Христианские апостолы. Апостол Пётр

1. В христианских преданиях избранная Иисусом Христом "коллегия" его ближайших учеников, составившая ядро первохристианской общины. Список двенадцати апостолов (часто они называются просто "двенадцать" или "ученики") дается в синоптических евангелиях (Новый завет, Евангелие от Матфея 10, 2-4; Евангелие от Марка 3, 16-19; Евангелие от Луки 6, 14-16) и в "Деяниях апостолов" (1, 13), причем порядок несколько варьируется: это братья Петр (Симон) и Андрей, братья Иаков Старший и Иоанн Богослов (сыновья некоего Зеведея, прозванные Христом Воанергес, то есть "сыны грома"), Филипп, Варфоломей, Матфей мытарь, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей (Иуда Леввей, отождествляемый с автором новозаветного "Соборного послания апостола Иуды"), Симон Зилот (другое прозвище - канонит), Иуда Искариот; после предательства и самоубийства последнего на его место был по жребию избран Матфий (Новый завет, "Деяния апостолов" 1, 15-26), чем подчеркнута сакраментальная значимость самого числа двенадцать.

Ученики и спутники Иисуса, призвенные им, "чтобы посылать их на проповедь и чтобы они имели власть исцелять от болезней и отгонять бесов" (Новый завет, Евангелие от Марка 3, 14-15), апостолы фигурируют рядом с ним во многих новозаветных сценах, начиная с призвания первых из них. Первыми были призваны Иисусом, проходившим близ "моря Галилейского", рыбаки - братья Симон (Петр) и Андрей, закидывавшие сети в море, а затем два других брата-рыбака - Иаков Зеведеев и Иоанн (Новый завет, Евангелие от Матфея 4, 18-22; Евангелие от Марка 1, 16-20); Евангелие от Лукисодержит также рассказ о "чудесном улове": рыбаки, рыбачившие всю ночь и ничего не поймавшие, по слову Иисуса вновь закидывают сети и на этот раз вылавливают "великое множество рыбы"; пораженные, они оставляют все свои дела и следуют за Иисусом. Особенно значительно участие апостолов в таких сценах, как Христос в Гефсиманском саду, тайная вечеря. Они присутствуют при вознесении Христа, и именно им ангелы возвещают его грядущее второе пришествие (Новый Завет, "Деяния апостолов" 1). Когда по случаю дня пятидесятницы двенадцать апостолов собираются в одном из домов Иерусалима, они внезапно слышат страшный шум, над их головами появляются огненные языки, а сами они, исполнившись "духа святого", вдруг начинают говорить на незнакомых языках ("сошествие духа святого на апостолов", Новый завет, "Деяния апостолов" 2). С дальнейшей деятельностью двенадцати апостолов (и Павла) христианское предание (изложенное в "Деяниях апостолов" и в апокрифических житиях апостолов) связывает распространение христианства. Высказываемые некоторыми исследователями сомнения в историчности апостолов (бродячих проповедников христианства, существование которых засвидетельствовано многими источниками) гиперкритичны, не исключена историчность и тех или иных персонажей, называемых в числе евангельских "двенадцати". Но рассказы об их "деяниях" подверглись мифологизации. Оформление новозаветногорассказа о двенадцати напосредственных учениках Иисуса, об избрании им особой коллегии, в которую вошло только двенадцать учеников, исторически связано, по-видимому, с возникновением и оформлением клира и епископальной церкви в христианстве и было одним из средств борьбы церкви за единое учение (борьба с "лжеапостолами"). Символический характер носит само число 12. Число это ближайшим образом связано с числом двенадцати сыновей Иакова и соответственно колен Израилевых: двенадцать апостолов как бы суммируют для "нового избрания" всю двенадцатичастную полноту "ибранного народа"; в час эсхатологического суда (Страшный суд) им предстоит "на двенадцати престолах судить двенадцать колен израилевых" (Новый завет, Евангелие от Матфея 19, 28). По евангельскому преданию (Новый завет, Евангелие от Луки 10, 1), после избрания двенадцати апостолов Христосизбрал "и других 70 учеников" (так называемых 70 апостолов), что намечает символическую оппозицию чисел 12 и 70: 12 - число Израиля, соответственно "нового Израиля", то есть церкви, "богочеловеческое" число (как произведение сомножителей 3 и 4, где 3 - символ божественной сущности (Троица) и "горнего мира", а 4 - число материальных стихий, стран света и т.п. - символ человеческой природы и "дольнего мира"), число особого избранничества (например, Апокалипсис 7, 4-8 и 14, 1-4, говорит о "ста сорока четырех", то есть 12 во второй степени, тысячах "запечатленных избранников", "первенцев" среди святых); 70 - число "эйкумены", всечеловеческой полноты, выводимое из библейского перечня народов (Ветхий завет, Бытие 10) и неоднократно упоминаемое в талмудически-мидрашистской литературе как общее число народов мира. Эсхатологический образ церкви как "небесногоИерусалима" пронизан символикой числа 12, прямо соотнесенного с числом двенадцати апостолов. Чудесный город "имеет двенадцать ворот и на них двенадцать ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен сынов израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот; стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов агнца" (Новый завет, Апокалипсис 21, 12-14). Специально перечисленные в "Апокалипсисе" 12 драгоценных камней, которыми будут украшены 12 оснований стены города (Новый завет, Апокалипсис 21, 19-20), распределялись средневековой символикой между двенадцатью апостолами: Петру соответствует яспис, Андрею - сапфир, Иакову Страшему - халцедон, Иоанну - смарагд (изумруд), Филиппу - сардоникс, Варфоломею - сердолик, Матфею - хризолит, Фоме - берилл, Иакову Алфееву - топаз, Фаддею - хризопраз, Матфию - аметист; на место Симона в этом распределении (как и в других проявлениях средневековой фантазии) вставал иногда не входивший в круг двенадцати апостолов, но более популярный Павел, которому отдавали гиацинт, Симон же получал отсутствующий в новозаветном перечне камень лигурит. Были попытки (впрочем, не получившие широкого распространения) прикрепить к каждому апостолу отдельные знаки Зодиака, месяцы и т.д. Широкий контекст, в котором жили представления о значении числа двенадцати апостолов (излагаемые, например, в анонимной "Проповеди на рождество святого Матфея", возникшей в Трире в 12 веке), - это символика зодиакальной дюжины в ее астрологических пифагорейско-математических,языческих (классических, то есть античных, и фольклорно-"варварских") и библейских преломлениях (древняя двенадцатиричная система счисления, оставившая реликты в разичных областях мысли и быта; 12 верховных богов в Греции и Риме; 12 сыновей Иакова, 12 так называемых "малых"ветхозаветных пророков; в рыцарском эпосе средневековья - 12 рыцарей Круглого стола в легендах о Граале и т.п.).
___ Иконография двенадцати апостолов выявила в своем развитии разошедшиеся линии. Православная традиция знает, помимо изображения двенадцати апостолов в сценах тайной вечери, сошествия святого духа и т.п., два иконографических типа: "собор двенадцати апостолов" (пример - византийскаяикона в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве: фигуры двенадцати апостолов в два ряда, у Петра и Фаддея-Иуды как авторов посланий и Иоанна и Матфея как евангелистов в руках соответственно свитки и кодексы) и "причащение апостолов" (примеры - вкиевском Софийском соборе и иконы 20 годов 15 века в икностасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры: в центре композиции алтарь под сенью, с одной стороны Христос предлагает освященных хлеб группе из шести апостолов во главе с Петром, с другой - он же подает освященное вино другим шести апостолам во главе с Павлом - мотив, использованный и в стихотворении русского поэта-символиста Вячеслава Иванова из цикла "Свет вечерний"). Отдельные апостолы распознаются по традиционным физиогномическим признакам (наличие или отсутствие бороды, ее форма, высокий лоб Павла иИоанна и т.п.) или по надписям, но не имеют атрибутов, кроме упомянутых свитков и кодексов. Напротив, в католическом искусстве, начиная со зрелого средневековья, апостолы получают в качестве атрибутов орудия своих мученических "страстей" (Петр, Филипп, Симон, Фаддей - кресты; Андрей/A> - крест особой формы в виде буквы "X"; Павел, Иаков Младший, Матфей - мечи; Варфоломей - нож мясника; Иаков Старший - палицу; Фома - копье;Иоанн Богослов - чашу, из которой выползает змейка, символизирующая яд, обезвреженный молитвой апостола). Частое появление двенадцати апостолов в виде фигурок на городских часах Западной Европы порождено ассоциированием их числа с двенадцатиричным делением времени (12 или 12 x 2 часов, 12 месяцев).





2. Апостол Симон (Пётр). Самый человеческий апостол
Симона привел к Иисусу старший брат Андрей. При этой встрече Иисус нарек его Петром, что значит: "камень": "На этом камне я воздвигну церковь свою." Петр мучительно страдал от нерешительности, мог бросаться из одной крайности в другую. Он трижды опрометчиво отрекся от Учителя, но потом пришел в себя и, под благожелательным и чутким руководством Андрея, первым вернулся к рыболовным сетям, пока остальные апостолы мешкали, пытаясь выяснить, что произойдет после распятия....
Покинув Иерусалим, Петр много путешествовал, посетил все церкви от Вавилона до Коринфа.
Ирод Агриппа I заточил Петра в темницу в Иерусалиме, однако Петр был чудесным образом вызволен из темницы ангелом.
Петр посетил различные области Ближнего Востока, Малой Азии, а позднее обосновался в Риме. Именно в Риме он и заложил камень Церкви Господа своего.

И там же, во время гонений Нерона на христиан, он был распят вниз головой. Пётр сам попросил именно о такой казне. Быть, как бы, зеркальным отображением Учителя при распятии - вот как он хотел закончить свою жизнь.

16. 17. Иоанн Богослов. "Евангелие от Иоанна"

1. Иоанн Богослов («Иоанн» - «Яхве милостив») – самый младший и любимый ученик Иисуса Христа. Ученик Иоанна Крестителя. Второй призванный.

v Иоанн присутствовал при всех ключевых событиях жизни Иисуса (Преображение, Воскресения, Моления о чаше в Гефсиманском саду)

v Зная о особой любви Иисуса к Иоанну, именно его на Тайной Вечере Петр просит узнать у учителя имя предавшего.

v Иисус говорит Богородице о Иоанне «Жена, се сын твой», Иоанну – «Се матерь твоя». Таким образом Богородица усыновляет Иоанна, а с ним и весь человеческий род.

v Долго проповедовал в Иерусалиме.

v Автор произведения «Апокалипсис или откровения Иоанна Богослова»

v Его часто изображают с чашей со змеей. Абсолютно неуязвим.

v Во время гонений на Христиан был сослан на остров Патмос и прожил там много лет.

v Пишет Евангелие позже «Апокалипсиса» на 30 лет.

v Прожил 110-120 лет. Похоронен на песчаной почве. Через несколько дней тело исчезло, а песок стал целебен.

v Единственный из апостолов, кто умер не мученической смертью.

2. Евангелие от Иоанна

v Самое раннее из всех Евангелие (конец I в н.э., остальные – конец II)

v Начинается не с момента рождения Иисуса, а с момента крещения.

v Начало – «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»

v Первое чудо, согласно этому Евангелие, случается в Кане Галилейской (превращение воды в вино)

v Единственное Евангелие, утверждающие, что галилеяне приняли Иисуса Христа.

v Иоанн присутствовал при казни Иисуса. Согласно ему, во время распятия не было чудес.

v Ни разу не отрекся от Учителя. «Иоанн будет со мною»

v Иоанн и Павел – проблема времени. Противоположность земного и небесного.

«Мое время еще не настало, а для вас всегда будет время» - говорит Иисус. Он еще не находится в земном профаном времени. «Еще не пришел час мой»

v Иуда в этом Евангеле – символический образ.

Наши рекомендации