Одни зарабатывают деньги - другие входят в историю
Гонец с Девориным письмом, прибежав к Завулону и Неффалиму, надеялся на лучший ответ. Оба работали под жарким солнцем на полях и в деревнях. Они ожидали конца рабочего дня и предвкушали беззаботное время с женами и детьми. Они окружили гонца, чтобы услышать его сообщение и тут же обдумали призыв Деворы. Что им было делать? Собственно говоря, была лишь одна возможность: идти! «Слава Господу, - сказали они, - Господь помазал кого-то, который пойдет впереди и будет нашим вождем. Давайте положим конец постоянным докучениям Иавина и его бандитов. Слава Богу за Девору! Мы полностью стоим за ней. Скажи ей, что мы уже в пути, рассчитывайте на нас.»
Они сменили плуги на копья, с любовью обняли детей, поцеловали плачущих жен и тут же направились в путь на сражение.
«Завулон - народ, обрекший душу свою на смерть, и Неффалим - на высотах поля» (Суд. 5,18).
Вкоре они одержали победу в сражении. Но Дану это не принесло славы. Женщина Девора пошла впереди Израиля, а другая женщина по имени Иаиль, жена Хевера, нанесла решительный удар, так окончилась разорительная деятельность ханаанской армии.
Обходя страну, Девора пришла и к причалу, чтобы посетить Дана. Она хотела задать ему лишь один сверлящий вопрос: «Дану чего бояться с кораблями?» Дан сидел молча, его пальцы нервно играли с монетой. Он не был в состоянии посмотреть в глаза этой помазанной Духом Святым женщине Божьей. Ее вопрос должен был преследовать его до конца его жизни. Этот же вопрос вновь послышится у трона Божьего, когда мы вместе с Даном будем давать отчет о нашей жизни. Сможет ли Дан посмотреть в глаза Господу? Или же он будет постыжен, не будет знать ответа и в замешательстве опустит голову?
Завулон и Неффалим не умели торговать как Дан. Дан был искуссным в этом. Дан зарабатывал деньги. Но Завулон и Неффалим вошли в историю в тот день, когда они сражались, победили и спасли Израиля в одной единственной битве, о которой будут говорить и 3 000 лет после этого. Они рисковали всем, даже собственной жизнью, когда сражались на высотах поля. Дан ничего не вложил. Он ничем не рисковал. Умирая, Дан был, наверное, самым богатым, но одновременно и самым жалким человеком в стране. Возможно он сложил свое золото стопкой до самого потолка в своей спальной комнате, чтобы всегда иметь его на виду и постоянно с алчностью смотреть на него. Так долго он жил только ради золота. Когда его душа расставалась с телом, он потянулся за своим золотом, пытаясь взять его с собой. Но ангел смерти забрал его и насмешливо сказал: «Ты собрал себе имение, а тратить его будет кто-нибудь другой».
На зов Божий и сегодня еще отвечают люди как Завулон и Неффалим, а не такие, как Дан. В каждой общине можно найти оба рода людей. Люди как Дан это такие, для которых их предприятие важнее, чем дело Божье; их огород важнее, чем поле жатвы, их дом важнее, чем небо для погибающих; инвестиция денег важнее, чем спасение душ. «Я женился и поэтому не могу прийти.» Завулон же напротив оставил свою семью и спас страну.
Спроси пастора, и он тебе точно скажет, кто в его общине подобен Дану или Завулону и Неффалиму. «Это все одни и те же люди, которые сразу же реагируют и готовы жертвовать и помогать в работе.» Некоторые следуют зову Божьему любой ценой. Для других же 20 рублей на дело Божье являются «слишком большим риском». Завулон и Неффалим готовы были на высотах поля битвы оставить свою жизнь за Бога и Его Царство.
Иисус сказал: «Кто потеряет жизнь свою ради Меня, тот найдет ее», - и «будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». На таком виде смерти лежит отпечаток благородства, как и вообще над готовностью человека все отдать. Это видно уже теперь на земле. Но еще важнее будет почесть, которую однажды воздаст человеку Сам Господь, если Христос собственноручно оденет ему на голову сияющий венец жизни. Что касается таких людей как Дан, то Иисус сказал: «Кто хочет сберечь свою жизнь, тот потеряет ее».
Эта женщина!
После победы было большое торжество. Пророчица Девора и генерал Барак совместно пели песнь победы, в которой каждое колено упоминалось в отдельности. Эта песня была полна иронии. После Дана, Завулона и Неффалима очередь дошла до Рувима. О нем навеки записаны слова, как бы выгравированные на камне: «В племенах Рувимовых большое разногласие» (Суд. 5,16).
Я хочу до конца обрисовать мою простую картину. Люди Рувима были рассудительными, людьми размышлений и совета. Они были образованными. Когда потный и пыльный гонец задыхаясь возгласил между ними: «Срочно! Срочно! Срочная весть от Деворы, судьи Израиля», - то Рувим быстро принял письмо. Он тут же созвал срочное заседание совета мудрых. Совместно они уделили письму Деворы свое полное внимание, как они делали это при каждом подобном деле. Заседающие совета заняли места и сперва прочитали протокол прошедшего заседания. Члены обдумали ситуацию. Они были остроумными мыслителями. Они тут же уяснили, что это дело было слишком большим и значительным, так что нельзя было позволить себе слишком быстрое решение, о котором впоследствии пришлось бы сожалеть. С обычной для них предосторожностью, они решили отложить это дело до утра. На следующий день, отдохнувши, совет будет заседать еще раз.
На следующее утро призыв Деворы осветили со всевозможных сторон. Единогласное решение записали в протокол. Требовалось срочное действие. Но вначале нужно было разработать план битвы, прежде чем броситься в сражение. Таким образом на следующий день разработали стратегию и набросали генеральный ход действия. Отлично! А как обстоит вопрос с тыловым обеспечением, оружием и командованием? Еще один день охотно посвятили этим очень важным вопросам. Заседание совета уж позаботится о том, чтобы сражение было выиграно. Они выставят армию первого класса. Так постоянно продолжалось планирование. Ведь было же лучше, пойти хорошо подготовленными.
Во время заседания, возможно, сделали перерыв для чаепития, а после этого размяли ноги на свежем воздухе. До сих пор работа была удовлетворительной. Во время прогулки из далека доносился приглушенный шум войны. На горизонте виднелся дым горящих селений. Вдалеке ковылял раненный солдат, истекающий кровью. Мужчины были рады, что могли со спокойной совестью сказать, что они как раз намеревались разработать вспомогательный план. Между тем битва продолжалась.
Кстати, тут имелась еще одна огромная проблема, которая действительно беспокоила их. Опять заседал совет и, наконец, речь зашла и об этом пункте повестки дня. Проблемой была Девора. Она была женщиной! Как можно было последовать призыву женщины? Где же основание для этого в Писании? Когда же руководство на себя брала женщина, кроме того случая, когда она соблазнила Адама ко греху? Девора мешала им. Ее воспитание и образование запрещали им последовать призыву Деворы. Женщина с авторитетом правительства и судебной властью? Мог ли Бог вообще благословить мужчин, которые следовали за ней в сражение? Вскоре для них все было ясно. Они обязаны были отказаться от участия. Здесь дело касалось принципов.
Все это мы видим в наше время. Часто людям не нравится, каким образом что-либо происходит. Они претыкаются в руководстве, в методах, в графике времени и сотрудниках. Иногда находят и разумные возражения. «Евангелизировать - а что же с нашим образованием? Ведь мы не живем в эпоху Павла и Петра! Спасение душ? Ревность о пробуждении? Все это хорошо и подходит для простаков, нам же нужны другие мероприятия». И все-таки именно эти люди никогда не находят другого новейшего метода.
Рувим является отображением христианина, который несмотря на первоклассные способности, образование и таланты непригоден для Бога и Его Царства. Почему? Потому что в Царстве Божием не нужны люди, которые постоянно могут раздавать «хорошие советы» другим, но люди, которые сами спонтанно и практически действуют!
Некоторые имеют Евангелие «хлебов и рыб», которое направлено только на социальные нужды людей. Но Иисус сказал:
«Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Иоан. 6,27).
Пища к вечной жизни возникает единственно лишь через проповедь Евангелия.
Есть люди, которые духовному стандарту и качеству придают большее значение, чем спасению людей от вечного огня. Они держат отшлифованные речи и изящно украшают кафедры, но их никогда не встретишь на фронте. Некоторые чрезвычайно благочестивы и постоянно заняты делом Духа Святого в их жизни или их общины. Евангелист бы только помешал или приглушил то, что Бог сделал за эти прошедшие годы. Они не могут поддерживать евангелиста. «Евангелисты вызывают внимание, и даже мешают глубокому духовному развитию», - так благочестивые слова исходят из благочестивых уст, в то время,как человечество погибает во грехах!
В отпуске
Я хочу заняться еще одним коленом. Наконец, депеша в руке обеспокоенного и уставшего гонца достигает Асира. И что происходит? «Асир сидит на берегу моря, и у пристаней своих живет спокойно» (Суд. 5,17). Асир был в отпуске! «Извините, - сказал он гонцу, у которого уже иссякали силы, - мне обязательно необходим этот отдых. Ведь ты же не ожидаешь, чтобы я просто так прервал свой отпуск?»
Асир постоянно был занят в своем предприятии. У него действительно никогда не было времени. Сотрудничать в общине это хорошее дело для людей, которым больше нечего делать. А он после работы должен был дома еще вести всю бухгалтерию и действительно заработал этот отпуск, и причем без перерыва! Нет, в данный момент он действительно не мог пойти. «Но, - сказал он с уверенностью - другие непременно придут во множестве и помогут. Некоторые ведь прямо-таки предназначены для этого. Девора справится и без меня.» С этими словами он присел на своем стуле и отпил глоток из своего стакана с лимонадом. «Скажи ей, что мы очень восхищаемся ею. Она прекрасная женщина, которой мы спокойно можем предоставить это дело. Бог не оставит ее. Мы будем молиться за нее и верить, что Бог дарует ей победу. Пожалуйста, объясни ей мое положение и скажи, что мне еще некоторое время нужно оставаться здесь на побережье, иначе я не смогу в дальнейшем правильно вести мое предприятие.»
Предоставить другим то, что не хочешь делать сам, это сегодня повсемирно распространенное отношение. «Кто-нибудь уж придет и сделает это! Мне хотя бы по выходным нужно выехать, чтобы отключиться от всего. У меня есть небольшая дача на озере, и было бы глупо, если бы я совсем не ездил туда.» У некоторых христиан все другое важнее. Они работают и планируют, а потом еще неожиданно случается то или иное; больше им просто не осилить. Они не могут делать все это, а кроме того еще беспокоиться о Царстве Божием и спасении душ других людей. Ведь нельзя же себя угробить! Иногда нужно немножко отдыха. А обязанности ведь с тебя тоже никто не снимет. Они ведь имеют преимущество. Конечно, они хотят когда-нибудь помочь, рано или поздно, если не будут так сильно заняты, если им больше нечего будет делать и, к тому же, если они почувствуют желание к этому.
Я уже упоминал, как я представляю себе трагический конец Дана. Теперь к Рувиму, как же дело обстояло с ним. Говорят, что он упал мертвым во время речи. Асир со своей стороны боролся с полнотой и высоким давлением из-за недостатка движения. Наконец, его парализовало, вследствии чего он и умер. Он потерял свою жизнь, желая спасти ее.
Цель жизни
Такова притча, которую можно развить из рассказа о Деворе. Она остается серьезным вопросом к нашей личной жизни. Иисус проявил юмор, говоря о верблюде, проходящем через игольное ушко. Этим Он хотел предостеречь богатых от трудностей, которые желают удержать их от полного следования за Иисусом. Люди всегда находят извинения, как в притче Христа о брачном пире. Первый, который отказался от приглашения, только что женился. Другой купил землю, следующий приобрел волов. На короткое время у них было свое развлечение, чтобы потом навсегда потерять венец.
Некоторые из наших сотрудников миссии «Иисус Христос для всех наций» уже получили свой венец. Это было в 1975 году, когда случилась ужасная авария. Мы имели мероприятия в Заире, где тысячи обратились ко Христу в провинциальной столице Лубумбаши. До 80 000 человек наполняли стадион. Несчетное количество других людей слышали Евангелие в передачах местного радио и телевидения.
После евангелизации мы на грузовиках отправились в Замбию. Между тем на другой стороне границы один неизвестный водитель бензовоза перебрал спиртного. В своем нетрезвом состоянии этот водитель на своем бензовозе ехал навстречу нашей колонне и столкнулся с одним из наших грузовиков. Произошел ужасный взрыв, и двое наших технических работников Хорст Козанке и Мильтон Кассельман погибли в пламени взрыва. Остальные члены группы могли только беспомощно наблюдать, плача и молясь.
Мы были ошеломлены от боли и глубоко потрясены. Но потом победил дух мужественной решительности. Мы не оставим работу! Даже несчастье и смерть не могли ничего изменить в этом. «Бог хоронит Своих тружеников, но Его работа продолжается.»
Но у некоторых была и другая реакция. Определенные люди начали бомбардировать нас негативно-осуждающей критикой. «Должно быть в группе миссии "Иисус Христос для всех наций" кроется грех. Лучше бросайте работу!» Я был поражен. Если бы действительно в нашей группе был грех, то Богу не нужно было бы допускать смерть двух прекрасных молодых людей, чтобы сообщить мне об этом. Эти предостерегающе поднятые пальцы сильно напоминали историю Иова, трое друзей которого пытались доказать ему, что несчастье, постигшее его, является судом Божьим. Эти люди были подобны людям Дана, которые сидят в качалке за кассой торговых кораблей и с пристрастием раздают хорошие советы, которые им самим ничего не стоят.
Всем этим потомкам Дана мы хотим ясно сказать, что многие из наших сотрудников готовы отдать жизнь за Иисуса в Его служении. Не мало миссионеров отдали свою жизнь за Африку. Случаются такие опасности, которые встретились Хорсту и Мильтону, но эти братья были внутренне готовы пойти на риск. Другие не готовы вложить даже деньги, не говоря уже о их жизни. Мы находимся в реальной борьбе с сатаной, который желает уничтожить над. «Кровь мучеников - это семя церкви», - писал один из отцов церкви в 1800 году, и его слова подтверждаются историей всех столетий.
Возможно некоторым предназначено оставить свою жизнь в труде за Иисуса. Не играет роли, находят ли люди путь ко Христу через нашу жизнь или через нашу смерть. Во всяком случае Он, Господь, прославляется через это.
«Но при всем дерзновении и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» (Филип. 1,20).
Этим я хочу призвать каждого, читающего эту книгу: будь или стань Завулоном или Неффалимом и встань в линию сражения борцов Божиих! Господь с нами! Наш предводитель не потерял еще ни одной битвы. Пора, наконец, заняться другими вещами, кроме твоей материальной безопасности. Начинай работать для пищи непреходящей!
Участвовать в строительстве вечного Царства Божьего означает, нашими смертными руками творить бессмертное. То, что делается из веры в Бога, не может пропасть. Левий оставил сбор пошлины по слову Иисуса. Рыбаки из Вефсаиды сразу же последовали за Иисусом. Все эти люди достигли бессмертной славы. До наших дней говорят о них. Сегодня призыв обращен к нам. Иисус призывает тебя: «СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ!»
Глава 4
Вопиющая нужда в евангелии
Если вокруг твоей общины живет 10 000 человек, то каждую неделю умирают четверо из них. Это сообщает нам статистика. С этой стороны не удовлетворительно, если каждый месяц или каждую неделю обращается ко Христу только один человек.
Евангелие так явно необходимо, что все, о чем я здесь говорю, может только подтвердить этот факт. Несмотря на это, я замечаю, что дьяволу в его хитрости постоянно удается скрыть эту явную необходимость.
Сперва сатана пытался воспрепятствовать рождению Спасителя. Он организовал убийство Авеля, и запускал свои адские ракеты во всех человеческих предков Христа. Все это достигло высшей степени в кровавой резне, жертвой которой стали невинные дети Вифлиема. Когда же убийство отдельных людей и целых народов не привело к желаемому успеху, сатане остался только один выход. Воспрепятствовать проповеди Евангелия.
Вначале дьявол употреблял для этого только лишь грубые преследования и ложные учения, а между тем он собрал себе довольно внушительный арсенал оружия. Одним из видов оружия, которое он охотно употребляет, является то, что он вносит путаницу среди важного и маловажного в интересах верующих. Врагу безразлично, насколько интенсивно мы занимаемся работой в церкви, до тех пор, пока мы не насмериваемся вторгнутся с Евангелием в его темное царство. Все равно на чем мы специализируемся, будь то учение, общение, диакония или самоназидание — главное, чтобы это ничего общего не имело с заданием Иисуса, проповедовать Евангелие всякой твари! Хотя все эти вещи сами по себе хорошие и важные, но все-таки они зачастую вытесняют то, что должно быть сделано самым срочным образом.
Мы даже можем так истолковать Библию, что вытащим нашу голову из петли и успокоим нашу совесть по отношению к погибающим. Даже молитва, насколько она ни важна, может встать на место евангелизации. Но как кто-то сказал: «Молитва без евангелизации - это стрела, пущенная в пустоту!» Все молитвенные собрания, которые мы проводим, должны быть непосредственно связанны с евангелизационной деятельностью, а не служить лишь для того, чтобы приносить Богу всевозможные генеральные нужды.
Нужды этого мира настолько велики, что их невозможно не заметить. Их описание заняло бы целую книгу. Но если есть помощь для этих всемирных нужд, то прежде всего это Евангелие. Там, где проповедуется благая весть, происходит освобождение. А там, где она не проповедуется людям, они остаются связанными. Не проповедовать Евангелие - означает, отказать больному в лекарстве!
Многие люди уже оставили, надежду. Они достигли границ возможности в науке, технике, медицине, политике и образовании. Наконец они цинично обратились к одурманивающим средствам для того, чтобы забыться. Пустоту должны заполнить наркотики, пьянство или что угодно - будь то даже религиозная мистика. Мысль о том, что только человек может помочь человеку, в действительности пугающа. На месте одной отсеченной головы у мирового зла немедленно вырастают две другие. Это многоголовое чудовище, которое дерзко поднимает свою голову, может быть уничтожено лишь если ему как кинжал вонзить в сердце знамение креста Христова. Каждая область нашей жизни вопиет о Евангелии, как рыба на суше в очаянии глотает воздух. Будь то в личном, социальном, глобальном или религиозном отношении - нашей единственной надеждой является Евангелие.