Субстанциальное основание с Моисеем в центре
Ранее мы говорили о том, что скрижали, скиния и ковчег завета были необходимы только потому, что израильтяне утратили свою веру в пустыне. Во время второго пути национального восстановления Ханаана, вскоре после пересечения ими Чермного моря, они забыли о трех знамениях, подаренных Богом в начале промысла. Чтобы восстановить это искуплением, Бог испытывал народ в течение 40 дней, пока Моисей был в горах. Затем Он дал людям три милости: каменные скрижали, ковчег завета и скинию. Более того, Бог послал десять казней, восстанавливая десятикратный обман Иакова Лаваном в Харране (Быт. 31:7). Когда израильтяне утратили веру даже после всего, чему были свидетелями, Бог, пытаясь восстановить искуплением десять казней, дал им десять заповедей. Если бы израильтяне обновили свою веру, благоговея перед тремя Божьими милостями и следуя десяти заповедям, они бы возвратились к положению, которое занимали, когда покинули Египет, благодаря могуществу трех знамений и десяти казней.
В соответствии с этим, на третьем пути израильтяне должны были преодолеть 40-летний период искупления, следуя за Моисеем с верой и послушанием на всем пути через пустыню. Возвратившись в Кадес-Варни, они должны были встать вместе с Моисеем на основание для скинии и служить скрижалям, скинии и ковчегу. Справившись с этим, они заняли бы положение, на котором стояли по завершении промысла для начала второго пути, когда Бог поразил египтян тремя знамениями и десятью казнями. Скрижали являлись малым воплощением ковчега; ковчег представлял собой малое воплощение скинии; следовательно, скрижали - это малое воплощение скинии. Поэтому ковчег и скиния могли быть представлены скрижалями, или их "корнем" - скалой. Итак, третий национальный путь восстановления Ханаана должен был начаться в Кадес-Варни на основании завершения промысла для начала пути со скалой в центре. Если бы израильтяне с этого времени чтили скинию и шли за Моисеем в Ханаан с верой и преданностью, они бы выполнили искупительное условие избавления от падшей природы, которое требовалось создать для субстанциального основания на третьем национальном пути.
Каким образом Бог намеревался осуществить промысл для начала пути, основанный на скале? Скитаясь в пустыне 40 лет, израильтяне снова начали жаловаться и терять веру. Чтобы спасти народ, Бог научил Моисея ударить по скале жезлом с тем, чтобы из нее пошла вода и напоила людей (Чис. 20:4, 5, 8). Моисей мог ударить по скале только один раз. Израильтяне, проникнувшись благоговением, должны были объединиться с ним, встав таким образом на основание для скинии, чем они осуществили бы промысл для начала пути, основанный на скале.
Однако, услышав в народе ропот недовольства из-за отсутствия воды, Моисей не смог сдержать гнев и ударил по скале дважды. Тогда Бог сказал ему: "За то, что вы не поверили Mне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего на землю, которую Я даю ему" (Чис. 20:12).
Ударив по скале дважды вместо одного раза, Моисей свел к нулю промысл для начала пути, основанный на скале. Поэтому он не был допущен до обещанной земли и смог лишь увидеть ее издали в конце своей жизни (Чис. 27:12-14).
Давайте рассмотрим, почему Моисей должен был ударить по скале только один раз и почему двукратный удар был преступлением. Скала (камень) символизировала Иисуса Христа (1 Кор. 10:4; Отк. 2:17). Поскольку Иисус пришел как дерево жизни (Отк. 22:14; Грехопадение), скала также может считаться деревом жизни. В то же время дерево жизни, росшее в Эдемском саду, - это символ совершенного Адама. Следовательно, скала также символизировала Адама, достигшего совершенства.
В Эдемском саду Адаму надлежало расти, чтобы достичь идеала, представленного скалой. Но когда сатана поразил его и заставил пасть, Адам не смог стать деревом жизни (Быт. 3:24), или скалой, способной дать потомкам воду вечной жизни. Следовательно, безводная скала перед первым ударом Моисея символизировала падшего Адама. Чтобы искупить поступок сатаны, который поразил Адама и помешал ему стать скалой, дающей живую воду, Бог велел Моисею ударить по скале один раз. То, что в результате удара из скалы пошла вода, означало, что Моисей выполнил искупительное условие для восстановления Адама как дающей воду скалы. Поэтому скала после первого удара символизировала Иисуса, который должен был прийти и напоить падшее человечество живой водой. В этой связи Иисус сказал: "А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Иоан. 4:14).
Итак, Бог предполагал, что Моисей ударит по скале один раз и это послужит условием искупления для того, чтобы восстановить падшего Адама и преобразовать его во второго, совершенного Адама - Иисуса. Однако, когда Моисей ударил по скале второй раз, уже после того, как она дала воду, его действие символизировало возможность того, что Иисусу будет нанесен удар. Другими словами, когда Моисей, разгневанный неверием израильтян, ударил по скале вторично, он создал условие для того, чтобы в случае неверия израильского народа после пришествия Иисуса - воплощения скалы - сатана мог встать на его пути. Поэтому действие Моисея было греховным.
Когда Моисей разбил каменные скрижали, его поступок мог быть восстановлен. Однако ошибка Моисея при вторичном ударе по скале не могла быть восстановлена. В чем причина? В провидении восстановления каменные скрижали и скала соотносились друг с другом как внешний и внутренний аспекты. Каменные скрижали с начертанными на них десятью заповедями составляли основу Моисеева закона и сердце Ветхого завета. Следуя закону, запечатленному на скрижалях, израильтяне могли получить спасение, - в той мере, в какой позволяла эпоха Ветхого завета. В этом смысле каменные скрижали были внешним символом грядущего Иисуса.
Скала, с другой стороны, являлась не только символом Христа (1 Кор. 10:4); будучи "корнем" каменных скрижалей, она также представляла Бога, "корень" Христа. Каменные скрижали предстaвляли внешний аспект, а скала - внутренний. Скрижали можно уподобить телу, а скалу - душе. Если скрижали соотносятся со святым, то скала - со святым святых. Если скрижали подобны земле, то скала - небесам. Иными словами, скала, как внутренний символ Христа, заключала в себе бо'льшую ценность, чем каменные скрижали.
Будучи внешним символом Иисуса, каменные скрижали символизировали также Аарона, который являлся внешним символом Христа по отношению к Моисею, представлявшему Бога (Исх. 4:16; 7:1). Когда израильтяне заставили Аарона сделать золотого тельца (Исх. 32:4), сам Аарон утратил веру, из-за чего скрижали были разбиты. Однако благодаря тому, что Аарон испил воды из скалы в Рефидиме (Исх. 17:6), он мог быть возрожден после того, как покаялся. Следовательно, каменные скрижали, символизирующие Аарона, могли быть также восстановлены на основе внутреннего основания воды из скалы. Но поскольку скала - "корень" каменных скрижалей - символизировала не только Иисуса, но и Бога - "корень" Христа, удар по скале не мог быть восстановлен.
Какими были последствия вторичного удара по скале? Моисей ударил по скале второй раз, не будучи в силах сдержать свой гнев на израильтян, впавших в неверие (Пс. 105:32, 33). Он действовал под влиянием сатаны и даже выступал от его имени. Вследствие этого промысл для начала пути, который Бог намеревался осуществить на основе скалы, был захвачен сатаной.
С внешней точки зрения второй удар Моисея был сатанинским действием. Однако в том, что он дал людям воды из скалы и спас их жизни, заключался глубокий внутренний смысл. В соответствии с этим "внешние" израильтяне - взрослое поколение тех, кто вышел из Египта, не смогли войти в Ханаан, как было обещано, за исключением Иисуса Навина и Халева. Моисей тоже умер в возрасте 120 лет, не исполнив своей долгожданной мечты - ступить на обетованную землю (Втор. 34:4, 5). С другой стороны, "внутренние" израильтяне - те, кто были детьми во время Исхода из Египта или родились в пустыне, где была испита вода из скалы и превознесена скиния, вошли в Ханаан, ведомые Иисусом Навином (Чис. 32:11, 12), который занял место Моисея (Чис. 27:18-20).
Поскольку из-за двукратного удара Моисея по скале в нее вторгся сатана, следовало ожидать, что из скалы не прольется вода. Как можно объяснить обратное? На втором национальном пути восстановления Ханаана Моисей уже добывал воду из скалы в Рефидиме (Исх. 17:6) и этим заложил основание для того, чтобы и на этот раз скала дала воду. Поэтому, несмотря на неверие людей, каменные скрижали, скиния и ковчег завета, возведенные на этом основании, были перенесены на третий национальный путь благодаря непоколебимой преданности Моисея. Он неизменно хранил основание веры для скинии, заложенное в течение 40 дней поста. Хотя вера Моисея и пошатнулась под наплывом гнева, его Сердце по отношению к Богу осталось неизменным. Кроме того, Иисус Навин заложил основание для скинии благодаря абсолютной вере, хранимой им в течение 40 дней разведки, и с тех пор продолжал служить скрижалям, скинии и ковчегу. Таким образом, основание, которое было заложено в Рефидиме и позволяло добыть воду из скалы, не было утрачено. Теперь в его центре стоял Иисус Навин. В целом, хотя второй промысл, основанный на скале, был внешне захвачен сатаной из-за действия Моисея, которое являлось внешним проявлением неверия, изнутри он остался неповрежденным. Скала дала людям воду благодаря тому, что внутренне Моисей и Иисус Навин сохранили неизменную веру.
Нанося второй удар по скале, Моисей действовал с положения сатаны. Поэтому сатана овладел камнем. Это говорит о том, что, если во времена всемирного восстановления Ханаана люди не поверят в Иисуса, воплощение камня, он должен будет идти в пустыню и восстанавливать камень. В этом состояла скрытая причина первого искушения Иисуса, когда сатана предлагал ему превратить камень в хлеб.
Из-за неверия израильтян Моисей разгневался и ударил по скале дважды, что позволило сатане захватить его тело и привело к тому, что он умер, не ступив на обетованную землю. Однако, добыв воду из скалы благодаря своей неукротимой вере, он смог войти в Ханаан духовно. Это свидетельствовало о событиях, которые могут произойти во времена Иисуса, воплощения скалы. Если еврейский народ не поверит ему, то его тело тоже будет захвачено сатаной; в этом случае не будет исключена даже возможность его смерти на кресте. Приняв ее, он не завершит всемирного восстановления Ханаана. Тем не менее Иисус все же сможет осуществить духовную часть восстановления через свое воскресение.
Вскоре после этого эпизода израильтяне опять стали жаловаться в пути, и Бог послал им ядовитых змеев, которые "жалили народ, и умерло множество..." (Чис. 21:6). Когда же они покаялись, Бог велел Моисею соорудить медного змея и выставить его на знамя, чтобы каждый, кто посмотрит на него, мог остаться в живых (Чис. 21:8, 9). Ядовитые змеи символизировали сатану, "древнего змия", ставшего причиной грехопадения Евы (Отк. 12:9); медный змей, поднятый на знамя, символизировал Иисуса, который должен был прийти как небесный змей (Иоан. 3:14). Эти события предвестили времена Иисуса. Хотя Бог допустил, чтобы израильтяне, впавшие в неверие, стали жертвами сатанинского змия, Он спас их жизни, дaв медного змея, когда они покаялись и вновь обрели веру. Подобно этому, если люди во времена Иисуса утратят веру, то Бог будет вынужден сделать их уязвимыми перед лицом сатаны, а Иисусу придется умереть на кресте как небесному змею, спасающему человечество. Тогда каждый, кто раскается в неверии и уверует в избавление от грехов через крест, будет спасен. Фактически эпизод с ядовитыми змеями указывал на то, что Иисус пойдет крестным путем, чтобы открыть промысл духовного спасения. Поэтому он говорил: "И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесено быть Сыну Человеческому" (Иоан. 3:14).
Когда израильтяне утратили веру и Моисей ударил по скале дважды, Бог объявил, что не позволит ему войти в Ханаанскую землю (Чис. 20:12). Хотя Моисей отчаянно молился Ему, умоляя пустить его в Ханаан (Втор. 3:25), Бог отказал ему в этом, и он умер за пределами обетованной земли. После смерти его тело было захоронено в долине земли Моавийской, однако никто не знает в точности, где находится его могила (Bтор. 34:6). Этот эпизод предвестил события времен Иисуса: если люди отвергнут его, он будет распят. Тогда, несмотря на отчаянные молитвы Иисуса о том, чтобы Бог позволил ему избежать этой участи и осуществить всемирное восстановление Ханаана, - как и произошло в действительности в Гефсиманском саду, когда он молился: "...Дa минует Mеня чашa сия" (Maтф. 26:39), - ему придется умереть, не достигнув своей цели. Более того, после смерти Иисуса никто не узнает о местонахождении его тела.