Грех - реальная действительность

Нарушив закон Бога, человек согрешил. Иоанн пишет: “Всякий, делающий грех, делает беззаконие;

грех есть беззаконие” (1 Ин. 3:4). Слово “грех”, по-гречески hamartia означает в основном “пропустить цель”, а также “нарушить закон”. Нарушить закон - значит преступить установленное и запечатленное затем Богом в Писании, взбунтоваться против Него и идти своим собственным путем, эгоистично уклоняться от воли Бога и пропустить цель своего существования.

Грех описывается в Библии не как слабость, не как общее несовершенство, некоторые ошибки, совершаемые нами, но как нечто живое, сильное и мрачное.

Грех описывается так, как будто он живет почти своей собственной жизнью и жестоко свирепствует в жизни человека.

Когда грех постучался в жизнь человека, это произошло через искушение дьяволом (Быт. 3:1-5).

Библия описывает эти искушения и атаки как очень реальные, хитрые и соблазнительные. Дьявол использовал все средства: угрожал, льстил и лгал, чтобы уловить человека и увести его прочь от Бога. Но когда человек искушается, он не вправе винить дьявола, и, конечно, не вправе винить Бога. В Послании Иакова сказано:

Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

Иак. 1:14-15

Когда человек добровольно принял приглашение искушения, он впал в грех. Он стал грешником, в грех убил его (Римл. 7:14). Человек продался в рабство греха, и грех стал управлять им (Римл. 6:12-13). Он овладел телом и сознанием человека, сделав его тело “телом греха” (Римл. 6:6). Человек отдал свои члены в распоряжение греху, сделав их “орудием неправды” (Римл. 6:13). Согрешив, человек стал грешником, его тело стало греховным, и грех начал властвовать над его жизнью. Его жизнь наполнилась греховными похотями, страстями и вожделением. Грех совер­шенно поработил человека, он раболепно следует за велениями греха и не способен сам освободиться.

С грехом пришла смерть

Как искушение грех еще не был силен, и человек вполне мог противостоять ему (Быт. 4:7). Но когда грех приглашается, он становится сокрушительной силой в жизни человека. Грех довлеет над человеком, он становится темной стороной его существа, частью его натуры и жизни. Он заставляет человека поступать эгоистично и мятежно, заставляет совершать множество всевозможных грехов. Павел пишет в послании к Римлянам:

Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, предан греху. Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех... Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?

Римл. 7:14-15,17,24

Другими словами: человек предпочел грех Богу, но сам стал рабом греха. Через грехопадение множество всевозможных грехов вошло в мир, но прежде всего явилась смерть как в жизнь человека, так и всего творения. Библия говорит о трех видах смерти.

1. Физическая смерть. Тело снова превращается в прах (Быт. 3:19).

2. Духовная смерть. Человек отделился от Бога (Ефес. 2:1-3). Это произошло, когда Адам и Ева согрешили. До этого они были живы для общения с Богом, но грех разлучил их (Ис. 59:2), и “внутренний человек”, дух человека, умер. Души и тела Адама и Евы продолжали существовать еще столетия, но их жизнь стала иной, чем та Божественная, которая пульсировала в их сердцах от начала. Духовная смерть и грех выплескиваются наружу из их пораженных сердец. Иисус сказал: Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это изнутри исходит и оскверняет человека.

Марк 7:21-23

3. Вечная смерть. Когда духовно мертвый человек через смерть тела оставляет этот мир, он умирает в своих грехах (Ин. 8:21).Он остается навеки потерянным, погибшим (Ин. 3:16). Вечная смерть - наказание за бунт и грех. Это место пребывания всех неправедных, не желавших вернуться назад к Богу, но предпочитавших следовать своим похотям и своему эгоизму: “Которые подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы могущества Его...” (2Фее. 1:9)

Ускоренный рост зла

Нам трудно до конца понять всю глубину человеческого греха. Грех изменил его совершенно. Это не значит, что человек потерял какие-либо из своих физических или душевных способностей или перестал быть образом Божьим, как это было в момент сотворения, или что он ныне не способен совершать удивительные дела. Вспомним, что сказал Бог о человеке после того, как остановил строительство Вавилонской башни:

И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать (ориг.: теперь, что бы они ни задумали делать, все им удастся).

Быт 11:6

Это Бог сказал о грешных людях, объединившихся в мятежном замысле, направленном против Него. Но уже в первой книге Библии описывается глубина падения человека:

И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время...

Быт. 6:5

Даже находясь во зле и грехе, человек был гениален и способен на великие дела. Да, для него нет ничего невозможного. Этим объясняется потря­сающее развитие человека во всех сферах жизни. Человек культурно развивается, открывает новые континенты, находит и разрабатывает полезные ископаемые, строит индустрию, развивает техно­логию, созидает новые цивилизации, создает памятники литературы, искусства и архитектуры, приземляется на Луне и т. д.

И одновременно с развитием цивилизации моральный уровень человека на протяжении всей истории нисколько не улучшился. Все завоевания человечества и шедевры его культуры несут на себе печать греховности, запачканы себялюбием, запятнаны гордостью, завистью, отчаянием и безнадежностью. Духовно мертвый человек, внут­ренне опустошенный, достигает внешнего успеха, но греха он все равно победить не может. Грех властвует над ним, обманывает его, улавливает и вводит в заблуждение, порабощает и, в конце концов, губит.

Библия говорит, что в последние времена люди будут все меньше воздерживаться от греха и зло человека будет увеличиваться. Иисус сказал: “И по причинеумножения беззакония во многих охладеет любовь” (Матф. 24:12). Даже Павел говорит во Втором Послании к Тимофею:

Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непри­мирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся.

2 Тим.3:1-5

Это значит: люди, несмотря на грех, способны совершать великие дела, такое, что мы можем ценить;

что бы человек ни совершал, это не решает проблемы его греховности; - в какую бы сторону человек ни развивался, его развитие никогда и никоим образом не направлено на улучшение его морального и духовного состояния. Напротив, зло в последние времена будет только усиливаться. То есть технический прогресс не сопровождается моральной высотой.

Не добр в глубине души

Важно отметить, что когда человек впал в грех, он духовно действительно умер. Его сердце заполнила тьма, и сатана стал его господином. В Послании к Ефесянам Павел описывает это так:

И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие...

Ефес. 2:1-3

В этих стихах Павел обобщает положение, в которое попал человек под гнетом греха. Он говорит, что человек

- мертв во грехах,

- ходит в грехе,

- следует обычаю мира,

- подчинен князю, господствующему в воздухе, то есть дьяволу,

- носит внутри себя духовную силу, которая действует в нем, заставляя противиться Богу,

- имеет плотские похоти, которым и следует,

- исполняет желания плоти и помыслов,

- по своей натуре является чадом гнева.

Такого мнения строго придерживаются как Библия, так и классическое христианство! Человек без Бога извращен грехом. Внутренне он не добр; у него греховное сердце, и духовно он мертв. Различные религии, включая лжетеологов, также именующих себя “христианскими”, утверждают, что каждый человек несет в себе “искру Божию”, свет, божественность. Тот факт, что человек сотворен по образу Божьему, ошибочно истолковывают так, как будто внутри человека осталась хоть какая-то “искра”, не затронутая грехопадением.

Это самообман и заблуждение. Весь человек стал грешником и весь целиком нуждается в спасении. Нет в человеке ничего, и он сам не может сделать ничего такого, из-за чего он сам каким-то образом был бы достоин спасения. Спасение целиком и полностью дается со стороны Бога, по благодати, во Христе. Утверждать что-либо иное - значит объявлять спасение делом, возможным для самого человека, чем-то, что имеет начало в человеке. Нет, спасение - это дело Бога от начала до конца. В Послании к Римлянам Павел обобщает состояние человека без Христа:

Как написано: нет праведного ни одного; нет разумеющего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.

Римл. 3:10-12

3. После искупления

В седьмой главе мы рассмотрим, каким образом Бог искупил, восстановил и примирил человека через искупительную смерть Иисуса Христа на Голгофе. Это имеет огромное значение для человека, отзывающегося на то, что сделал Бог через Христа.

Если проблема человечества заключается в грехе и духовной смерти, значит ее решением должны быть спасение от греха и принятие духовной жизни. Эта жизнь исходит только от Бога. Иисус сказал Никодиму:

Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия... Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

Ин. 3:3,6 Иоанн выразил это следующим образом:

А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения крови, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

Ин. 1:12-13

Когда Бог искупил человека, это было сделано для того, чтобы тот мог вернуться в позицию, которую он получил при сотворении. Жизнь, общение, будущее и план Бога, задуманный для человека от начала, он утратил во время грехопадения, но спасение возвращает ему все. Шаг за шагом он снова получает все во всей полноте.

В седьмой главе мы рассмотрим, что сделал Бог для человека в Иисусе Христе. И то, что Он сделал, действенно для всех, но становится личной реальностью только тогда, когда человек верой принимает Его дар. Тогда внутри человека происходят необходимые изменения.

Часть Божеского естества

Все начинается с рождения свыше. Библия дает много различных определений, чтобы выразить, что происходит в человеке во время спасения. Что же происходит? Прежде всего, человек получает искупление, примирение и мир с Богом. Отныне он прощен, восстановлен перед Богом, свободен и оправдан. Он рождается свыше и становится дитем Божьим. Теперь он находится под благодатью и получает доступ к благословениям нового завета через Иисуса Христа, в Иисусе Христе.

Кратко можно сказать, что человек переходит:

- из смерти в жизнь (Ин. 3:3, 5:24; Ефес. 2:1), - из проклятия в благословение (Гал. 3:13-14),

- от греха к прощению (1 Ин. 1:9),

- от поражения к победе (Римл. 8:37;1 Ин. 5:4-5),

- от вражды с Богом к дружбе и миру (Ефес. 2:14),

- перестает быть сыном дьявола и становится дитем Бога (1 Ин. 3:1,10),

- оставляет свою ветхую натуру и становится новым творением (2 Кор.5:17),

- от суда к благодати (Римл. 5:2;Ин. 5:24),

- от неправедности и осуждения к праведности (Римл. 5:1, 8:1),

- от оков и рабства к свободе (Лука 4:18),

- от бунта к послушанию (Римл. 1:5), ,

- быв потерянным, он возвращается домой (Лука 15:11-32),

- от неправедности и самоправедности к праведности Божьей (Римл. 1:16-17).

Спасшийся человек обретает все это. Его мертвый дух получает новую жизнь при рождении свыше. 2 Петра 1:4 говорит, что он приобщается к “Божескому естеству”. Дух Божий проникает в его дух (Римл. 8:15-16) и свидетельствует о том, что тот стал дитем Божьим. Рожденный свыше человек вовсе не становится Богом или частью Бога, но при действии Святого Духа становится причастником Божественной природы.

Наши рекомендации