Уважение к общественной традиции

Уважение к общественной традиции является следующей причиной, по которой Павел определяет, что женщина должна появляться в церкви с покрытой головой.

Заметьте, что он говорит в 16 стихе: «...мы не имеем такого обычая...» «... а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (стих 6). Павел говорил, что появиться в публичном церковном служении с непокрытой головой для женщины означало то же самое, что появиться с остриженными волосами или обритой головой. Это противоречило преобладающему в Коринфе обычаю.

Маркус Додд писал об этом: «Среди греков было всеобщей традицией для женщин появляться на людях с покрытой головой. Обычно для этого край накидки обворачивали вокруг головы в виде капюшона. Так что Павел, соответственно, не настаивает на покрытии лица, как в восточных странах, а только на покрытии головы. Без этого покрытия головы можно было обходиться только в тех местах, где женщины было удалены от общих взглядов. Это был, следовательно, признанный знак отделения. Это был знак, который провозглашал, что женщина является частным, а не общественным лицом, что ее обязанности в доме, а не вне его, в ведении хозяйства, а не в городе. Оба пола рассматривали покрывало, как самый верный и самый высоко ценимый символ положения женщины.

В наши дни, в наших краях это не является традицией. Женщина не кажется более скромной, если она прилюдно носит на голове покрывало или капюшон. Насколько во времена Павла в Коринфе истинная женская скромность определялась ношением покрывала, настолько же сегодня она определяется искренними, непритязательными манерами, открытым выражением лица, искренним взглядом глаз.

Добродетельные замужние женщины носили на своей голове такой знак подчинения своим мужьям. Женщина с непокрытой головой, появившаяся в церкви во времена Павла в Коринфе, вызвала бы в церкви скандал. Посторонние бы подумали, что такая женщина — безнравственная женщина этого города! Это поведение отразилось бы на ней, и на ее муже. Это бы обесчестило ее главу и ее мужа.

Американские обычаи

В Америке тоже есть свои общественные законы и обычаи. В начале века в Северной Америке для большинства церквей было традицией, чтобы мужчины сидели на одной стороне, а женщины на другой. Я в служении уже около 50 лет, и много лет назад я проповедовал в церквах, где этот обычай все еще преобладал. Мужчина не отважился бы сесть на женской стороне. А женщина не отважилась бы сесть на мужской. Такова была их традиция. И лучше было бы придерживаться ее, иначе прихожане подумали бы, что вы не подчиняетесь порядку.

История Первой Баптистской церкви в Бостоне рассказывает о случае, произошедшем достаточно давно: дьяконы вышли посовещаться о том, что сделать с женихом, который вошел со своей невестой и сел с ней на женской стороне. Они решили, что надо предпринять решительные меры. Поэтому они подошли к нему по проходу сзади, схватили его за шею и вышвырнули вон. Он нарушил их обычай.

Дональд Ги был великим пастором и учителем Библии. Он служил как член Исполнительного Пресвитерианства Ассамблеи Божьей в Великобритании и Ирландии. Он активно путешествовал, проводя Пятидесятническую работу по всей Европе, Африке, Австралии, на Востоке и в Северной Америке. В описании своего раннего опыта в конце 20-х — начале 30-х годов, он рассказывал о прибытии в одну страну, где он должен был провести собрания. Миссионер, который должен был его встречать, не приехал, а послал вместо себя одного из местных жителей, который говорил по-английски. «Просто подождем здесь. Миссионер скоро будет. Его неожиданно задержали», — сказал местный. Ги говорил, что было довольно холодно, и так как им пришлось ждать на улице, где не было места, чтобы присесть или укрыться, он замерз. «Мне стало прохладно, — говорил Ги, — поэтому я немного прошелся, притоптывая ногами, чтобы заставить кровь циркулировать и стараясь сохранить тепло. Я ходил туда-сюда, пока не согрелся немного. И, прохаживаясь, я начал насвистывать мелодию одной Христианской песни. Потом я заметил, что местный смотрит на меня искоса». Наконец местный житель сказал: «Я бы не стал этого делать на вашем месте. Делать что? Свистеть. А что плохого в том, чтобы свистеть? В этой стране свистеть считается вульгарным. Если бы кто-нибудь из конгрегации услышал вас, никто бы не пришел слушать вашу проповедь». Ги писал: «Я должен был придерживаться их обычаев, пока я был там. Я вскоре понял, что, путешествуя по всему миру, мне надо изучать заранее каждую страну, чтобы узнать, что я могу делать и чего делать не могу».

Если вы стремитесь быть действенным свидетелем Господа Иисуса Христа, вы неукоснительно должны придерживаться обычаев людей. Я уверен, что если бы у нас сейчас был такой обычай, чтобы жена носила покрывало, то было бы неблагоразумно его игнорировать. Если люди в основном считали бы это нескромным, то определенно было бы разумно для тех, кто стремится продолжать дело Христа, подчиниться обычаю. Нарушение неписаных законов общества сделало служение многих проповедников бесплодным.

В конце второй мировой войны один из лидеров Американского Пятидесятнического движения отправился в Германию, чтобы встретиться с лидерами местного Пятидесятнического движения. Там проводилось небольшое собрание банкетного типа, чтобы обсудить планы создания центров пробуждения. Американец говорил: «У них была традиция выпивать небольшой бокал вина перед едой. Они не были пьяницами, просто это был их обычай. Но это не было нашим обычаем, и меня сдерживала моя совесть. Что мне делать? — размышлял я. Наконец Дух Божий сказал мне: Слово говорит, есть и пить все, что поставлено перед тобой и не задавать никаких вопросов. Поэтому я попробовал немного вина. Примерно в это же время, — продолжал он, — руководительница Пятидесятнической группы из Германии наклонилась и прошептала мне на ухо: «Я слышала, что некоторые святые в Америке пьют кофе». Конечно, я и сам пил кофе, но, повернувшись к ней, я сказал: «Сестра, мне стыдно признаться, но они действительно пьют кофе» — так закончил он свой рассказ. Пока он был там, он не мог пить кофе, это нарушило бы их обычай.

Мне нравится, как об этом сказано в переводе Веймута: «А если бы кто захотел об этом спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (ст.16).

Другими словами, Павел говорит, что церковь придерживается обычаев страны.

Наши рекомендации