Значение крещения и хлебопреломления

Среди всех распоряжений, данных Иисусом церкви, есть два, имеющих особое значение, а именно, крещение и хлебопреломление. По причине суеве­рных или антибиблейских представлений, связан­ных иногда с крещением и хлебопреломлением, часть христиан преувеличивает или недооценивает их значение.

В некоторых случаях Евангелие извратили в том, что этим действиям присвоили силу спасения. Считается, что через воду крещения (часто младенцев) человек принимает благодать и испол­нение Духом. Хлебопреломление стало еще одной почти магической церемонией, во время которой жертвенная смерть Иисуса на Голгофе якобы повторяется снова и снова, хотя и без пролития крови. Трудно даже представить, как можно заменить тайну реального внутреннего спасения

исполнением внешнего обряда, и кто скажет, сколько людей остались потерянными по причине этой грубой подмены.

Из-за того, что крещение и хлебопреломление стало ритуальным и мистическим, люди воспринимают их не иначе как магические. Они считают, что если правильный человек (профессиональный священник) использует правильный ритуал и совершит правильные действия, то этим он обеспечит человеку вход в Царство Божие. Исполнение обряда суеверно считается достаточным для спасения, независимо от личного состояния человека, и не имеет ничего общего с тем, когда человек сам, по вере принимает Иисуса Христа.

Так далеко можно уйти от учения Ветхого и Нового Заветов! Церковь черпает вдохновение не из античного мистицизма, магических церемоний, языческой философии, средневековой замысло­ватой теологии, пронизанной суевериями, но из библейского мышления, связанного с заветом с Богом. Бог есть Бог завета, который Он заключил с людьми, и поэтому какой бы то ни было мистический или механический взгляд на благодать Божию недопустим (Быт. 17:2,4; Исх. 24:1-11;

Матф. 26:26-28).

Знаки завета

Все заветы Бога, описанные в Библии, - заветы благодати, то есть инициатива всегда приходила от Бога. Каждый заключенный завет символизировался и был виден через какой-нибудь знак. Так например, обрезание стало знаком завета с Авраамом и его потомками (Быт. 17:10-13). Но во всяком завете должно быть согласие второй стороны, второго партнера. Завет предполагает особые взаимоотношения обеих сторон. Это могут быть, например, отношения мира, благословения, безопасности, общения, двусторонней защиты или права вести дела друг с другом.

Когда Бог проявляет инициативу для такого завета с грешным человеком, Он ожидает ответной реакции в вере и доверии со стороны человека, Только таким образом завет, объективно действенный со стороны Бога, становится действительным для самого человека. Только тогда может начаться общение между Богом и человеком. Но происходит это так, как Бог хочет, на Его условиях.

Авраам “поверил Господу, и это вменилось ему в праведность” (Быт. 15:6). Увидев веру Авраама, Бог совершил определенные действия, характерные при заключении союза (Быт. 15:7-18), после чего “в тот день заключил Господь завет с Авраамом” (ст. 18).

То же самое относится к новому завету в Крови Иисуса (Матф. 26:26-28). Инициатива благодати, полностью исходившая со стороны Бога, принимается и становится действенной верою лично каждого отдельного человека (Ефес. 2:8-9). Эта благодать, посылаемая Богом и дающая спасение, имеет два внешних средства выражения,

отражена двумя определенными действиями, в классической теологии называемыми “средствами благодати” или “таинствами”. Эти средства зрительно выражают внутреннюю невидимую благодать, и это - крещение и хлебопреломление.

Присутствие Божие

В этой области действуют два экстремально ложных представления. Одно из них я уже упоминал, оно базируется на том, что средства благодати сами по себе дают благодать человеку, пользующемуся ими, независимо от личного принятия верой. Они превращаются в некий магический ритуал, в котором само участие человека - заслуга перед Богом. Эти действия становятся “заработком”, предлагая фальшивый путь “спасения” через религиозные ритуалы.

Другое экстремальное отношение состоит в отрицании и отвержении предрассудков и маги­ческих учений о собственных заслугах. Некоторые церкви поэтому вообще почти прекратили хлебопреломление. Не имея ни малейшего понятия, что оно выражает, его рассматривают как чисто внешнее символическое действие.

На самом деле это значит гораздо больше. Средства благодати означают и ередают присутствие Господа. Павел предупреждает о неправильном отношении к хлебопреломлению, говоря: “Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против тела и Крови Господней... Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем” (1 Кор. 11:27,29).

Другими словами, есть святое Божественное присутствие в этом действии, связанное с тем, что Иисус сделал это вечерей завета и высказал Свои слова над хлебом и вином. Хлебопреломление больше не является обычным принятием пищи, так же как и крещение не просто внешний символический обряд. Мы рассмотрим здесь оба эти порядка: крещение и хлебопреломление.

Крещение ...л^.;.,-Крещение установлено Иисусом.

1. Крещение предназначено для уверовавших (Деян. 2:38-41, 8:35-39, 18:8; Кол. 2:12;

1 Петра 3:21).

2. Крещение совершается только однажды (Деян. 2:38; Римл. 6:3-4).

3. Крещение означает, что человек очищается от греха и погребает ветхого человека (Римл. 6:4,6).

4. Крещение означает, что человек верой обращается к Богу за доброй совестью (1 Петра 3:21).

5. Крещение означает отождествление со смертью и воскресением Иисуса (Римл. 6:3-9; Кол. 2:12).

6. Крещение есть провозглашение:

а) перед Богом-Отцом, что ты по вере стал Его дитем во Христе,

б) перед духовным миром, что ни дьявол, ни грех больше не господствуют, только Иисус есть Господь,

в) перед миром, что ты умер для его желаний, похоти и путей,

г) перед церковью, что ты обрел новую жизнь с Иисусом, воскрес сНим и следуешь заНимв послушании.

Хотя крещение связано с внешним погружением в воду и является исполнением заповеди Иисуса креститься, оно больше чем просто внешний символ. Божье присутствие через Сына и Святого Духа явно и определенно, и Бог совершает что-то, дает что-то и наделяет его чем-то при совершении крещения.Все это принимается верой, и далее христианин продолжает после крещения “ходить в обновленной жизни” (Римл. 6:4). Другими словами, крещение - это публичное испове­дание принадлежности Христу, и Бог Сам присутствует при этом посредством Своего Духа, благословляя.

8. Крещение принимает тот, кто верит в Иисуса Христа, отвернулся от мира, умер для греха и родился свыше. Водное крещение является внешним, видимым совершением того, что Бог

сделал через внутренее обрезание сердца. Кре­щение свидетельствует о соучастии в смерти и воскресении Иисуса. Это выражается пог­ружением в воду, где все тело “погребается” и воскресает вновь.

Возраст верующего при этом не важен. При крещении важно, насколько сознательно человек, принимающий его, верит во Христа, и пережил ли он рождение свыше, и'хочет ли он следовать за Иисусом как Его ученик.

Вечеря

Если крещение совершается один раз, то участие в хлебопреломлении происходит регулярно. В первой церкви часто праздновали вечерю, или хлебопреломление. Это происходило каждую неделю, может быть, каждый день (Деян. 2:46), по крайней мере, каждое воскресенье (Деян. 20:7,11). Хлебопреломление совершалось и в других случаях (Деян. 27:35).

Иисус ясно сказал, что хлебопреломление является вечерей завета (Матф. 26:26-28). Вино символизирует жертвенную Кровь Иисуса, пролитую на Голгофе, а хлеб - Его Тело, избитое и распятое на кресте. Участвующий верою в жертвенной смерти Христа принимает благосло­вения завета. Он “вкушает” от того, что Иисус совершил на кресте, и получает жизнь, силу и благословение. Согласно 1 Кор. 11:23-30 вкушение хлеба и питие вина в буквальном смысле означает:

постоянное напоминание о том, что совершил Иисус на кресте (ст. 24-25),

провозглашение смерти Иисуса и Его возвра­щения (ст. 26),

духовную связь с деянием Иисуса на Голгофе (ст. 28),

общение, близость с Господом, принятие бла­гословения завета через различение вечери и обычного принятия пищи (ст. 29),

благословение во всех аспектах жизни посредством нового завета, в том числе и исцеление (ст. 30).

Некоторые рациональные христиане отвергают оба действия, считая, что чтения Слова и молитв достаточно. В этом они ошибаются, потому что:

- Слово Божье предписывает крещение и участие в вечере,

- Иисус Сам учредил крещение и вечерю,

- ученики и первая церковь и крестили, и совершали хлебопреломление,

- с этими действиями связаны сильные обетования, большие благословения и присутствие Божие,

- они являются символом и провозглашением победы Иисуса не только для людей, но и для духовного мира.

Служения и порядок в церкви

Для того, чтобы церковь могла быть такой, какой ее задумал Бог, и правильно выполнить возложенные на нее задачи, она нуждается в определенных функциях. Эти функции, служения и должности не являются титулами, позициями или наградами. Они исполняются различными служителями церкви ради эффективного служения Богу и людям.

Эти служители заслуживают уважения, но не поклонения. Их надо слушаться, но не следовать за ними рабски. Нужно воздавать им должное, но не обожествлять их. Они должны иметь определенную свободу действий, но они не стоят выше законов, правил и порядков. Они должны уметь проявлять инициативу и действовать самостоятельно, но не быть индивидуалистами. Они должны быть готовы всегда дать отчет в своих действиях и иметь общение с другими служителями и всеми остальными членами тела Христова. Для того, чтобы понять функции различных служении, необходимо ближе рассмотреть, каковы же задачи церкви. Итак, она должна:

- проповедовать и провозглашать Евангелие,

- учить и помогать верующим достигать духовной зрелости,

- делать людей учениками, а также тренировать и снаряжать их,

- иметь общение и показывать любовь,

- прославлять Бога и поклоняться Ему,

- вести евангелизационную и миссионерскую работу,

- оказывать людям милосердие и восполнятьихдуховные, душевные и материальные нужды,

- оказывать влияние на жизнь общества в различных областях.

Для того, чтобы эти задачи выполнялись, в церкви функционирует ряд различных служении. Библия называет их:

- имеющими дары служения, то есть апостолами, пророками, евангелистами, пасторами и учителями (Ефес. 4:11),

- епископами (1 Тим. 3:1-6),

- пресвитерами (старейшинами), (1Тим. 5:17;

Тит. 1:5-6),

- диаконами (1 Тим. 3:8-13),

- к ним же относятся управляющие, увещающие, все те, кто поддерживает работу церкви дарами или благотворительностью (Римл. 12:6-8).

Дары служении

Что касается даров служения, то все они даны церкви как дар от Бога (1 Кор. 12:18; Ефес. 4:11).

Эти дары существуют в церкви с момента ее рождения, хотя это и не всегда осознавалось и признавалось.

Апостол - это служение первопроходца, закла­дывающего основание церкви. У него обзорная и направляющая функция, он уста-навливает, берет инициативу в свои руки, он - стратег и имеет все тело Христово в своем сердце. Он и носитель видения, и миссионер, и он закладывает основу учения. Он является примером для подражания и может действовать во всех видах служении.

Пророк имеет откровение от Бога. Он указывает верный путь, раскрывает взаимоотношения и дает церкви направление. Он смотрит в будущее и работает под вдохновением Святого Духа.

Евангелист призывает грешников и мобилизует верующих для завоевания душ. Он проповедует Евангелие об Иисусе и совершает чудеса и знамения. Он вдохновляет верующих и болеет сердцем за потерянных.

Пастырь дает пищу ягнятам, ведет овец и охраняет их. Его забота и любовь распро­страняются прежде всего на поместную церковь. Он управляющий, пастор церкви, ведет, строит, охраняет то, что ему доверено.

Учитель разъясняет библейское учение, инструктирует верующих и ведет систематическое обучение. Он строит церковь, вооружает верующих духовно, готовит их к исполнению служения. Он любит истину и имеет стабилизирующую функцию.

Четверо из названных служителей всегда находятся в движении. Пастырь же, напротив, закреплен за поместной общиной, руководит ею. Ему помогают старейшины, как в обучении, так и в административной работе, а также дьяконы, занятые практическими делами и службой милосердия.

Можно отметить, что структура церкви выросла из структуры иудейской синагоги. В Новом Завете не дается каких-либо твердых, детальных указаний относительно функционирования поместной церкви. Это объясняется тем, что Святой Дух помогает каждой отдельной общине приспособить свою деятельность и структуру к условиям времени, места и культуры. Также это можно объяснить тем, что сама сердечная позиция, жизнь в Духе, любовь к братьям по вере и к потерянным грешникам определяет практически функцио­нальную структуру, обусловливающую жизнь и свободу в церкви.

Еврейские корни церкви

Важно понимать, что христианская церковь имеет свои корни в иудаизме, выросла из него. Не зная и не уважая эти еврейские корни, невозможно правильно оценить значение церкви, работу Духа или учение Нового Завета.

Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями;

если же превозносишься, то вспомни, что не тыкореньдержишь, но корень - тебя.

Римл. 11:17-18

Когда христиане обрезают свои еврейские корни, презирают или, что еще хуже, начинают преследовать еврейский народ, они навлекают на себя несчастье. Часто на протяжении истории христианства церковь была полна предрассудков и открывалась для антисемитизма. Поэтому для нас так важно понимать и ценить предысторию возникновения церкви. Это важно, учитывая, что Бог в последнее время восстанавливает еврейский народ, занимающий особое место в предстоящем исполнении Его будущих планов.

Во-первых, нет ни малейшего сомнения в том, что Иисус Сам был евреем.

1. Родословная Иисуса показывает его происхождение через Авраама, колено Иудино и царя Давида (Матф. 1:11-17).

2. Иисус родился в Вифлееме, городе Давида (Матф. 2:1-6).

3. Иисус прошел обряд обрезания на восьмой день, согласно еврейскому закону (Лука 2:21).

4. Двенадцати лет Иисус был приведен в храм, по обычаю евреев (Лука 2:42) для совершения обряда “Bar mitzva”.

5. Иисус, по обычаю, посещал по субботам синагогу (Лука 4:16).

6. Иисус пришел не для того, чтобы отменить еврейский закон, но чтобы исполнить его (Матф. 5:17-19).

7. Иисус признавал и цитировал еврейское вероисповедание, Shma Israel (Марк 12:28-34).

8. Иисус говорил оБоге как о “Боге Авраама, Исаака и Иакова” (Марк 12:26-27).

9. Иисус отмечал все иудейские праздники (Ин. 5:1, 7:37-39).

10. Иисус навечно остается израильтянином (Откр. 5:5).

Во-вторых, все события, описанные в Евангелии, происходили в границах Израиля, и девяносто процентов всех его героев были евреи.

В-третьих, Новый Завет написан евреями, за исключением Евангелия от Луки, который скорее всего был язычником из обращенных в Израиле. Ветхий Завет предсказывает Новый Завет. Новый Завет является исполнением обетовании Ветхого. Обе книги - еврейские.

В-четвертых, все апостолы были евреями.

В-пятых, в Евр. 11:10 Павел говорит об обетовании “города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог”, а именно, о Небесном Иерусалиме.

В книге Откровения 21:12 сказано, что в Небесном Иерусалиме будет двенадцать ворот, на которых будут имена колен Израиля. В 14 стихе

сказано, что в основании городской стены положены двенадцать камней, на которых написаны имена апостолов, все они еврейского происхождения.

Через благословение Авраама мы все получили благословение. Обетования Бога Аврааму и его семени остаются в силе, и сегодня мы живем в то время, когда эти обетования, народ Божий и его земля востанавливаются у нас на глазах. Поэтому мы должны:

- понимать, что христианство имеет еврейские корни,

- благодарить Бога за обетования, данные Его собственному народу,

- смотреть, что Бог совершает сегодня и завтра в Израиле,

- порвать со всяким презрением, теологическими предрассудками и антисемитизмом,

- быть благодарными за то, что Иисус, еврей, умер и воскрес за нас, и радоваться тому, что “спасение от Иудеев” (Ин. 4:22).

Иллюстрация церкви

1. Божий храм - в котором каждый верующий - живой камень (1 Кор. 3:9-15; Ефес. 2:20-22).

2. Царство Божие, Божий народ - в котором каждый верующий - гражданин (Матф. 16:18-19;

Римл. 14:17; 1 Петра 2:10).

3. Божья семья - в которой верующий - дитя (Римл. 8:14-16).

4. Божья армия - в которой верующий - солдат (Ефес. 6:11-12; 2 Тим. 2:3^).

5. Царственное священство - где верующий -царь и священник (1 Петра 2:9; Откр. 1:6).

6. Тело Христово - к котором каждый верующий -член тела (1 Кор. 12:18,20-21,26).

7. Виноградная лоза - где верующий - ветвь (Ин. 15:1-6).

8. Стадо - в котором каждый верующий - овца (Ин. 21:15-17; Деян. 20:28).

9. Невеста Христа - где каждый верующий -часть невесты (Ефес. 5:21-32).

Эсхатология - учение о последнем времени

Библейское мышление прямолинейно. Это значит, что оно считается с историей и имеет понятие о реальности, начинающейся с начала и заканчивающейся концом. Библия начинается словами: “В начале сотворил Бог небо и землю” (Быт. 1:1) и заканчивается описанием нового неба и новой земли (Откр. 21:1-2). Между этими событиями разыгрывается история человечества и история спасения. Параллельно этому происходят события, где шаг за шагом раскрывается воля Бога, Его планы и решения. Какой бы неразрешимой и безнадежной ни казалась бы ситуация, в конце концов Бог одерживает триум­фальную победу.

Поскольку мышление Библии линейно и не циклично, как, например, индуизм с его бесконечными реинкарнациями, то оно считается с историческими событиями, ведущими историю вперед. Бог есть Бог истории, и Он управляет, ведет и постоянно вмешивается в историю. Он пророчески говорит о грядущих событиях. Для того, чтобы правильно понять Бога и оценить Его действия, необходимо понимать достоверность Его пророческих высказываний (см. гл. 1). Они не должны пониматься как аллегории (мысли или идеи, представленные с помощью выдуманных событий или фигур), символы или поэзия, и они тем более не должны одухотворяться.

Наши рекомендации