствие того, как сообщили они, что в нем бес проявил себя) могут быть описаны как форма массовой истерии, если бы не тот факт, что сравнительно мало людей проявили такие симптомы. У большего числа людей были такие симптомы, как дрожь в руках, рыдания или оцепенение, но во время каждой клиники лишь меньшинство ее участников испытывало какие-то проявления. Окружающие либо просто смотрели, либо молились за этих людей, но, по моей оценке, не более чем один из десяти привлекал подобное внимание во время клиники. К концу четвертого дня большинство людей что-то испытало, но были и те, которые хотели пережить особые проявления, которых у них не было. (Похоже, что некоторые пытались подделать дрожь в руках, но их попытки выглядели искусственно, и более опытные члены команды сказали им так больше не делать.)

Для внешнего наблюдателя подобное поведение может выглядеть как эмоциональность, но при этом, удивительно то, что довольно большое число опрошенных из переживших такие проявления сообщают об отстраненности от происходящего и чувстве внутреннего мира и покоя. Эмоции, безусловно, играют какую-то роль, но не до такой степени, когда на такое поведение может быть навешен ярлык «эмоциональность» и порешить на том. Чувство отстраненности от физического тела, почти как у стороннего наблюдателя, наблюдалось также и у тех, чьи проявления были очень явными, например, крик. Например, одна двадцатичетырехлетняя женщина увидела в видении Иисуса, сначала руки, а затем и все тело, хотя черты лица были еще трудно различимы. Она попыталась освободить сознание от лиц людей, которых она хорошо знала, например, ее отца, чтобы не смешивать их с видением. Она почувствовала, что «сатана говорил (ей), что видение – плод ее воображения». Когда она изо всех сил тянула руки к Иисусу, то вдруг почувствовала острую боль в желудке, как будто бы какие-то силы пытались помешать ей дотянуться до Иисуса. Острая боль заставила ее вскрикнуть, но, не смотря на эти переживания, она чувствовала себя как бы отделенной от тела, осознавая все происходящее, но в то же время - как бы не будучи «посреди» этих событий. Во время этого видения у нее онемели руки и ноги, и лишь полчаса спустя к ним вернулась чувствительность.

В некоторых случаях во время конференции наблюдался переход от «сильных» к более «мягким» проявлениям. Те люди, которые в начале чувствовали, что внутри них происходит исцеление от обид прошлого, или цепенели, как будто у них был внутренний конфликт – то, что Уимбер называет «мощным столкновением», когда Святой Дух преодолевает противостоящие Ему силы – те же люди к концу недели проявляли менее драматичные симптомы, выражая радость и восторг. Те, кто в начале ощутил дрожь или покалывание в руках, обычно рассматривали эти проявления как призвание к служению исцеления и к концу недели часто сами молились за других. Иногда «синдром дрожащих рук» возникал у них снова, когда они молились за кого-то, а иногда и не возникал. Похоже на то, что форма, которую принимали эти проявления в каждом конкретном случае зависели от индивидуальных факторов, таких как личные нужды человека, от его индивидуальности и даже его личной психики; рука, которая больше дрожала, или начинала дрожать первой была обычно рукой, которой человек пишет, левой или правой.9

Время от времени люди падали на пол, или чувствовали, что им лучше сесть в кресло. Это объяснялось по-разному, однако, все сходились на том. что человек чувствует себя переполненным. (Уимбер использует слово «переполнять»; он утверждает, что греческое слово, переведенное как «крещение», означает «переполнять», а не просто «окунать», и, следовательно, он толкует некоторые из таких случаев как «переполнение» («крещение») Святым Духом.) Двадцатитрехлетняя девушка описывает, как сначала у нее сильно задрожали ноги, затем успокоились, а затем «все произошло снова, только на этот раз дрожали и руки». Со временем дрожь в руках прекратилась, и дрожали только ноги, но к тому времени она почувствовала, что не может больше стоять и упала сначала плашмя на кресло, а затем сползла на пол, где она «довольно долго лежала, чувствуя совершенный покой». Когда последствии ей помогли сесть, она «почувствовала, что мне как будто нужно посидеть там часок-другой и позволить Святому Духу оставаться со мной и изливаться через меня, просто пребывая в покое.» Она ощущала, как Бог «наполнял» ее «Своей любовью». Другие также описывали подобные ощущения как «любовь», «радость», или «мир», хотя одна девушка описала свое состояние, по-моему сильно напоминающее экстаз, как «радость перемешанная с глубоко запавшей болью и обидами из моего прошлого: радость, затем боль, затем снова радость, затем снова боль....»

Казалось, что некоторые из более сильных эмоций переживали, в основном, женщины, чем мужчины, и больше молодые женщины, чем старые. Хотя, пожилые люди также чувствовали себя «переполненными» и падали, хотя я наблюдал это больше у женщин, чем у мужчин. Некоторые описывали этот опыт как «огромный, тяжелый груз, сбивающий меня с ног» или «тяжелый груз или давление на грудь, заставившее меня сесть». Упоминание некоего «груза» представляет собой особый интерес, потому что ни Уимбер, ни другие выступавшие не упоминали ничего подобного, поэтому упоминание нескольких людей о таком «грузе» не может быть объяснено как суггестия. Уимбер приводил сравнение с «волнами», говоря, что иногда Святой Дух внезапно приходит, как накатывающие волны, но чаще всего, как «волны» возрастающей силы; сначала несколько людей «захлестываются» духом, затем больше и больше.

Этот опыт представляет особый интерес, поскольку я вижу большое сходство с сообщением одного баптистского служителя, который тридцать лет назад молился и почувствовал «волны» Божьей любви, которые достигли такой силы, что через какое-то время, как он полагает, час или больше часа спустя, «мне пришлось просить Бога остановиться».10 С тех пор у него подобное переживание не повторялось, но, оглядываясь назад, он описывает его как «волны» или «груз». Похожий язык и ситуация, в которой происходила молитва, позволяют считать этот опыт очень похожим на то, что испытали некоторые люди в Шеффилде – но с социологической точки зрения особую важность представляет тот факт, что такие проявления возможны в частном порядке, неожиданно и без влияния людей.

Процесс Исцеления

С помощью слов знания в Шеффилде приглашались люди для молитвы, но иногда приглашали и целые категории людей встать и принять молитву, как, например, в последний вечер конференции была особая молитва за служителей и лидеров церкви. В последнем случае молитва носила более общий характер – за Божье «благословение», «силу», «смелость», и так далее – в то время как молитвы за исцеление имели более определенный порядок. Во-первых, с человеком беседовали о болезни и о всем, что с ней связано, затем ставился диагноз, являлось ли происхождение болезни «естественным» или «сверхъестественным», затем следовал выбор соответствующей природе болезни молитвы, за чем следовала сама молитва, прерываемая для вопросов больному и отклика от него. Наконец, после молитвы человеку давали общие советы.

Каждый случай индивидуален. Но, тем не менее, следующий пример показывает некоторые общие черты (слова знания, беседа, и молитва), присущие процессу исцеления. Следующее произошло во время первого дневного семинара, посвященного физическому исцелению, который вел один из служителей команды Уимбера Джон МакКлур, пастор из города Ньюпорт Бич, штат Калифорния. Он тем утром приехал в Шеффилд из Лондона и обнаружил, что ему предстояло вести дневной семинар. За два дня до этого он проснулся в 5 утра в комнате гостиницы в Лондоне от сильного трахеита. Горло сдавило настолько сильно, что он подумал, что умирает, но, как он сказал позже, он «запретил сатане и тот отошел от меня». Затем «Господь сказал мне, что будет некто с такой же болезнью» в Шеффилде. Поэтому, на первом же семинаре он спросил, есть ли кто-нибудь, с недавних пор испытывающий трудности с дыханием; МакКлур не знал точный характер болезни, астма или заболевание слизистой оболочки, но оно касалось сужения трахеи.

На это откликнулась одна женщина, и МакКлур побеседовал с ней спросив, как долго она находится в таком состоянии и что именно она испытывает. Она ответила, что в шестимесячном возрасте у нее была экзема а с двух лет у нее началась астма. Со временем ей стало лучше, но «за последние несколько месяцев в трахее скапливается много слизи, что затрудняет дыхание». МакКлур сообщил, что он чувствует, «что сатана хочет запугать вас и даже пытается убить вас с помощью этой болезни». Затем он помолился примерно так: «Пусть сойдет на вас Божье Царство. ... Я обращаюсь к легким во имя Иисуса: очиститесь. ... Я обращаюсь к дыхательному аппарату во имя Иисуса: очистись. ... Очистись во имя Иисуса.»

Помолившись так, МакКлур еще побеседовал с женщиной, делая упор на том, что он хочет, чтобы она откровенно призналась, чувствует ли она какие-то изменения, или нет. Она ответила, что стала свободно дышать, и что больше не слышит звука собственного дыхания. МакКлур подтвердил, что вначале он слышал дыхание женщины, «но не сейчас». Затем женщина вернулась на свое место, сказав напоследок, что чувствует, что «может пробежать милю»!

Такие случаи мгновенных изменений вовсе не являются правилом. Многие другие люди сообщали о постепенном изменении состояния или о том, что никакого изменения не произошло. Сам Уимбер цитировал цифры, приведенные в одном исследовании в США, согласно которым у тридцати процентов людей наблюдается частичное или полное исцеление после первой молитвы, еще десять процентов – после второй, и более семидесяти процентов – после десятой молитвы за исцеление. Они объясняют такие результаты тем, что даже самому Иисусу пришлось дважды молиться за слепого, а некоторые друзья Павла болели длительное время. Тем не менее, тот факт, что многие люди утверждают, что в какой-то степени исцелились, вызывает вопрос о том, как действует исцеление.

Многие физические проявления, уже описанные выше как психологические симптомы присутствия Святого Дух очень напоминают состояние транса. Это не удивительно, если принять во внимание какая концентрация сил и внимания требуется, если <

Наши рекомендации