Возвышение Аллаха над Своим Троном, находящегося выше семи небес
Последователи хадиса убеждены в том, что Аллах, пречист Он и возвышен, поверх семи небес, над Своим Троном, как об этом повествуется в Его Писании:
«Воистину, ваш Господь – Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он управляет делами. Никто не будет заступаться, кроме как после Его дозволения»(Юнус 10: 3).
«Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем вознесся на Трон»(ар-Ра’д 13: 2).
«Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он – Милостивый. Спрашивай об этом Ведающего»(аль-Фуркъан 25: 58).
«Аллах – Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем вознесся на Трон»(ас-Саджда 32: 4).
«К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние»(Фатыр 35: 10).
«Он управляет делами с неба до земли, а затем они опять восходят к Нему в течение дня, который продолжается тысячу лет по тому, как вы считаете»(ас-Саджда 32: 5).
«Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется»(аль-Мульк 67: 16).
Аллах сообщает о проклятом фараоне, сказавшем Хаману: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом»(Гъафир 40: 36-37).
Фараон мог сказать это лишь потому, что слышал, как Муса, мир ему, говорил о том, что Господь его над небесами. Разве не на это указывают его слова: «Воистину, я считаю его лжецом»? –т.е. «я не верю в слова Мусы о том, что над небесами есть какой-либо Бог».
Ученые этой общины и выдающиеся имамы первых поколений, да помилует их Аллах, едины в своей вере в то, что Аллах – над Своим Троном, а Трон Его – поверх семи небес. Таким образом они утверждают то, что Аллах Сам утвердил в отношении Себя, веря в это и считая Его слова истиной. Говоря о Возвышении Аллаха над Троном, они не ограничивают этот атрибут каким-либо условиями и правилами, поскольку именно так Аллах говорит об этом Сам. Они оставляют этот атрибут так, как написано, в своем явном и очевидном смысле, а полное знание об этом поручают Аллаху, говоря: «“Мы уверовали в него. Все это – от нашего Господа”. Но поминают назидание только обладающие разумом»(Али ‘Имран 3: 7).
Т.е. они поступают именно так, как и положено обладателям твердых знаний, которых Аллах похвалил в этих Своих словах.
Сообщается со слов Хасан аль-Басри, передавшего от своей матери: «Сказала Умм Саляма о словах Всевышнего: «Милостивый вознесся на Трон», следующее: «Вознесение (истиуа) не является чем-то неизвестным, однако образ его не представим нашим разумом. Признание этого – вера, а отрицание - неверие».[17]
Сообщается, что Джа’фар ибн Маймун сказал: «Однажды один человек задал вопрос имаму Малику по поводу аята: «Милостивый вознесся на Трон», сказав: «Как Он вознесся?» Малик ответил: «Вознесение не является чем-то неизвестным, однако образ его не представим нашим разумом. Вера в это обязательна, а вопросы об этом – нововведение. И я считаю, что ты не иначе как заблудший». Затем он распорядился и этого человека вывели из его собрания».
Также от Джа’фара ибн ‘Абдуллаха сообщается: «Однажды к Малику ибн Анасу пришел человек с вопросом: «Как Аллах вознесся на трон?» (имея в виду слова Всевышнего): «Милостивый вознесся на Трон». И я не видел прежде, чтобы Малик гневался на что-либо так, как он разгневался на слова этого человека в тот день. Он даже вспотел, так, что пот начал литься с него градом. Люди умолкли и стали ждать, что же он ответит ему. Успокоившись, Малик сказал: «Как Он это сделал – невозможно представить нашим разумом, однако, само возвышение – не является чем-то неизвестным. Верить в это обязательно, а задавать вопросы об этом – нововведение! И воистину, я боюсь, что ты окажешься в числе заблудших. Затем он распорядился, и этого человека вывели».[18]
Абу ‘Али аль-Хусейна ибн аль-Фадля аль-Баджли однажды спросили: «Как Аллах вознесся на Свой Трон?» и он ответил: «Я не знаю из скрытого ничего, кроме того, что Аллах Сам открыл нам. Он дал нам знать о том, что вознесся, но как Он это сделал – не сообщил».
Сообщается от ‘Али ибн аль-Хасана ибн Шакыка, сказавшего: «Я слышал как ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак сказал: «Мы знаем, что Господь наш над семью небесами, вознесся на Свой Трон и не находится вместе со Своими творениями. И мы не разделяем убеждений джахмитов, которые говорят: «Аллах здесь!» (при этом ибн аль-Мубарак указал на землю)».[19]
Абу Джа’фар Мухаммад ибн Салих ибн Хани сказал: «Я слышал, как Абу Бакр Мухаммад ибн Исхакъ ибн Хузайма, сказал: «Тот, кто не признал, что Великий и Могучий Аллах над Своим Троном, вознесся над семью небесами, тот является неверным в отношении своего Господа и жизнь его перестает быть неприкосновенной. Такого человека призывают к покаянию, и если он отказывается каяться – отрубают ему голову, а тело выбрасывают в какую-либо навозную кучу, чтобы мусульмане, а также неверные, находящиеся в договоре не страдали от вони его разлагающегося тела. Имущество такого человека рассматривается, как трофей, и никто из мусульман не может претендовать на него в качестве наследства, поскольку им запрещено это в соответствии со словами посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Мусульманин не наследует неверному, также как и неверный не наследует мусульманину».[20]аль-Бухари 6764.
Наш имам Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи’и в своем сочинении «аль-Мабсут», в теме о том, что в качестве искупления какого-либо греха правильным и действительным будет освобождать именно верующих рабов, приводит сообщение от Му’ауийи ибн аль-Хакама (да будет доволен им Аллах), в котором сообщается: “Когда он пожелал освободить свою чернокожую рабыню в качестве искупления, и спросил об этом пророка (мир ему и благословение Аллаха). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) решив выяснить, является ли она верующей или нет, спросил: «Кто я?»Тогда она указала сначала на него, а затем на небо, имея в виду: «Ты посланник Аллаха того, Кто на небе». На что он сказал: «Освободи ее, ибо поистине, она верующая».[21]
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) посчитал ее верующей мусульманкой за ее признание того, что Господь ее над небом, обладает качествами Возвышенности и Верховности.
Имам аш-Шафи’и использовал этот хадис, как доказательство против мнения тех, кто утверждал, что допустимо в качестве искупления за грех освобождать рабынь из числа неверных. Другими словами аш-Шафи’и считал эту рабыню верующей, так как тоже был убежден в том, что Аллах Всевышний, над Своими творениями, поверх семи небес и над Своим Троном, ибо не было никогда такого, чтобы имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, приводил достоверный хадис и сам не следовал бы ему. И эта его вера полностью соответствует убеждениям мусульман, приверженцев Сунны (ахлю-с-Сунна уа-ль-джама’а)первых и последующих их поколений. Сказал аш-Шафи’и: «Если вы увидите, что я говорю нечто противоречащее достоверному хадису от пророка (мир ему и благословение Аллаха), то знайте, что разум покинул меня».[22]
Аль-Хаким, да помилует его Аллах, сказал: «Я не единожды слышал, как Абу-ль-Уалид говорил: «Мне рассказал аз-За’фарани, что однажды аш-Шафи’и рассказывал хадис и один из присутствующих спросил: «О Абу ‘Абдуллах, ты что тоже придерживаешься того, что сказано в этом хадисе?» На что он ответил: «Ты что видел когда-нибудь меня посещающим синагогу или церковь?! Или, может, ты видишь на мне одежды, которые носят неверные?!» Как ты смеешь, видя, что я нахожусь в мечети мусульман, ношу их одежды, молюсь в сторону их Киблы, спрашивать меня о том, придерживаюсь ли я того, что сказано в хадисе пророка (мир ему и благословение Аллаха), который я сам же и передаю?!»[23]
В этом и состоит разница между нами – приверженцами Сунны и последователями нововведений. Когда они слышат какой-нибудь хадис об атрибутах Аллаха, то сразу отвергают его. Они не принимают его и не соглашаются с его очевидным смыслом, а затем, применяя всю хитрость и изобретательность своего разума, пытаются истолковать его таким образом, чтобы от него не осталось и следа. Хотя при этом они совершенно точно знают, что сказанное посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) нужно понимать именно так, как он и сказал, ибо он был самым знающим из людей о своем Господе, и не мог сказать о Нем ничего, кроме правды и истины, а слова его являлись откровением. Всевышний Аллах сказал: «Он не говорит по прихоти. Это – лишь откровение, которое внушается» (ан-Наджм 53: 3-4).
Имам аз-Зухри и другие ученые этой общины сказали: «На Аллахе – разъяснение, на посланнике – донесение, а на нас – принятие и согласие».
Юнус ибн ‘Абд ас-Самад ибн Му’киль рассказывал со слов своего отца: «Однажды аль-Джа’д ибн Дирхам прибыл к Уахбу ибн аль-Мунаббиху и стал расспрашивать его о качествах Аллаха. Тогда Уахб сказал: «Горе тебе Джа’д! Я думаю, что некоторые из твоих вопросов погубят тебя! Если бы Сам Аллах в Своем Писании не сказал о том, что у Него есть Рука, Глаза и Лик, мы тоже не стали бы говорить это. Побойся же Аллаха!» Не прошло много времени, как Джа’д был казнен и предан распятию».
Однажды Халид ибн ‘Абдуллах аль-Къасри выступал с проповедью, посвященной празднику Жертвоприношения, перед людьми в Басре, и в ее завершение он сказал: «А теперь возвращайтесь в свои дома и режьте своих жертвенных животных, и да дарует вам Аллах благодать в них. Я же сегодня принесу в жертву аль-Джа’да ибн Дирхама, ибо он утверждает, что Аллах не брал Ибрахима Себе в друзья, и не разговаривал с Мусой Своей речью. Пречист Аллах и возвышен от этих его слов». Затем он спустился с минбара и лично зарезал его, после чего распорядился, чтобы тело его распяли».[24]