Михаил: Как же определить, кому следовать: Иисусу или Чайтанье?
Виктор Знаменский:Господь вложил в каждую душу индивидуальное предназначение, соответствующее определённым отношениям с Ним в определённой обители духовного царства. Достигнув этого положения, живое существо обретёт полное удовлетворение. Изменить предназначение души невозможно.
Духовное развитие проходит через две стадии:
1. Очищение от грехов.
2. Развитие отношений (любви) с Богом.
Первая стадия подразумевает спасение – освобождение от наказания за собственные греховные поступки. Спасение достигается при выполнении двух условий: милости Господа и собственных усилий. Иисус Христос, Чайтанья Махапрабху и все другие воплощения Бога, а также Его посланники приносили спасение. Но в чём именно оно выражается? В формальном приобщении к религиозной традиции?
Как говорил Иисус Христос, вера без дел мертва. Многие христиане думают, что достаточно просто верить, ну и ещё, может быть, раз в неделю заходить в церковь поставить свечку, а всё остальное время можно вести обычную греховную жизнь, ведь Иисус же взял все грехи на Себя! Но они не понимают, что такое отношение оскорбительно. Это подобно купанию слона: обмывшись в воде, он выходит на берег и снова посыпает себя грязью. «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пёс возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья [идёт] валяться в грязи» (Библия, 2-е послание Петра, 2:21 – 22). «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Библия, Послание к Титу, 1:16). «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим» (Евангелие от Иоанна, 14:21). «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: “Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?” И тогда объявлю им: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие”» (Евангелие от Матфея, 7:21 – 23).
Таким образом, мы видим, что просто формального приобщения к религии недостаточно. Чтобы спастись, нужно следовать заповедям того, кто принёс это спасение. В этом смысле не имеет принципиального значения, кого вы выберете: Иисуса, Магомета или Чайтанью Махапрабху. Главное – это следовать их наставлениям.
Но что касается второй стадии – а именно развития заложенных в душе отношений с определённой ипостасью Господа – то здесь уже нужно конкретно определиться в истинной традиции, которая помогает развить эти отношения.
Но вам не следует слишком переживать по этому поводу. Во-первых, освобождение от грехов – это достаточно длительный процесс. Во-вторых, когда всё-таки человек очистится, он уже сам начнёт осознавать, что ему следует делать дальше. И, в-третьих, Сам Господь позаботится о том, чтобы направить вас туда, куда нужно.
Единственное, что я могу добавить: чем больше времени проходит с момента прихода того или иного Спасителя, тем больше искажается чистота его учения. Это естественный закон материального мира. Со времени Иисуса Христа не сохранилось не прерывавшейся линии святых, а значит вероятность того, что его послание изрядно урезано и «перекроено», очень велика.
Что касается линии истинных учителей, идущей от Чайтаньи Махапрабху, то могу сказать, что до настоящего момента она ещё не прерывалась и имена всех учителей, входящих в её состав, известны. Это хороший «гарант безопасности».
Так что, исходя из всех приведённых соображений, решайте для себя сами, какую традицию принимать. Если вам ближе дух христианства, если оно удовлетворяет запросы вашего разума, то следуйте Иисусу. Если же вас привлекло учение Чайтаньи Махапрабху, то – добро пожаловать!
Елена: А нужно ли определяться? Я вот, например, принимаю всё. Все пути ведут к Богу.
Виктор Знаменский:К сожалению, я не могу с этим согласиться. Веды не подтверждают данную точку зрения. «Тот, кто поклоняется полубогам, после смерти попадёт на планеты полубогов; тот, кто поклоняется духам, будет обитать среди них; но тот, кто поклоняется Мне, несомненно придёт ко Мне» («Бхагавад-гита», 9.25).
На железнодорожном вокзале может показаться, что все поезда идут в одно место. Они все могут двигаться в одну и ту же сторону и до какого-то момента их движение будет одинаковым. Но мы знаем, что дальше их пути разойдутся.
Пример с поездом, как и любой другой пример, несовершенен. В данном случае недостаток заключается в том, что у человека может создаться впечатление, что для того чтобы добраться до определённого пункта, нужно только выбрать правильный поезд и сесть на него. Но это не совсем отражает суть духовной практики. Поэтому я постараюсь привести ещё одну аналогию.
Допустим, человек захотел работать врачом. Он может прочитать какие-то книги по медицине, но одного этого знания будет мало. Чтобы устроиться на работу в больницу, он должен стать дипломированным специалистом, то есть окончить соответствующий вуз. И тогда, по рекомендации преподавателей, у которых он обучался, его могут взять туда, куда он хочет.
Причём, очевидно, что не любой вуз даст ему нужные «корки». Это должно быть именно медицинское образовательное учреждение. И более того – оно должно быть аккредитовано со стороны государства. Иначе «неавторитетный» диплом не будет иметь силы.
Таким образом, если человек хочет стать врачом, он должен, прежде всего, поступить в медицинский вуз.
Аналогия с поездом показывает, что не все пути ведут к одной цели, хотя до какой-то близлежащей «станции» можно «доехать» на многих из них. Пример же с человеком, желающим стать врачом, говорит о том, что невозможно войти в какую-то сферу, не пройдя обучение в авторитетном «учреждении».