Сорокaдневный пост Иисуса и три искушения в пустыне
Вначале давайте рассмотрим отдаленную и непосредственную причины, обусловившие 40-дневный пост Иисуса и три искушения, которым он подвергся. На национальном пути восстановления Ханаана Моисей проявил недостаток веры, ударив по скале дважды. В результате этого скала, символизировавшая Иисуса (1 Кор. 10:4), была захвачена сатаной. Это действие свидетельствовало о возможности того, что веками позже, когда Иисус явится как Мессия и пойдет по пути Моисея, Иоанн Креститель, его предтеча, утратит веру и сатана получит право напасть на Иисуса - воплощение скалы. Действие Моисея предвестило также возможность вторжения сатаны в основание веры, созданное Иоанном Крестителем. Таким образом, второй удар Моисея означал, что в случае утраты Иоанном веры Иисус будет вынужден поститься 40 дней и подвергнется трем искушениям в пустыне, чтобы восстановить основание веры.
И действительно, Иоанн Креститель проявил недостаток веры (Мессия 2.3) и сатана захватил созданное им основание веры. Это послужило непосредственной причиной того, что Иисус был вынужден осуществить промысл отделения от сатаны с числом 40 в основе - поститься 40 дней и преодолеть три искушения. Таким путем он должен был восстановить основание веры.
В Библии написано, что по окончании 40-дневного поста сатана испытывал Иисуса три раза. Вначале он указал Иисусу на камни и стал искушать его превратить их в хлебы. Затем он поднял Иисуса на крыло храма и предложил ему броситься вниз. Наконец, сатана вознес Иисуса на высокую гору и пообещал сделать его властителем всех царств, если Иисус падет пред ним на колени и поклонится ему (Матф. 4:1-10). Какую цель преследовал сатана, подвергая Иисуса трем искушениям?
Сотворив людей, Бог дал им Три Благословения: совершенствовать свою личность, "преумножаться" и владычествовать над миром творения (Быт. 1:28). Осуществив эти Три Благословения, люди достигли бы цели творения. Но они пали, поддавшись сатане, из-за чего Три Благословения были утрачены и цель творения не была достигнута. Иисус явился на землю, чтобы восстановить Три Благословения и осуществить цель творения. Поэтому сатана искушал его три раза, пытаясь не допустить того, чтобы он исполнил это.
Как Иисус отнесся к трем искушениям и преодолел их? Вначале давайте рассмотрим, как сатане удалось занять положение, позволяющее ему навязывать искушения Иисусу. Сначала он занял господствующее положение на национальном пути восстановления Ханаана, овладев скалой и каменными скрижалями, символизировавшими Иисуса и Святой Дух. Это случилось из-за ошибки Моисея и неверия народа. На всемирном пути, когда Иоанн Креститель не справился со своей ответственностью отделить народ от сатаны и проложить путь Господу, еврейский народ повторил ошибку израильтян времен Моисея, проявив неверие и непослушание. Следовательно, как было предсказано Богом на пути Моисея, сатана занял господствующее положение и благодаря этому получил возможность искушать Иисуса. Давайте подробнее рассмотрим, в чем состояли его искушения.
После того как Иисус закончил 40-дневный пост в пустыне, к нему подступил сатана и принялся искушать его, говоря: "Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами" (Матф. 4:3). Камень находился во власти сатаны, потому что Моисей разбил каменные скрижали, полученные им на основе промысла отделения от сатаны с числом 40 в основе, и дважды ударил по скале. Еще одним условием для этого послужило неверие Иоанна Крестителя. Чтобы очистить и восстановить камень, Иисус постился в пустыне 40 дней. Сатане было хорошо известно, для какой цели Иисус отправился в пустыню, и его намерением было удержать камень в своей власти с помощью первого искушения. Подобно израильтянам в дни Моисея, Иисус в пустыне страдал от голода. Не сумев преодолеть его и предавшись неверию, израильтяне создали условие для того, чтобы сатана завладел камнем. Если бы Иисус, подобно им, утратил веру и, превратив камень в хлеб, утолил им голод, то это означало бы, что он отказался от восстановления камня и отдал сатане право владеть им вечно.
В ответ на это искушение Иисус сказал: "...Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Матф. 4:4). Человек был создан таким образом, что его жизнь зависит от двух видов питательных элементов. Человеческое тело питается элементами, получаемыми от физического мира, тогда как дух питается Словом Бога. Но поскольку падшие люди неспособны получить Божье Слово непосредственно от Бога, их духовные "я" обретают жизнь через Слово Иисуса, который явился как воплощение Божьего Слова (Иоан. 1:14). Иисус говорил: "Я есмь хлеб жизни... если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Иоан. 6:48, 53). Это означает, что человек не может обрести полноты и целостности жизни, питаясь лишь хлебом, который поддерживает жизнедеятельность тела. Его жизнь не будет полной, если он не живет Иисусом - хлебом жизни для духа.
Камень во власти сатаны, символизируя скалу и каменные скрижали, утраченные Моисеем, представлял самого Иисуса (Отк. 2:17), искушаемого сатаной. Это ясно из стиха: "...Камень же был Христос" (1 Кор. 10:4). Своим ответом Иисус хотел сказать, что, даже испытывая страшный голод, он мало заботится о хлебе для своего тела, а более всего стремится стать воплощением Божьего Слова, питающего духовные "я" всех людей. Его Сердце было полно решимости восторжествовать над сатаной. Таким было его отношение к искушению. Итак, это испытание было послано Иисусу, чтобы, преодолев искушение с положения Иоанна Крестителя, он мог подняться на положение Мессии, человека, достигшего личного совершенства. Он нанес удар сатане, потому что говорил и действовал в полном соответствии с Принципом. Эта победа над искушением означала, что Иисус выполнил условие для восстановления совершенства личности и, следовательно, заложил основание для восстановления Первого Божьего Благословения.
Затем сатана поднял Иисуса на крыло храма и сказал: "Если Ты Сын Божий, бросься вниз" (Матф. 4:6). Иисус называл себя храмом (Иоан. 2:19), и христиане в Библии именуются храмом Божьим (1 Кор. 3:16) и членами тела Христа (1 Кор. 12:27). Исходя из этого мы можем понять, что Иисус является главным храмом, а верующие уподобляются его ответвлениям. Иисус пришел как господин храма, и даже сатане пришлось признать это, поэтому он поднял его на вершину храма. Сатана хотел захватить положение господина храма, поэтому он уговаривал Иисуса опуститься до положения падшего человека, предлагая ему броситься вниз.
Иисус ответил сатане: "...Не искушай Господа Бога твоего" (Матф. 4:7). Изначально ангелы должны были служить людям, достигшим совершенства данной им Богом природы. Даже падшие ангелы должны были подчиняться Иисусу, своему господину. В соответствии с этим попытки ангела завладеть положением Иисуса как властителя храма вступали в противоречие с Принципом. Ответ Иисуса означал, что сатана своим искушением не имеет права испытывать Бога, ведь Иисус - это видимое воплощение Бога, который осуществляет провидение в абсолютном соответствии с Принципом. Более того, восторжествовав над первым искушением и восстановив совершенство своей личности как воплощения храма, Иисус утвердился на положении господина храма. Поэтому у сатаны не было оснований искушать его и с этого момента он должен был отступить. Преодолев второе искушение, Иисус, главный храм, жених и Истинный Родитель человечества, открыл путь к восстановлению всех верующих, что означало для них возможность стать ответвлениями храма, невестами и истинными детьми. Таким образом Иисус заложил основание для восстановления Второго Божьего Благословения.
Наконец, сатана поднял Иисуса на высокую гору и показал ему все царства земные и их славу, говоря: "Bсе это дам Тебе, если падши поклонишься мне" (Матф. 4:9). Из-за грехопадения Адам утратил право владычествовать над миром творения и попал во власть сатаны. Таким образом сатана стал владыкой творения вместо Адама. Иисус явился как совершенный Адам и господин мира творения, как записано: "Потому что все покорил под ноги Его" (1 Кор. 15:27). Поскольку сатана знал это из Принципа, он вознес Иисуса на вершину горы. Затем он принялся искушать его, надеясь на то, что Иисус, второй Адам, тоже подчинится ему, как сделал первый. Иисус ответил: "Отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи " (Матф. 4:10). Бог предназначил ангелам быть духами-служителями (Евр. 1:14), которые поклоняются и служат Богу, их Создателю. Своим ответом Иисус указал, что, согласно Принципу, даже падший ангел, каким являлся сатана, должен поклоняться Богу; таким же образом сатане следует чтить Иисуса и служить ему, ибо Иисус явился как тело Создателя. Кроме того, преодолев два первых искушения, Иисус уже заложил основание для восстановления Первого и Второго Благословений Бога. Теперь он мог восстановить Третье Благословение и править миром творения. Иисус сказал: "Отойди от Меня, сатана", потому что у последнего больше не имелось условий для того, чтобы оспаривать у Иисуса право владычествовать над миром творения, поскольку Иисус уже стоял на твердом основании своей победы. Преодолев третье искушение, он выполнил условие для восстановления владычества над миром творения и тем самым заложил основание для восстановления Третьего Благословения Бога.