Феномен глоссолалии (говорения на языках) у неопятидесятников с православной точки зрения
В данном тексте используется термин "пятидесятники". Под этим термином мы подразумеваем в первую очередь неопятидесятников (харизматов) - представителей движения "христиан веры евангельской".
Введение
Этот вопрос, хотя и относится с первого взгляда к области сугубо религиоведческой, на самом деле весьма актуален для людей столкнувшихся с проповедью пятидесятников. Для представителей этого направления говорение на «иных» языках является самым важным, с их точки зрения аргументом, свидетельствующем о присутствии и действии Святого Духа на верующих, или, как говорят поклонники глоссолалии, является доказательством истинности «Крещения Святым Духом». Например, «пророк» пятидесятничества Кеннет Е. Хейгин говорит вполне определенно: «Говорение на языках является дверью во все остальные духовные дары. Некоторых людей интересуют только другие дары Духа, но мы должны пройти через «дверь», чтобы попасть туда» [1].
Так что же можно сказать православному христианину по поводу такой довольно странной аргументации новоявленных «пророков» и проповедников? Ну, во-первых, следует сказать, что Господь никогда не дает дары духовные просто так, без какой-то определенной цели. Вот и пророк Исаия говорит об этом: «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего» (Ис.50, 4). (Ср.: Иез.3, 5-6). Становится понятно, что дар говорения на иных, т.е. на иностранных языках у малообразованных Апостолов был предназначен для целей проповеди всем народам, по обетованию Самого Господа нашего Иисуса Христа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28, 19), именно поэтому знамение языков (См.: Мк.16, 17) и будет сопровождать верующих до тех пор, пока необходимость такой проповеди существует.
Об этом писал в свое время святитель Августин Иппонский (†430): «Ужели ныне не подается Святой Дух? Кто так думает, тот не достоин получить Его. Подается и ныне. Почему же никто не говорит языками всех народов, как говорил тогда всяк, кто исполнился Святым Духом? Почему? Потому что исполнилось уже то, что тем означалось. Что же исполнилось? То, что теперь Церковь великая, повсюду, от востока солнца до запада говорит языками всех народов» [2].
К слову сказать, сами иностранные проповедники, приезжающие в Россию, во время своих проповедей пользуются почему-то услугами переводчиков и сами дара говорения на иных языках в том виде, как это отражено в Священном Писании не проявляют. В книге же Деяний вполне определенно говорится о том, что речь Апостолов в день Пятидесятницы была понятна жителям Месопотамии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и Ливии, острова Крита и арабам (Деян. 2, 9-11). Подобным даром поклонники "языков" похвалиться не могут, а то, что называется у них даром языков и вовсе не напоминает человеческую речь, а часто похоже, как отмечают специалисты, на бред психически больного человека [3].
Более того, исследование феномена глоссолалии среди нехристианских религий привели специалистов к выводу о полной идентичности этого явления у жрецов нехристианских верований, целителей духом, шаманов и последователей близких религиозных культов с даром говорения на иных языках у современных представителей харизматического движения [4]. Сразу возникает справедливый вопрос о том, как тот дар, который обещается только последователям Христа (Ин. 14, 17) и подается от Святого Духа, вдруг проявляется у людей совершенно далеких от Евангельской вести? Ответ очевиден — современный дар говорения на иных языках у пятидесятников не может быть соотнесен с новозаветным феноменом глоссолалии.
По мнению исследовательницы Фелиситас Д. Гудман, «все формы глоссолалии надлингвистически и надкультурологически идентичны» и представляют собой результат «нейропсихологических изменений, в просторечии именуемых трансом» [5]. Общий же вывод специалистов, исследовавших данный феномен, хочется привести полностью: «Основываясь на свидетельствах, приведенных в недавних тщательных исследованиях, упомянутых нами, современная глоссолалия лучше всего может быть принята как приобретенное поведение, а не как один из уникальных сверхъестественных даров Святого Духа. Глоссолалии можно обучиться. Она практикуется во многих религиозных и нерелигиозных объединениях, она может войти в сферу людей религии или же укрепиться в нерелигиозной сфере жизни человека, как это происходит у гуманистов, агностиков и атеистов. В этих сферах она может использоваться с разными целями, и, в частности, князем зла как метод обольщения» [6].
Для нас очевидно, что дар говорения на иностранных языках в Церкви носил временный характер. Исторически уже в III веке глоссолалия в христианских общинах исчезает и бессмысленное языкоговорение остается лишь в еретических движениях гностиков, монтанистов, а затем и у мессалиан (евхитов или адельфиан) [7].
Подтверждением временности глоссолалии служит и то, что рассматриваемый дар не имеет преемственности служения. Это хорошо видно в сравнении с новозаветным священством. В Первом послании к Тимофею мы читаем: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим.4, 14), а о преемственности этого дара мы находим подтверждение в послании к Титу: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит.1, 5) Ничего подобного по поводу говорения на иных языках в Новом Завете мы не находим, и это лишний раз подтверждает временность подобного дара для Церкви.