Я должна изменить своего мужа

Большинство из нас, женщин, по природе стремятся к переменам. Если нас что-то не устраивает, мы считаем своим долгом это исправить. Если нас кто-то не устраивает, то мы должны изменить его или ее. Этот инстинкт кажется почти непреодолимым, особенно когда речь идет о тех, кто живет с нами под одной крышей. Но если мы думаем, что менять окружающих — наша обязанность, то неизбежно будем разочаровываться и конфликтовать.

В браке эта ложь приводит к тому, что жена перестает думать о собственном долге и хождении перед Богом, хотя только здесь она действительно может что-то изменить. Вместо этого она беспокоится об ошибках и обязанностях другого человека. Она не может изменить сердце своего мужа (или детей). Однако она может помогать Святому Духу менять ее собственное сердце.

Если жена постоянно исправляет ошибки и недостатки мужа, то берет на себя ответственность, которую Бог ей не давал, и, скорее всего, история закончится расстройством и сильной обидой на мужа, а может быть, и на Бога. Своим поведением она может помешать Богу изменить мужа. Скольких мужей мог бы изменить Бог, если бы жены позволили Ему совершить задуманное!

Многие верующие жены не понимают, что держат в своих в руках два мощных «орудия» воздействия на мужей. Они значительно эффективнее, чем попытки пилить, наставлять или упрекать. Первое орудие — это благочестивая жизнь, на примере которой Бог часто обличает мужчину и вызывает в нем духовный голод (см.: 1 Пет. 3:1–4).

Второе орудие — молитва. Если жена постоянно напоминает мужу, что хочет его изменить, он, скорее всего, станет защищаться и сопротивляться. А изливая свои тревоги Господу, она призывает высшую силу вмешаться и повлиять на ее мужа. Мужчине же гораздо труднее сопротивляться Богу, чем жене, которая постоянно его пилит!

В этом отношении мне очень нравится пример Марии, матери Иисуса. К ней пришел ангел и объявил, что скоро она станет матерью Мессии — событие само по себе совершенно невероятное! Когда она рассказала о происшедшем Иосифу, он сначала не поверил ей, ведь он-то не видел ангела. И Иосиф сделал разумный вывод: она была ему неверна.

Мы не находим в Библии ни одного упоминания о том, чтобы Мария пыталась заставить Иосифа поверить в слова Божьи. Вместо этого она ждала, когда Бог Сам обратится к ее мужу, что потом и произошло. Когда ангел явился Иосифу, тот поверил ему и повел себя правильно. Мария умела сохранять истину в своем сердце и размышлять о ней (см.: Лк. 2:19). Она могла позволить себе ждать и оставаться спокойной, потому что знала, что Бог силен, и верила, что Он воплотит Свой замысел в жизни ее семьи.

Одна женщина, которую я не видела почти семнадцать лет, недавно на свадьбе наших общих друзей подошла ко мне и сказала: «Ты спасла мой брак!». Я попросила ее напомнить, что случилось. Она рассказала, как семнадцать лет назад поделилась со мной тревогой о духовном состоянии мужа: «Ты сказала мне, что менять мужа — не мое дело, а Божье, и что я должна поговорить с ним, а потом отойти в сторону и позволить Богу сделать все остальное». Она продолжала: «Я прислушалась к твоему совету и все эти годы делилась им со своими знакомыми».

Дальше она рассказала мне, каких трудов ей стоило ждать, когда Бог начнет менять ее мужа. В течение шестнадцати долгих лет она молилась и ждала, не видя никакого подтверждения того, что Бог услышал ее молитвы или собирается ответить на них. Хотя муж и считал себя христианином, жена сомневалась в том, что он действительно уверовал в Бога, потому что не видела ни духовной жажды, ни плодов.

Затем «неожиданно», спустя долгие годы, Дух зажег свет в сердце мужа и полностью изменил его. Он словно вышел из комы. Безо всякой видимой причины он стал жаждать Слова Божьего, не мог оторваться от Библии, начал вести дневник и записывать туда откровения Божии, которые получал через Слово. Она сказала: «Раньше я не могла поднять его с постели на завтрак. Теперь он каждое утро ходит на собрание мужской молитвенной группы, которое начинается в шесть тридцать!» Недавно он даже стал заговаривать о том, чтобы продать свой бизнес и больше времени уделять служению. Тому, что произошло с этим мужчиной, нет никакого разумного объяснения — это могли сделать только Бог и верная жена, которая научилась по-настоящему молиться за мужа.

Мой муж должен служить мне

Вот уже около двух десятилетий в христианском мире существует мощное движение, призывающее верующих мужчин становиться мужами по сердцу Бога, любить своих жен и детей и выражать эту любовь жертвенным служением. Так отрадно наблюдать за тем, как Бог преображает мужчин и обращает их сердца к Себе и их семьям. Однако мы не должны забывать о той роли, которую Бог поручил нам, женщинам. В современном евангельском мире считается «правильным» призывать мужчин идти домой и служить своим женам. Однако почему-то считается «неправильным» напоминать женам об их обязанности служить мужьям.

Но ведь Бог сотворил мужчину не для того, чтобы быть «помощником» женщине. Наоборот, Он сотворил женщину в «помощницы» мужчине. Конечно, это не означает, что мужья не должны служить своим женам и детям. Если мужьям следует любить своих жен, как Христос возлюбил Церковь, то, значит, они должны быть готовы положить за них жизнь и служить им, как Христос служил Своей Невесте.

Но если мы, женщины, начинаем задумываться о том, чего «заслуживаем», о своих правах, о том, что мужчины «обязаны» делать для нас, то неизбежно накопим обиду и боль неоправданных ожиданий. Благословение и радость приходят, только когда мы стремимся давать, а не брать, и ищем возможности служить, благословлять и удовлетворять потребности членов своей семьи.

Наше мышление формировалось под влиянием современного феминистского движения, которое многое сделало для того, чтобы значительно уменьшить ценность женского служения в доме. Мэри Кассиан в своей прекрасной книге «The Feminist Gospel» («Евангелие феминисток») ссылается на исследование, проведенное в 1974 году социологом Энн Оукли, которое посвящено теме домашнего хозяйства:

Оукли... попыталась рассказать о пугающих условиях женского труда с точки зрения статистики. Это очень тяжелая, многочасовая работа в изоляции от людей, практически не оплачиваемая, без льгот, компенсаций, пенсии, выходных, праздников и возможности улучшить условия труда. …Оукли попыталась... доказать, что работа домохозяйки – по дому и уход за детьми является эксплуатацией и порабощением... По мнению Оукли, феминистское движение не достигнет своей цели, пока все женщины не осознают, как их угнетают мужчины1.

Моя мама была одной из таких «угнетенных» женщин. Когда меня попросили написать главу для книги, посвященной матерям и дочерям, я так описала жизнь своей мамы:

Хотя моя мать и была крайне одаренной женщиной, имевшей возможность выбора, она с радостью отказалась от многообещающей карьеры певицы, чтобы стать «помощником, соответственным» своему мужу.

...В шестидесятые годы, когда женщин убеждали стать независимыми, заниматься собственной карьерой, добиваться признания и самореализации, моя мама исполняла совершенно другую роль — она подстраивалась под призвание своего мужа. Она не ожидала, что жизнь ее мужа будет вращаться вокруг ее собственных потребностей и интересов, а строила свою жизнь с учетом интересов своего мужа. <…>

Важно понимать, что мой отец не требовал от мамы исполнять роль «помощницы». Мама не ворчала и не выражала недовольства. Она по-настоящему любила этого мужчину и находила удовольствие в том, чтобы идти рядом с ним по жизни, поддерживая и ободряя его.

Мама с радостью выполняла всю работу в нашем очень большом хозяйстве, чтобы дать папе возможность более эффективно исполнять Божью волю. Многие современные женщины расценили бы такую жизнь как угнетение. Но моя мама вовсе не выглядела «униженной и оскорбленной». Напротив, отец высоко ценил и лелеял помощницу, которую Бог подарил ему, и радовался, видя, как умножаются данные ей Богом способности и таланты2.

Истина заключается в том, что мы уподобляемся Иисусу, служа Ему или окружающим. Нет призвания выше, чем призвание слуги.

В женщине, о которой повествуется в 31-й главе Книги Притчей, меня больше всего поражает то, что она абсолютно не эгоистична. Она не стремится к «самовыражению», не заинтересована в собственной карьере, личном банковском счете, благодарности или славе. Напротив, она как будто совсем не думает о собственных интересах или нуждах; вместо этого она заботится о потребностях своего мужа и детей, а также людей, живущих рядом. Поначалу, читая вышеуказанный отрывок, можно согласиться с выводом Энн Оукли, будто домохозяйки — несчастные, угнетенные существа. Но посмотрите на эту женщину еще раз:

• Она хорошо одета (см.: Притч. 31:22).
• В ее доме достаточно пищи, и есть чем поделиться с другими (см.: Притч. 31:15, 20).
• Она эмоционально стабильна и свободна от страха перед будущим (см.: Притч. 31:21, 25).
• Ее муж без ума от нее. Он верен ей, он считает, что она «одна на миллион». Он говорит ей об этом и хвалится женой перед друзьями (см.: Притч. 31:11, 28–29, 31).
• Ее дети почитают и хвалят ее (см.: Притч. 31:28).

Что-то не похожа она на угнетенную женщину! Какая женщина не была бы счастлива получить такую же награду за свои труды? Но как она добилась этого? — Она не настаивала на том, чтобы ее муж засучил рукава и включился в домашние дела (хотя нет ничего плохого в том, чтобы мужья помогали женам по дому). Она выбрала путь служения, и ее приоритетом (после отношений с Богом) стало удовлетворение потребностей близких.

Женщина по имени Вики рассказывает, как Бог освободил ее от лжи, будто муж обязан служить ей:

Несколько лет назад я освободилась от серьезной лжи. Я всегда ожидала, что муж будет служить мне, помогать по хозяйству и с детьми. Я обижалась, если он этого не делал или если делал это недостаточно хорошо. Мне не нравилось подбирать за ним вещи и работать на него. Я всегда знала, что Ева была сотворена помощницей Адама, но однажды Святой Дух ясно показал мне эту истину и обличил меня в том, что я не исполняла роль помощницы мужа.

Теперь я подбираю его разбросанные носки и газеты и напоминаю себе, что «служу» мужу. Я рада, что он помогает мне по дому (а делает он, оказывается, очень много). Я же стараюсь содействовать ему в достижении его целей (освобождаю его от рутинных домашних забот, не позволяю детям мешать ему и т. д.), вместо того чтобы ожидать от него помощи (в достижении моих целей). Это спасло наш брак.

Наши рекомендации