Беседа Господа Братца Дорогого Иоанна

Мая 1927 года

О Расслабленном

Иоанна, гл. 5; Деяние, гл. 9;

Амоса, гл. 19; Псалом, гл. 85

\

Братец Иоанн вошел в зал, прошел к иконам и со слушателями запел: “Отче наш”. Затем взошел на кафедру, и все запели молитву: “Царю Небесный”.

После пения Братец Иоанн говорит:

- Сегодняшнее Евангелие читается от Иоанна, глава 5. Евангелие напоминает о расслабленном или о расслаблении всего мира. Братец Иоанн читает: “После сего был праздник иудейский и пришел Иисус в Иерусалим. В Иерусалиме была купальня, при которой лежало множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды”. Купальня эта находилась в ведении первосвященников, а потому трудно попасть было бедным.

“Ибо Ангел Господень возмущал воду, и кто первый входил в нее, по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью”. И доныне, кто погружается в смысл Евангелия, выздоравливает. “Был человек, находящийся в болезни 38 лет - расслабленный, Иисус, увидев его, лежащего уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему:

так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню”. Лежащие тогда в купальне ожидали укрепления, но никто не мог укрепить, кроме Христа, и ныне хотят укрепить, но никто не может - слабые люди.

“Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел без купальни и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний - день праздничный”.

Дорогой Братец повторяет: “Христос спросил расслабленного: хочешь ли быть здоровым?”

- Хочу, - отвечают слушатели.

- Я читаю, а вы отвечаете. Что же это такое? Написано не для того народа, а чтобы ныне откликнулись: “что хочу быть здоровым”. Тот, расслабленный, нуждался в человеке, в Иисусе, а книжники, ученые, не нуждались в человеке, в Иисусе.

- В Братце Дорогом, - говорят слушатели.

- Нет, подождите, не Братец Дорогой, а записано про человека больного и про Господа Иисуса Христа. Но это записано для того, что найдутся такие люди, которые проведут всё это в жизнь. Как и многим ученым людям, которые проводили в жизнь, так и нам представляется право прочитать Евангелие и провести в жизнь. А то до сих пор читали, а расслабленных укрепленными не видали и не знали, что Иисус может укрепить слабого человека.

Далее Дорогой Братец читает: “Посему иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

- И в такой праздник ходить.

Он отвечал им: кто меня исцелил, тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Вот я здоров стал и хожу. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил иудеям, что исцелил его Иисус. И стали иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что делал такие дела в субботу. Иисус же говорил: Отец Мой делает, и Я делаю”.

- Вот ты отрезвился, смотри: не греши больше, чтобы не было с тобою чего хуже.

Мы видим, люди устроили обряд, столько молитв, поклонов, но исцеление слабым людям не устроили. Ангельские голоса поют молитвы, но это ничто. Нужно в человеке возбудить веру в Господа Иисуса Христа, и он исцелится от расслабления.

“Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю”. Кто Его отец? Вся природа - наш отец. Они сотворили нас, они - наш Отец. Природа творит - если он новую машину творит - не говорят сразу, а по написанному, то поверят. Так и мы будем делать по Писанию. “Отец Мой делал, и Я делаю”. Это Христос так говорит, а не Я: “Отец делал, и Я делаю” - и это собрание Отец устроил. А Я только повторяю, но дело - дело - проводится по Евангелию. Тогда были слабые люди, они и ныне есть. Это в Евангелии записано для того, чтобы слабых людей укрепить; но ты, лентяй, не проводишь его в жизнь.Если ты будешь говорить красивые слова, а дела не будет - не поверят, а будет дело - поверят.

Братец Иоанн читает: “И еще более искали убить Его иудеи за то, что Он не только нарушал субботу но и Отцом своим называл Бога, делая Себя равным Богу. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего. Ибо Отец любит Сына и показывает ему всё, что Сам творит; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, истинно, истинно говорю вам: слушающий Слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь”, Христову. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут”. Мытари оживут и воскликнут: Христос Воскрес!

- Воистину Воскрес! - отвечают слушатели.

- “Ибо как Отец имеет жизнь в самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Над фарисейством. “Не дивитесь сему, ибо наступает время” - и наступило уже, в которое все находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия”, - оживут. Человек услышал голос Сына Божия и стал трезвый, они, услышавши, воскресли, а если только по обряду читать, то все будут - безбожниками, неверующими. Но и Фома неверующий увидел справедливость и сказал: Господь мой и Бог мой. И пускай теперь Фомы ощупают, положат персты и увидят: эти люди были пьяницы, а стали трезвыми. Но если человек не верит, то хоть мертвого воскреси, не поверят. А если человек говорит, что пьянствовать хорошо, трезвиться - это плохо, так это ненавистники, таковые были и в то время.

Далее Братец Иоанн читает: “Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную. А они свидетельствуют о Мне”. - И о вас. - “Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь” - Христову общинную. “Но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу”, - т. е. к бедным.

“Я пришел во имя отца Моего, и не принимаете Меня; а если придет иной во имя свое, его примете”. - С иродовой бесовской пляскою.

“А славы, которая от единого Бога, не ищите? Не думаете, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете”.

- Вот Он будет вас судить по Писанию. Ныне пришел суд миру сему и приговор суда производится.

“Ибо если бы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал обо Мне” - во исполнение.

- Все народы страдают от огня и меча и моровой язвы, и кто первый опустится в священную купальню, тот оздоровеет со всем семейством и со всем хозяйством своим.

- Спасибо Тебе, Дорогой Братец, за Трезвость!

А Дорогой Братец говорит:

- Представляется право и нам быть сынами Божиими. Но часто нам говорят: это дьявол! Пришел и разрушил семейную жизнь. А то говорят: вот тут Христос Воскрес.

- Воистину Воскрес! - отвечают слушатели.

- Христа не знали - человек Он или Бог. Но Он делал то же дело, что и природа. Которого дьявол послал - ты ему веришь, а того, которого Господь послал, говоришь: “Это дурман”. А какой дурман - кабацкий или Христов?

- Кабацкий! - говорят слушатели.

-Ты не имел любви к Богу. Если бедного несчастного не любил - Бога не любил. Бог живет не на небе, а в скорбящих, а если к богатому присоединился, к дьяволу Он тебя за деньги заставляет выгонять бедного. С иродовою пляскою вы принимаете - это наши, а с Евангелием, с Богом, - это секта. Ныне суд и приговор Своего суда Господь приводит во исполнение: огнем, мечом, моровой язвой, удушливыми газами и всеми болезнями писанными и неписанными. Если жил беззаконно и расточил жизнь свою, прилипнет к тебе болезнь неписанная. Вот мне уже 67 лет и я - здоров, болезнь никакая ко Мне не прилипла, а сколько вас больных было? А люди говорят, что от рукопожатия переходит болезнь, а Я с вами и за руку здороваюсь, и в уста - и здоров. Не прилипла, как видите, ко Мне. Так будьте исполнителями заповедей - и будете здоровы. Не будете жить для врача и кабатчика, будете здоровыми.

Поют: “Верую”.

После пения Дорогой Братец говорит:

- “Чаю воскресения мертвых”. И люди ожидали, что должно всё это воскреснуть. И видим, в то время была купальня, где лежало множество больных, и кто первый погружался, тот от всякой болезни исцелялся, но эта купальня была в руках первосвященников и, видимо, им от нее был доход. Но пришел Христос и только сказал человеку: возьми постель твою и иди в дом твой, и тот стал здоров. Видя это, вот тут первосвященники и возмутились. Если бы это было в настоящее время, то тоже возмутились бы. Здесь купальня. Деньги получали, а Он исцелил даром. Тут при таком чуде все возмутились, как вода, - так что даже с одра не поднялся. Если Он будет такие чудеса творить, то все пойдут ко Христу. И ныне Христос приходит и наводит суд на священников и на начальников, зачем не проводят Евангелие в жизнь. Отец природы всё мог творить, чрез Иисуса показал силу Свою на человечестве. И всё это записано для того, чтобы и мы это проводили в жизнь, иначе для чего и жить, если Евангелие не проводить в жизнь. Евангелие записано для того, что не все будут лентяи, а найдутся таковые люди, которые будут проводить Евангелие в жизнь. Отец наш Христос, а мы, сынки, не в отца. Если взять пример, отец рыжий, а сын - черноволосый. Отец, Христос, делал, а мы не можем делать того, что Он делал. Черноволосые не похожи на Христа и на мать Его Марию, а похожи на Иродиаду; подарки зарабатывать - таких дочерей много, а как Мария - нет. И над верующими людьми смеются: ты что же, Магдалина, с маслицем ходишь? Да, с сороковкой теперь не хожу Христос Воскрес! Воскресло всё то, что написано.

Поют: “На Божественной страже”.

- Не одному Аввакуму мы поем на Божественной страже, но нужно и нам стоять на Божественной страже. Днесь спасение миру от пьянства. Христос воскрес!

- Воистину Воскрес! - отвечают слушатели.

- Вот напомнил вам о расслабленном и еще напомню из Деяния апостолов, из главы 9-й: “Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Иисуса Христа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма, чтобы, кого найдет, последующих сему учению, и мужчин и женщин, вязать и приводить в Иерусалим. Когда же он шел к Дамаску, внезапно осиял его свет, он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.

- Ныне слышим голос и дела Христа видим.

“И повели Павла за руку в Дамаск. В Дамаске был один ученик Христов, именем Анания. Господь сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина по имени Савла; он теперь молится.

- Когда он видел, он убивал людей, когда ослеп, стал молиться. “Анания отвечал: Господи! Я слышал от многих, сколько он сделал зла святым Твоим в Иерусалиме, и здесь имеет от первосвященников письменный документ вязать всех призывающих имя Христово. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть, Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё пред народами и царями. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё. Анания вошел в дом и возложил на него руки, сказал: брат, Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шёл, послал меня, чтобы ты прозрел. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел. И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий”.

- Что Иисус открыл ему глаза.

“И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал и вязал в Иерусалиме, да и сюда затем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам. Так Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев. Когда же прошло довольно времени. Иудеи согласились убить его, но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. Савл старался пристать к ученикам Христовым, но все боялись его, не веря, что он ученик Христов, но он смело проповедовал имя Господа Иисуса. И состязался с еллинистами - за Иисуса Христа, но все равно ученики не верили, что он ученик Христов”.

- Был гонитель, мучил христиан - а сделался ревнитель.

И когда ты прочитаешь, ты прозреешь. Было тогда: вязали, гнали. И в настоящее время свяшенники гнали, вязали трезвых людей. Это сектанты, говорили они, а если человек пьянствует - это наш. А ныне этого гонения нет, за Господа Иисуса Христа. Ныне преследуют за преступления: не торгуй молитвами. Налог всё равно: торгуешь ты бараниной, овцой или свечкой, просфорой и молитвой; ты не торгуй крестиками, беседами и Братцевыми брошками, а то налог будешь платить, будут преследовать. Миссионеры были, они за слово Божие вас гнали здесь же, а где они? Приходится при этой власти быть святым человеком. Апостолы не торговали и ничего не предъявляли. Я, говорит, смеялся над трезвыми людьми, а теперь сам проповедую. Я был слеп, и с пьяных глаз ругал, а теперь трезвый, прозрел и не могу умолчать. И вас священники боялись: церковного не пьют. Довольно поили церковным, и так нацерковнились, что валялись. Апостол Павел состязался с безбожниками; раньше, говорит, я не верил, вязал и влачил христиан, а теперь поверил, стал трезвенником и не вяжу. Трезвого человека называют святой мужичок - пожалуйста. Представляется право и нам состязаться с безбожниками за трезвость, а не за пьянство.

Далее Дорогой Братец продолжает читать Деяния: “Случилось, когда Петр, обходя всех, пришел и к живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Энея, котрый восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! Исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал’.

- Так и Я скажу: исцеляет тебя Иисус Христос! Отрекайся от пьянства! Отрекайся от пьянства! Отрекайся от пьянства!

- Отрекаюсь от пьянства! - восклицают слушатели три раза, поют:

“Богородице, Дево радуйся”.

После пропетой молитвы Братец Иоанн читает Псалом 85: “Господи! Приклони ухо Твоё и услышь меня. Сохрани душу мою, ибо Я благоговею пред Тобою. Спаси меня, как блудного сына, уповающего на Тебя. Господи! Ибо к Тебе взываю каждый день. Ибо Ты, Господи, благ и многомилостив ко всем призывающим Тебя. Господи! Услышь молитву мою, в день скорби моей взываю к Тебе и верю, что Ты избавишь меня от пьянства. Господи! Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои. Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою и прославят имя твое в трезвой жизни. Ибо Ты велик и творишь Чудеса. Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей. Буду восхвалять Тебя, Господи, всем сердцем моим и славить имя Твое вечно. Ибо Ты избавил душу мою от ада преисподнего. Боже! Гордые восставали на меня и скопище мятежников искали души моей. Но Ты, Господи, Боже щедрый и многомилостивый, призри на меня и помилуй меня. Даруй крепость Твою рабу Твоему и спаси сынов, рабов Твоих, от пьянства. Покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и услышал меня. Ибо Твоя есть сила и слава во веки. Аминь”.

- Спасибо! - восклицают слушатели и поют: “Богородице, Дево, радуйся”.

После пения молитвы Братец Иоанн говорит:

- Апостол Петр сделал, как Христос. Христос исцелил расслабленного 38-ми лет, и Апостол Петр исцелил расслабленного Энея, лежащего восемь лет в расслаблении, и Петр его исцелил именем Христа. И Апостол Павел не только проповедовал, но и страдал, и ему Господь дал силу, а теперь люди не хотят страдать, а потому и не имеют силы. А если пострадать, то за идею Господа Иисуса Христа, а не за торговлю, и тогда люди уверуют и скажут: Христос Воскрес!

- Воистину Воскрес! - отвечают слушатели и поют: “Приидите, пиво пием новое”.

- Вот такое пиво пили люди серые, необразованные, и устроили Христианское царство. А книжники, ученые, образованные, без учения Христа развалили царство. Тут дело не в учености, для того, чтобы построить хозяйство, нужна трезвость. И Христос, придя, первым долгом принес трезвую жизнь, а то хотят, что-то построить, но не заботятся о трезвости, и потому ничего не выходит. Мы знаем, банкиры жили роскошно, сколько было у них богатства, но оно им не помогло: где они? Их нет. Блуднице Кшесинской построили дворец. Но где она? Но если ты трезвый человек, то богатство твое будет несокрушимо и здоровье долговечно. Христос Воскрес!

- Воистину Воскрес! - отвечают слушатели. Поют: “Светится, светися, новый Иерусалим”.

Братец говорит:

- Слава Господня Трезвая на тебе воссияла. Еще напомню вам из книги пророка Амоса, гл. 9.

И Братец Иоанн читает: “Видел я Господа над жертвенником и Он сказал: ударь в притолоку над воротами, чтобы потряслись косяки.

- По слову пророка трясутся все косяки.

“И обрушь их на головы всех живущих. Я поражу мечом: не убежит у них никто бегущий и не спасется из них никто. Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмет их, хотя бы взошли на небо, и оттуда свергну их. Хотя бы они скрылись на вершине горы Кармила, и там отыщу их; хотя бы они скрылись на дне моря и там, по слову пророка, повелю морскому змею уязвить их. Ибо Господь Бог коснется земли - и она растает, и восплачут все живущие на ней. Вот очи Господа Бога видят грешное царство; и я истреблю его с лица земли, но дом Иакова не истреблю, говорит Господь. Ибо вот Я повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете.

- Мы ныне видим, рассыпан Израиль.

От меча умрут все – т. е. за неправду свою, которые говорят: не постигнет нас беда и не придет к нам это бедствие!”

- Ныне бедствуют иудеи.

“В тот день Я восстановлю скинию падшую, заделаю все трещины и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние.

- Христос пришел и восстановил новый храм и заделал все трещины.

“Чтобы они овладели остатком, между которыми возвестится имя Мое. Вот наступают дни, говорит Господь: Я возвращу из плена пьянства народ Мой. И застроят опустевшие города и поселятся в них, разведут они сады и станут есть плоды из них.

- Вот ныне наступают дни, Христос возвращает из плена народ свой. Отрекайся от пьянства! И водворю их на земле их, и они не будут более страдать на земле своей, которую Я дал им: ибо посреди Тебя Господь Бог твой и целитель твой, вот Он исцеляет тело и сельскохозяйственное дело.

- Теперь трещину приходится заделывать, храм треснул, все пьянствуют. А теперь приходит Христос и делает людей трезвыми. - Братец Иоанн сходит с кафедры, подходит к иконам и все поют: “Богородице” и “Небесных воинств”.

Затем Дорогой Братец читает несколько кратких молитв и после, обратившись лицом к слушателям, добавляет:

- Из нынешнего Евангелия мы видим: Христос исцелил расслабленного, который 38 лет лежал в расслаблении. Если бы только было записано, что Христос исцелил расслабленного, то все люди сказали бы: это мог делать один Христос. А в Деянии записано, как Апостол Петр также исцелил расслабленного Энея, который был 8 лет в расслаблении. А как похоже дело Петра на дело Иисуса? Почему он мог сделать это? Потому, что он получил от Иисуса Христа силу и именем Его исцелял, проповедовал то, чему научился от Христа. Он говорил: исцеляет тебя Христос, вставай и ходи. И Апостол Павел, будучи гонителем, сколько сделал зла, настолько обещал Господу сделать добра. Сколько он поранил мечом, столько обещал исцелить именем Господа Иисуса Христа. Так и ныне не Я, а именем Иисуса Христа исцеляет тебя, будь трезвый.

- Спасибо Тебе, Дорогой Братец! - восклицают слушатели и под пение молитв подходят под благословение к благословляющей руке Дорогого Братца Иоанна.

Наши рекомендации