Икона уверения апостола Фомы
После Своего явления женам-мироносицам, в тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа(Ин.20:19–20).
Спаситель видит сердца и мысли человеческие. Он дает возможность Своим ученикам убедиться в реальности происходящего, убедиться, что Он Сам — живой, стоит перед ними. Не бесплотный призрак, а их любимый Учитель с истинным, хотя и измененным, прославленным Телом. Вот руки и ноги, пробитые гвоздями, ученики могут убедиться в этом собственными глазами.
Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста (пальца) моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин.20:24–25).
Через неделю двенадцать апостолов снова были собраны вместе. На этот раз с ними был и апостол Фома. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст (палец) твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Ин.20:26–28).
Фома уверовал, что Иисус из Назарета и есть обещанный Богом Мессия — Спаситель. Первым из апостолов он увидел и уверовал, что его Учитель и есть Сам Бог!
Вера Фомы в Воскресение Христово основывалась на чувственном опыте. Указывая на это, Господь открывает всем нам высший путь к вере. Он ставит в пример тех, кто достигает силы веры, основываясь не на том, что видно и что можно потрогать, а на опыте собственной духовной жизни. Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин.20:29).
На иконе изображен Воскресший Иисус Христос вместе с апостолами. Фома пытливо касается рукой ран Христовых и обретает веру в победу Господа над смертью. Все апостолы, видящие явление Воскресшего, стараются осмыслить, что же произошло. Во-первых, Иисус был убит, а Он — живой. Во-вторых, у Спасителя ребра проткнуты копьем — ранение для обычного человека смертельное, на руках и ногах большие раны от гвоздей. И, несмотря на это, Учитель ходит и разговаривает с ними, апостолы трогают Его тело! Более того, Спаситель принимает пищу. Но есть пищу может только живой человек!
Господь Воскрес не таким, каким был до распятия. Его Тело теперь уже в иной форме жизни, когда смертность побеждена, а сама телесность стала иной.
После Второго Пришествия Христова, при конце земного мира, воскреснем и мы. Наши обновленные тела будут обладать уже иными свойствами и будут подобны тому Телу Христову, которое осязали своими руками Фома и другие апостолы после Христова Воскресения.
Праздник Святой Пасхи
Крестом Христовым людям открыты двери Вечной Жизни. Вечная радость Христова Воскресения — это в то же время суд над Его врагами.
Пасха ветхозаветная была прообразом будущей смерти и Воскресения Сына Божиего. Пасха Новозаветная — Христианская — праздник Светлой победы Господа нашего Иисуса Христа над смертью духовной и телесной, над злом, грехом и адом.
Пасхальный тропарь возвещает эту победу: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в (победив) и су́щим во гробе́х (мертвым) живо́т (жизнь) дарова́в». Христова победа над смертью становится победой увероваших людей — мертвых и живых.
Члены Православной Христовой Церкви — дети Божии, потому что они усыновлены Богу. Как любящий отец радостно встречает своего ребенка, так и Воскресший Спаситель с любовью принимает в Свои руки души верующих после их смерти. При конце земного мира — Втором Пришествии Христовом на землю — тела этих людей, принявшие в себя семя Воскресения в Причащении Тела и Крови Христовых, воскреснут для бессмертия. Но не только этому радуются христиане. Победа Христова входит в наши души и в земной жизни. В наших сердцах с помощью Божией одерживается победа над адом и злом. Воскресением Христовым обновляются и оживают наши души для любви к Богу и людям.
В лучах весеннего солнца пробуждается природа. В лучах Воскресения Христова оживают люди; они перестают просто существовать, а начинают полноценно жить и жить вечно.
Кондак Пасхи возвещает: «Хотя и во гроб сошел Ты, Бессмертный, но разрушил силу ада и Воскрес как победитель, Христе Боже, возвестив женам-мироносицам: “радуйтесь”, и Твоим апостолам даруя мир, падшим же (то есть согрешившим людям) подавая воскресение» (русский перевод).
Пасха — это начало жизни будущего века, основа веры в воскресение мертвых и наступление Небесного Царства Божией Славы.
Соединение со Христом в Причащении и исполнение Его заповедей ведут к соединению с Ним в Царстве Вечности.
В пасхальной стихире воспевается: «Воскресе́ния день, и просвети́мся торжество́м, и друг дру́га обы́мем (обнимем). Рцем: бра́тие (скажем всем: «Братья!»), и ненави́дящим нас прости́м вся (всё) воскресе́нием, и та́ко возопии́м (так воскликнем): Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в».
В свете пасхальной радости нужно примириться со всеми и простить все обиды.
Праздник Пасхи — Светлого Христова Воскресения — начинается ночью. Как в ночной тьме перед рассветом жены-мироносицы шли ко гробу Христа, так верующие начинают Пасхальное богослужение с крестного хода вокруг храма. Когда закончен этот путь, молящиеся с зажженными свечами останавливаются перед закрытыми дверями храма. Мы вспоминаем жен-мироносиц, которые шли и переживали, не зная, как им попасть в пещеру, где был похоронен Спаситель. Вход в нее был закрыт огромным камнем. Об этом закрытом входе в гробницу и напоминают нам затворенные двери храма.
Начинаются молитвы перед закрытыми дверями. При пении пасхального тропаря и христосовании: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!», — открываются церковные двери, подобно тому, как был открыт вход в пещеру, когда Ангел отвалил камень от гроба. Жены-мироносицы вошли в пустой гроб, где не было мертвого Тела Христа. Так и верующие входят в церковь, как в пустую гробницу Христову. Плащаница с изображением мертвого Спасителя уже убрана с середины храма.
Начинается радостная Светлая Пасхальная заутреня, после которой служится Литургия. Православные причащаются Тела и Крови Христовых, то есть принимают в себя Воскресшего Христа, соединяются с Ним.
Всеобщим символом праздника Пасхи является крашеное пасхальное яичко. Почему? Во-первых, яйцо содержит в себе зародыш будущей жизни, из яйца вылупляется птенец. Для нас это — символ и Христова, и нашего воскресения. Во-вторых, скорлупа яйца является символом каменной гробовой пещеры, которая не в состоянии удержать Воскресшего Христа, как и скорлупа не может удержать вылупляющегося птенца.
В знак радости о победе Христовой над смертью христиане приветствуют друг друга троекратным поцелуем, говоря: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»
Вопросы:
1. В чем смысл христианского праздника Пасхи?
2. Что дает людям Воскресение Христово?
3. Что означает пасхальный крестный ход?
4. Что означает открытие церковных дверей после крестного хода?
5. Что символизирует пасхальное яичко?