Религиозная секта как фактор социализации

Если человек действительно является глубоко верующим, система его мировоззрения будет основана на ценностях исповедуемой им религии, его образ жизни будет подчинен религиозным канонам, свое общение с другими людьми он будет строить по религиозным правилам. А значит, именно религия для верующего человека является главным источником формирования его отношения к самому себе, к обществу и поведения в нем. В таком случае религия приобретает роль ведущего фактора социализации. Стоит обратить внимание на то, что перечисленные выше религии являются общественно одобряемыми, и иметь к ним отношение престижно. Другое дело, если человек является членом какой-либо секты. Открыто он об этом говорить не может, иначе сразу же столкнется с враждебным отношением окружающих. Но ведь религия, пусть и не одобряемая широкой общественностью, является стержнем личности верующего. Такое противоречие закономерно оказывает большое влияние на социализацию, выражаемое в стремлении уйти от общества, ограничить свое общение только членами секты, а это мешает полноценной социализации личности в обществе. Влияние принадлежности человека к религиозной секте на процесс его социализации мы рассмотрим на примере Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней (ЦИХСПД). Эта статья основана на теоретическом анализе информации о ЦИХСПД как фактора социализации и проведенном нами исследовании в Ботаническом приходе данной религиозной организации.

Чтобы понять специфику секты как фактора социализации, рассмотрим ее отличительные признаки. В упомянутом словаре «Религиоведение» сказано: «Существующие признаки религиозных сект, отличающие их от церкви - неприятие мира, добровольное и сознательное вступление (обращение), отсутствие бюрократической организации, менее формализованное и более эмоциональное богослужение. Наряду с этими признаками религиозной секте свойственно стремление усовершенствовать или видоизменить некоторые положения вероучения или обрядовой практики «исторических религий» (М. Вебер)» [Кондратьев, 2013].

Неприятие мира означает несогласие с господствующими в обществе нормами и ценностями, а значит, социализация (или некоторые ее элементы) сектанта противоположны социализации человека, не состоящего в данной религиозной организации. Возможно именно поэтому одним из смыслов латинского слова «secta» является понятие «образ жизни» [Кондратьев, 2013]. Чаще всего в секту приходят люди, которым нормы и ценности окружающего их общества чужды, люди, у которых есть серьезные жизненные проблемы, а религия помогает им взглянуть на беды с другой стороны.

Добровольное и сознательное обращение говорит о своеобразии процесса социализации. Приход человека в секту - это своеобразный выбор, а вот семью, являющуюся фактором социализации, мы не выбираем. Не всегда, но, как правило, у вступившего с секту меняется круг общения, интересы, форма и содержание свободного времени. И это отражено в другом смысле латинского слова «secta» - «следовать».

Менее формализованное и более эмоциональное богослужение приводит к более тесному психологическому контакту между участниками. Сам процесс богослужения является элементом социализации, так как в ходе него верующие получают сильный эмоциональный заряд, ощущают свое единство.

Секта ЦИХСПД стала особенно популярна потому, что ее учение противоречит догматике дискриминировавшей себя советской идеологии.

Учение. Основные положения догматики и обрядовой практики мормонов изложены в Священных Писаниях, в которые входят Библия, «Книга Мормона», «Учение и заветы», «Драгоценная Жемчужина».

В общих словах, без подробного описания теологических тонкостей учение мормонов можно описать так. Наш Небесный Отец - верховное существо, обладающее неограниченной силой и властью. С ним на Небе живут духи, которых он создал. Духи совершенны и мудры, но, находясь на Небесах, они не могут развиваться. Поэтому Бог послал их на Землю и дал им физическое тело, получив которое духи забыли мудрость предземной жизни. Цель каждого человека обратно приблизиться к Богу, но знания мы теперь получаем из жизненного опыта, из наших поступков. Каждый благой поступок приближает нас к Господу, каждый нечестивый отдаляет, но все, что мы делаем - результат нашего собственного выбора, и за всю свою жизнь и все поступки ответственность несем только мы сами. Как же нужно, по учению мормонов, жить, чтобы вернуться к Богу? Иными словами, какие жизненные ориентиры вкладываются в процесс социализации? Большой блок требований относится к религиозному поведению и мышлению.

Нужно верить в Бога, и то, что именно это учение истинное. Нужно молиться, посещать религиозные мероприятия, поститься, платить десятину. Большую роль играет воспитание в себе послушания. В «Основах Евангелия» сказано: «Мы должны с желанием повиноваться Богу. Мы можем повиноваться, не понимая, зачем это нужно. Послушные обретают вечную жизнь». Остальное касается морально-нравственной стороны и образа жизни. В учебнике «Основы Евангелия» есть глава «Труд и личная ответственность», где сказано: «Труд должен быть вознесен на пьедестал как главенствующий закон жизни членов нашей Церкви… Не каждый из нас может выбрать себе работу по душе, но самые счастливые люди научились получать удовольствие от своего труда, каким бы он ни был». Очень важно для идущего к Богу следить за своим здоровьем. Согласно «Слову мудрости», мормоны не курят, не употребляют наркотиков, спиртного, кофе и чая. Тут возникает две проблемы. Первая заключается в том, что в условиях широкой популяризации употребления алкоголя, табакокурения, чая и кофе отказ от данных удовольствий требует от мормонов выработки большой силы воли.

Вторая проблема - мнение людей, не входящих в секту. Дело в том, что в российской культуре принято угощать гостей чаем, кофе, алкоголем (причем бокалом вина обычно дело не ограничивается), а мормон не может себе позволить принять такое гостеприимство. Его отказ воспринимается как брезгливость, чудачество. Следовательно, чтобы социализироваться в рамках своей религиозной организации мормонам приходится десоциализироваться в обществе в целом.

Мормон должен проявлять милосердие - величайшую из добродетелей. Чтобы стать подобными Богу, мы должны развивать свои таланты. «Наш Небесный Отец сказал, что решение о том, примем ли мы дары, которые Он дал нам, зависит от нас. Мы должны просить нашего Небесного отца помочь нам узнать свои таланты». Прогрессивное развитие является одним из требований к мормонам, так как оно приближает их к идеалу - Богу.

Большую роль в учении уделяется семье: «Семья - важнейшая единица в Церкви Иисуса Христи Святых Последних Дней. Церковь существует, чтобы помочь семьям достигнуть вечных благословений и возвышения. Семьи могут быть вместе вечно. Чтобы наслаждаться этим благословением, мы обязательно должны вступать в брак в храме. Если люди женятся вне храма, то брак прекращается со смертью одного из супругов». Для мормонов существует Закон целомудрия. Не надо долго доказывать, что в современном обществе целомудрие не является распространенной добродетелью. И если юноша или девушка придерживаются данного правила, найти понимание среди сверстников не входящих в секту сложно, поэтому молодые мормоны вынуждены искать себе пару в своей же религиозной организации. А значит, гендерная социализация так же ограничена рамками религиозной секты. На выполнение или невыполнение всех правил существует свобода воли. Принцип свободы воли является сильным социализирующим фактором, заставляющим человека действовать и даже мыслить по законам его религиозной организации [Кондратьев, 2013].

Таким образом, часть ценностей, являющихся значимыми в учении мормонов можно отнести к разряду общечеловеческих (труд, справедливость, семья, личная ответственность), а значит, усвоение этих ценностей помогает человеку социализироваться в обществе в целом. Другая часть ценностей специфична и даже противоречит распространенным в обществе ценностям, следовательно, социализация в религиозной организации мешает нормальной социализации в обществе в целом. На наш взгляд, можно выделить три фактора социализации: религиозная литература, миссионеры и члены прихода. Религиозная литература - потому что закреплены нормы и ценности секты, именно она является источником тем выступлений, предметом обсуждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитые религии представляют собой довольно сложное структурированное образование, включающее в себя три основных элемента - религиозное сознание, культовую деятельность и религиозные организации. В современной социологии выделяют четыре типа религиозных организаций: церковь, деноминация, секта, харизматическая община.

Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Религия традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религиозные организации были, пожалуй, важнейшим, после семьи, фактором.

В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых по внешним признакам аналогичны формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

Социализация молодежи в современных религиозных организациях является одной из важнейших сторон становления личности. Одним из способов социализации является установление социального партнерства государства и конфессий, а также религиозных, межрелигиозных и общественных организаций. Целью такого социального партнерства является укреплении общественной стабильности посредством реализации духовно-нравственного и миротворческого потенциала религиозных традиций народов, религиозных объединений и граждан.


Наши рекомендации