Молящийся о духовном не должен сомневаться
В молитве о духовных нуждах он не должен сомневаться в получении просимого, ибо Сам Бог клятвою подтвердил, что не хочет смерти грешника (Иез.33:11) (Там же).
Почему прошения о материальных благах не всегда исполняются
Молитвы же о материальных благах не всегда могут быть исполняемы Богом, и это потому, что люди весьма часто просят бесполезное и даже душевредное для них (Там же).
Христианин обязан молиться за ближних
Не только о собственных духовных и телесных благах должен молиться христианин. По своей христианской любви он обязан понуждать себя молиться и за других людей, просить им у Бога милостей как во временной, так и в вечной жизни, ибо все христиане есть одно духовное тело, имеющее Единую Главу Господа Иисуса Христа и просвещаемое Единым Духом Божиим. Как в телесном организме все члены заботятся друг о друге, так и в духовном теле Церкви все ее члены должны в молитве проявлять такую же заботу. Итак, каждый христианин должен молиться о властях, о пастырях церковных, о родственниках, близких, друзьях и вообще о всех христианах (Там же).
Совершенная молитва – молитва за врагов
Наиболее совершенной и богоугодной молитвой бывает та, которая возносится за врагов и неблагожелателей. Такой молитве научает Своих последователей Сам Спаситель, говоря: «Молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы» (Мф.5:44) (Там же).
Содержание молитвы определяется воздействием благодати
Содержание молитвы может определяться не столько мыслями и чувствами христианина, сколько воздействием благодати Божией на его душу, ибо сам человек, по слову апостола, о чем молиться, как должно, не знает (см. Рим.8:26). Когда же, возбуждаемая благодатью, молитва исходит из сердца, когда человек кратко, но усердно взывает «О, Господи, помилуй! О, Господи, ущедри! О, Господи, услыши и спаси!» – такая молитва проходит небеса и восходит к Престолу Господа Вседержителя (Там же).
Внешние проявления молитвы
Совершаемая в глубинах человеческого духа молитва может проявляться и во внешних действиях молящегося, как-то возведение очей и рук к небу, коленопреклонение, произнесение слов молитвы вслух (Там же).
Сила и значение молитвы – в богоугодных мыслях и чувствах
Сила и значение молитвы заключаются не в механическом произнесении слов, не в количестве поклонов, а в богоугодных мыслях и чувствах. Вот почему все христиане на молитве должны внимать одному Богу. Усердно предстоя Богу телом в молитве, христианин должен следить за тем, чтобы и его внутренняя настроенность соответствовала движениям тела, ибо нередко бывает, что, предстоя телом в молитве, он умом и сердцем далеко отстоит от Горнего мира (Там же).
Как научиться богоугодной молитве
Учиться великому искусству молитвы должен каждый христианин. Подобно тому, как при обучении земным наукам люди посещают школы, так и христианин, чтобы научиться молитве, этой духовной науке, обязан усердно посещать храм Божий. Церковные молитвословия не только сообщают уму и сердцу верующего богоугодные мысли и чувства, но питают его душу духовной пищей, в которой она всегда нуждается. Эту духовную пищу в преизбытке содержат все молитвословия, как-то каноны, стихиры, псалмы и другие церковные молитвы, всегда читаемые в храмах. Желающему научиться правильной молитве следует прилежно внимать церковным песнопениям и водворять их в своем сердце. Благоговейное стояние в храме, внимание ко всему тому, что в нем поется и читается, порождает в душе христианина умиление, благодарение и истинную молитву (Там же, с.257).
Не нужно ждать расположения к молитве, но понуждать себя к ней
Стяжание истинной молитвы в своем сердце требует от христианина большого труда и настойчивости. Он не должен ждать расположения к молитве, но всегда понуждать себя к ней. Упражнения в молитвенном подвиге связаны с внутренним напряжением всех духовных и телесных сил молящегося (Там же).
Подготовка к молитве
Прежде чем христианин приступит к молитвенному правилу, ему необходимо подготовить себя к нему. Для этого следует оставить все посторонние мысли, успокоить чувства и вспомнить о том, к чему он приступает и к Кому хочет обратиться с молитвой. Первостепенным средством, помогающим стяжать нерассеянную молитву, является размышление о вездесущии Божием. К размышлению о везде присутствии Божием необходимо присоединять воспоминание о вечной жизни и о Страшном Суде Христовом. При такой настроенности души рождается дух смирения, страх Божий и надежда на Божию неизреченную благость и человеколюбие. Истинной молитве споспешествует также испытание молящимся своей совести. Всякий грех, отягощающий душу и не очищенный покаянием, делает молитву бесплодной, ибо «Царь Небесный отвращается души, которая смрадными грехов рубищами замарана». Значит, всякий желающий беседовать в молитве с Богом должен прежде всего осознать свои грехи, загладить их покаянием и больше к ним не возвращаться (7, с.257–258).