Последствия жизненных ошибок

Руфь была уверена, что ее выбор не позволил ис­пытать в жизни все то лучшее, что было намечено для нее у Бога. Это решение вовсе не было грехом против Бога. Она верила, что просто ошиблась, не имея дурного умысла, однако считала, что ее не­правильное решение каким-то образом отрицательно повлияло на всю последующую жизнь, а теперь ей приходится довольствоваться чем-то, что было у Бога на втором плане, и размышлять о том, как все могло сложиться иначе.

Такой взгляд — искусная уловка врага, которую он использует, чтобы удержать христианина от пе­реживания близкого общения с Богом. В конце кон­цов, как мы можем иметь открытые и тесные взаимоотношения любви с тем, кто не может за­быть совершенную нами ошибку; с тем, кто напо­минает, что допущенное нами теперь невозможно исправить никогда, и поэтому он вынужден изме­нить свои планы?

Близость к Богу находится под вопросом, если вы допускаете, что совершили непоправимую ошибку, вызвавшую неодобрение у Бога. Если мы принимаем решения, которые, на наш взгляд, смешали все планы, тогда нам трудно уповать на то, что Бог все еще жела­ет нам самого лучшего. Мы склонны думать, что, хотя Он и будет благословлять нас, но эти благословения уже не таковы, какими могли бы быть. Мы осуждаем себя и таким образом сосредотачиваемся на самих се­бе. А это отрицательно влияет на наше представление о любви Божией и Его плане для нашей жизни.

Принимали ли вы решения, которые, на ваш взгляд, могли помешать осуществлению того, что могло бы произойти в вашей жизни? Если да, то для вас есть хорошая новость, которая поможет изба­виться от бесславной перспективы. Эта новость за­ключается в том, что Божия любовь больше, чем ваши заблуждения! Никакие ошибки из тех, что уже случились, или те, что еще произойдут, не смогут сбить вас с пути.

Вы принадлежите Богу, и именно Он отвечает за то, чтобы вы держались верного пути. Этот факт не­отъемлем от самого значения слова "благодать'', кото­рое предполагает, что все зависит от Него, а не от вас. Вы можете оказаться явно на окольном пути, но Бо­жия любовь настолько велика, что Он не позволит сбиться с назначенной Им дороги и уйти в сторону от Его воли для вашей жизни.

Бог владычествующий

Псалмопевец сказал о Боге, что Он "на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает" (Пс. 102:19). Этот мир не существует в каком-то кос­мическом окружении, где события происходят слу­чайно. Все существующее функционирует под надзором и руководством Бога владычествующего. Во всемирном масштабе "Им создано все, что на не­бесах и что на земле, видимое и невидимое: престо­лы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано" (Кол. 1:16).

Бог — великий Бог, Который все держит под кон­тролем. Звезды не висят в небе сами по себе. Они держатся всемогущей волей всевышнего Бога. Волна не останавливается у границы прибоя и не возвраща­ется обратно в море случайно — она движется по бо­жественным законам. Земля не вращается вокруг

своей оси под действием собственной движущей си­лы — Бог постановил ей вращаться.

Тем не менее, Тот же Бог, Который глобально опекает вселенную, уделяет внимание также подроб­ностям жизни. К примеру, Библия говорит, что Он сосчитал все волосы на вашей голове. Действительно серьезное внимание к мелочам! Ни один птенец не выпадет из своего гнезда, не замеченный Им (см. Мф. 10:29-30). Он — Бог мира как на макро-, так и на микроуровне. Нет ничего слишком большого или слишком маленького, что находилось бы вне Его пря­мого управления.

Бог оценивает не только ваши поступки, но даже помыслы и намерения. Божие око всегда над вами — так всегда было и всегда будет

Если мы говорим, что человек — венец Божия творения и что христианин, в частности, является Его божественным созданием (см. Еф. 2:10), то мо­жем быть уверены, что "Близок Господь ко всем призывающим Его" в наших житейских проблемах. Библия говорит, что Бог измеряет все ваши пути (см. Пр. 5:21). Это слово описывает Того, Кто идет бок о бок рядом с нами, тщательно изучая, исследуя и анализируя каждый сделанный нами шаг. Бог "из­меряет" не только ваши поступки, но даже помыслы и намерения, побудившие вас поступить тем или иным образом (см. Пр. 21:12). Не заблуждайтесь на этот счет. Божие око всегда над вами — так всегда было и всегда будет.

Нет человека, о котором бы я размышлял непре­рывно, а Богникогда не перестает думать о нас и ни­когда не оставляет без Своего самого пристального внимания. Он помнит о вас вечно и не может изверг­нуть вас из Своего сознания. Он настолько любит вас, что предоставил все имеющиеся в Его распоря­жении ресурсы (которых немало) для вашего блага. Бог ни на мгновение не отводит от вас Своего взора.

Отец лжи, великий обольститель сатана хотел бы заставить вас поверить в то, что вы приняли решение, которое теперь плохо влияет на отношение Бога к вам. Или не позволяет Ему употребить вашу жизнь ради Его славы в той степени, в которой она могла бы быть использована. Однако Слово Божие учит нас совсем другому. В книге пророка Даниила об этом сказано до­статочно ясно: "По воле Своей Он действует как в не­бесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его" (Дан. 4:32).

Я вспоминаю время, когда, еще не понимая этой истины, я ругал себя за принятое мною неправильное решение и думал: "Из-за моей собственной глупости Бог не сможет сделать то, что он явно собирается сде­лать!''. Внезапно у меня появилась мысль: “Не обма­нывайся. Ты не столь силен". Думаю, вы догадались, чей это был голос, не так ли? Бог сделает все, что по­желает, и мы льстим себе, если считаем себя доста­точно великими, чтобы помешать этому.

Если Бог не правит всем, то как мы можем знать, что Он правит хоть чем-нибудь? Павел в послании Тимофею сказал, что Бог — "единый сильный Царь царствующих и Господь господству­ющих" (1 Тим. 6:15). Это ясно показывает, что толь­ко Он один стоит во главе всего. Он не спрашивает ни у кого разрешения или совета в чем бы то ни было. Он делает то, что хочет и не обязан отчиты­ваться перед нами.

Во владычестве Бога есть много такого, чего я не понимаю: почему Он допускает одно и предотвраща­ет другое. Не хочу показаться непочтительным или заносчивым, но сознаюсь, что, если бы всем правил я, то часто поступал бы иначе. Но правлю не я, а Он. Мы никогда не осознаем до конца Его незримые на­мерения и методы.

Нет человека, о котором бы я размышлял непрерывно, а Бог никогда не перестает думать о нас и никогда не оставляет без Своего самого пристального внимания

Если бы мы могли полностью понять Бога и Его пути, то наш разум смог бы вместить Его, а Бога нельзя вместить. Религия наших дней обычно представляет Бога, Который вынужден подчиняться современным представлениям, ценностям и предска­зуемым образцам поведения. Она изображает Бога управляемого, предлагая товар в виде удобного рели­гиозного переживания — мягкую щекотку по заказу. С другой стороны, Бог Библии вовсе не таков. Наш Бог вне нашего контроля. Иногда Он являет особую страсть к тем, кого любит, а иной раз кажется, что Он ушел в долговременный отпуск тогда, когда мы больше всего нуждаемся в Нем. Как бы мы ни пыта­лись, мы просто не можем постичь Его.

Бог существует в сфере, которую анонимный автор четырнадцатого века назвал "облако непознаваемого". Его мир представлений настолько отличен от нашего, что мы просто не можем понять логику Его деяний в этом мире или даже в нашей собственной жизни. Да­же самые духовно зрелые среди нас часто задают себе вопросы: "Что Бог этим хочет сказать? Что здесь про­исходит? Что означают эти обстоятельства?".

Иногда мы можем оглянуться, увидеть, что Он де­лал ранее и понять Его намерения, хотя в то время они казались нам лишенными смысла. Однако мно­гие загадки в жизни выше нашего понимания. Божия благодать позволяет нам довериться Его верховному правлению. Вера наша освобождает нас тогда от по­стоянного разочарования, смущения и сомнения. Мы можем пребывать в Его верности и довериться Его путям даже тогда, когда они не совпадают с нашими.

Божии руки

Мы начинаем доверяться Богу и Его верховному владычеству, когда осознаем глубину Его любви к тем, кто пребывает во Христе. Так как вы в Нем, то Он покрывает вниманием все основания вашей жизни независимо от того, какие решения вы уже приняли и какие еще примете. Если основную мысль Писания свести до двух простых слов, то она звуча­ла бы так: "во Христе" — фраза, которая встречает­ся в Новом Завете 77 раз.

Современное учение о христианстве часто сосре­доточено на Христе в нашей жизни, но Новый Завет ставит ударение на том, что мы уже вошли в Его жизнь. "Ибо мы Им живем и движемся и существу­ем",— пишет Лука (см. Деян. 17:28). Посредством кре­ста Бог предал смерти нашу ветхую жизнь (см. Гал. 2:20; Рим. 6:1-7; Кол. 3:3) и дал нам жизнь Самого Ии­суса Христа, которая теперь стала нашей жизнью.

Бог любит вас так сильно, что привел к Себе, туда, где вы пребудете во Христе вечно. Не ваши решения удерживают вас там. Это Его решение. Посредством Его благодати мы пришли домой, чтобы успокоиться в Нем. Когда Моисей провозглашал Божии благослове­ния коленам Израиля, обещая привести их в Его место покоя, он сказал: "Прибежище твое Бог древний, и ты под мышцами вечными" (Втор. 33:27).

Библия гласит, что христиане находятся во Хрис­те под мышцами вечными. Понимаете ли вы, что оз­начает быть под Божиими "мышцами вечными"? Каждый раз, когда я читаю этот стих, он ассоцииру­ется для меня с одним эпизодом из детства.

Это случилось, когда наш класс Воскресной шко­лы выбрался за город на прогулку. Плавать, похоже, умели все, кроме меня, и мой учитель, заметив, что я купаюсь в мелководной части пруда, спросил: "Стив, ты не умеешь плавать?".

"Нет",— ответил я сконфуженно.

"А ты хочешь, чтобы я научил тебя?",— спросил он. Я согласился, и он начал свой урок. "Первое, что ты должен знать",— сказал он,— "это то, что ты не должен бояться, что утонешь. Если ты расслабишься, то твое тело будет плавать. Просто попробуй лечь на спину и расслабиться в воде". Я лег на спину в воде, пытаясь сделать так, как он мне сказал. Однако каж­дый раз, когда я ложился и чувствовал, как вода на­полняет мне уши, я поднимал голову и начинал тонуть. "Не поднимай голову",— подбадривал меня учитель.— "Просто расслабься, и пусть твои уши бу­дут под водой. Ты не утонешь". Я еще раз попытался последовать его совету, но когда почувствовал, что вода поднимается выше моих ушей к лицу, то под­нялся и опять начал тонуть.

Наконец он сказал: "Ложись на мои руки, и я под­держку тебя на поверхности воды, чтобы ты не уто­нул". Я начал ложиться на спину, и действительно, почувствовал под собой его руки, поддерживающие меня. Когда он держал меня так, я чувствовал под­держку его рук и стал понемногу расслабляться. Спу­стя короткое время я уже чувствовал себя спокойно. В конце концов, он сказал мне: "Ну вот, теперь я убе­ру руки из-под твоей спины так, чтобы ты не чувст­вовал их прикосновения, но они все еще будут под тобой, и я подхвачу тебя, если ты начнешь тонуть. Ты доверяешь мне?",— спросил он. Я сказал, что до­веряю ему, и он сделал так, как сказал. Впервые в жизни я держался на воде. Я не испытывал страха, потому что знал, что подо мной были руки учителя. Ведь он пообещал, что не допустит, чтобы я утонул.

Однажды, когда придём на небеса, мы наконец узнаем, сколько раз Бог протягивал Свои руки, чтобы отвратить от нас беду

Бывали времена, когда принятые мной решения приводили к тому, что я сам себе говорил: "О, нет! Я утопаю!". И в этой оценке ситуации я неизменно ошибался — подо мной всегда были вечные Божии руки, не позволяющие мне утонуть, независимо от того, чувствовал я их или нет. То же самое истинно и для вашей жизни. Вы оказались там, где находитесь сейчас потому, что Бог поддерживает вас Своими ру­ками. Божии руки дают пожизненную гарантию то­го, что Он позаботится о всех деталях нашей жизни.

Они подтверждают, что мы не сможем принять ре­шения, которые вынудят нас "утонуть" и оказаться там, где Он не хочет, чтобы мы оказались. Вы може­те расслабиться и наслаждаться водой, потому что Бог держит вас на Своих руках.

Какие руки у Бога? Библия часто говорит о Его руках и дает нам некоторое представление о Лично­сти, на Которую мы уповаем. Рассмотрим библей­ские описания рук Божьих.

* Божии руки протянуты. Это описание Божиих рук используется в Писании чаще всего. То, что Бо­жии руки протянуты, предполагает, что Бог не явля­ется пассивным наблюдателем за происходящим в нашей жизни, но активно участвует в ней и на­правляет события для нашего блага и Его славы. В большинстве случаев, когда в Писании говорится о том, что Божии руки протянуты к нам, речь идет о Его делах в пользу тех, кого Он любит, избавляя от обстоятельств, которые потенциально могут уничтожить их.

Однажды, когда придем на небеса, мы наконец узнаем, сколько раз Бог протягивал Свои руки, что­бы отвратить от нас беду. Псалмопевец часто слагал песни, прославляющие Бога за то, что Он множество раз избавлял его из беды. Задумывались ли вы когда- нибудь о том, в каких случаях Бог делал то же самое и ради вас? Уединитесь как-нибудь с блокнотом в ру­ках и попросите Господа показать вам те эпизоды, когда он избавлял вас от беды. Вы можете быть удив­лены тем переполняющим чувством радости и благо­дарности, которое испытаете, когда Бог откроет вам, как часто Он действовал на вашей стороне. Это про­стое упражнение поможет вам значительно глубже ощутить Божию любовь и заботу о вас.

* Божии руки сильны. Размышляя над тем, как Бог множество раз избавлял Израиль, Давид написал: "Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока дес­ница Твоя!" (Пс. 88:13). Иногда здравомыслящие лю­ди гибнут, пытаясь спасти утопающих. И не потому, что их намерение плохое. Им просто не хватает силы, чтобы вытащить тонущего человека из воды. В ре­зультате они оба тонут. Наш Бог всегда знает, когда над нашими головами начинают смыкаться волны. Он исполнен желания избавить нас, и у Него достаточно силы для того, чтобы сделать это!

Привели ли ваши решения к тому, что вы оказа­лись в обстоятельствах, в которых, как вам кажется, не выжить? Ободритесь, зная, что Тот, Кто любит вас, силен, чтобы избавить вас, и Он подготовил эти об­стоятельства ради высшего блага для вас! Библия го­ворит, что когда апостол Петр оказался в воде, он, "начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его" (Мф. 14:30-31, курсив автора). Господь преподал урок веры Петру и показал ему, что безнадежно полагаться на себя.

Тот, Кто обдумывает каждый ваш шаг, всегда дей­ствует ради вас. А что, если вы не попросили Его о помощи? Он не сможет стоять рядом и наблюдать за тем, как вы тонете в море неверных решений, хо­тя иногда вы можете чувствовать противоположное. Вы можете быть уверены, что крепкая Божия рука всегда протянута к вам для поддержки.

* Божии руки обнажены. Исайя сказал: "Утешил Господь народ Свой ... Обнажил Господь святую мышцу Свою" (Ис. 52:9-10). Бог участвует в вашей жизни не просто время от времени. Его рука обнаже­на потому, что Он закатал Свои рукава, чтобы дейст­вовать в ваших обстоятельствах. Глазами веры узрите Бога всемогущего, Того, Кто словом сотворил мир, Который' словом уничтожит сатану, Которым существует все в этом мире. Узрите именно такого Бога, который усиленно трудится ради вашего блага!

Бог всегда знает, когда над нашими головами начинают смыкаться волны. Он исполнен желания избавить нас, и у Него достаточно силы для того, чтобы сделать это

Не допускайте ни на минуту мысль, что ваши не­разумные решения могут расстроить планы, божест­венно промысленные могучим Богом, обнаженные руки Которого протянуты в ваши обстоятельства, да­бы исполнить Его намерения. Хотя существует враг, который хочет разрушить совершенный Божий план для нашей жизни, но Бог не допустит этого. Как на­писал в 1529 году Мартин Лютер,

И хотя этот мир, наполненный бесами, Угрозами силится нас уничтожить,

Не устрашимся, — ведь Бог постановил,

Истина Его восторжествует через нас.

Князь тьмы ужасен, но не дрогнем пред ним.

В ярости его мы все ж устоим,

Ибо вот, погибель его неизбежна,

Краткое слово низринет его.

Если вы хотите испытывать тесное общение с Бо­гом посредством Иисуса Христа, то важно знать и ве­рить в истину о силе Бога, владычествующего надвашей жизнью. Несмотря на то, что у вас еще могут быть вопросы, начинающиеся со слов "Да, но что, ес­ли...", благо вам будет не пытаться искать ответы до то­го, как вы подтвердите свое полное упование на Бога. Он или правит всем, или Его нет. Чему вы верите? Воз­можно, вам потребуется остановиться и помолиться, покаявшись во грехе неверия. Возможно, потребуется признать, что вы поверили лжи о том, что ваши реше­ния способны расстроить вечные планы Божии о вас.

Многие христиане все еще находятся в духовном рабстве, веря лжи о том, что они приняли неверные решения, которые нельзя исправить. До того, как я понял истину о владычестве нашего любящего Отца, то, бывало, говаривал: "Взбитые яйца обратно не вер­нешь". Но истина заключается в том, что Бог может восстановить взбитые яйца! Он берет ваши решения и аранжирует их в симфонию жизни, написанную Им для вас. В начале этой главы я отметил, что суще­ствуют в жизни события, которых бы я не допустил, если бы только мог начать жизнь сначала. Да, я так бы и сделал. Однако я не могу переписать историю. Исходя из данного факта, я должен принять решение просто успокоиться, полагаясь на Того, Кто направ­ляет эту незаконченную историю Маквея. Я не пони­маю кое-что из своей истории, но однажды все пойму. И до тех пор моим единственным жизненным выбором является упование.

Кто-то заметил, что даже в самых прекрасных го­беленах есть темные нити, вплетенные в узор масте­ром. Бог берет темные нити принятых вами неразумных решений и использует их в канве вашей жизни. Он не ограничен ничем из того, что вы когда- либо совершили. Ничто не заставит Его удивиться. В Библии сказано, что в Божией книге "записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было" (Пс. 138:16). Кто-то однажды спросил: "Происходило ли когда-либо с вами то, о чем Бог не знал?". Мы действительно не настолько велики, что­бы испортить историю своей жизни, которую Бог уже написал.

Бог берет темные нити принятых вами неразумных решений и использует их в канве вашей жизни. Он не ограничен ничем из того, что вы когда-либо

совершили.

Когда мы, христиане, попадем на небеса и насла­димся той реальностью единства со Христом, которое сейчас имеем по вере, то ясно увидим, что наша жизнь — не что иное, как история любви, описываю­щая наши близкие отношения с Иисусом.

Подобно любой истории любви, в ней встречают­ся как вершины, так и долины. Бывают времена, ког­да тому, кто следит за этим повествованием, может показаться, что взаимоотношениям между влюблен­ными приходит конец. Сможет ли он удержать ее? Отвернется ли она и отдаст ли свою любовь другому? Однако автор этой истории знает все о том, чем она закончится, потому что он постановил, что должно быть так, а не иначе. Сторонний наблюдатель за хо­дом этих событитй иногда может встревожиться. Но только не автор. Он просто наслаждается выраже­нием своего творческого мастерства, представляя, буд­то эта история разыгрывается перед ним, но на самом деле знает, что она уже закончена.

Пока мы движемся сквозь божественную драму нашей жизни на земле, нам будут попадаться верши­ны и долины. Будут времена, когда нам будет казать­ся, что принятые нами решения испортили всю историю, но Начальник и Совершитель нашей веры уже исполнил Свое дело и сел, чтобы насладиться плодами Своего труда (см. Евр. 12:2). Как участники божественной истории любви, мы можем насладить­ся этим преходящим фрагментом истории в гораздо большей степени, если просто поверим в то, что Он в самом деле уже закончил сценарий, и будет сле­дить, чтобы мы неукоснительно придерживались его, потому что каждую нашу реплику он знает наизусть.

Дорогой Отец Небесный!

Я признаю, что Ты — единовластный Владыка моей жизни. Я признаю, что при­нятые мною в жизни решения не превос­ходят Твоей любви ко мне. Я полностью вверяю Тебе все: мои прошлые решения, мои настоящие обстоятельства и мою будущую жизнь. Я просто хочу пережить историю любви, которую Ты написал для Тебя и меня. Отныне я не буду льстить себе, думая, что это я пишу историю. Я просто буду смотреть на Тебя, чтобы получать направление день ото дня, а за­тем доверяться Твоему любящему руко­водству в моей жизни. Всем правишь только Ты. Благодарю Тебя за то, что дал мне понять эту истину.

Вопросы для обсуждения в группе

Обсудите одно самое важное решение, которое бы вы не принимали, если бы смогли начать жизнь ещё раз. Укажите на два положительных последствия того решения, которые стали результатом Божия уча­стия в ваших обстоятельствах. Обсудите мысль о том, что Божия любовь больше наших неверных решений.

1. Прочитайте Псалом 102:19 и Даниила 4:32 и перескажите, о чем говорят эти стихи. Как их согласовать со всем греховным, что происходит сегодня в мире?

2. Прочитайте Второзаконие 33:27. Опишите случай из своей жизни, когда вы действительно ощущали вечные Божии руки под собой.

3. В этой главе были использованы стихи, которые описывают Божии руки как протянутые, сильные и обнаженные. В каких еще библейских стихах упоминаются Божии руки, и что эти стихи открывают о Нем?

4. Опишите высоты и долины в вашей личной истории — жизненом пути — и объясните, как вы смогли увидеть Божие присутствие в каждом из этих эпизодов.

Глава 4

Небесные объятия

День 11 сентября 2001 года навсегда останется самым черным днём в истории Америки. За считанные минуты в результате террористических актов, организованных одним человеком с другого конца земли, погибли тысячи людей. Когда президент Буш призвал наш народ к молитве, одна женщина отреагировала на это в интер­вью программе новостей CNN следующим образом: "Молиться? Кому?! Богу, Который стоял в стороне и наблюдал за тем, что случи­лось, не предотвратив этого? Я не буду молиться!".

В последующие дни после нападений терро­ристов было произнесено больше публичных молитв и сказано о молитве больше, чем когда- либо в новейшей истории Америки. Хотя цинизм упомянутой выше женщины не был характер­ным для большинства американцев, он отразил распространённый вопрос, возникший в разуме мно­гих— в том числе и христиан. Это вечный вопрос о том, почему любящий Бог допустил для множества невинных людей столь ужасную трагедию.

Почему владычествующий Бог как будто бы си­дит в стороне и наблюдает за трагическими событи­ями этого мира? Выступая в Национальном Кафедральном соборе в Вашингтоне через три дня после атаки на США — в день, который наш прези­дент назвал "Днем молитвы и поминания" — доктор Билли Грэм сказал:

Как мы понимаем нечто, подобное слу­чившемуся? Почему Бог позволяет такому злу происходить? Возможно, именно та­кой вопрос вы задаете себе прямо сейчас.

Вы, быть может, даже гневаетесь на Бога.

Хочу заверить вас, что Бог понимает ваши чувства. Мы узнаем по телевидению и слышим по радио так много историй, от которых у нас на глазах появляются слезы, и от которых в каждом из нас воз­никает чувство гнева. Но Богу можно до­верять даже тогда, когда кажется, что наступил самый черный день в жизни.

"Богу можно доверять даже тогда, когда кажется, что наступил самый черный день в жизни". Верите ли вы, что это действительно так? Можем ли мы ве­рить в то, что Бог любит нас, когда жизнь, похоже, взрывается? Наверное, мы менее всего склонны чув­ствовать любовь Божию именно тогда, когда перед нами возникают непреодолимые трудности. Чтобы верующему усомниться в истинности Божиего сост­радания, совсем необязательно происходить трагеди­ям национального масштаба.

Столкнувшись с чрезвычайно тяжелой личной проблемой в своей жизни, один мой друг сказал: “Я бы не допустил, чтобы мои дети прошли через что-то подобное, если бы мог это предотвратить. Так поче­му же Бог допускает, чтобы я столкнулся с такой проблемой, если Он любит меня и в силах не допус­тить ее?". Этот вопрос вполне объясним, и заслужи­вает того, чтобы на него ответить. Как мы можем пребывать в истинном общении с Богом, Который допускает, чтобы мы прошли через обстоятельства, норой угрожающие самим основаниям нашей веры? Когда человек страдает, и его вера, кажется, не дает облегчения от боли, к какому выводу о Божией люб­ви он должен прийти?

Иисус однажды сказал: "И познаете истину, и ис­тина сделает вас свободными" (Ин. 8:32). В чем за­ключается истина о том, как Божия любовь к нам относится к личной боли, которую мы испытываем в жизни? В канате божественной истины о страда­нии есть несколько нитей, которые дают надежду на всю жизнь о непрекращающемся общении с Богом среди неизбежных житейских несчастий.

Добро пожаловать на планету Земля

Семя греха, посеянное в этом мире еще в Едемском саду, и по сей день плодоносит. В общем смысле, страдания людей являются следствием грехопадения человека. Когда мы попадем домой на небеса, там больше не будет боли (см. Откр. 21:4), но пока мы все ещё живём на чуждой земле, которой боль присуща. Жизнь пришельца непроста. Нам следует знать, как приспособиться к новому окружению. Например, моя жена Мелани терпеть не может рыбных блюд, но, когда мы посещаем азиатские страны, где рыба явля­ется главным продуктом питания, ей просто прихо­дится с этим смириться. Другого выбора нет. Когда вы находитесь в какой-то другой культуре, то неволь­но приспосабливаетесь к ней.

Верить в то, что упование на Христа оградит нас от страданий, значит не понимать того, как устроена жизнь.

Боль является частью культурной канвы этой корот­кой земной жизни, и никакое количество веры не смо­жет избавить нас от нее. Стоя среди обломков своего личного бедствия, Иов однажды отметил, что "человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремлять­ся вверх" (Иов 5:7). Он осознал, что жизнь человека "краткодневна и пресыщена печалями" (Иов 14:1).

Тот факт, что кто-то является христианином, не освобождает его от проблем. Иисус Сам сказал: "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я побе­дил мир" (Ин. 16:33). Вера во Христа не изолирует нас от больно жалящего опыта жизни. Тем не менее, она позволяет нам решать проблемы с уверенностью, что Его любящая забота проведет нас через эти сложные обстоятельства. Вера редко отвечает на во­прос "почему" в отношении наших проблем, но зато предлагает ответ "как" нам преодолеть трудности.

"Стив, ты должен немедленно приехать в больницу. Случилось несчастье". Он этих слов у меня внутри по­холодело. “Эндрю упал на работе... перелом позвоноч­ника... кровоизлияние в мозг..." Мое сознание с трудом справлялось с тем, что говорила моя жена. Разум отка­зывался поверить в то, что речь идет о моем сыне. Я по­весил трубку и помчался из офиса в больницу.

"Случай очень тяжелый,— сказал нам врач.— На­ша клиника не оснащена для того, чтобы оказать не­обходимую помощь при таких серьезных травмах, поэтому мы переводим его в больницу с лучшим обо­рудованием". За следующие несколько секунд мы уз­нали, что наш двадцатилетний сын упал в открытый лестничный колодец на строительной площадке, где он работал. Нам сказали, что, прежде, чем станут из­вестны долговременные последствия этого падения, может пройти несколько дней. Он может быть пара­лизован, стать умственно отсталым, или даже умереть. Вот такие перспективы обрисовал нам врач перед тем, как мы сели в машину, чтобы последовать за перево­зящей нашего сына каретой скорой помощи.

Когда мы молча ехали по городу, по нашим щекам бежали потоки слез. На протяжении многих лет я время от времени замечал, как может внезапно изме­ниться жизнь, однако такого поворота событий никак не ожидал. Когда мы въехали на стоянку скорой по­мощи и машина остановилась, я взял Мелани за руку. Она посмотрела на меня заплаканными глазами.

“Мы не знаем, что здесь сегодня произойдет,— сказал я.— Возможно, Эндрю не выживет. Возмож­но, он будет парализован. Может быть, он на всю жизнь останется умственно отсталым. Но прежде, чем мы пойдем туда, можем ли мы согласиться кое в чем? Не важно, чем все это закончится — можем ли мы войти в больницу согласившись, что Бог — это Бог, и что Он благ?". Мелани кивнула головой, что означало "да". Мы вышли из машины, и пошли в больницу, держа друг друга за руки.

Последующие дни не были простыми. У Эндрю не­сколько дней не останавливалось кровотечение внутри отекшего мозга. Операция на его сломанном позвоноч­нике длилась двенадцать часов. Он провел тридцать дней в больнице, после которых последовали три дол­гих года терапии. Слава Богу, он поправился и теперь живет нормальной жизнью с небольшими остаточны­ми последствиями того несчастного случая.

Иногда мы чувствуем искушение задать вопрос: "Почему я?",— но более логичным вопросом было бы: "А почему не я?". "Несчастные случаи" происхо­дят, люди получают травмы и даже иногда умирают. Быть христианином не означает быть огражденным от подобных обстоятельств. Верить в то, что упова­ние на Христа оградит нас от страданий, значит не понимать того, как устроена жизнь. Это ошибочное убеждение, которое может привести к сомнениям и смущению, когда к нам придут беды — а они, ско­рее всего, не замедлят.

Окончательный ответ

Пребывая в болезненных обстоятельствах, мы все равно можем испытывать близкое общение с Богом. Для этого необходимо осознавать важный факт: на­ши обстоятельства не являются показателем Божия отношения к нам. Если мы думаем, что ситуация, в которой находимся в данный момент жизни, харак­теризует Его любовь к нам, то, когда придут непри­ятности, мы впадем в уныние и подумаем, что Бог оставил нас. Павел говорит о том, каким образом на­ши неприятности связаны с Божией любовью к нам в послании к Римлянам (8:38-39):

Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Си­лы, ни настоящее, ни будущее, ни высо­та, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

Последнее слово Бога о том, что Он испытывает по отношению к вам, явлено через дело, исполненное до конца Иисусом Христом на кресте, а не в тех об­стоятельствах, в которых вы можете оказаться. Ии­сус Сам был "муж скорбей и изведавший болезни" (Ис. 53:3). Если вы хотите понять отношение Бога к вам, то взгляните в лицо Распятого, Который дока­зал, что скорее пойдет на смерть, чем будет жить без вас. Он добровольно предал Себя жестокости распя­тия, движимый божественной страстью к вам. Его сердце пылало решимостью сделать все, что нужно для того, чтобы вы стали Его навсегда. Самой креп­кой нитью в канате истины, удерживающем любого страждущего христианина, является осознание того, что Иисус Христос любит нас любовью вечной, кото­рая никогда не может угаснуть или хотя бы ослабеть.

Наши рекомендации