Постоянный комитет больших учёных

Четыре правила шарх ибн Баз

Толкование великого учёного, уважаемого шейха ‘абдуль’Азиза ибн База

на книгу четыре правила имама Мухаммада ибну ‘абдульУаххаба да помилует его Аллах

Отзыв

Хвала Аллаху Единому, благословение Аллаха на того, после которого не будет пророков, Мухаммада, на его семью и сподвижников.

А затем:

Я читал это толкование нашего достопочтенного шейха ‘абдуль’Азиза ибн ‘абдуЛлах ибн База, да помилует его Аллах и наградит его почётным местом, которое называется «Четыре правила» в единобожие, написанное шейхом, обновителем религии, великим ученым Мухаммадом ибну ‘абдульУаххабом ат-Тамимий, да помилует его Аллах и простит нам и ему.

В этом толкование разъяснил шейх, да помилует его Аллах, что включают в себя эти правила, из единобожия, которым обязал Аллах Своих рабов, и то, что портит его, а это многобожие. И так же он разъяснил положение тех, кто совершает это многобожие, и то, что многобожники тех, первых дней подтверждали единобожие в господстве Аллаха, однако это не спасло их жизни и их имущества и их кровь, а наоборот стало доводом против них.

И я прошу Аллаха, чтобы он сделал для нас этот труд полезным, и прошу Его о благословение пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.

‘абдуЛлах ибну ‘абдуРрахман ибну ‘абдуЛлах аль-Джибриин

Х.

Вступление

Хвала Аллаху Единому, благословение Аллаха на того, после которого не будет пророков, а затем:

Поистине из милости Аллаха для этой уммы, что Он сохраняет для каждого века нам учёных и проповедников, которые призывают к религии Аллаха и отводят от неё искажение злотворящих, необоснованные утверждения лжецов и истолкования невежд. И из этих призывающих, исправляющих был имам Мухаммад ибну ‘абдульУаххаб, да помилует его Аллах Всевышний. Им Великий Аллах обновил приказы Своей религии (возродил), после того, как он начал свое обучение. И Аллах облегчил ему написание многих книг и посланий, которые являются очень полезными, хотя и небольшими по объёму, но с великим смыслом.

Из этих посланий «Четыре привила», к которому со вниманием относятся имамы призыва и стремятся донести его до людей, до своих учеников и студентов, толкуя его, разъясняя его смысл.

Так же его книги и в частности это послание «четыре правила», толковал несколько раз шейх ‘абдуль’Азиз ибн ‘абдуЛлах ибн Баз, да помилует его Аллах. Он разъяснил некоторые значения, сделав важные примечания, опираясь при этом на шариатские доводы и выводя положения.

И так же из тех, кто прочитал этот шарх шейха ‘абдуль’Азиза ибн База на книгу «четыре правила», который присоединятся к другим его толкованиям и разъяснениям в издание, а это:

- достопочтенный шейх, учёный доктор ‘абдуЛлах ибну ‘абдуРрахман ибну ‘абдуЛлах аль-Джибриин,

- достопочтенный шейх, доктор ‘абдуль’Азиз ибн ‘абдуЛлах Аали ‘абдульЛатыф.

Просим Аллаха, чтобы Он наградил этих почётных шейхов, и сделал этот труд из хороших дел на весах шейха ‘абдуль’Азиза ибн ‘абдуЛлах ибн База, да помилует его Аллах и сделает широким ему место в Раю.

И просим благословение и мир пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам.

О семья Дауду, благодарите Меня(Сура Саба, аят 13.)

Т.е., выстаивайте то, что Я приказал и сторонитесь того, что Я запретил, и используйте то, что вам даровано в подчинение Аллаху Великому. Терпите, надеясь на прощение, в болезни и в смерти родителей, близких и т.п. И не проявляйте поспешность и нетерпение, не причитайте и не взывайте зовом невежества (джахилийи), и не произносите непристойных слов, однако терпите, а при совершение греха стремитесь с покаянием и мольбой о прощение».

*************************************

Слова автора:

«Знай, да наставит тебя Аллах на подчинение Ему, что аль-Ханифийа(Ханиф – отстраняющийся от того, что запретил Аллах) – это религия Ибрахима, а это, чтобы ты поклонялся только одному Аллаху, искренне, находясь в Его религии. Как сказал об этом сам Аллах Всевышний:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

Я не создал джиннов и людей, кроме как для поклонения Мне(Сура аз-Зарият, аят 56.)

И если ты узнал, что Аллах создал тебя для поклонения Ему, то знай, что поклонение не называется поклонением, кроме как с единобожием (с таухидом), так же как и молитва не будет молитвой, кроме как при наличие омовения.

И если попадает многобожие (ширк) в поклонение, портит его, точно так же как и осквернение, когда происходит, портит омовение.

Поистине Аллах не прощает того, кто придаёт Ему сотоварищей,

Правило первое

«Чтобы ты знал, что неверные, с которыми сражался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подтверждали то, что Он Всевышний является Создателем, Дающим Пропитание, Управляющий(аль-Халик, ар-Разик, аль-Мудаббир – это имена и атрибуты Аллаха.), однако это не заводило их в Ислам.

Довод этому – слова Всевышнего Аллаха:

قُلْ مَنْ يَرْزُقُكُمْ مِنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ أَمْ مَنْ يَمْلِكُ السَّمْعَ وَالْأَبْصَارَ وَمَنْ يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَيُخْرِجُ الْمَيِّتَ مِنَ الْحَيِّ وَمَنْ يُدَبِّرُ الْأَمْرَ فَسَيَقُولُونَ اللَّهُ فَقُلْ أَفَلَا تَتَّقُونَ

Скажи (спроси их о Мухаммад): Кто наделяет вас уделом с небес и земли? Кто владеет слухом и зрением? Кто выводит живое из мертвого, и мертвое из живого?Кто управляет делами? Они скажут: Аллах! Скажи: Разве вы не побоитесь!!!(Сура Йунус, аят 31.)

Пояснение:

«Правило первое: чтобы ты знал, что многобожники, с которыми сражался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, подтверждали единобожие в господстве Аллаха. Т.е., что Он создал их, наделяет их уделом, управляет этим миром, и не было сомнения у них относительно этого!

А невежественные мусульмане сегодня полагают, что этого единобожия достаточно! Это от их невежества. Т.к. получается, что те многобожники были знающее их. И если кто-то будет подтверждать то, что Аллах создал его, дал ему удел (ризк), этого не достаточно, так как и многобожники тоже подтверждали это.

Аллах Всевышний говорит:

وَلَئِنْ سَأَلْتَهُمْ مَنْ خَلَقَهُمْ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ

Если ты спросишь их: Кто сотворил их? Они непременно ответят: Аллах…(Сура аз-Зухруф, аят 87)

. وَلَئِنْ سَأَلْتَهُمْ مَنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَسَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ

Если ты спросишь их: Кто создал небеса и земли? Кто подчинил приказам солнце и луну? Они непременно ответят: Аллах…(Сура аль-‘Анкабут, аят 61)

Многобожники (мушрики), они подтверждали это.

Аллах Всевышний говорит: «Скажи» - то есть скажи, о Мухаммад – «Кто наделяет вас уделом с небес и земли? Кто владеет слухом и зрением? Кто выводит живое из мертвого, и мертвое из живого? Кто управляет делами? Они скажут: Аллах! Скажи: Разве вы не побоитесь!»- т.е. если вы знаете всё это, как же вы не боитесь придавать Аллаху сотоварищей. Вы должны вернуться на таухид и на истину!

Однако, зная это, многобожники не хотели отказываться от ширка, и их знание не принесло им никакой пользы! Напротив, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сражался с ними, т.к. они не уединяли Аллаха в поклонение, и придавали Ему сотоварищей (соучастников), таких как аль-Лят, аль-‘Узза, аль-Манат(Это были главные идолы у многобожников-курайшитов. Речь о них будет в следующем правиле.) и других идолов.

Таухид (единобожие) – это направление поклонения только одному Аллаху, с верой, что только Он один достоин этого поклонения, и никто не достоин его помимо Него.

И мы так же разъясним во втором правиле, что многобожники говорят, что их поклонение святым, мертвым, идолам, ничто иное, как желание приблизится к Аллаху и просьба о заступничестве».

**********************************

Правило второе

«То, что они (мушрики) говорят: «Мы не поклоняемся им, не обращаемся к ним, кроме как, чтобы они приблизили нас к Аллаху и стали для нас заступниками».

Довод на их слова о приближение, слова Всевышнего Аллаха:

وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِنْ دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى إِنَّ اللَّهَ يَحْكُمُ بَيْنَهُمْ فِي مَا هُمْ فِيهِ يَخْتَلِفُونَ إِنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي مَنْ هُوَ كَاذِبٌ كَفَّارٌ

Они взяли себе святых помимо Него, (и они говорят) мы не поклоняемся им, кроме как для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху. Аллах рассудит в том, в чем они противоречили, Аллах не ведет прямым путем тех, кто лжет и не верует(Сура аз-Зумар, аят 3.)

А довод на их слова о заступничестве(заступничество – на араб. шафа’а.), слова Всевышнего Аллаха:

وَيَعْبُدُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَضُرُّهُمْ وَلَا يَنْفَعُهُمْ وَيَقُولُونَ هَؤُلَاءِ شُفَعَاؤُنَا عِنْدَ اللَّهِ

Правило третье

«То, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выявлял различные объекты поклонения людей помимо Аллаха. Из них те, кто поклоняется ангелам, те, кто поклоняются пророкам и праведникам, те, кто поклоняются деревьям и камням, те, кто поклоняются солнцу и луне, со всеми с ними сражался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и не разделял между ними.

Довод этому слова Всевышнего Аллаха:

وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّى لَا تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ كُلُّهُ لِلَّهِ

Правило четвёртое

«То, что многобожники наших дней хуже своим многобожием, чем многобожники первых поколений. Т.к. те придавали сотоварищи Аллаху только в благополучие, и уединяли Его в поклонение во время бедствия и испытаний. А мушрики наших дней, их ширк постоянный, как в благополучие, так и в беде.

Довод на это слова Всевышнего Аллаха:

فَإِذَا رَكِبُوا فِي الْفُلْكِ دَعَوُا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ فَلَمَّا نَجَّاهُمْ إِلَى الْبَرِّ إِذَا هُمْ يُشْرِكُونَ

Когда плывут они на своих кораблях, то взывают к Аллаху искренне, очищая перед ним свои поклонения. А после того, как мы спасаем их, и сходят они на сушу, то снова придают Ему сотоварищей(Сура аль-‘Анкабут, аят 65)

Я не говорил им того, что ты не приказал, а говорил: Поклоняйтесь Аллаху моему Господу вашему. Я был свидетелем их делам, пока находился среди них. Когда же Ты упокоил меня, Ты стал наблюдать за ними. Воистину, Ты – Свидетель всякой вещи(Сура аль-Маида, аят 117)

А так же о деревьях, камнях и праведниках Аллах Всевышний сказал: «Видели ли вы аль-Лята и аль-’Уззу, и Маната третью с ними». Аль-Лят был праведником, затем в честь него сделали каменного идола, Манат – колдунья, аль-’Узза – дерево, в котором сидел джин. Всех их уничтожили сахабы, не разделяя между ними.

Ширк – он есть ширк, хоть и объекты его поклонения различны, как солнце, луна, ангелы, пророки, праведники, звёзды и т.д. Всё это придают мушрики в сотоварищи Аллаху, а ведь Всевышний приказывает:

وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ

Они спрашивают тебя запретном месяце и сражение в нём. Скажи: Сражение в этот месяц – великое преступление (грех). Однако сбивать с пути Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Заповедную мечеть и выгонять оттуда ее жителей – еще большее преступление перед Аллахом. Смута хуже, чем убийство(Сура аль-Бакара, аят 217.)

Смута – это ширк!

И исходя из всего этого, является обязательным для правителей мусульман сражаться с поклоняющимися могилам, какими бы они не были, и призывать их и наставлять. Если отвергнут они наставление и призыв, тогда сражение при наличии возможности и силы:

فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ

Четыре правила шарх ибн Баз

Толкование великого учёного, уважаемого шейха ‘абдуль’Азиза ибн База

на книгу четыре правила имама Мухаммада ибну ‘абдульУаххаба да помилует его Аллах

Отзыв

Хвала Аллаху Единому, благословение Аллаха на того, после которого не будет пророков, Мухаммада, на его семью и сподвижников.

А затем:

Я читал это толкование нашего достопочтенного шейха ‘абдуль’Азиза ибн ‘абдуЛлах ибн База, да помилует его Аллах и наградит его почётным местом, которое называется «Четыре правила» в единобожие, написанное шейхом, обновителем религии, великим ученым Мухаммадом ибну ‘абдульУаххабом ат-Тамимий, да помилует его Аллах и простит нам и ему.

В этом толкование разъяснил шейх, да помилует его Аллах, что включают в себя эти правила, из единобожия, которым обязал Аллах Своих рабов, и то, что портит его, а это многобожие. И так же он разъяснил положение тех, кто совершает это многобожие, и то, что многобожники тех, первых дней подтверждали единобожие в господстве Аллаха, однако это не спасло их жизни и их имущества и их кровь, а наоборот стало доводом против них.

И я прошу Аллаха, чтобы он сделал для нас этот труд полезным, и прошу Его о благословение пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.

‘абдуЛлах ибну ‘абдуРрахман ибну ‘абдуЛлах аль-Джибриин

Х.

Вступление

Хвала Аллаху Единому, благословение Аллаха на того, после которого не будет пророков, а затем:

Поистине из милости Аллаха для этой уммы, что Он сохраняет для каждого века нам учёных и проповедников, которые призывают к религии Аллаха и отводят от неё искажение злотворящих, необоснованные утверждения лжецов и истолкования невежд. И из этих призывающих, исправляющих был имам Мухаммад ибну ‘абдульУаххаб, да помилует его Аллах Всевышний. Им Великий Аллах обновил приказы Своей религии (возродил), после того, как он начал свое обучение. И Аллах облегчил ему написание многих книг и посланий, которые являются очень полезными, хотя и небольшими по объёму, но с великим смыслом.

Из этих посланий «Четыре привила», к которому со вниманием относятся имамы призыва и стремятся донести его до людей, до своих учеников и студентов, толкуя его, разъясняя его смысл.

Так же его книги и в частности это послание «четыре правила», толковал несколько раз шейх ‘абдуль’Азиз ибн ‘абдуЛлах ибн Баз, да помилует его Аллах. Он разъяснил некоторые значения, сделав важные примечания, опираясь при этом на шариатские доводы и выводя положения.

И так же из тех, кто прочитал этот шарх шейха ‘абдуль’Азиза ибн База на книгу «четыре правила», который присоединятся к другим его толкованиям и разъяснениям в издание, а это:

- достопочтенный шейх, учёный доктор ‘абдуЛлах ибну ‘абдуРрахман ибну ‘абдуЛлах аль-Джибриин,

- достопочтенный шейх, доктор ‘абдуль’Азиз ибн ‘абдуЛлах Аали ‘абдульЛатыф.

Просим Аллаха, чтобы Он наградил этих почётных шейхов, и сделал этот труд из хороших дел на весах шейха ‘абдуль’Азиза ибн ‘абдуЛлах ибн База, да помилует его Аллах и сделает широким ему место в Раю.

И просим благословение и мир пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам.

Постоянный комитет больших учёных

******************************************

Вступление шейха ‘абдуль’Азиза ибн База к посланию

«четыре правила»

Сказал шейх ‘абдуль’Азиз ибн ‘абдуЛлах ибн Баз, да помилует его Аллах, после восхваления Аллаху, и прошения благ для пророка:

А затем:

На эти «четыре правила» обратил наше внимание шейх, да помилует его Аллах, и эти правила являются очень важными. Тот, кто поймёт и разберётся в них хорошо, тот поймёт религию многобожников(многобожник – по араб. мушрик, совершающий ширк.) и религию мусульман. А ведь многие из людей не понимают этих правил! И приукрашен стал им этот мир, и слепы стали они, и стали поклоняться они могилам и их обитателям, святым, деревьям, камням помимо Аллаха. И они, по причине невежества в отношение единобожия(единобожие – по араб. таухиид, единобожник - муаххид) и в отношение многобожия, думают, что находятся на правильном пути.

И тот, кто составил эти правила, это шейх имам Мухаммад ибну ‘абдульУаххаб, да помилует его Аллах, он тот, кого называют «обновителем» религии»(обновитель религии – по араб. муджаддид, т.е. тот, кто вновь возродил те забытые приказы и запреты Аллаха и Его посланника, кто поднял то забытое знамя религии и таухида), который преподавал в середине 12 –го века по хиджре, и который умер в 1206 году по хиджрийскому календарю.

***********************************

Сказал автор(т.е. шейх Мухаммад ибну ‘абдульУаххаб (в дальнейшем тоже).):

«Я прошу Аллаха Милостивого, Господа Великого Трона, чтобы Он повёл тебя как в этом мире, так и в том, и чтобы сделал тебя из тех, которые, когда им даётся, они благодарят, из тех, которые когда их постигают беды, они терпят, из тех, которые, когда совершают грехи, сразу просят прощения за них. И эти три качества есть составляющие успеха !»

Пояснения:

«Сказал автор, да помилует его Аллах: «Я прошу Аллаха Милостивого, Господа Великого Трона, чтобы Он повёл тебя как в этом мире, так и в том, и чтобы сделал тебя …»

Здесь объединил автор между обращением и между мольбой за ищущего знание. Это из наставления и хороших нравов, просить за того, кто обучается, чтобы принесло это ему пользу. И нет сомнения в том, что если Аллах примет такую мольбу, то будет успехом для изучающего!

Слова автора: «чтобы сделал тебя из тех, которые, когда им даётся, они благодарят, из тех, которые когда их постигают беды, они терпят, из тех, которые, когда совершают грехи, сразу просят прощения за них» - в этом и есть успех, это составные части успеха, и если верующий будет стремиться к этим качествам, то будет он осчастливлен. А это стремление к благодарности Аллаха за те милости, которые Он даровал ему, совершая Его приказы и сторонясь Его запретов, а если случилось ослушание, то следует от него раскаяние и просьба о прощение.

Это и есть дело (жизнь) верующего. И об этом сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует:

عَجَبًا لأَمْرِ الْمُؤْمِنِ إِنَّ أَمْرَهُ كُلَّهُ خَيْرٌ وَلَيْسَ ذَاكَ لأَحَدٍ إِلاَّ لِلْمُؤْمِنِ إِنْ أَصَابَتْهُ سَرَّاءُ شَكَرَ فَكَانَ خَيْرًا لَهُ وَإِنْ أَصَابَتْهُ ضَرَّاءُ صَبَرَ فَكَانَ خَيْرًا لَه

«Удивительно дело верующегоُ! Все его дела благо для него! И нет такого ни с кем кроме как с верующим! Если постигает его благополучие, то он благодарит Аллаха, и это благо для него! Если же настигает его беда (испытание), то он терпит, и в этом благо для него!»(Хадис достоверный. Приводит имам Муслим под № 7692).

Так же обязательным является для верующего благодарить Аллаха как в благополучие, когда ему дарованы блага, как здоровье и сила, как милость Ислама, дети, имущество и все что помимо этого. И раб должен благодарить своего Господа, подчиняясь Ему в Его приказах и оставляя Его запреты.

Аллах Всевышний говорит:

اعْمَلُوا آَلَ دَاوُودَ شُكْرًا

Наши рекомендации