О Савлах и Павлах в нашей жизни. Некоторые размышления

Конечно, не случайно древние составители годичного круга евангельских чтений сделали во время послепасхального периода, когда читаются Деяния апостолов и Евангелие от Иоанна, одно необычное отступление. После Недели Жен-мироносиц последовательно в минувшие дни читалась 6-я глава Ин., но в субботу перед третьим воскресеньем по Пасхе (о Расслабленном) почему-то дается отрывок из 15-й главы, нарушая общую до того в целом соблюденную последовательность. Этот отрывок обычно посвящается мученикам («Се, заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел…» - его начало. А конец: «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он служит Богу» (Ин. 15, 17 – 16, 2). А как обстоит дело с чтением Деяний? Порядок его в целом не нарушался, и к этому же самому дню как раз дошла очередь до эпизода с обращением гонителя Савла после явления ему Воскресшего Христа на пути в Дамаск (Деян., гл. 9). Так ведь это же тогда о нем прежде всего – пророчество Христа: «Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он служит Богу»…

Савл если и не участвовал в побитии камнями Стефана-первомученика, то полностью одобрял его, смотря со стороны. А вскоре, «дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим». Тогда и состоялась эта удивительная встреча Савла с Воскресшим Христом. Если еще точнее – суд Савла Христом: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Ведь говорил же Христос: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит…» (Ин. 5, 24). Нам всем предстоит встреча с Воскресшим, которая и будет – для кого-то предварительным судом, для кого-то сразу в радость, мир и торжество.

Савл после этого слепнет. «И три дня он не видел, не ел и не пил» (Деян. 9, 9). Как тут не вспомнить: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9, 39)! Число три разве тоже не символично (уподобление трем дням бездействия Христа?), как и последующее прозрение – «и тотчас как бы чешуя отпала от глаз его» после возложения рук Анании?

Постичь тайну обращения любого человека, тем более в подобной ситуации, никак не возможно. Здесь остается только прикосновение к ней. Почему именно в тот момент, когда Савл «дышал угрозами и убийством»? Бог открывается лицом к лицу обычно после долгих взысканий Его, молений, мытарств, как было со многими пророками (яркие примеры – Илия после преследований или Иов после множества отчаянных и дерзких вопрошаний). И конечно – кротким и смиренным сердцем! «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66, 2). До смиренного и сокрушенного духа в данном случае ну как-то явно далековато…

И все-таки: «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Может быть, это Христовы слова чуточку прояснят случай Савла? Правда – δικαιοσύνη – значит в данном случае справедливость, праведность, благочестие. Именно этому учили лучшие иудейские знатоки и учителя Закона, особенно Гиллель и внук его Гамалиил, у которого Савл воспитывался. С другой же стороны: «Если праведность (δικαιοσύνη) ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5, 20). Вся сложность еще и в том, что каждый видит и понимает эту правду или праведность по-своему. И это разное понимание нередко разделяло людей и приводило к таким конфликтам, которые еще больше отбрасывали противные стороны от этой правды! Далее, разве не ради торжества этой самой правды Савл стремился покончить с этим новым и, по его мнению, явно зловредным течением, - ересью или сектой, как сказали бы многие сейчас? Инквизиторы позднего средневековья разве не были движимы стремлением к той же правде, когда совершенно искренне считали, что лучше в огне погубить тело еретика или колдуна, но душа его будет спасена, и Церковь предохранится от соблазнов? А если брать совсем уж близкие к нам времена, то не из подобных ли соображений идейные коммунисты крушили храмы, дыша убийством на священнослужителей в 1920-е годы? Ведь они жаждали утвердить справедливый общественный строй, боролись за правду, - такую, разумеется, как они ее понимали, поскольку отлично видели, что многие служители Церкви жили отнюдь не праведно. Правда, уже вне иудео-христианского контекста, унаследовав, однако, религиозный пафос и многое из прежней библейской этики. Нынешние ищущие правды борцы с церковным модернизмом или «неообновленчеством» - сущие ангелы по сравнению с теми. Так что же – и средневековые инквизиторы, и идейные коммунисты, и непримиримые борцы с ересями и сектами - тоже с некоторой допустимой вероятностью блаженны? Кто, кроме Бога, в самом деле, знает сердце человеческое и его истинные намерения – может, те большевики были своеобразными орудиями высшей воли? И ведь были случаи последующего обращения среди них. Лучший иконописец ХХ в. Леонид Успенский, расписывавший храмы во Франции, будучи неверующим в юности, принимал участие в гражданской войне на стороне Красной армии.

Однако… Сказано также: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Или: «суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2, 13). В общем – «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 2). Немилосердный праведник – очень тяжелый случай! С таким находиться рядом сплошная пытка, поскольку иногда он может превращаться в исчадие ада. Поэтому случай Савла, в тот момент совершенно немилостивого на фоне своих идейных оппонентов, еще более изумляет и поражает. Но я не пожелал бы ни себе и никому другому встретить в жизни этого Савла, когда он еще только на пути к тому, чтобы стать Павлом, но еще не стал им. Разумеется, сам апостол Павел был и останется единственным, неповторимым и непревзойденным, но, употребляя в данном случае имена «Савл» или «Павел» в обобщенном смысле, ведем речь о носителях двух важных мировоззренческих компонент – этики Закона и этики Благодати.

Ну а дальше с Савлом грозит произойти то же самое, что он прежде замышлял против христиан – его решают убить (Деян. 9, 23), но ученики его (οι μαθηταί αυτού (9, 25) – видимо, те, кого он учил еще до обращения, и которые последовали за ним и после обращения?) помогли ему скрыться, спустив по стене в корзине . Он пытается пристать к ученикам Христовым сначала в Дамаске, потом в Иерусалиме – ему, естественно, не верят, его боятся. Мы вот сейчас не очень-то верим, глядя на бывших комсомольцев-коммунистов, а ныне представителей властной элиты, стоящих перед телекамерами со свечками на патриарших пасхальных или рождественских богослужениях, хотя среди них наверняка не было ни одного гонителя христиан…

И все-таки при его чудесном избрании Господом на апостольство, несомненно, сыграли лучшие его душевные качества, в том числе и присущая ему в целом милость и любовь, до поры до времени не раскрывавшиеся в изобилии при его нахождении в фарисействе. Впоследствии апостол Павел будет энергично и неустанно повторять, что дела Закона или праведности сами по себе не имеют цены с точки зрения вечности, и ими не оправдается «никакая плоть». Но чтобы дойти до осознания этой истины, чтобы прочувствовать свою собственную кривду в путях ветхозаветной или общечеловеческой праведности на фоне правды Христовой, исполненной в бездонной любви, потребуются многие и долгие годы неустанного, напряженного правдоискательства! И вообще, те, кто алчут и жаждут правды, конечно же, эту правду в любом случае понимают в меру своей ограниченной развитости или испорченности, но они непременно насытятся – ведь слово Божие открыто не совершенным, а духовно «хромым, слепым, сухим, чающим движения воды». А те, кто снисходительно-поучительно и с высоты собственной церковности отзываются о разных писателях-правдоискателях и вообще светских людях, с легкостью цитируя того же апостола Павла, скорее всего, еще сами просто не пытались исполнить и того малого, что исполнили они, а чешуя еще пока не спала с их сердечных очей. Да, конечно, благими намерениями дорога может быть вымощена в ад. Но намерениями неблагими или пустыми и суетными – еще скорее и с куда большей вероятностью, уже в этой жизни, во всяком случае. "Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр. 3, 15-16).

Назад

Наши рекомендации