Мы не ответственны за выбор жизненного пути своих детей
Наверное, самый распространенный вид молитвенных нужд, которыми со мной делились женщины, — это нужда в молитве за детей и внуков, отошедших от Бога. Можно было бы написать целую книгу о материнской боли и переживаниях:
Моя шестнадцатилетняя дочь сбежала из дома девять месяцев назад и стала жить со своим парнем. Мне так больно за нее!
Моя двадцативосьмилетняя дочь отреклась от веры во Христа; оказалось, что она лесбиянка.
Молитесь, чтобы Бог сокрушил сердце моего восемнадцатилетнего сына и избавил его от пристрастия к порнографии, от которого он страдает еще с детства.
Я очень разочарована в моих сыновьях-подростках, которые равнодушны к Богу и ко всему, что с Ним связано. Я не смогла воспитать детей для Бога.
Тот, кто никогда не переживал ничего подобного, может лишь догадываться, какую боль испытывают эти женщины. Я вижу, что враг использует два противоположных друг другу ложных убеждения, чтобы поработить родителей. Первое — что они не могут серьезно повлиять на своих детей, они не несут за них ответственности, и ничего нельзя изменить. Вера в эту ложь ведет к тому, что родители отказываются от ответственности за детей и чувствуют себя беспомощными жертвами.
Второе ложное убеждение — что родители на сто процентов ответственны за то, какими стали их дети, что это полностью их вина. Они не могут понять, что независимо от того, какие у человека были родители, он должен сам нести ответственность за свой выбор.
Когда дети бунтуют, сатана заставляет родителей впадать то в одну, то в другую крайность. Они то страдают от чувства вины, то начинают считать себя совершенно не виновными. И та, и другая ложь — тонкое искажение истины, которое может принести человеку лишь отчаяние и безнадежность.
Яблочко от яблони...?
В Писании зафиксировано множество историй благочестивых родителей, у которых были нечестивые дети, и, наоборот, — нечестивых родителей, дети которых всем сердцем любили Бога. Это почти невозможно объяснить. Однако есть некоторые подсказки в помощь родителям, желающим, чтобы их дети стали учениками Христа.
История Лота, племянника Авраама, показывает, насколько сильным может быть влияние родительского примера и ценностей. Лот ценил легкую жизнь, богатство и популярность. Его мирские ценности заставили его переехать вместе с семьей в город, жители которого были известны своей гордыней, безнравственностью и извращениями. Удивительно ли, что его дочери вышли замуж за мужчин, которые презирали религиозные «убеждения» Лота и не вняли его уговорам оставить обреченный город? Должны ли мы удивляться, что после побега из Содома дочери Лота задумали напоить отца и по очереди вступили с ним в связь, чтобы не остаться бездетными?
Новый Завет говорит нам, что Лот был «праведником». Он не принимал участия в открытых беззакониях Содома; он даже «ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные…» (2 Пет. 2:8). Но даже будучи верующим человеком, он не хранил свое сердце, он любил мирское. Лот пытался устоять одной ногой в Царстве Божьем, а другой — в мире. Своим примером он научил и своих детей искать компромисс с миром.
Цена, которую платил Лот за свои преходящие ценности, кажется высокой, но всем известный закон гласит: что посеешь, то и пожнешь. Недаром говорят: «То, что родители допускают в небольшом количестве, дети будут допускать в избытке».
История семьи Илии — яркая иллюстрация истины, гласящей, что родителям необходимо установить Божьи стандарты поведения своих детей, а потом поддерживать определенную дисциплину. Илий, израильский священник, который служил в стране во время правления судей, был преданным служителем Господа. Однако несмотря на то, что два его сына, Офни и Финеес, выросли в очень религиозной семье, в Библии говорится, что они были «люди негодные; они не знали Господа» (1 Цар. 2:12).
Как сыновья священника они сами могли стать только священниками. Но они опорочили свое призвание: они отвращали людей от веры в Бога, забирая себе самое лучшее из жертвоприношений, и даже вступая в связь с женщинами, служившими в скинии (см.: 1 Цар. 2:13–17, 22). Как могли у преданного Богу человека вырасти такие сыновья? Без сомнения, на них повлияла испорченная грехом культура, но Писание также упоминает и о том, что отец тоже внес свой негативный вклад.
Мы знаем, что в старости Илий стал «тяжел» (см.: 1 Цар. 4:18). Может быть, из-за того, что сам он был невоздержан в еде, сыновья его наедались мясом, которое люди приносили как жертвоприношение?
Писание говорит нам, что по крайней мере один раз Илий узнал, что творят его сыновья, и выговорил им за дурное поведение (см.: 1 Цар. 2:22–25). Однако к этому времени он был уже «весьма стар». Можно только догадываться, почему он так долго ждал и почему не обращал внимания на поведение своих детей. В любом случае, его сыновья «не слушали голоса отца своего» (см.: 1 Цар. 4:25). Дважды Бог посылал человека к Илию, чтобы показать ему, что в этом есть и его вина. Хотя грех сыновей Илия был гораздо более откровенным и ужасающим, по сути, он был закономерным последствием жизни их отца:
Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои… и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего — Израиля?
…Я объявил ему, что Я накажу дом его навеки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их…
1 Цар. 2:29; 3:13.
Илий заплатил за попустительство сполна.
Эти примеры не доказывают, что духовность каждого ребенка полностью зависит от духовности его родителей. Однако они свидетельствуют о том, что родители имеют огромное влияние на детей и отвечают за их воспитание. Очень просто сваливать всю вину на сверстников, учителей, средства массовой информации, церковные молодежные группы или светскую культуру. Но мы все же дадим отчет Богу за духовное состояние стада, которое Он доверил нашему попечению.
Я хочу поделиться с вами своим глубоким убеждением: я верю, что многие верующие родители просто не понимают, какое влияние оказывает личный пример на жизнь их детей, а также принимаемые (или не принимаемые) родителями решения в вопросах воспитания. Признаюсь, что я глубоко потрясена и встревожена тем, какие решения родители иногда позволяют принимать своим детям (и зачастую с благими намерениями). Создается впечатление, что им нечего возразить. Они разрешают своим детям бесконтрольно общаться со сверстниками, не имеющими ничего общего с Богом, встречаться с неверующим парнем или девушкой, проявлять неуважение по отношению к старшим, совершенно неприлично одеваться и окружать себя мирской музыкой и фильмами, — а потом родители удивляются, почему это их дети любят мир и презирают христианство.
Недавно меня попросили выступить перед сотрудниками и преподавателями крупной христианской школы. Сотрудница школы, которая пригласила меня, выразила свою обеспокоенность духовным состоянием учеников. Она сказала мне: «Дети в этой школе ненавидят Бога, они ненавидят Библию. Они не проявляют ни малейшего интереса к духовным вопросам». Если это действительно так, мы должны честно спросить самих себя: что увидели (или не увидели) эти молодые люди в своей семье? Что принесло такие плоды?
К счастью, в этом поколении есть некоторые заметные исключения. Но, наблюдая за множеством церковных молодежных групп по всей стране, я вижу, что большинство молодых людей, растущих в «христианских семьях», почти не проявляют интереса к духовным вопросам.
Если наши дети, повзрослев, не желают иметь ничего общего с Богом, или, что еще хуже, считают себя христианами, но живут в противоречии со Словом Божьим, то проблема в нас самих, в нашем поколении взрослых христиан. Это не означает, что у каждого благочестивого христианина будут только благочестивые дети. Но раз уж у нас растет число молодых людей из христианских семей, отвергающих то, во что якобы верят их родители, нужно признать, что поколение их родителей явно упустило нечто важное.
Если мы продолжаем верить в ложь о том, что не отвечаем за своих детей, то лишь играем на руку врагу, который стремится завоевать следующее поколение для своего царства. Писание учит, что каждое поколение должно передавать следующему наследие веры и почтение к Богу. Это одновременно почетное право и серьезная обязанность. Нас должен отрезвлять следующий факт: мы ответственны за то, что сеем, и нам придется в конце концов пожинать урожай. Мы не можем вести «прохладную», недисциплинированную, мирскую жизнь и при этом надеяться, что это не отразится на следующем поколении.
Конечно, это нужно уравновесить другой библейской истиной: каждое поколение отвечает за свое хождение перед Богом и послушание Ему. Независимо от того, что сделали родители, каждый человек однажды даст отчет Богу за свой собственный выбор (см.: Втор. 24:16; Иер. 31:29–30).
Быть родителем — высокое и святое призвание. Нет занятия более серьезного. Лучшие родители полностью полагаются на Святого Духа в воспитании своих детей. Вот почему самый мощный «инструмент» в руках матери — это молитва.
Враг обманывает родителей, пытаясь помешать передаче истины от одного поколения другому. Родители, которые верят в его ложь и действуют на ее основании, обрекают себя и своих детей на рабство. Но родители, которые верят в истину и живут по ней, смогут свободно любить, радоваться, наставлять и воспитывать своих детей и по милости Божьей благословлять их на то, чтобы они передали Божью славу и благодать следующему поколению.
Противопоставь лжи истину
ЛОЖЬ | ИСТИНА |
27. Только мы решаем, сколько иметь детей. | • Бог — Творец и Создатель жизни. • Все, что мешает или внушает женщинам нежелание исполнять Богом данное призвание дарить жизнь и заботиться о ней, помогает воплощению замыслов сатаны. • Одна из целей брака — воспитывать благочестивое потомство. • Рождение детей — очень важная роль, которую Бог предназначил исполнять женщинам. Детей нужно принимать как благословение от Бога. |
28. Дети должны жить в «реальном мире», чтобы знать жизнь. | • Наша задача — воспитывать не таких детей, которые смогут приспособиться к этому миру или просто выжить в нем, а таких, которых Бог использует для изменения этого мира. • Как молодые нежные ростки, дети должны быть защищены от влияния мира, пока не станут духовно зрелыми и способными противостоять миру самостоятельно. • Страх Господень и вера в Бога — лучшие средства подготовки детей к противостоянию светской культуре и переменам этого мира. |
29. Все дети проходят стадию бунтарства. | • Если родители ожидают от своих детей бунта, то он, скорее всего, произойдет. • Бог обещает благословения тем родителям, которые хранят Его завет и учат этому своих детей. • Родители не могут заставить детей жить с Богом, но могут создавать в доме атмосферу, способствующую тому, чтобы дети полюбили истину Божью, атмосферу, которая обеспечит благоприятные условия для их духовного роста. |
30. Я знаю, что мой ребенок верующий, потому что он еще маленьким помолился и уверовал во Христа. | • Тот, кто не любит Бога и не жаждет Его, отвергает Слово и Божьи пути, не может быть уверен в своем спасении. • Родители, которые полагают, что их дети знают Господа, независимо от образа жизни папы и мамы, могут привить как детям, так и себе ложное чувство безопасности и не молиться за детей должным образом. |
31. Мы не ответственны за выбор жизненного пути своих детей. | • Родители имеют возможность оказывать влияние на жизнь своих детей личным примером, учением и руководством. • Каждое поколение отвечает за то, чтобы передать следующему поколению знание и веру в Бога. • Родители дадут отчет Богу за духовное состояние сердец, которые Он поручил их заботе. • Каждый человек отвечает за свое хождение перед Богом и послушание Ему. Независимо от того, какие у него были родители, каждый человек ответит перед Богом за свой выбор. |
Практическое применение
СОГЛАСИТЕСЬ с Богом.
В какую ложь о роли родителей и детей поверили вы?