Дополнительные темы семинарских занятий для специальности «Связи с общественностью»

Для специальности «Связи с общественностью» обычно отводится большее количество времени на прохождение дисциплины «религиоведение». Поэтому целесообразно дать более детализированный анализ темы пиара и религии. Семинарские занятия предполагают подготовку каждым студентом сообщения на 5-7 минут по одному из религиозных лидеров из указанного списка. Цель сообщения показать жизнь и учение мифических и религиозных лидеров от древности до современности как пример формирования религиозного авторитета.

Тема 3. Роль личности в религии

Религиозное лидерство

1. Харизматические лидеры, профессиональные служители культа, основатели и идеологи религий.

2. Основатели мировых религий. Теория "о трёх великих обманщиках".

Религиозные лидеры и PR

(основатели религий, религиозные деятели, харизматические лидеры, священнослужители и их PR-деятельность; специфика формирование имиджа религиозного лидера в разных религиях и религиозных объединениях):

Древний мир:

1. Гермес Трисмегист, 2. Пифагор,

Иудаизм

3. Авраам, 4. Моисей, 5. Маймонид;

Христианство

6. Иисус Христос, 7. апостолы Петр и Павел, 8. Маркион, 9. Ориген, 10. Арий и Несторий, 11. Симеон Столпник, 12. отцы каппадокийцы: Василий Великий, Григорий Нисский, св. Григорий Назианзин (Богослов),

Стр. 61.

13. Фома Аквинский, 14. Августин Блаженный (Августин Аврелий),

15. Мартин Лютер, 16. Жан Кальвин,

17. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский, 18. патриарх Никон и протопоп Аввакум, 19. патриарх Тихон,

20. патриарх Алексий II, 21. патриарх Кирилл,

22. Иоанн Павел II, 23. Бенедикт XVI;

Религии Востока

24. Заратустра, 25. Будда Шакьямуни, 26. Кун цзы (Конфуций), 27. Лао цзы, 28. Далай-лама XIV;

Ислам

29. ханифы им пророк Мухаммад, 30. первые халифы и Али, 31. аятолла Хомейни

Новые религиозные движения

32. Иосиф Смит (мормоны), 33. Рон Хаббард (Саентология), 34. Виссарион (Церковь Последнего завета), 35. Иоанн Береславский (Церковь Божьей матери «Державная» / «Богородичный центр»), 36. Мария Дэви Христос (Марина Цвигун) и Юоанн Свами (Юрий Кривоногов) (Великое Белое Братство ЮСМАЛОС), 37. Елена Блаватская (Теософия), 38. Алистер Кроули (магия), 39. Антуан ЛаВей (сатанизм), 40. Карлос Кастанеда (пейотизм).

Тема 4. Религия и массовые коммуникации

Религия и связи с общественностью: технологии связей с общественностью;

1. Формирование имиджа религиозной организации;

2. Методы связей с общественностью в религии внешние и внутренние церковные коммуникации;

3. Миссионерство и инструменты коммуникации.

Тема 5. Религия и СМИ

1. Религиозные СМИ как инструмент религиозной пропаганды и коммуникации;

2. Виды взаимодействия церкви (религиозных организаций) и СМИ.

Тема 6. Отдел по связям с общественностью в структуре религиозной организации: специфика, функции и сферы функционирования.

Тема 7. Формирование образа Русской православной церкви в отечественных СМИ.

Стр. 62.

3.4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ
(для студентов заочной формы обучения)

1. Структура и функции религии, соотношение веры и знания.

2. Законодательство России о свободе совести и религии.

3. Проблема происхождение религии.

4. Ранние формы религии: фетишизм, анимизм, шаманизм, первобытная магия, мантика, тотемизм, культ плодородия, культ предков, культ вождей и пр.

5. .Этнонациональные религии: конфуцианство, даосизм, синтоизм, индуизм, сикхизм, джайнизм.

6. Язычество древних славян, скандинавов, германцев и пр.

7. Авраамические религии: общие признаки и различия.

8. Иудаизм: история, вероучение и культ; петербургская хоральная синагога и еврейская община.

9. Буддизм: история, вероучение и культ.

10. Раннее христианство.

11. Христианское вероучение и культ.

12. Православие: история, вероучение и культ, храмы Петербурга.

13. Православные таинства.

14. Католицизм: история, вероучение и культ, храмы Петербурга.

15. Протестантизм: история, вероучение и культ, общая характеристика основных течений, храмы Петербурга.

16. Первичные протестантские церкви – лютеранство, кальвинизм, англиканство: история, вероучение и культ.

17. Вторичные протестантские церкви – баптисты, адвентисты, пятидесятники: история, вероучение и культ.

18. Ислам: история, вероучение и культ; мусульманская община и Мечеть Петербурга.

19. Роль религии в современном мире и культуре.

20. Религиозная толерантность и свободомыслие в мировой истории.

3.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
(РЕФЕРАТА)

Представленные темы контрольных работ (рефератов) охватывают наиболее общие темы по религиоведению. Студент вправе сформулировать более узкую проблему, а при желании выбрать иную понравившуюся тему. Контрольные работы (рефераты) должны соответствовать следующим требованиям:

1. Реферат представляет собой самостоятельное исследование по религиоведению, которое не должно носить ярко выраженного эмоционального и оценочного

Стр. 63.

характера. Реферат оформляется в соответствии с общепринятыми требованиями и состоит из титульного листа, содержания, введения, нескольких частей, заключения и списка источников информации.

2. Во введении определяется предмет и объект исследования, формулируются его основные цели, задачи и план, приводится краткий обзор авторов и литературы по данной теме.

3. Само исследование оформляется в 2-5 частях, логически связанных друг с другом. Каждая из них завершается кратким выводом.

4. В заключении систематизируются выводы и подводятся итоги. Нет необходимости заново пересказывать содержание работы. Важно чтобы поставленные во введении цели и задачи нашли свое разрешение в заключении и были достаточно полно раскрыты в работе.

5. Список источников информации может состоять из библиографического списка (вероучительных текстов, исследований) и из списка ресурсов Интернет или иных источников. Они приводится в алфавитном порядке в соответствии с принятыми правилами оформления библиографии и электронных документов.

6. Реферат пишется на основе не менее трёх источников информации, пересказываемых и компилируемых для раскрытия поставленных задач исследования. Слишком большое количество источников может затруднить работу, нарушив логику и целостность исследования. Допускается использование иллюстраций с указанием источника копирования.

7. Все цитаты заключаются в кавычки и сопровождаются сносками внизу страницы на цитируемое произведение. Большие цитаты не приветствуются. Их лучше пересказывать своими словами. Не рекомендуется многочисленное дословное цитирование специфических религиозных текстов, обладающих витиеватым, перегруженным эпитетами, стилем.

8. Не допускается сплошное дословное цитирование (даже с кавычками) на протяжении целой страницы. «Скаченный» реферат оценивается оценкой «неудовлетворительно».

9. Встречающиеся в работе специфические термины и понятия должны расшифровываться в тексте или в виде сносок внизу страницы. Упоминаемые в работе авторы или персонажи кратко характеризуются (объясняются) прямо в тексте. Например, «Известный немецкий социолог и религиовед Макс Вебер (1864-1920) говорил…», а не «М.Вебер говорил…». Также стоит уточнять расположение малоизвестных географических объектов.

10. Работа должна быть представлена на стандартных листах (формат А4) в скрепленном (сброшюрованном) виде. Общий объем реферата 15-20 листов (примерно по 1800 знаков на лист) для печатного текста и 20-25 листов – для рукописного. Основным критерием объема является раскрытие темы.

11. Студент должен знать содержание своего реферата и быть готовым ответить на общие вопросы по содержанию своей работы.

Стр. 64.

3.6. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ И ЗАЧЁТУ

3.6.1. Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Религиоведение как комплексная наука.

2. Определения религии и основные понятия религиоведения.

3. Сверхъестественное и его типы.

4. Определение религии: проблема разнообразия подходов к определению религии.

5. Функции религии; роль религии в обществе и в системе культуры.

6. Религиозная вера как компонент религии: определение, функции, структурные элементы.

7. Религиозный культ как компонент религии: определение, функции, структурные элементы

8. Религиозная организация как компонент религии: определение, функции, структурные элементы

9. Типология религии по объекту веры (фетишизм, анимизм, полидемонизм, политеизм, монотеизм, пантеизм, атеизм, агностицизм).

10. Типология религии по распространённости (локальные, этнонациональные и мировые).

11. Типология религии по происхождению (религии Запада и восточные религии; религии древнего Средиземноморья и восточные религии; индийские (дхармические) религии, авраамические религии и язычество; синкретические религии).

12. Проблема определения происхождения религии и методы исследования ранних форм религии.

13. Ранние формы религии и их современные проявления: фетишизм, анимизм, полидемонизм, шаманизм, первобытная магия, первобытная мантика (гадания).

14. Ранние формы религии и их современные проявления: тотемизм, культ плодородия и земледельческий культ, культ предков, культ вождей и культ небесных божеств.

15. Миф, мифология и мифологическое мышление в древности и современности.

16. Общая характеристика политеизма; функции богов в политеизме.

17. Религии древнего Средиземноморья (египетская, месопотамская, древнегреческая, древнеримская): общая сравнительная характеристика.

18. Религии античности: общая сравнительная характеристика религиозной системы Древней Греции и Древнего Рима; древнегреческая космогония; пантеон олимпийских богов (определение, структура, функции персонажей).

Стр. 65.

19. Язычество Европы (древнегерманская, древнеславянская религии): общая характеристика; исторические источники по язычеству; космогония и космология; мифология, праздники и их отражение в современной культуре.

20. Владимиров пантеон и предпосылки принятия христианства на Руси.

21. Восточные религии: общая характеристика восточных религий как этнонациональных религий.

22. Индийские (дхармические) религии: общая характеристика этнических религий Индии (индуизм, джайнизм, сикхизм) и их основные принципы (дхарма, сансара, карма, ахимса, мокша, нирвана).

23. Индуизм: характеристика; вероучительные тексты; этапы возникновения и современное состояние; особенности вероучения и культа.

24. Дальневосточные религии: общая характеристика национальных религий Китая и Японии (конфуцианство, даосизм, синтоизм).

25. Иранские религии: общая характеристика дуалистических религий Ирана (зороастризм/маздеизм); митраизм и его распространение на Западе.

26. Буддизм: общая характеристика буддизма как мировой религии; вероучительные тексты; возникновение буддизма.

27. Буддизм: особенности буддийского вероучения и культа; этические нормы буддизма.

28. Буддизм в современном мире и в России. Течения в буддизме (тхеравада/хинаяна, махаяна, ваджраяна), тибето-монгольский буддизм (ламаизм).

29. Авраамические религии: общая характеристика вероучения и священных текстов иудаизма, христианства и ислама.

30. Иудаизм: общая характеристика иудаизма как этнической религии и предшественника христианства; вероучительные тексты иудаизма и их связь с христианством и исламом.

31. Иудаизм: вероучение и культ; Декалог – религиозно-этическая основа иудаизма и христианства; I, II Храм и синагога.

32. Иудаизм: история возникновения, современное состояние и течения в иудаизме; иудаизм в России и Петербурге (Петербургская хоральная синагога).

33. Христианство: общая характеристика христианства как мировой монотеистической религии.

34. Христианское Священное Писание и Священное Предание: структура и специфика; канонические и апокрифические тексты.

35. Жизнь Иисуса Христа: историческая и мифологическая школы.

36. Раннее христианство: апостолы и становление христианской церкви; особенности возникновения и устройства раннехристианских общин; гонения на христиан в Римской империи; катакомбные храмы.

37. Вселенские Соборы: борьба раннего христианства с соперниками (гностицизм, митраизм, зороастризм) и ересями (арианство, несторианство, монофизитство).

Стр. 66.

38. Основы христианского вероучения: содержание «Символа веры» (догмат о Троице; догмат о природе Христа; догмат об исхождении Святого Духа; догмат о непорочном зачатии Иисуса Христа; догмат о Втором пришествии).

39. Основы христианского культа: литургия, таинства, общехристианские праздники.

40. Восточное христианство: общая характеристика православия и древних восточных церквей как восточного христианства; Халкидонский (IV Вселенский) собор и древние восточные церкви; Армянская апостольская церковь.

41. Православие: основные этапы становления Русского православия; Русская православная церковь сегодня.

42. Православие: особенности православного вероучения и культа.

43. Православные посты и праздники: посты многодневные и однодневные; основные типы праздников (праздник праздников, великие двунадесятые праздники, великие праздники, средние, малые праздники и дни местночтимых святых).

44. Православный храм: назначение, архитектурные типы, убранство и структура православного храма; назначение и структура иконостаса; особенности православного иконопочитания.

45. Иерархия священства в Русской православной церкви: чёрное и белое духовенство; три чина священства (диакон, иерей, архиерей); монашество и монастыри.

46. Западное христианство: общая характеристика католицизма и протестантизма как представителей западного христианства.

47. Католицизм: особенности вероучения и культа, их различия с православием.

48. Католичцизм: история (основные этапы становления Римско-католической церкви; II Ватиканский собор), течения (латинский и восточный обряды, греко-католики, униаты) и современность; католицизм в России и Санкт-Петербурге.

49. Протестантизм: характеристика протестантизма как реформационного движения в западном христианстве; история возникновения и общие положения вероучения и культа.

50. Лютеранство: Мартин Лютер и история становления лютеранства; современное состояние; особенности вероучения, обрядности и церковной структуры; лютеране в России и Санкт-Петербурге.

51. Кальвинизм. Жан Кальвин и история становления кальвинизма; современное состояние; особенности вероучения (учение о божественном предопределении; протестантская этика), обрядности и церковной структуры; кальвинизм в России и Санкт-Петербурге.

52. Англиканство: Генрих VIII и английская реформация; особенности

Стр. 67.

вероучения и обрядности, история становления и современное состояние англиканства; англиканство в России.

53. Второй этап реформации (баптисты, адвентисты, свидетели Иеговы, пятидесятники): общая характеристика; основные черты вероучения, обрядности и церковной структуры.

54. Ислам: общая характеристика ислама как мировой монотеистической религии; Пророк Мухаммед и возникновение ислама; характеристика и структура вероучительных текстов ислама (Коран и Сунна).

55. Ислам: особенности мусульманского вероучения и культа; «Пять столпов ислама»; Шариат; устройство и назначение мечети.

56. Ислам в современном мире: течения в исламе (суннизм, шиизм, суфизм, ваххабизм); ислам в России и Петербурге.

57. Вера Бахаи (бахаизм): характеристика бахаизма как авраамической религии; вероучительные тексты, основы вероучения и культа; история становления и современное состояние; бахаизм в России.

58. Религиозные ценности, свобода совести и свободомыслие в мировой истории.

59. Секуляризация и судьбы религиозного сознания в современном мире: перспективы религиозной и конфессиональной эволюции.

60. Законодательство Российской Федерации о свободе совести и религии.

61. Многообразие религий и проблема религиозной толерантности в современном мире.

62. Санкт-Петербург как многонациональный и поликонфессиональный город (религии Петербурга).

3.6.2. Примерные вопросы для подготовки к зачёту

1. Религиоведение как комплексная наука.

2. Определения религии и основные понятия религиоведения.

3. Сверхъестественное и его типы.

4. Определение религии: проблема разнообразия подходов к определению религии.

5. Функции религии; роль религии в обществе и в системе культуры.

6. Структура религии (основные элементы, их структура и функции).

7. Типологии религии по объекту веры, по распространённости, по происхождению (индийские (дхармические) религии, авраамические религии и язычество, синкретические религии).

8. Ранние формы религии и их современные проявления: фетишизм, анимизм, полидемонизм, шаманизм, первобытная магия и мантика (гадания).

9. Ранние формы религии и их современные проявления: тотемизм, культ плодородия и земледельческий культ, культ предков, культ вождей и культ небесных божеств.

Стр. 68.

10. Общая характеристика политеизма; функции богов в политеизме.

11. Религии античности: общая сравнительная характеристика религиозной системы Древней Греции и Древнего Рима; древнегреческая космогония; пантеон олимпийских богов (определение, структура, функции персонажей).

12. Язычество Европы (древнегерманская, древнеславянская религии): общая характеристика; исторические источники по язычеству; космогония и космология; мифология, праздники и их отражение в современной культуре.

13. Индийские (дхармические) религии: общая характеристика этнических религий Индии (индуизм, джайнизм, сикхизм) и их основные принципы (дхарма, сансара, карма, ахимса, мокша, нирвана).

14. Индуизм: характеристика; вероучительные тексты; этапы возникновения и современное состояние; особенности вероучения и культа.

15. Буддизм: общая характеристика буддизма как мировой религии; вероучительные тексты; возникновение буддизма.

16. Буддизм: особенности буддийского вероучения и культа; этические нормы буддизма.

17. Буддизм в современном мире и в России. Течения в буддизме (тхеравада/хинаяна, махаяна, ваджраяна), тибето-монгольский буддизм (ламаизм).

18. Авраамические религии: общая характеристика вероучения и священных текстов иудаизма, христианства и ислама.

19. Иудаизм: общая характеристика иудаизма как этнической религии и предшественника христианства; вероучительные тексты иудаизма и их связь с христианством и исламом.

20. Иудаизм: вероучение и культ; Декалог – религиозно-этическая основа иудаизма и христианства; I, II Храм и синагога.

21. Иудаизм: история возникновения, современное состояние и течения в иудаизме.

22. Христианство: общая характеристика христианства как мировой монотеистической религии.

23. Христианское Священное Писание и Священное Предание: структура и специфика; канонические и апокрифические тексты.

24. Раннее христианство: апостолы и становление христианской церкви; особенности возникновения и устройства раннехристианских общин; гонения на христиан в Римской империи; катакомбные храмы.

25. Вселенские Соборы: борьба раннего христианства с соперниками (гностицизм, митраизм, зороастризм) и ересями (арианство, несторианство, монофизитство).

26. Основы христианского вероучения: содержание «Символа веры» (догмат о Троице; догмат о природе Христа; догмат об исхождении

Стр. 69.

Святого Духа; догмат о непорочном зачатии Иисуса Христа; догмат о Втором пришествии).

27. Православие: особенности православного вероучения и культа (литургия, таинства).

28. Православные посты и праздники: посты многодневные и однодневные; основные типы праздников (праздник праздников, великие двунадесятые праздники, великие праздники, средние, малые праздники и дни местночтимых святых).

29. Иерархия священства в Русской православной церкви: чёрное и белое духовенство; три чина священства (диакон, иерей, архиерей); монашество и монастыри.

30. Католицизм: особенности вероучения и культа, их различия с православием.

31. Протестантизм: характеристика протестантизма как реформационного движения в западном христианстве; история возникновения и общие положения вероучения и культа.

32. Лютеранство: Мартин Лютер и история становления лютеранства; современное состояние; особенности вероучения, обрядности и церковной структуры; лютеране в России и Санкт-Петербурге.

33. Кальвинизм. Жан Кальвин и история становления кальвинизма; современное состояние; особенности вероучения (учение о божественном предопределении; протестантская этика), обрядности и церковной структуры; кальвинизм в России и Санкт-Петербурге.

34. Англиканство: Генрих VIII и английская реформация; особенности вероучения и обрядности, история становления и современное состояние англиканства; англиканство в России.

35. Второй этап реформации (баптисты, адвентисты, свидетели Иеговы, пятидесятники): общая характеристика; основные черты вероучения, обрядности и церковной структуры.

36. Ислам: общая характеристика ислама как мировой монотеистической религии; Пророк Мухаммед и возникновение ислама; характеристика и структура вероучительных текстов ислама (Коран и Сунна).

37. Ислам: особенности мусульманского вероучения и культа; «Пять столпов ислама»; Шариат; устройство и назначение мечети.

38. Ислам в современном мире: течения в исламе (суннизм, шиизм, суфизм, ваххабизм); ислам в России и Петербурге.

39. Законодательство Российской Федерации о свободе совести и религии.

40. Санкт-Петербург как многонациональный и поликонфессиональный город (религии Петербурга).

Стр. 70.

3.6.3. Рекомендации для подготовки к ответу на зачёте/экзамене по религиоведению

Итоговый контроль знаний по дисциплине «религиоведение» осуществляется

– для специальности «Связи с общественностью» – в форме экзамена;

– для остальных специальностей – в форме зачёта.

Студенту необходимо понять, что на зачёте и экзамене спрашивается не «вера в рассказываемую религию», а изложение содержания учебного вопроса. Также в ответе по билетам студенту стоит избегать обращения к личному религиозному опыту, что может затруднить выставление оценки преподавателем по объективным квалификационным признакам.

На зачёт/экзамен студент идёт вооружившись ТОЛЬКО собственными знаниями, листком, ручкой и зачётной книжкой. Все остальные предметы, включая учебники, конспекты, шпаргалки, ноутбуки, мобильные телефоны и пр. в данный момент являются лишними и могут обеспечить студенту неудовлетворительную оценку его знаний и навыков.

В общий список вопросов к зачёту/экзамену включены темы, проходившиеся не только на лекциях, но и на семинарских занятиях, т.е. в ходе самостоятельной подготовки и требовавшие более детальной проработки.

Кроме общего списка вопросов необходимо более глубоко подготовить «любимый вопрос», что существенно увеличит шансы на лучшую оценку.

Ответ на вопрос надо начать с общей характеристики объясняемого явления, и чётко понимать используемые термины. Элементарное незнание общих религиведческих понятий либо неправильное их произнесение сразу снижают оценку ответа вплоть до неудовлетворительной.

При ответе на теоретические вопросы (о функциях религии, её структуре, типологиях, ранних формах и пр.) необходимо не только дать определение, но и привести примеры рассматриваемых явлений. Простое перечисление терминов, дополненное определением без примера НЕ считается удовлетворительным.

Ответ на вопрос о какой-либо конкретной религии/конфессии стоит давать по следующему плану:

1. Общая характеристика религии (конфессии): дать её общее определение (учитывая типологию по объекту веры, распространённости и происхождению), краткую характеристику современного состояния (указать примерную численность последователей и территорию распространения).

2. Вероучительные (священные) тексты:название, структура и общая характеристика вероучительных/священных текстов/книг.

3. Краткая история возникновения:возможные причины, время и особенности возникновения (знать, как звали основателя, если таковой был, обязательно).

Стр. 71.

4. Основы вероучения: догматы и основные положения вероучения (приветствуется знание специальной терминологии).

5. Основы культа: обрядность (общая характеристика главных обрядов, название и особенности богослужения; основные праздники), места отправления культа (их названия, особенности внешнего и внутреннего устройства и убранства, правила поведения); предметы культа.

6. Организационное устройство: наименование и иерархия служителей культа; особенности структуры религиозной организации, статус и официальные названия религиозных организаций.

7. Основные течения/направления (знать названия основных течений – обязательно).

8. Особенность современного состояния в мире, в России, в Петербурге (если известно).

Различие требований к зачёту и экзамену определяется не только количеством вопросов, но и глубиною их проработки. На экзамене студент должен уметь не просто кратко изложить содержание вопроса, но и смочь сравнить однотипные религиозные явления в теме своего ответа.


ПРИМЕРЫ КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Для закрепления и оценки пройденного материала по дисциплине «Религиоведение» предполагается проведение контрольных тестов. Ниже приведены примеры тестов по семинарским занятиям на тему «Храмы и религиозная архитектура» и 3 варианта контрольных тестов по всей дисциплине «Религиоведение». Каждый из них включает по 30 поросов. На выполнение тестов отводится 10-15 минут. Для простоты выполнения ответы в проверочных тестах даны в закрытой форме. Студенту необходимо отметить один правильный ответ из предложенных в тесте. Тестирование предполагает следующие критерии проверки знаний по результатам теста: 75 – 100% правильных ответов оценивается отметкой «5» (отлично), 60 – 75% – «4» (ХОРОШО), 30 – 60 % – «3» (удовлетворительно) и менее 30 % – «2» (неудовлетворительно).

3.7.1. Примеры тестов для самопроверки по семинарским занятиям,
на тему «Храмы и религиозная архитектура»

Тест для самопроверки посвящён Семинару 1. «Места отправления культа в античности и иудаизме». Правильные ответы отмечены «звёздочкой» (*).

Стр. 72.

1. В древнеегипетском храме изображение божества (и само божество) располагались:
а) сразу за входом в храм; б) в центральной части храма; в) в дальней от входа части храма.*

2. Структура древнеегипетского храма стала прообразом для:
а) зиккуратов Месопотамии; б) греческих храмов; в) Скинии Завета. *

3. Зиккуратами назывались храмовые постройки
а) в Древнем Египте; б) в Древней Месопотамии; * в) в древнем Риме.

4. Главной функцией античного храма является:
а) собрание жителей города, б) поклонение и жертвоприношение божеству, *
в) демонстрация образцов эстетических и инженерных достижений города.

5. Центральное пространство древнегреческого храма называется:
а) вестибюль; б) наос; * в) бима.

6. Особенностью римского храма Пантеон было:
а) отверстие в куполе для освещения храма; * б) длинный темный неф;
в) легкая колоннада, окружающая храм.

7. Переносной походный храм, в котором до строительства I Храма хранились Скрижали с Заповедями, данными Богом Моисею, назывался:
а) Арон кодеш, б) Ковчег Завета, в) Скиния Завета. *

8. I Храм в иудаизме был построен во времена
а) царя Соломона, * б) пророка Моисея, в) царя Ирода.

9. Возвышенное место в центре синагоги, с которого читается Тора, называется:
а) Амуд, б) Арон кодеш, в) Бима. *

10. Основное назначение синагоги – это:
а) дом молитвы и жертвоприношений, б) дом молитвы и собраний, *
в) дом собраний и жертвоприношений.

Стр. 73.

3.7.2. Примеры контрольных тестов по дисциплине «Религиоведение»

Вариант 1

  1. Религией называется:
    а) вера в единого Бога,
    б) выражающаяся в обрядах коллективная вера в сверхъестественное,
    в) индивидуальная вера в богов и духов.
  2. В состав вероучения (религиозного мировоззрения) входят:
    а) теология, теократия, теогония,
    б) космология, антропология, антропософия, теософия,
    в) теология, космология, антропология, эсхатология.
  3. Обычно все обряды разделяют на три типа:
    а) обряды годового цикла, ситуативные и календарные,
    б) обряды-посвящения, обряды-инициации, обряды-имитации,
    в) обряды жизненного цикла, обряды годового цикла и ситуативные.
  4. Легитимирующая (легитимирующее-разлегитимирующая) функция религии:
    а) определяет систему норм религиозного и обычного права,
    б) узаконивает некоторые общественные порядки и институты,
    в) объединяет или разъединяет индивидов, группы, институты на основе религии.
  5. Политеизм – это:
    а) вера в духов,
    б) вера в единого Бога,
    в) вера во многих богов.
  6. Пантеизм – это:
    а) вера во множество богов,
    б) вера в единого Бога-творца, небезучастного современному миру,
    в) вера в одного безличного бога.
  7. К этническим религиям относятся:
    а) ислам,
    б) индуизм,
    в) классический древнегреческий политеизм.

Стр. 74.

  1. Иудаизм, христианство и ислам относятся к типу:
    а) этнических религий,
    б) авраамических религий,
    в) мировых религий.
  2. Тотемизм – это:
    а) вера в существование души и духов,
    б) вера в сверхъестественное родство людей с животными и растениями,
    в) вера в сверхъестественные возможности материальных предметов.
  3. Примерами низшей мифологии – духами мест являются:
    а) гномы, дриады, друиды, наяды,
    б) русалка, леший, домовой, полевик,
    в) водяной, леший, банник, кариатида.
  4. Три верховных божества в индуизме:
    а) Брахма, Вишну, Шива,
    б) Брахма, Вишну, Кришна,
    в) Вишну, Кали, Шива.
  5. Три старших бога-брата в олимпийском пантеоне поделили между собой власть над:
    а) миром людей, миром богов и миром мёртвых,
    б) небесным миром, миром земным и подземным миром,
    в) надземным миром, подземным миром и водным миром.

  6. Прозвище «будда», данное основателю буддизма, означает:
    а) спаситель,
    б) пророк,
    в) просветлённый.
  7. Священным Писанием в буддизме является:
    а) Трипитака (Типитака),
    б) Рамаяна,
    в) Тримурти.
  8. Основу буддийского вероучения составляют:
    а) четыре благородные истины,
    б) три благородные истины,
    в) восемь благородных истин.
  9. Основными направлениями в буддизме являются:
    а) хинаяна и махаяна,

Стр. 75.

б) шиизм и суннизм,
в) ламаизм и цзен-буддизм.

  1. Десять заповедей были дарованы:
    а) Аврааму,
    б) Иакову,
    в) Моисею.
  2. Христианство возникло:
    а) в I в. до н.э.,
    б) в I в. н.э.,
    в) в III в. н.э.
  3. Священным Писанием в христианстве является:
    а) Новый Завет,
    б) Библия (Ветхий и Новый Заветы),
    в) Евангелия.
  4. Русская православная церковь является:
    а) единственной православной церковью,
    б) самой главной из православных церквей,
    в) одной из пятнадцати равноправных самостоятельных церквей.
  5. Монашество существует в:
    а) католицизме и протестантизме,
    б) католицизме и православии,
    в) только в православии.
  6. В качестве причастия в Русской православной церкви используют:
    а) просфоры и кагор,
    б) облатки и вино,
    в) хлеб и воду.
  7. Основными частями православного храма являются:
    а) алтарь, неф (храм), притвор,
    б) алтарь, придел, иконостас,
    в) жертвенник, престол, паперть.
  8. В отличие от православия, в католичестве отсутствует:
    а) почитание икон,
    б) почитание святых,
    в) почитание мощей святых.

Стр. 76.

  1. Протестантизм возник в:
    а) XIV в.,
    б) XV в.,
    в) XVI в.
  2. К ранним протестантским церквам относятся:
    а) англикане, кальвинисты, лютеране,
    б) баптисты, лютеране, методисты,
    в) пятидесятники, мормоны, адвентисты.
  3. Священным писанием в исламе является:
    а) Коран,
    б) Сунна,
    в) Коран и Сунна.
  4. Мусульмане совершают молитву:
    а) пять раз в сутки,
    б) три раза в сутки,
    в) два раза в сутки.
  5. Последователями основных направлений в исламе являются:
    а) вишнуиты и шиваиты,
    б) фарисеи и саддукеи,
    в) шииты и сунниты.
  6. По Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право:
    а) исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и открыто говорить об этом,
    б) исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, но открыто не говорить об этом,
    в) исповедовать только те религии, которые прошли государственную регистрацию.

Вариант 2

Стр. 77-84.

Стр. 84.

3.8. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
И РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Основная

1. Лобазова, О.Ф. Религиоведение: Учебник. М., 2006.

2. Основы религиоведения. Учебник / Ю.Ф. Борунков и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2007.

3. Торгашев, Г.А. Основы религиоведения. Учебное пос. СПб., 2004.

Дополнительная

1. Андреев, А.И. Буддийская святыня Петрограда. Улан-удэ, 1992.

2. Библия (любое издание).

3. Васильев, Л.С. История религий Востока. М., 2006.

4. Гараджа, В.И. Социология религии. Уч. пос. для студентов гуманитарных специальностей. М., 1995.

5. Данилова, М.М. Религиоведение. Учебное пособие. СПб.: Изд-во БМиТ (БАТиП), 2006.

6. Игнатов, В.Г. Религиоведение: методология, политика, экономика, право / В.Г. Игнатов, В.И. Битов. Ростов н/Д, 1998.

7. История религии / Под ред. И.Н. Яблокова. В 2 т. М., 2005.

8. История религий в России. Учебник. Изд. 2-е / Под общ. ред. О.Ю. Васильевой, Н.А. Трофимчука. М., 2004.

9. Кислюк, К. Религиоведение. Уч. пос. для высших учебных заведений / К. Кислюк, О. Кучер. Ростов н/Д, 2003.

Стр. 85.

10. Коран (любое издание).

11. Кудрявцев, В. Лекции по истории религии и свободомыслия. Уч. пос. для вузов. Мн., 1997.

12. Лукашевский, Е.С. Петербург православный: Справочник-путеводитель. СПб., 2002.

13. Лукашевский, Е.С., Власова Т.И. Православные святыни Санкт-Петербурга: Методическое пособие / Е.С. Лукашевский, Т.И. Власова. СПб., 1998.

14. Мейендорф, И. Православие в современном мире. М., 1997.

15. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х т. М., 1980-1982.

16. Многонациональный Петербург: Энциклопедия. СПб., 2002.

17. Религии народов современной России / Отв. ред. М.П. Мчедлов. 2-е изд. М., 2002.

18. Религиоведение. Уч. пос. / М. Ленсу, Я. Яскевич, В. Кудрявцев и др. Мн., 2003.

19. Религиоведение. Уч. пос. / Под ред. А.В. Солдатова. СПб., 2003.

20. Религиоведение. Уч. пос. / Под ред. М.М.Шахнович. СПб, 2006.

21. Религиоведение. Уч. пос. для пед. вузов / Под ред. А.Ю. Григоренко. СПб., 2008.

22. Религиоведение: Экспресс-курс / Н. Рогалевич, Б. Сумар

Наши рекомендации