Два вида пребывания в рабстве у Аллаха

Речь идёт о принудительном и добровольном рабстве. Ра­бом является тот, кого поработил Аллах, управляющий им неза­висимо от того, признаёт или отрицает это сам раб. В этом смысле все люди, будь то верующие или неверные, благочести­вые и развратные, те, кому уготован рай, и те, кто окажется в аду, относятся к числу рабов Аллаха, поскольку только Ал­лах является Властелином всех их, и никто из них не может пойти против Его воли.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ أَفَغَيْرَ دِينِ اللَّهِ يَبْغُونَ وَلَهُ أَسْلَمَ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ طَوْعًا وَكَرْهًا وَإِلَيْهِ يُرْجَعُونَ ﴾

«Неужели жаждут они иной веры, нежели вера Аллаха?! Ведь Ему предались те, кто в небесах и на земле, по своей во­ле или по принуждению, и к Нему они будут возвращены» Сура «Семейство Имрана», аят 83.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ إِنْ كُلُّ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ إِلَّا آتِي الرَّحْمَٰنِ عَبْدًا ﴾

«Каждый из обитающих на небесах и на земле предстанет пред Милостивым только в качестве раба» Сура «Марйам», аят 93.

Здесь имеется в виду поклоняющийся Аллаху, и при­знающий тот факт, что Аллах является его Творцом, его Царём и Тем, кто им управляет, и что только Он и никто иной досто­ин поклонения. Такой раб поклоняется Аллаху, испытывая к Не­му любовь, почитая Его, надеясь на Него, боясь Его и испытывая по отно­шению к Нему целый ряд иных чувств, и он подчиняется велени­ям Аллаха и Его посланника.

Такое поклонение имеет отношение к признанию божествен­ной природы Аллаха, и поэтому человек, исповедующий единобо­жие, заявляет об этом посредством произнесения слов свиде­тельства о том, что нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха, что и отличает его от тех, кто признаёт Аллаха Творцом, но не поклоняется Ему, или же наряду с Ним поклоняется кому-либо ешё.

Именно такое поклонение любит Аллах, такое поклонение угодно Ему, ради него Он создал всё сущее, ради этого направлял к людям Своих посланников и именно о поклонении говорил Он, когда упоминал о качествах, присущих избранным.

В начале своей книги под названием «аль-Убудийа» шейхуль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, приводит определе­ние понятия «поклонение» как шариатского термина, которое отражает все его основные черты. Среди прочего шейх поясня­ет, что поклонение включает в себя всё то, что мы именуем религией, и говорит: «Поклонением называются все те слова, а также тайные и явные действия, которые любит Аллах и кото­рые угодны Ему».

Основы, на которых зиждется поклонение

Мы уже знаем, что в основе поклонения лежит подчинение и что поклонение Аллаху должно включать в себя не только пол­ное подчинение Ему, но и совершенную любовь к Аллаху, а так­же страх перед Ним и надежду на Него. Таким образом, покло­нение Аллаху зиждется на трёх основах, а именно: любви, страхе и надежде.

Любовь

Любовь является важнейшей из всех трёх основ, так как одного лишь Аллаха Всевышнего следует любить уже только по той причине, что Он существует. Любовь верующих к их Господу только усилится после того, как они вступят в обитель бла­женства, тогда как страх их исчезнет с исчезновением вызыва­ющих его причин, ибо те, кто окажется в раю, не будут знать ни страха, ни печали.

О любви верующих к Аллаху говорил как Аллах Всевышний, так и Его посланник. Так, например, Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَتَّخِذُ مِنْ دُونِ اللَّهِ أَنْدَادًا يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللَّهِ ﴾

«Среди людей есть такие, которые приравнивают других к Аллаху и любят их также, как любят Аллаха. Но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал» Сура «Корова», 165.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ ﴾

«…Он любит их и они любят Его…» Сура «Трапеза», аят 54.

В обоих «Сахихах» приводится хадис, в котором сообщает­ся, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Лишь тот ощутит сладость веры, кто отличается тремя качествами: любит Аллаха и посланника Его больше, чем всё ос­тальное, любит того или иного человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию, от которого спас его Ал­лах, также, как не желает он, чтобы его ввергли в огонь».

Кроме того, Аллах Всевышний поведал, что и Он любит тех рабов Своих, которые покоряются Ему. Так, например, Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَاتَّخَذَ اللَّهُ إِبْرَاهِيمَ خَلِيلًا ﴾

«И Аллах сделал Ибрахима Своим возлюбленным» Сура «Женщины», аят 125.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ وَأَحْسِنُوا ۛ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ ﴾

«Творите добро, ибо, поистине, Аллах любит творящих добро» Сура «Корова», аят 195.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ فَإِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُتَّقِينَ ﴾

«…ведь, поистине, Аллах любит богобоязненных» Сура «Семейство Имрана», 76.

Можно привести также и много других примеров такого ро­да.

Аллах Всевышний указал на то, что существует мерило правдивости для заявляющих о своей любви к Аллаху. Аллах Всевыш­ний сказал:

﴿ قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ ﴾

«Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас…”» Сура «Семейство Имрана», аят 31.

Иначе говоря, Аллах Всевышний разъяснил, что любовь к Не­му обязательно подразумевает собой следование посланнику Алла­ха, а следование посланнику обязательно приводит к тому, что Аллах начинает любить раба Своего.

Истинная суть любви состоит в стремлении угодить возлюб­ленному, а это находит своё выражение в проявлениях любви к то­му, что любит он, и проявлениях ненависти к тому, что он не­навидит.

Учёные шейхи часто предостерегали верующих об опасности общения с теми, кто говорил о своей любви к Богу, не испыты­вая перед Ним страха, ибо это свидетельствует о порочности, и именно такая порочность была характерной для представите­лей различных суфийских течений, а до них — для иудеев и христиан, которые при этом говорили много разных слов, при­мер чего приводится в Коране. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَقَالَتِ الْيَهُودُ وَالنَّصَارَىٰ نَحْنُ أَبْنَاءُ اللَّهِ وَأَحِبَّاؤُهُ ﴾

«Иудеи и христиане утверждали: “Мы — сыны Аллаха и любимцы Его”» Сура «Трапеза», аят 18.

Однако говоря это, они позволяли себе поступать напере­кор Его закону.

Страх

Аллах Всевышний вменил страх в обязанность каждому, ибо Он сказал:

﴿ فَلَا تَخَافُوهُمْ وَخَافُونِ إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ ﴾

«Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие!» Сура «Семейство Имрана», аят 175.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ وَإِيَّايَ فَارْهَبُونِ ﴾

«И только Меня страшитесь!» Сура «Корова», аят 40.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ فَلَا تَخْشَوُا النَّاسَ وَاخْشَوْنِ ﴾

«Не бойтесь людей, а бойтесь Меня!» Сура «Трапеза», аят 44.

Аллах Всевышний воздал хвалу тем, кто испытывает страх перед Ним, сказав:

﴿ إِنَّ الَّذِينَ هُمْ مِنْ خَشْيَةِ رَبِّهِمْ مُشْفِقُونَ {57} وَالَّذِينَ هُمْ بِآيَاتِ رَبِّهِمْ يُؤْمِنُونَ {58} وَالَّذِينَ هُمْ بِرَبِّهِمْ لَا يُشْرِكُونَ {59} وَالَّذِينَ يُؤْتُونَ مَا آتَوْا وَقُلُوبُهُمْ وَجِلَةٌ أَنَّهُمْ إِلَىٰ رَبِّهِمْ رَاجِعُونَ {60} أُولَٰئِكَ يُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَهُمْ لَهَا سَابِقُونَ ﴾

«Поистине, те, которые страшатся Господа своего, пребы­вая в страхе, которые уверовали в знамения Господа своего, которые не признают наряду с Господом своим других богов, которые подают то, что положено, а сердца их страшат­ся того, что суждено им вернуться к своему Господу, — все они спешат творить добрые дела и стараются превзойти в этом других» Сура «Верующие», 57-61.

Ат-Тирмизи и имам Ахмад приводят хадис, в котором сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды я спросила: “О посланник Аллаха, указывают ли слова Аллаха: «…которые подают то, что положено, а сердца их страшатся…», — на тех, кто прелюбодействует, пьёт вино и ворует?” Он ответил: «Нет, о дочь ас-Сиддика, здесь речь идёт о таких, кто постится, молится и подаёт неимущим, испы­тывая страх перед тем, что это не будет принято от него»».

Надежда

Аллах Всевышний сказал:

﴿ إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَالَّذِينَ هَاجَرُوا وَجَاهَدُوا فِي سَبِيلِ اللَّهِ أُولَٰئِكَ يَرْجُونَ رَحْمَتَ اللَّهِ ۚ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ ﴾

«Поистине, те, которые уверовали, переселились и проя­вили рвение, надеются на милость Аллаха, а Аллах — Прошающий, Милосердный»Сура «Корова», аят 218.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ مَنْ كَانَ يَرْجُو لِقَاءَ اللَّهِ فَإِنَّ أَجَلَ اللَّهِ لَآتٍ ۚ وَهُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ ﴾

«Если кто-либо надеется предстать перед Аллахом, то ведь предопределённый Аллахом срок непременно наступит. Он — Слышащий, Знающий» Сура «Паук», аят 5.

Аллах Всевышний также сказал:

«Тот, кто надеется предстать перед своим Господом, пусть творит дела праведные и не поклоняется наряду с Господом своим никому больше!» Сура «Пещера», аят 110.

В «Сахихе» Муслима приводится хадис, в котором сообщает­ся, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как за три дня до своей смерти посланник Алла­ха ﷺ ска­зал: “Пусть каждый из вас встретит свою смерть, не иначе как ожидая хорошего от Господа своего!”»

В «Сахихе» аль-Бухари приводится хадис, передаваемый со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что по­сланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах Всемогущий и Великий говорит: “Я буду таким, ка­кого мнения обо Мне станет придерживаться раб Мой, пусть же думает обо Мне, что хочет!”»

Аллах Всевышний воздал хвалу тем, кто испытывает страх и вместе с тем питает надежду, сказав:

﴿ أُولَٰئِكَ الَّذِينَ يَدْعُونَ يَبْتَغُونَ إِلَىٰ رَبِّهِمُ الْوَسِيلَةَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ وَيَرْجُونَ رَحْمَتَهُ وَيَخَافُونَ عَذَابَهُ ۚ إِنَّ عَذَابَ رَبِّكَ كَانَ مَحْذُورًا ﴾

«Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути при­ближения к своему Господу, желая узнать, кто из них ближе. Они надеются на Его милость, страшатся Его кары, ибо надо стараться избежать кары Господа твоего!» Сура «Ночное путешествие», аят 57.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ أَمَّنْ هُوَ قَانِتٌ آنَاءَ اللَّيْلِ سَاجِدًا وَقَائِمًا يَحْذَرُ الْآخِرَةَ وَيَرْجُو رَحْمَةَ رَبِّهِ ﴾

«Неужели тот, кто всю ночь посвящает поклонению, скло­няясь до земли и стоя, страшится будущей жизни и надеется на милость своего Господа…» Сура «Толпы», аят 9.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ تَتَجَافَىٰ جُنُوبُهُمْ عَنِ الْمَضَاجِعِ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ خَوْفًا وَطَمَعًا ﴾

«…оставляющие ложе, чтобы воззвать к Господу своему в страхе и надежде…» Сура «Земной поклон», аят 16.

Из всего сказанного следует, что мусульманин должен об­ладать и тем, и другим, иначе говоря, и испытывать страх, и питать надежду. Один из посвятивших себя служению Аллаху сказал:

Страх и надежда подобны двум крылам птицы: если они будут равны друг другу, то птица сможет держаться ровно, и полёт её будет совершенным; если одно крыло окажется короче другого, она не сможет летать как положено, а если она ли­шится обоих крыльев, то окажется на грани гибели.

Страх обязательно приводит к появлению надежды, а если бы это было не так, то человек обязательно впал бы в отчая­ние. Надежда также обязательно приводит к возникновению страха, ибо в противном случае человек ощутил бы себя в пол­ной безопасности, однако и отчаяние, и ощущение полной безо­пасности в равной степени достойны порицания.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَلَا تَيْأَسُوا مِنْ رَوْحِ اللَّهِ ۖ إِنَّهُ لَا يَيْأَسُ مِنْ رَوْحِ اللَّهِ إِلَّا الْقَوْمُ الْكَافِرُونَ ﴾

«…и не теряйте надежды на милосердие Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» Сура «Йусуф», аят 87.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ وَمَنْ يَقْنَطُ مِنْ رَحْمَةِ رَبِّهِ إِلَّا الضَّالُّونَ ﴾

«Разве кто-нибудь, кроме заблудших, отчаивается в милости своего Господа?!» Сура «аль-Хиджр», аят 56.

Аллах Всевышний также сказал:

﴿ فَلَا يَأْمَنُ مَكْرَ اللَّهِ إِلَّا الْقَوْمُ الْخَاسِرُونَ ﴾

«Только люди заблудшие не остерегаются замыслов Алла­ха!» Сура «Преграды», аят 99.

Достойным похвалы является такой страх, который удержи­вает человека от совершения того, что запрещено Аллахом. Что же касается надежды, то достойны похвалы два её вида:

1. Надежда того, кто исполнял свои религиозные обязан­ности, руководствуясь светом Аллаха, и стал надеяться на на­граду Аллаха.

2. Надежда того, кто совершал грехи, но потом раскаял­ся в них перед Аллахом и стал надеяться на то, что Он прос­тит его и окажет ему Своё благодеяние.

Такая надежда свидетельствует о том, что раб знает о щедрости и милости Аллаха и ожидает от Него проявления это­го, а также о том, что он взирает на широту милосердия Ал­лаха.

Наши рекомендации