Исцелен, чтобы стать проповедником
Некоторые валлийцы с большой симпатией отнеслись к пятидесятническому движению. В начале 1910 года Джордж и Стивен Джеффрисы начали посещать пятидесятнические собрания, которые проводил бывший баптистский священник из Уэльса Уильям Джордж Хилл. Вначале они были враждебно настроены в отношении этого учения, но затем приняли библейские истины, на которых оно было основано, в частности отрывок из Евангелия от Матфея 3:11: «...Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем...».
После крещения Святым Духом сердце Джорджа наполнилось страстным желанием проповедовать Благую Весть. Но на его пути возникло одно серьезное препятствие: болезнь и паралич лицевого Нерва делали его мечту практически недостижимой.
Пробуждение должно продолжаться!
Несмотря на это, небольшая группка молодых людей в Маэстаге не хотела, чтобы Божья сила перестала изливаться на их землю. Они не верили, что Бог даровал столь сильное пробуждение лишь для того, чтобы оно быстро и бесславно закончилось. Поэтому они сформировали небольшую молитвенную группу под названием «Дети пробуждения». Коленопреклоненно они молили Бога излить на них Свою силу. В следующие десятилетия Бог ответил на их молитвы даже более могущественно, чем они могли себе представить.
В то время как Уэльское пробуждение угасало, движение Духа на Азуза-стрит в Лос-Анджелесе только набирало обороты. Кроме покаяния в грехах, лидеры нового пробуждения делали огромное ударение на крещении Святым Духом и молитвы на иных языках.
Вскоре огонь Святого Духа, зажженный на Азуза-стрит, перекинулся на Европу. Норвежский пастор Томас Бол Баррэтт в 1905 году прибыл в Соединенные Штаты, чтобы собрать средства для своей. Методистской миссии в Осло. Хотя он и пробыл в Америке больше года, его поездка завершилась полным крахом. Когда осенью 1906 года служитель уже собирался возвращаться в Норвегию, он услышал о пробуждении на Азуза-стрит и прочитал первый выпуск газеты «Апостольская вера». Связавшись с лидерами служения, Баррэтт посетил небольшое собрание в Нью-Йорке и был крещен Святым Духом.
И вот одним воскресным утром 1910 года, еще до начала церковного служения, по Божьей благодати Джордж был исцелен. Позже он описал это событие в одной из своих проповедей:
В то воскресное утро мы опустились на колени и начали ходатайствовать об успешном проведении служений. Ровно в девять часов утра Божья сила наполнила меня, и я ощутил такой приток Божьей жизни в своем теле, какой можно сравнить только с электрическим зарядом. Мне казалось, будто мою голову подсоединили к мощному аккумулятору. Все мое тело с головы до пят наполнилось Божьим Духом, и я был исцелен. С того дня симптомы болезни, мучившей меня долгое время, полностью исчезли. Также с тех пор я неоднократно ощущал силу Святого Духа, наполнявшую мое тело.
Возможность проповедовать появилась у Джорджа лишь через некоторое время, но у Стивена она была уже сейчас. Днем он работал в шахте, а по вечерам проповедовал. Во время собраний Стивен часто ходил взад и вперед по проходу церковного зала, призывая присутствующих к покаянию, и те откликались на его призыв благодаря помазанию, которое было на его словах. Старший брат хотел, чтобы Джордж служил вместе с ним, но последний решил сначала закончить библейскую школу, чтобы лучше подготовиться к тому, что, как ему казалось, было Божьим призванием для его жизни. Кезия Джеффрис, к тому времени повторно вступившая в брак, поддержала младшего сына.
Осенью 1912 года Джордж поступил в Библейскую школу Томаса Майерско в Престоне. Там, по Божьему провидению, он познакомился с несколькими верующими, ставшими его спутниками в служении Богу на всю последующую жизнь. Среди них были Уильям Бертон, будущий основатель Евангельской миссии в Конго, и Эрнест Джон Филлипс, почти четыре десятилетия занимавший пост генерального секретаря движения «Елим».
Изумрудный остров
Когда в начале 1913 года Стивен проповедовал на крусейде в Суонси, что в Уэльсе, частота и посещаемость его собраний начали стремительно возрастать. Собрания длились семь недель, пока старший брат не позвонил младшему и не попросил его вернуться домой из библейской школы и помочь ему в служении.
Эту кампанию официально принято считать началом служения братьев Джеффрис. Затем они начали проповедовать в других районах Уэльса и обратили к Богу огромное количество людей. Первое чудо исцеления, совершенное через них Богом, произошло так. Стивен и Джордж пришли домой к женщине по имени Эдит М. Карр, которой врачи собирались ампутировать ногу, помазали ее елеем, возложили на нее руки и помолились.
Позже она следующим образом свидетельствовала об этом: «Сильный свет объял меня, мое тело наполнилось огромной силой, и я поднялась с кушетки, стала на обе ноги и затем спокойно прошлась по комнате без посторонней помощи»36. Люди съезжались со всех окрестностей, чтобы своими глазами увидеть исцеленную женщину и услышать проповеди братьев Джеффрис.
В 1913 году Александр Бодци пригласил Стивена и Джорджа посетить его Ежегодную пятидесятническую конференцию в Сандерленде, но только Джордж смог принять в ней участие. Почти все мужчины, проповедовавшие со сцены, были опытными служителями в возрасте от сорока до пятидесяти лет. Джорджу было всего двадцать четыре года, но он своей проповедью произвел такое впечатление на присутствующих, что Бодци предложил ему остаться в Сандерленде и проповедовать еще некоторое время после завершения конференции. Это принесло ему огромное признание среди представителей пятидесятнического движения Англии, которое зародилось на Азуза-стрит и было передано Баррэтту, затем Бодди, а теперь Джеффрису. Хотя Джордж знал, что Бог призывает его служить миссионером в других странах, вскоре он понял, что его первым миссионерским полем будет родная Великобритания.
В это время пути служения братьев Джеффрис разошлись. Стивена пригласили возглавить церковь в валлийском городе Лланелли, а Джордж стал странствующим проповедником. В последующие годы братья время от времени служили вместе под эгидой движения «Елим», но оставшуюся часть этой главы я хочу посвятить именно служению Джорджа Джеффриса.
После всех этих событий Бог призвал Джорджа отправиться на Изумрудный остров. Побывав на Сандерлендской конференции, пятидесятнический пастор из Белфаста Уильям Гиллеспи был так потрясен проповедями Джорджа, что предложил ему провести в Белфасте ряд собраний. Решение Джорджа отправиться в Ирландию стало поворотным в его служении. Успех пришел к нему не сразу, но по мере его служения в разных городах и делах Ирландии все больше новообращенных присоединялось к церкви и огонь пробуждения разгорался с новой силой.
Именно в Ирландии Джордж впервые встретился с Робертом Эрнестом Даррэгом, лидером прославления, который стал его доверенным лицом в последующие сорок лет. Э. Дж. Филлипс присоединился к ним в 1919 году вместе с несколькими другими служителями, в том числе с Джоном Картером, братом Говарда Картера, и Э. В. Хэйром, который впоследствии возглавил Христианский союз Кембриджского университета.
Группа братьев
По Своему провидению Господь объединяет людей в Теле Христовом для служения. В январе 1915 года Джордж и еще шесть юношей собрались в Монахане в Ирландии, на встречу, оказавшуюся судьбоносной. Записи с этой встречи свидетельствуют о том, что молодые люди «объединились для того, чтобы разработать стратегию, с помощью которой можно достичь Ирландию посланием Полного Евангелия». Они хотели, чтобы «Джордж Джеффрис из Южного Уэльса, присутствовавший вместе с нами на этой встрече, полностью посвятил себя служению евангелиста в Ирландии», и были готовы обеспечить ему поддержку в этой работе. Молодые люди назвали себя евангельской группой «Елим».
Почему «Елим»? В Ветхом Завете название Елим носит оазис в пустыне - место, где израильский народ остановился вскоре после выхода из Египта на своем пути в землю обетованную (см.: Исход 15:27). Эта молитвенная группа верила, что им удастся принести духовное обновление ирландцам через проповедь Слова Божьего в силе Святого Духа.
Вскоре после этого Даррэг вместе с Маргарет Стрит одними из первых присоединились к Джорджу Джеффрису и евангельской группе «Елим».
Группа «Елим» основала в Белфасте свою первую церковь под названием «Елим» и избрала Джорджа ее пастором. В 1917 году руководители группы решили преобразовать церковь в официальную организацию, поскольку унаследовали кое-какую недвижимость от одного из своих покойных прихожан. Но, чтобы получить доход от продажи этой недвижимости, они должны были стать официально зарегистрированной организацией. Таким образом появился пятидесятнический союз «Елим». По словам историка пятидесятнического движения Десмонда Картрайта, «именно в этот период то, что начиналось как простая евангелизационная инициатива небольшой группки служителей, стремящейся достигать людей для Христа, превратилось в отдельную деноминацию»39.
Представители союза избрали группу людей, которые непосредственно помогали бы Джеффрису проводить евангелизационные собрания. Их назвали «Командой пробуждения». Эти ребята стали верными помощниками Джорджа и в дни славы, и в дни преследований, ожидавшие их впереди.
Великобритания — для Христа!
В 1921 году группа «Елим» решила переместить штаб-квартиру в один из районов Лондона — Клэпхэм. Там они основали новую церковь, которая вскоре выросла до пятисот прихожан. Джордж не хотел оставлять свое служение в Ирландии, но теперь вся Великобритания была открыта перед ним. Везде, куда бы его ни приглашали проповедовать, он делал главный акцент на послании Полного Евангелия об Иисусе Христе как о Спасителе, Целителе, Священнике и Грядущем Царе. На протяжении следующих нескольких лет его евангелизационные кампании медленно, но уверенно набирали обороты по всем Британским островам.
В 1924 году движение «Елим» приобрело печатный пресс и основало издательство - еще одно средство, с помощью которого можно делиться с людьми Божьим Словом. Они также основали библейский колледж, чтобы обучать служителей для церквей, которые возникали повсеместно, словно грибы после дождя, благодаря служению Джеффриса. Начало этого дела было весьма скромным, но вскоре °но начало процветать.
В тот же год небольшая группа представителей пятидесятнического союза «Елим», в том числе братья Джеффрис и Даррэг, отправились в Соединенные Штаты и Канаду, чтобы стать свидетелями движения Святого Духа в этих странах. Во время пребывания в США Джеффрис посетил Храм ангелов в Лос-Анджелесе, вмещавший пять тысяч человек — главное здание церкви Четырехугольного Евангелия, и встретился с Эмми Семпл Макферсон, основавшей эту деноминацию. Джордж был восхищен ее служением и тем, как динамично она проповедовала Благую Весть. После встречи с ней его уверенность в своем предназначении значительно окрепла.
Эмми Семпл Макферсон
В начале 1926 года группа «Елим» проводила евангелизационную кампанию в портсмутском городском зале собраний в Англии. Уже через несколько дней зал не мог вместить толпы народа, рвавшиеся на собрания. Джеффрис написал письмо генеральному секретарю союза «Елим» Э. Дж. Филлипсу, в котором взволнованно сообщал:
«Это самое лучшее время в моей жизни!
Грешники непрерывно обращаются к Христу, происходят потрясающие и невероятные исцеления, а вчера сотни людей не смогли попасть на собрание за час до его начала».
Следующая евангелизационная кампания Джеффриса состоялась в здании Ливерпульского боксерского ринга. Понимая, что привлечь массы народа к новому движению Святого Духа можно лишь чем-то необычным, он решил проповедовать прямо с ринга.
За несколько дней до Пасхи, когда команда Джеффриса готовилась проводить конференцию в Суррейской церкви в Ливерпуле, Джеффрису неожиданно позвонила Эмми Семпл Макферсон. Она сообщила ему, что находится во Франции и направляется в Палестину. Немного ошарашенный Джеффрис пригласил ее участвовать в конференции в Суррейской церкви.
По возвращении с Ближнего Востока Макферсон согласилась провести вместе с Джеффрисом Пасхальное собрание.
Конференцию из Суррейской церкви пришлось перенести в королевский Альберт- Холл в Лондоне, чтобы вместить всех желающих, которых должно было привлечь известие о приезде Эмми Семпл Макферсон.
Служительница проповедовала в первый вечер конференции, как раз на Пасху, а также на следующий день. Представители британской прессы с нетерпением ожидали возможности освятить служение столь известной, яркой проповедницы из США. В то же время британцы относились к ней не очень благосклонно — возможно, потому, что обычно сдержанные англичане не привыкли к ее драматической, неистовой манере служения.
Месяц спустя Джеффрис получил от матери Эмми Макферсон телеграмму следующего содержания:
СЕСТРА МАКФЕРСОН ВО ВТОРНИК УТОНУЛА. РАНЕЕ ОНА СООБЩИЛА, ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ПРОВОДИТЬ ЕВАНГЕЛИЗАЦИОННУЮ КАМПАНИЮ В США. ВЗОРЫ ВСЕГО МЙРА СЕЙЧАС ОБРАЩЕНЫ К ХРАМУ АНГЕЛОВ. НАМ НЕОБХОДИМ ТАКОЙ ЕВАНГЕЛИСТ, КАК ВЫ. ВЫ ОЧЕНЬ НУЖНЫ НАМ В ЭТОТ ТЯЖЕЛЫЙ ЧАС. ПОЖАЛУЙСТА, ОТВЕТЬТЕ, КОГДА ВЫ СМОЖЕТЕ ПРИЕХАТЬ К НАМ. СЕСТРА КЕННЕДИ.
18 мая 1926 года Эмми отправилась вместе со своей секретаршей на лос-анджелесский пляж. Во время отдыха она исчезла. Секретарша связалась с представителями власти, и те обыскали пляж, но не обнаружили никаких следов известной проповедницы. Затем позвали на помощь водолазов, но и их поиски оказались безрезультатными. В итоге полиция пришла к выводу, что Эмми Утонула. Убитые горем служители еще не один день прочесывали пляж в поисках ее тела.
Ответ Джеффриса на телеграмму матери Эмми был весьма неожиданным. Он сообщил миссис Кеннеди, что как раз проводит евангелизационную кампанию в Белфасте и не может приехать в Америку, но будет молиться о ней и сложившейся ситуации. Дело в том, что близкие друзья Джорджа посоветовали ему быть очень осторожным и не ввязываться в эту историю. Прежде чем он принял окончательное решение, 23 июня Эмми объявилась в мексиканской пустыне, на границе со штатом Аризона. Она заявила, что ее похитили, мучили и удерживали в какой-то лачуге, чтобы получить за нее выкуп. Представители власти долго не хотели верить ее рассказу, но впоследствии все же разрешили Макферсон вернуться к своему служению в Храме ангелов, где она еще долгое время проповедовала.
Хотя Джеффрис никогда не был непосредственно связан со служением Эмми, все же он перенял ее доктрину «Четырехугольного Евангелия», почему пятидесятнический союз «Елим» впоследствии и был переименован в Четырехугольный евангельский союз «Елим».