Проблема происхождения религии. Её исторические типы.

Для религиоведения значимым является вопрос объяснения возникновения

Возникает вопрос о причинах многообразия религии при единстве бога. Эти причины видятся в различном восприятии, понимании и объяснении реальностей и явлений, как внешнего, так и умопостигаемого мира чувств разными людьми. Так религиоведы считают, что раскрытие основ и предпосылок религии не есть ее сведение к каким-то отношениям (редукция). Это, прежде всего, вопрос о необходимости ее возникновения, функционирования и развития, как аспекта сущности и бытия человека, человечество и общество, а ее онтологичности. Религия имеет основы и предпосылки в определенных сторонах бытия Космоса, планеты Земля, общества, групп и индивидов, среди которых: причинные, исторические, структурные и другие связи, факторы, лежащие вне психологии, сознания, познания и в их пределах и др. Стоит отметить наименее понятые наукой предпосылки религиозности. Много неосознанного и непроизвольного в интуиции, озарения, ясновидения и эйдетизме.

Интуиция (от лат. Пристально смотреть) представляет собой процесс непосредственного т. е. без логически доказательного развертывания, постижения, целостного схватывания, неожиданного решения задач в научной художественной и иной деятельности. Различают интеллектуальную и чувственную интуиции, в ходе которой достигается инсайд (от анг. «озарение») роль интуиции возрастает при недостаточно информационной оснащенности в ходе проникновения в неведомое.

Еще меньше объяснен феномен ясновидения, считается что это – сверхординарная способность некоторых людей, выражающаяся в представленности в их сознании отчетливых образов чего либо, что не доступно восприятию других («видение» через преграду, футуравидение).

Во многом загадочным является эйдетизм- способность удерживать и воспроизводить живой образ ранее воспринятых предметов и явлений. В творческой деятельности может возникать состояние некой «одержимости», переживается «ПАРАДОКС АВТОРСТВА»- Действительный творец результата свидетельствует, что не он автор, а другое «я».

В целях обобщенности и сравнительного рассмотрения религии осуществляется типологизация с учетом историко-стадиальных этапов развития этносов выделяют родоплеменные, национальные и мировые религии.

Родоплеменные сложились в условия первобытнообщинного строя. Первоначальные религиозные верования часто были общими для родственной группы народов, но после разделения развивались у каждой своеобразно. Эти религии стихийно вырастали из общественных условий жизни род и племени, срастались с этническими типами и сокрализовывали их. Важное место в таких религиях занимают культ предков, выражающий генетическое единство и кровнородственные связи. Развит культ племенного вождя, утверждающий структурно-иерархическую целостность группы. Складывается система вопросных инициаций. Широко распространены ранние формы верования и культовые действия. На стадии развитого родоплеменного строя из анимистического комплекса. мог выделяются образ одного духа, покровителя инициации, который приобретать черты племенного бога. Племенные боги выражали сплоченность людей внутри данной группы и отделение групп друг от друга. Власть этих богов не переход ила за границы, охраняемой ими этнической области, по ту сторону которой безраздельно правили другие боги. По мере разложения родоплеменной организации, становления и развития кассового общества, народностей, а затем и наций, родоплеменные религии вытесняются национальными и мировыми. Однако возникавшие более развитые религии ассимилируют многие элементы родоплеменных. В ряде случаев складывается синкретические системы, в которых переплетаются верования и культ религий разных исторических типов.

Национальные религии ассимилировали историко-культурные пласты родоплеменных, но в отличие от них складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества. Они отражали условия жизни народности, а затем и нации, и сокрализовывали эти историко-стадиальные типы этноса их государства и правителей. Из современных религий к этому тепу относятся: индуизм, иудаизм, конфуцианство, сикхизм, синтоизм. Носителем данной религии являются носители этноса, реже

Мировые религии – буддизм, христианство и ислам. Они генетически связаны с родоплеными и национальными, заимствовали многие элементы верований и культа этих религий, но в тоже время существенно отличных от них. Мировые религии появлялись в эпохи великих исторических поворотов, перехода от одних общественных отношений к другим. В их становлении и развитии большую роль играли основатель или группа основателей, которые сами ощущали потребность в новой религии и понимали религиозные потребности масс. Буддизм, христианство и ислам формировались в условиях зарождений мировых империй, которые нуждались в религиях. В разрабатывающихся вероучениях, культе, церковной организации, находил отражение образ жизни многих регионов, разных классов, сословий, каст, племен, народностей, по тому эти разнородные общества становились носителями новых религий. Мировым религиям свойственен сильно выраженный прозелитизм (-экспансия -навязчивое распространение своих взглядов), пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический и космополитический характер, обращена к представителям различных социально-демографических групп. В этих религиях проповедуется идея равенства людей, они отбросили уносящую разделение обрядность, которая препятствовала общению сторонников прежних родоплеменных национальных религий. В конкретных исторических условиях приобретали этническую окраску. Наиболее общие признаки рождает такие типы религий как политеизм и монотеизм. В условиях познеродового строя прежде безличные духи наделяются именами. За ними закрепляются функции и управление определенными видами деятельности. Сначала был поледемониз, внутри которого постепенно формируется иерархия духов, выделяются приоритетный дух, приобретающий черты племенного бога. Образование племенных союзов вокруг наиболее сильного племени обуславливало выдвижение на первый план культуру бога данного племени. Этот бог становился меж племенным, превращался в главу пантеона, куда на правах подчиненных включались боги других племен т.е. формировался политеизм (многобожие). Это религиозное представление о существовании нескольких или многих богов. Возникновение политеизма связанно с развитием способности мышления, к ассоциациям обобщению, анализу, различению классов, явлений. Достигнув уровня единичных представлений сознание получило возможность создавать образы духов и богов отдельных природных стихий и сфер человеческой деятельности. Когда появилась способность образованию общевидовых и родовых представлений сложились фигуры богов, действующих в ряде областей природы и общества, но образ такого бога предполагал признание существования других богов, с помощью которых объяснялись иные области реальности. К политеистическим относится: буддизм, конфуцианство и т.д.



Наши рекомендации