Провидение восстановления с Иисусом в центре
Согласно изначальному замыслу, Адаму надлежало управлять ангелами (1 Кор. 6:3), однако из-за его грехопадения люди оказались во власти сатаны и образовали адский мир. Чтобы восстановить это искуплением, Иисус, как второй Адам, должен был одержать победу над сатаной, усмирив его, и построить Царство Небесное. Тем не менее сатана, не подчинившийся даже Богу, не покорился бы и Иисусу, и тем более - простым верующим. Поэтому, взяв на Себя ответственность за сотворение людей, Бог воспитал Иакова и Моисея и показал на их примере путь-образец подчинения сатаны, который следовало пройти Иисусу (Моисей и Иисус 1).
Иаков прошел символический путь подчинения сатаны, Моисей - образный путь, а Иисус - субстанциальный. На своем пути всемирного восстановления Ханаана Иисус следовал пути-образцу подчинения сатаны, явленному на примере национального пути восстановления Ханаана с Моисеем в центре. Итак, Иисусу предстояло последовать примеру Моисея, чтобы добиться подчинения сатаны на всемирном уровне.
Бог сказал Моисею: "Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю ему" (Втор. 18:18). Говоря "Пророка... как ты", Бог имел в виду Иисуса, которому предстояло пройти путь, аналогичный пути Моисея. Когда Иисус сказал: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего" (Иоан. 5:19), он подразумевал, что Бог явил через Моисея путь-образец и что сам он идет по его стопам.
Давайте рассмотрим провидение восстановления с Иисусом в центре и сравним три национальных пути восстановления Ханаана с Моисеем в центре и три всемирных пути восстановления Ханаана с Иисусом в центре.
Первый всемирный путь восстановления Ханаана
Основание веры
На первом всемирном пути восстановления Ханаана центральной личностью, которой была доверена миссия восстановления основания веры, являлся Иоанн Креститель. Какое положение следовало занять Иоанну, чтобы исполнить свою миссию? На национальном пути восстановления Ханаана с Моисеем в центре Моисей разбил каменные скрижали и дважды ударил по скале. Тем самым были созданы условия, позволяющие сатане поразить тело Иисуса - воплощение скрижалей и скалы - в случае, если еврейский народ времен Иисуса не уверует в него.
Чтобы Иисус освободился от этого условия, избранные люди, наделенные миссией создать основание для его пришествия, должны были объединиться вокруг храма - образа грядущего Мессии. Однако многие годы израильтяне неизменно впадали в неверие и преумножали условия, позволяющие сатане напасть на Иисуса. Чтобы уничтожить эти условия, Бог послал пророка Илию. Он боролся за отделение от сатаны и победил 850 пророков Ваала и Ашеры (3 Цар. 18:19), после чего взошел на небеса (4 Цар. 2:11). Тем не менее ему не удалось исполнить свою миссию до конца и он должен был вернуться на землю (Мал. 4:5). Иоанн Креститель был тем пророком, который пришел в качестве Илии (Матф. 11:14; 17:13), чтобы завершить неоконченную миссию отделения от сатаны и проложить прямой путь Господу (Иоан. 1:23).
Израильтянам пришлось терпеть лишения в Египте 400 лет, и все это время у них не было пророка, способного указать им путь. Наконец Бог послал им Моисея, который смог повести их за собой в Ханаан как народ, готовящийся к принятию Мессии. Таким же образом еврейский народ, не имея пророка, который мог бы указать ему путь, на протяжении 400 лет периода приготовления к пришествию Мессии, начавшегося во времена пророка Малахии, выносил на своих плечах огромные мучения под игом языческих народов Персии, Греции, Египта, Сирии и Рима. Наконец Бог послал людям Иоанна Крестителя - человека, способного привести их к Мессии, который должен был прийти, чтобы восстановить Ханаан на мировом уровне.
Итак, и Моисей, и Иоанн Креститель были призваны Богом на основании 400-летнего периода отделения от сатаны. Живя во дворце фараона, Моисей научился любить свой народ и чтить традиции отцов. Подобно Моисею, Иоанн Креститель учился вере и послушанию Богу и преодолел период приготовления к принятию Мессии, питаясь акридами и диким медом в пустыне. Его жизнь была настолько образцовой, что многие люди, включая священников и левитов, думали, что он, возможно, и есть Мессия (Иоан. 1:19; Лук. 3:15). Иоанн Креститель успешно осуществил промысл отделения от сатаны с числом 40 в основе и смог заложить основание веры для первого всемирного пути восстановления Ханаана.
Субстанциальное основание
Поскольку положение Иоанна Крестителя было таким же, как и у Моисея, оно также было двойным, включая положение родителя и положение сына. Находясь на положении родителя, Иоанн Креститель восстановил искуплением основание веры для первого всемирного пути восстановления Ханаана. Занимая положение сына, он утвердился на положении Авеля для выполнения искупительного условия избавления от падшей природы на мировом уровне (Моисей и Иисус 2.1.2). Восстановленное Иоанном Крестителем на мировом уровне основание веры соотносилось с тем основанием, которое заложил Моисей для первого национального пути восстановления Ханаана на основе 40-летнего периода искупления во дворце фараона.
Во времена Моисея Бог хотел, чтобы в промысле для начала пути израильтяне доверились Моисею, увидев, что он убил египтянина. Затем израильтянам следовало покинуть Египет, мир сатаны, и войти в Ханаанскую землю. Однако во времена Иоанна Крестителя иудеи не должны были уходить из Римской империи в поисках иной земли. Им надлежало остаться в ней, завоевать сердца ее жителей и восстановить ее в качестве страны Бога. Бог осуществлял промысл для начала пути, чтобы еврейский народ поверил Иоанну благодаря чудесам, сопровождавшим его жизнь.
Ангел явил удивительное пророчество о зачатии и будущем Иоанна. Когда отец Иоанна Захария не поверил ему, он был лишен дара речи. Только после того, как он сделал обрезание своему сыну и дал ему имя, он снова заговорил. Благодаря этому чуду, а также другим знамениям, израильтяне убедились в том, что Иоанн - это пророк, которого послал Бог: "И был страх на всех, живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним" (Лук. 1:65, 66).
Более того, молитвенный и аскетический образ жизни Иоанна, который жил в пустыне, питаясь акридами и диким медом, был исключительным примером для израильтян. Он пользовался всеобщим доверием, так что простые люди и даже священники думали, что Иоанн - Мессия (Иоан. 1:19; Лук. 3:15).
Когда Моисей окончил 40-летний период искупления во дворце фараона и убил египтянина, израильский народ должен был вдохновиться любовью, которую Моисей проявил к нему, и с верой последовать за ним. Они бы направились в Ханаан по прямой дороге через землю Филистимскую и им бы не понадобилось пересекать Чермное море или скитаться в пустыне. Тогда не возникло бы также необходимости в каменных скрижалях, ковчеге завета или скинии. Еврейскому народу времен Иисуса, как в свое время израильтянам, полагалось верить в Иоанна Крестителя, которого Бог возвысил чудесами и знамениями, и следовать за ним. Тогда бы еврейский народ выполнил искупительное условие избавления от падшей природы и заложил субстанциальное основание, успешно завершив основание для Мессии.