К теме 14. Многообразие религий и судьбы религиозного сознания в современном мире

К теме 14. Многообразие религий и судьбы религиозного сознания в современном мире

Тема 14 «Многообразие религий и судьбы религиозного сознания в современном мире» завершает курс религиоведения обзором современной религиозной палитры и её роли в обществе и культуре. Цель темы – сформировать основы толерантного отношения к религиозно-культурному многообразию, определяя ресурсы Санкт-Петербурга для проведения светских и паломнических туров и экскурсий. Здесь необходимо ещё раз повторить закреплённые в законодательстве Российской Федерации положения о свободе совести и религии.

Основные понятия:эволю́ция рели́гии, свобо́да со́вести, секуляриза́ция, клерикализа́ция, конфе́ссия, толера́нтность религио́зная, свободомы́слие, поликонфессиона́льность, пало́мничество.

Контрольные вопросы:

1. В чём смысл понятия «секуляризация»?

2. Что такое религиозная толерантность?

3. Каковы основные положения законодательства Российской Федерации о свободе совести и религии?

4. Назовите основные конфессии, представленные в Петербурге.

5. Приведите примеры реализации религиозной толерантности в нашем городе.

Примеры сложных вопросов:

1. Каково соотношение свободомыслия и свободы совести?

2. Охарактеризуйте возможности использования ресурсов Санкт-Петербурга

как многонационального и поликонфессионального города для проведения светских и паломнических туров и экскурсий.

3. Приведите и охарактеризуйте примеры эволюция религии в современном мире.

Дополнение к теме 14 для специальности «Связи с общественностью»

В качестве дополнения к теме 14 для специальности «Связи с общественностью» предлагается рассмотреть основные особенности PR и религии: специфику религиозного лидерства; взаимодействия религии и СМИ; проблемы религии и массовые коммуникации; функционирование отделов по связям с общественностью в структуре религиозных организаций; формирование образа Русской православной церкви в отечественных СМИ.

В силу того, что данная проблематика недостаточно изучена и сопряжена с нежеланием религиозных организаций раскрывать «тайную кухню» своей миссионерской и PR-деятельности, представляется разумным более подробно рассмотреть эту тему на семинарских занятиях.

Для более глубокой подготовки следует ознакомиться с дополнительными исследованиями по данной проблематике. Частично их возможно обнаружить блоке «PR-библиотека» на сайте агентства «Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг»: http://www.pressclub.host.ru/PR_Lib/PR_Rabots.shtml:

1. PR сект и современный антисектантский PR / Перевод с английского В.В. Фесенко, Е.В. Семеняк (формат MS WORD 170.5 Kb. Адрес для скачивания: http://pr-club.com/PR_Lib/PRsect.doc).

2. Джуренко Р. Паблик рилейшнз Католической церкви в исторической перспективе (формат MS WORD 99 Kb. Адрес для скачивания: http://pr-club.com/PR_Lib/churchPR.doc).

3. Камышников С., Крауш В. Связи с общественностью Русской Православной Церкви (формат MS WORD 170 Kb. Адрес для скачивания: http://pr-club.com/PR_Lib/PROrthodox.doc).

4. Солодов В. PR-деятельность Римской католической церкви: пример Франции. (формат MS WORD 114.5 Kb. Адрес для скачивания: http://pr-club.com/PR_Lib/solodov.doc).

При почти полном отсутствии публикаций о религии и пиаре на русском языке можно воспользоваться материалами сети Интернет, различными по качеству и содержанию:

1. Бергер П. Религия и проблема убедительности / Питер Бергер [Secularization and the Problem of Plausibility // Berger P. The Social Reality of Religion. London: Faber, 1967. P. 127-154] // Журнальный зал. Неприкосновенный запас, 2003 N6(32). – http://magazines.russ.ru/nz/2003/6/berger.html.

Стр. 52.

2. Камышников С. Анализ проблемы взаимодействия системы государственного образования и русской православной церкви / С. Камышников, В. Крауш, М. Мартынова, А. Мисюревич, А. Пахтунова; науч.рук. проф. Туронок С.Г. – http://seminaria.bel.ru/pages/mo/2004/mo5_st_3.htm.

3. Ковтыха В. Церковный пиар/ Вера Ковтыха // Портал 24.UA. [2008] 29 августа. – http://24.ua/news/show/id/12553.htm.

4. Минко Е. Пиар церковный. Как УПЦ МП решила воспользоваться услугами пиар-агентства, и что из этого вышло / Евгений Минко [гл.ред.журнала «Телекритика» www.telekritika.ua] // Телекритика. – 06.11.2007. – http://www.telekritika.ua/media-continent/authorcolumn/minko/2007-11-06/34745; То же: Reklamaster.com – Первый портал о маркетинге и рекламе в Украине. 2007. 08 ноября. – http://www.reklamaster.com/articles/id/346/print/yes/index.html.

5. Урина Н. В. Социальная коммуникация в доктрине католической церкви на рубеже столетий // От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / Отв. ред. Я.Н. Засурский и Е.Л. Вартанова. М., 2000. С. 140–145.

По проблемам взаимодействия религии и СМИ стоит обратить внимание публикации по религиозной журналистике:

1. Броджи П. Святое телевидение молится за нас // Телевидение и радиовещание за рубежом. М., 1993. Вып. 8.

2. Католическая церковь и вещание: обзор журнала «The wide world of UNDA». М., 1981.

3. Лукина М.М. Христианское радиовещание в современной России // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 1995. №3.

4. Лукина М.М. Четыре модели христианского радиовещания // Журналистика в 1993 г.: Тез. науч.-практ. конф. М., 1994. Ч. 3.

5. Радиоересь. Почему православному христианину не следует слушать некоторые «православные» радиопередачи. СПб.: Издание Спасо-Преображенского монастыря, 1997.

6. Религиозное радио: становление вещания в отечественном эфире // Зарубежная и российская журналистика трансформация картины мира и ее содержание / Под ред. А.А. Стриженко; Барнаул: АГТУ им. И.И. Ползунова, 2003. – http://evartist.narod.ru/text5/82.htm.

7. Стрельчик Е. Как завоевать читателя. Несколько необязательных советов тому, кто собрался делать церковное периодическое издание / Евгений Стрельчик [директор по выпуску газеты «Вечерняя Москва»]. – http://www.religare.ru/article34111.htm.

Для подготовки по теме «Формирование образа Русской православной церкви (РПЦ) в отечественных СМИ» стоит ознакомиться с деятельностью Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского

Стр. 53.

Патриархата (ОВЦС РМЦ МП) и посетить сайт: Русская православная церковь. Официальный сайт московского Патриархата / Служба коммуникации отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. – http://www.mospat.ru. Кроме того, рекомендуется ознакомиться с официальными документами РПЦ и ОВЦС РМЦ МП:

1. Основы социальной концепции Русской православной церкви. Москва, 13-16 августа 2000 г. – http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html.

2. Определение Освященного Архиерейского Собора о вопросах внешней деятельности Церкви (Москва, 2004 г.) . – http://www.patriarchia.ru/db/text/418906.html.

3. Заявление Службы коммуникаций Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата в связи с решением Церкви Англии о допуске женщин к епископскому служению. 1 августа 2008 г. – http://www.patriarchia.ru/db/text/443618.html.

4. Официальное заявление Иерусалимского Патриархата по поводу инцидента, произошедшего в храме Гроба Господня 9 ноября (20 ноября 2008 г.). – http://www.patriarchia.ru/db/text/490927.html.

5. Заявление Службы коммуникаций Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата в связи с решением Церкви Англии о допуске женщин к епископскому служению. 1 августа 2008 г. – http://www.patriarchia.ru/db/text/443618.html.

Дополнение к теме 14 для специальности
«Туризм» и «Социально-культурный сервис и туризм»

Для специальности «Туризм» и «Социально-культурный сервис и туризм» в дополнение к теме 14 рассматривается специфика религиозного туризма, его география и специфика в разных религиях, а также использование ресурсов Санкт-Петербурга.

Студентам необходимо чётко различать культурный «светский» (познавательный) и религиозный туризм, их специфику, виды, формы и цели, а также различия религиозного туризма (религиозного туризма экскурсионной направленности) и паломничества. Важным элементом в изучении географии религиозного туризма России должно стать использование ресурсов Санкт-Петербурга как многонационального и поликонфессионального города для проведения светских и паломнических туров и экскурсий.

Литература к теме «Религиозный туризм»:

1. Бабкин А. Специальные виды туризма. М. Советский спорт, 2008 /гл.2. Религиозный туризм, Гл.3. Религиозный туризм в христианстве. Гл.4. Религиозный туризм в исламе. Гл. 5. Религиозный туризм в буддизме.

2. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

3. Соколова М.В. История туризма. М.: Академия, 2004.

4. Христов Т.Т. Религиозный туризм. 3-е изд. М.: Академия, 2007.

Стр. 54.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Рекомендации по проведению семинарских занятий

На семинарских занятиях разбираются наиболее сложные темы, освещающие особенности внутреннего и внешнего устройства и убранства мест отправления культа в различных религиях и конфессиях на примере Санкт-Петербурга. Особое внимание уделяется правилам поведения на их территории. Для большей наглядности и иллюстрации данной тематики предполагается применение технических средств обучения – демонстрация слайдов и видеозаписей (особенно рекомендуется документальный видеофильм «Религиозный Петербург. Связь времен», 2007 г., созданный в рамках программы «Толерантность» Правительства Санкт-Петербурга).

Для закрепления полученных знаний, формирования на их базе необходимых умений и навыков, а также для отработки теоретических положений курса возможна организация экскурсий по религиозным объектам города и в Государственный музей истории религии.

В данном УМК семинарские занятия представлены в трёх вариантах:

– при минимуме семинаров (2-5 занятий) предлагается вариант «Общих вопросов религиоведения»;

– при возможности или при большем количестве выделяемых часов предполагается вариант 2, посвящённый дополнительному изучению храмов и мест собраний и молитв в разных религиях на примерах Петербурга (такая форма семинаров проводится в БАТиПе с 2003 г.).

Существует 2 основные формы проведения семинаров:

1. Несколько человек готовят доклады по темам семинара (из расчета 1 человек-1 тема, продолжительность доклада 7-10 минут, исходя из того, что должны прозвучать ВСЕ темы семинара).

2. Готовятся все как в школе, и устраивается фронтальный опрос и/или письменная проверочная работа.

Обычно проще проходит вариант 1, но в случае неготовности или плохой подготовленности докладчиков, а также неготовности работы на семинаре у всех остальных, случается вариант 2 (особенно это касается «неходящих»).

=> [доклад, 7-10 минут];

Большая просьба к старостамвзять под свой контроль распределение тем для семинарских занятий. Если несколько человек подготовят одну тему, а остальные темы окажутся не озвученными – то придётся всем самостоятельно готовить их к зачёту и к проверочной работе.

При подготовке к докладу/сообщению необходимо помнить о нескольких моментах:

1. использовать информацию из нескольких источников;

2. чётко структурировать своё выступление;

3. обязательно уточнить по толковым, специальным или электронным

Стр. 55.

словарям ВСЕ непонятные термины; для этого лучше всего подойдёт «свободная энциклопедия Википедия» (http://ru.wikipedia.org/wiki) и закладка «Словари» в Яндексе (http://slovari.yandex.ru).

4. кратко и доступно объяснить основные термины и понятия слушателям;

5. обязательно учитывать временной регламент;

6. выступление должно быть логичным, понятным, НЕ перегруженным специальной терминологией и религиозными оборотами (оно должно носить информативный характер и «не быть проповедью»;

7. иллюстрации и наглядность приветствуются.

Вариант 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Стр. 56.

6. Основы христианского вероучения: догмат об исхождении Святого Духа (филиокве) => [краткое сообщение на 5 минут];

7. Христианское вероучение: догмат о непорочном зачатии Иисуса Христа (и Девы Марии) => [краткое сообщение на 5 минут];

8. Основные этапы (вехи) истории русского православия (10-21 вв.) => [доклад, не более 10 минут];

9. Основные этапы (вехи) истории католической церкви (10-21 вв.) => [доклад, не более 10 минут].

Стр. 57.

особенности вероучения и обрядности) => [доклад, 7-10 минут];

5. Англиканство (основатель, история возникновения, становление и современность, особенности вероучения и обрядности) => [доклад, 7-10 минут];

6. Баптисты и адвентисты (основатель, история возникновения, становление и современность, особенности вероучения и обрядности) => [доклад, 7-10 минут].

ИСЛАМ

7. Основные этапы (вехи) истории ислама (7-21 вв.) => [доклад, 7-10 минут];

8. Вероучительные тексты ислама (Коран и Сунна) => [доклад, 7-10 минут];

9. Особенности мусульманского вероучения и культа – «Пять столпов» ислама: шахада (исповедание веры), салят (молитва), закят (благотворительность), саум (пост), хадж (паломничество в Мекку) => [доклад, 7-10 минут];

10. Шариат (мусульманское право) => [доклад, 7-10 минут];

11. Течения в исламе (суннизм, шиизм, суфизм, ваххабизм и др.). Ислам в современном мире и в России => [доклад, 7-10 минут].

Вариант 2. ХРАМЫ и места отправления культа

Семинарские занятия проводятся в форме индивидуальных выступлений (сообщений по 5-7 минут) в сопровождении иннюстраций и с возможным дополнением в виде фото- и видеопрезентаций.

Стр. 58.

и др.), правила поведения;

5. Петербургская хоральная синагога: история создания, общие и частные особенности архитектурного устройства, структуры, внутреннего и внешнего убранства.

РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО

1. Устройство раннехристианских храмов и их типы;

2. Катакомбные храмы (крипта, кубикула, капелла): описание, устройство, функции, история;

3. Особенности устройства и убранства храмов древних восточных церквей (на примере храма св. Екатерины Армянской апостольской церкви): описание, устройство, функции, история.

Основные понятия:Зиккура́т, пери́птер, Парфено́н, Пантео́н (римский «храм всех богов»),
Ски́ния Заве́та, Иерусали́мский Храм, I Храм (Храм Соломо́на), парахе́т, II Храм (Храм И́рода), синаго́га как «бейт-тфила́» (дом молитвы) и «бейт кне́ссет» (дом собраний), бима́, аму́д, аро́н-коде́ш, нер-тами́д, катако́мбные хра́мы, кри́пта, куби́кула, капе́лла, алта́рная прегра́да, часо́вня, це́рковь (архитектурное сооружение), собо́р (архитектурное сооружение), бази́лика, рото́нда, кресто́во-ку́польный храм, храм «лати́нский крест», трансе́пт.

Тема 2. Места отправления культа в современных религиях (на примерах Петербурга)

Темы для общей подготовки (готовятся всеми):

1. Типы мест отправления культа в христианстве (по функциям): часовня, церковь, собор;

2. Типы христианской храмовой архитектуры (базилика, ротонда, крестово-купольный храм, «латинский крест»);

3. Типы православной храмовой архитектуры (луковичный, шлемовидный, шатровокупольный).

ПРАВОСЛАВИЕ

1. Православный храм: структура (паперть, притвор, наос/неф, придел, солея, амвон, клирос/хоры, аналой, иконостас, алтарная часть, престол, жертвенник), внутреннее и внешнее убранство; правила поведения.

2. Иконостас: структура (Царские врата, диаконские врата, храмовая икона, местный ряд, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий ряды), функции.

Стр. 59.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (дополнительные темы для докладов)

1. Кафедральные соборы: (общая характеристика, перечень, кратко: история и архитектура);

2.Храмы, посвящённые святым покровителям города (общая характеристика, кратко: история и архитектура);

3. Храмы, посвящённые боевой славе (общая характеристика, перечень, кратко: история и архитектура);

4. старые и новые храмы – история создания, общие и частные особенности архитектурного устройства, структуры, внутреннего и внешнего убранства.

КАТОЛИЦИЗМ

1. Католический храм: структура, правила поведения;

2. Католические храмы Санкт-Петербурга: история создания, общие и частные особенности архитектурного устройства, структуры, внутреннего и внешнего убранства (прокафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии, собор св. Екатерины, собор Лурдской Богоматери и др.).

ПРОТЕСТАНТИЗМ

1. Протестантские храмы и дома собраний и вмолитв: структура, правила поведения;

2. Лютеранские храмы Санкт-Петербурга (Петри кирхе, Мария кирхе, Анне кирхе и др.), история, особенности архитектурного устройства, структуры, внутреннего и внешнего убранства.

ИСЛАМ

1. Мечеть: структура (минбар, михраб, минарет, галерея), правила поведения.

2. Соборная мечеть Санкт-Петербурга: история создания, общие и частные особенности архитектурного устройства, структуры, внутреннего и внешнего убранства;

3. Кааба и Мечеть Запрета (Масджид аль Харам): история создания, назначение, структура, проекты реконструкции.

БУДДИЗМ

1. Буддийские храмы-монастыри (дацаны, ступы, храмовые комплексы): структура, правила поведения;

2. Петербургский Дацан Гунзэчойнэ́й: история создания, общие и частные особенности архитектурного устройства, структуры, внутреннего и внешнего убранства.

Стр. 60.

Основные понятия:па́перть, притво́р, на́ос или неф, приде́л, солея́, амво́н, кли́рос или хо́ры, анало́й, иконоста́с, структу́ра иконоста́са, ца́рские врата́, диа́конские врата́, хра́мовая ико́на, ме́стный ряд (чин) иконоста́са, деису́сный ряд (чин) иконоста́са, пра́здничный ряд (чин) иконоста́са, проро́ческий ряд (чин) иконоста́са, праотече́ский ряд (чин) иконоста́са, алта́рная часть или алта́рь, престо́л, же́ртвенник, ку́пол, бараба́н, типы православных храмов (лу́ковичный, шлемови́дный, шатровоку́польный), кафедра́льный собо́р; мече́ть (масджи́д), минба́р, михра́б, минаре́т, Мече́ть Запре́та (Масджи́д аль Хара́м); даца́н, па́года, сту́па.

Религиозное лидерство

1. Харизматические лидеры, профессиональные служители культа, основатели и идеологи религий.

2. Основатели мировых религий. Теория "о трёх великих обманщиках".

Религиозные лидеры и PR

(основатели религий, религиозные деятели, харизматические лидеры, священнослужители и их PR-деятельность; специфика формирование имиджа религиозного лидера в разных религиях и религиозных объединениях):

Древний мир:

1. Гермес Трисмегист, 2. Пифагор,

Иудаизм

3. Авраам, 4. Моисей, 5. Маймонид;

Христианство

6. Иисус Христос, 7. апостолы Петр и Павел, 8. Маркион, 9. Ориген, 10. Арий и Несторий, 11. Симеон Столпник, 12. отцы каппадокийцы: Василий Великий, Григорий Нисский, св. Григорий Назианзин (Богослов),

Стр. 61.

13. Фома Аквинский, 14. Августин Блаженный (Августин Аврелий),

15. Мартин Лютер, 16. Жан Кальвин,

17. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский, 18. патриарх Никон и протопоп Аввакум, 19. патриарх Тихон,

20. патриарх Алексий II, 21. патриарх Кирилл,

22. Иоанн Павел II, 23. Бенедикт XVI;

Религии Востока

24. Заратустра, 25. Будда Шакьямуни, 26. Кун цзы (Конфуций), 27. Лао цзы, 28. Далай-лама XIV;

Ислам

29. ханифы им пророк Мухаммад, 30. первые халифы и Али, 31. аятолла Хомейни

Новые религиозные движения

32. Иосиф Смит (мормоны), 33. Рон Хаббард (Саентология), 34. Виссарион (Церковь Последнего завета), 35. Иоанн Береславский (Церковь Божьей матери «Державная» / «Богородичный центр»), 36. Мария Дэви Христос (Марина Цвигун) и Юоанн Свами (Юрий Кривоногов) (Великое Белое Братство ЮСМАЛОС), 37. Елена Блаватская (Теософия), 38. Алистер Кроули (магия), 39. Антуан ЛаВей (сатанизм), 40. Карлос Кастанеда (пейотизм).

Тема 5. Религия и СМИ

1. Религиозные СМИ как инструмент религиозной пропаганды и коммуникации;

2. Виды взаимодействия церкви (религиозных организаций) и СМИ.

Тема 6. Отдел по связям с общественностью в структуре религиозной организации: специфика, функции и сферы функционирования.

Стр. 62.

3.4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ
(для студентов заочной формы обучения)

1. Структура и функции религии, соотношение веры и знания.

2. Законодательство России о свободе совести и религии.

3. Проблема происхождение религии.

4. Ранние формы религии: фетишизм, анимизм, шаманизм, первобытная магия, мантика, тотемизм, культ плодородия, культ предков, культ вождей и пр.

5. .Этнонациональные религии: конфуцианство, даосизм, синтоизм, индуизм, сикхизм, джайнизм.

6. Язычество древних славян, скандинавов, германцев и пр.

7. Авраамические религии: общие признаки и различия.

8. Иудаизм: история, вероучение и культ; петербургская хоральная синагога и еврейская община.

9. Буддизм: история, вероучение и культ.

10. Раннее христианство.

11. Христианское вероучение и культ.

12. Православие: история, вероучение и культ, храмы Петербурга.

13. Православные таинства.

14. Католицизм: история, вероучение и культ, храмы Петербурга.

15. Протестантизм: история, вероучение и культ, общая характеристика основных течений, храмы Петербурга.

16. Первичные протестантские церкви – лютеранство, кальвинизм, англиканство: история, вероучение и культ.

17. Вторичные протестантские церкви – баптисты, адвентисты, пятидесятники: история, вероучение и культ.

18. Ислам: история, вероучение и культ; мусульманская община и Мечеть Петербурга.

19. Роль религии в современном мире и культуре.

20. Религиозная толерантность и свободомыслие в мировой истории.

3.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
(РЕФЕРАТА)

Представленные темы контрольных работ (рефератов) охватывают наиболее общие темы по религиоведению. Студент вправе сформулировать более узкую проблему, а при желании выбрать иную понравившуюся тему. Контрольные работы (рефераты) должны соответствовать следующим требованиям:

1. Реферат представляет собой самостоятельное исследование по религиоведению, которое не должно носить ярко выраженного эмоционального и оценочного

Стр. 63.

характера. Реферат оформляется в соответствии с общепринятыми требованиями и состоит из титульного листа, содержания, введения, нескольких частей, заключения и списка источников информации.

2. Во введении определяется предмет и объект исследования, формулируются его основные цели, задачи и план, приводится краткий обзор авторов и литературы по данной теме.

3. Само исследование оформляется в 2-5 частях, логически связанных друг с другом. Каждая из них завершается кратким выводом.

4. В заключении систематизируются выводы и подводятся итоги. Нет необходимости заново пересказывать содержание работы. Важно чтобы поставленные во введении цели и задачи нашли свое разрешение в заключении и были достаточно полно раскрыты в работе.

5. Список источников информации может состоять из библиографического списка (вероучительных текстов, исследований) и из списка ресурсов Интернет или иных источников. Они приводится в алфавитном порядке в соответствии с принятыми правилами оформления библиографии и электронных документов.

6. Реферат пишется на основе не менее трёх источников информации, пересказываемых и компилируемых для раскрытия поставленных задач исследования. Слишком большое количество источников может затруднить работу, нарушив логику и целостность исследования. Допускается использование иллюстраций с указанием источника копирования.

7. Все цитаты заключаются в кавычки и сопровождаются сносками внизу страницы на цитируемое произведение. Большие цитаты не приветствуются. Их лучше пересказывать своими словами. Не рекомендуется многочисленное дословное цитирование специфических религиозных текстов, обладающих витиеватым, перегруженным эпитетами, стилем.

8. Не допускается сплошное дословное цитирование (даже с кавычками) на протяжении целой страницы. «Скаченный» реферат оценивается оценкой «неудовлетворительно».

9. Встречающиеся в работе специфические термины и понятия должны расшифровываться в тексте или в виде сносок внизу страницы. Упоминаемые в работе авторы или персонажи кратко характеризуются (объясняются) прямо в тексте. Например, «Известный немецкий социолог и религиовед Макс Вебер (1864-1920) говорил…», а не «М.Вебер говорил…». Также стоит уточнять расположение малоизвестных географических объектов.

10. Работа должна быть представлена на стандартных листах (формат А4) в скрепленном (сброшюрованном) виде. Общий объем реферата 15-20 листов (примерно по 1800 знаков на лист) для печатного текста и 20-25 листов – для рукописного. Основным критерием объема является раскрытие темы.

11. Студент должен знать содержание своего реферата и быть готовым ответить на общие вопросы по содержанию своей работы.

Стр. 64.

3.6. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ И ЗАЧЁТУ

3.6.1. Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Религиоведение как комплексная наука.

2. Определения религии и основные понятия религиоведения.

3. Сверхъестественное и его типы.

4. Определение религии: проблема разнообразия подходов к определению религии.

5. Функции религии; роль религии в обществе и в системе культуры.

6. Религиозная вера как компонент религии: определение, функции, структурные элементы.

7. Религиозный культ как компонент религии: определение, функции, структурные элементы

8. Религиозная организация как компонент религии: определение, функции, структурные элементы

9. Типология религии по объекту веры (фетишизм, анимизм, полидемонизм, политеизм, монотеизм, пантеизм, атеизм, агностицизм).

10. Типология религии по распространённости (локальные, этнонациональные и мировые).

11. Типология религии по происхождению (религии Запада и восточные религии; религии древнего Средиземноморья и восточные религии; индийские (дхармические) религии, авраамические религии и язычество; синкретические религии).

12. Проблема определения происхождения религии и методы исследования ранних форм религии.

13. Ранние формы религии и их современные проявления: фетишизм, анимизм, полидемонизм, шаманизм, первобытная магия, первобытная мантика (гадания).

14. Ранние формы религии и их современные проявления: тотемизм, культ плодородия и земледельческий культ, культ предков, культ вождей и культ небесных божеств.

15. Миф, мифология и мифологическое мышление в древности и современности.

16. Общая характеристика политеизма; функции богов в политеизме.

17. Религии древнего Средиземноморья (египетская, месопотамская, древнегреческая, древнеримская): общая сравнительная характеристика.

18. Религии античности: общая сравнительная характеристика религиозной системы Древней Греции и Древнего Рима; древнегреческая космогония; пантеон олимпийских богов (определение, структура, функции персонажей).

Стр. 65.

19. Язычество Европы (древнегерманская, древнеславянская религии): общая характеристика; исторические источники по язычеству; космогония и космология; мифология, праздники и их отражение в современной культуре.

20. Владимиров пантеон и предпосылки принятия христианства на Руси.

21. Восточные религии: общая характеристика восточных религий как этнонациональных религий.

22. Индийские (дхармические) религии: общая характеристика этнических религий Индии (индуизм, джайнизм, сикхизм) и их основные принципы (дхарма, сансара, карма, ахимса, мокша, нирвана).

23. Индуизм: характеристика; вероучительные тексты; этапы возникновения и современное состояние; особенности вероучения и культа.

24. Дальневосточные религии: общая характеристика национальных религий Китая и Японии (конфуцианство, даосизм, синтоизм).

25. Иранские религии: общая характеристика дуалистических религий Ирана (зороастризм/маздеизм); митраизм и его распространение на Западе.

26. Буддизм: общая характеристика буддизма как мировой религии; вероучительные тексты; возникновение буддизма.

27. Буддизм: особенности буддийского вероучения и культа; этические нормы буддизма.

28. Буддизм в современном мире и в России. Течения в буддизме (тхеравада/хинаяна, махаяна, ваджраяна), тибето-монгольский буддизм (ламаизм).

29. Авраамические религии: общая характеристика вероучения и священных текстов иудаизма, христианства и ислама.

30. Иудаизм: общая характеристика иудаизма как этнической религии и предшественника христианства; вероучительные тексты иудаизма и их связь с христианством и исламом.

31. Иудаизм: вероучение и культ; Декалог – религиозно-этическая основа иудаизма и христианства; I, II Храм и синагога.

32. Иудаизм: история возникновения, современное состояние и течения в иудаизме; иудаизм в России и Петербурге (Петербургская хоральная синагога).

33. Христианство: общая характеристика христианства как мировой монотеистической религии.

34. Христианское Священное Писание и Священное Предание: структура и специфика; канонические и апокрифические тексты.

35. Жизнь Иисуса Христа: историческая и мифологическая школы.

36. Раннее христианство: апостолы и становление христианской церкви; особенности возникновения и устройства раннехристианских общин; гонения на христиан в Римской империи; катакомбные храмы.

37. Вселенские Соборы: борьба раннего христианства с соперниками (гностицизм, митраизм, зороастризм) и ересями (арианство, несторианство, монофизитство).

Стр. 66.

38. Основы христианского вероучения: содержание «Символа веры» (догмат о Троице; догмат о природе Христа; догмат об исхождении Святого Духа; догмат о непорочном зачатии Иисуса Христа; догмат о Втором пришествии).

39. Основы христианского культа: литургия, таинства, общехристианские праздники.

40. Восточное христианство: общая характеристика православия и древних восточных церквей как восточного христианства; Халкидонский (IV Вселенский) собор и древние восточные церкви; Армянская апостольская церковь.

41. Православие: основные этапы становления Русского православия; Русская православная церковь сегодня.

42. Православие: особенности православного вероучения и культа.

43. Православные посты и праздники: посты многодневные и однодневные; основные типы праздников (праздник праздников, великие двунадесятые праздники, великие праздники, средние, малые праздники и дни местночтимых святых).

44. Православный храм: назначение, архитектурные типы, убранство и структура православного храма; назначение и структура иконостаса; особенности православного иконопочитания.

45. Иерархия священства в Русской православной церкви: чёрное и белое духовенство; три чина священства (диакон, иерей, архиерей); монашество и монастыри.

46. Западное христианство: общая характеристика католицизма и протестантизма как представителей западного христианства.

47. Католицизм: особенности вероучения и культа, их различия с православием.

48. Католичцизм: история (основные этапы становления Римско-католической церкви; II Ватиканский собор), течения (латинский и восточный обряды, греко-католики, униаты) и современность; католицизм в России и Санкт-Петербурге.

49. Протестантизм: характеристика протестантизма как реформационного движения в западном христианстве; история возникновения и общие положения вероучения и культа.

50. Лютеранство: Мартин Лютер и история становления лютеранства; современное состояние; особенности вероучения, обрядности и церковной структуры; лютеране в России и Санкт-Петербурге.

51. Кальвинизм. Жан Кальвин и история становления кальвинизма; современное состояние; особенности вероучения (учение о божественном предопределении; протестантская этика), обрядности и церковной структуры; кальвинизм в России и Санкт-Петербурге.

52. Англиканство: Генрих VIII и английская реформация; особенности

Стр. 67.

вероучения и обрядности, история становления и современное состояние англиканства; англиканство в России.

53. Второй этап реформации (баптисты, адвентисты, свидетели Иеговы, пятидесятники): общая характеристика; основные черты вероучения, обрядности и церковной структуры.

54. Ислам: общая характеристика ислама как мировой монотеистической религии; Пророк Мухаммед и возникновение ислама; характеристика и структура вероучительных текстов ислама (Коран и Сунна).

55. Ислам: особенности мусульманского вероучения и культа; «Пять столпов ислама»; Шариат; устройство и назначение мечети.

56. Ислам в современном мире: течения в исламе (суннизм, шиизм, суфизм, ваххабизм); ислам в России и Петербурге.

57. Вера Бахаи (бахаизм): характеристика бахаизма как авраамической религии; вероучительные тексты, основы вероучения и культа; история становления и современное состояние; бахаизм в России.

58. Религиозные ценности, свобода совести и свободомыслие в мировой истории.

59. Секуляризация и судьбы религиозного сознания в современном мире: перспективы религиозной и конфессиональной эволюции.

60. Законодательство Российской Федерации о свободе совести и религии.

61. Многообразие религий и проблема религиозной толерантности в современном мире.

62. Санкт-Петербург как многонациональный и поликонфессиональный город (религии Петербурга).

3.6.2. Примерные вопросы для подготовки к зачёту

1. Религиоведение как комплексная наука.

2. Определения религии и основные понятия религиоведения.

3. Сверхъестественное и его типы.

4. Определение религии: проблема разнообразия подходов к определению религии.

5. Функции религии; роль религии в обществе и в системе культуры.

6. Структура религии (основные элементы, их структура и функции).

7. Типологии религии по объекту веры, по распространённости, по происхождению (индийские (дхармические) религии, авраамические религии и язычество, синкретические религии).

8. Ранние формы религии и их современные проявления: фетишизм, анимизм, полидемонизм, шаманизм, первобытная магия и мантика (гадания).

9. Ранние формы религии и их современные проявления: тотемизм, культ плодородия и земледельческий культ, культ предков, культ вождей и культ небесных божеств.

Стр. 68.

10. Общая характеристика политеизма; функции богов в политеизме.

11. Религии античности: общая сравнительная характеристика религиозной системы Древней Греции и Древнего Рима; древнегреческая космогония; пантеон олимпийских богов (определение, структура, функции персонажей).

12. Язычество Европы (древнегерманская, древнеславянская религии): общая характеристика; исторические источники по язычеству; космогония и космология; мифология, праздники и их отражение в современной культуре.

13. Индийские (дхармические) религии: общая характеристика этнических религий Индии (индуизм, джайнизм, сикхизм) и их основные принципы (дхарма, сансара, карма, ахимса, мокша, нирвана).

14. Индуизм: характеристика; вероучительные тексты; этапы возникновения и современное состояние; особенности вероучения и культа.

15. Буддизм: общая характеристика буддизма как мировой религии; вероучительные тексты; возникновение буддизма.

16. Буддизм: особенности буддийского вероучения и культа; этические нормы буддизма.

17. Буддизм в современном мире и в России. Течения в буддизме (тхеравада/хинаяна, махаяна, ваджраяна), тибето-монгольский буддизм (ламаизм).

18. Авраамические религии: общая характеристика вероучения и священных текстов иудаизма, христианства и ислама.

19. Иудаизм: общая характеристика иудаизма как этнической религии и предшеств

Наши рекомендации