Провидение восстановления и скиния
Давайте проанализируем, почему израильтяне получили каменные скрижали, скинию и ковчег завета. Когда в начале третьего месяца они прибыли в Синайскую пустыню (Исх. 19:1), восторжествовав над амаликитянами, Моисей взял с собой 70 старейшин и поднялся на Синайскую гору, чтобы встретить Бога (Исх. 24:9, 10). На вершину горы Бог позвал одного Моисея, там Он велел ему поститься 40 дней для того, чтобы дать 10 заповедей, начертанных на каменных скрижалях (Исх. 24:18). В течение поста Моисей получил Божий наказ о ковчеге завета и скинии (Исх. 25:31). После 40-дневного поста Моисей получил две каменные скрижали, на которых рукой Бога были начертаны 10 заповедей (Исх. 31:18).
Когда Моисей с каменными скрижалями спустился с горы к своему народу, он увидел, что люди поклоняются золотому тельцу. В его отсутствие израильтяне заставили Аарона сделать им тельца. Когда телец был готов, они провозгласили его своим богом, который вывел их из Египта (Исх. 32:4). Увидев происходящее, Моисей так разгневался, что "бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою" (Исх. 32:19). Бог вновь явился Моисею и велел ему вырезать две новые каменные скрижали, идентичные предыдущим, и пообещал вновь записать на них десять заповедей (Исх. 34:1). Моисей снова предстал перед Богом на горе и постился еще 40 дней, после чего Бог дал ему десять заповедей и Моисей записал их на скрижалях (Исх. 34:27, 28). На этот раз, когда Моисей явился к израильтянам со скрижалями, они отнеслись к нему с почтением. Послушные его указаниям, они построили ковчег завета и скинию (Исх. 35-40).
Предназначение каменных скрижалей, скинии
И ковчега завета
Что означали скрижали? Обретение Моисеем каменных скрижалей с Божьим Словом означало, что провиденциальная эпоха создания основания для восстановления, когда отношения падших людей с Богом устанавливались только через жертвы, миновала; каменные скрижали знаменовали собой начало провиденциальной эпохи восстановления, когда люди могли соотноситься с Богом через явленное Слово. Как объяснялось ранее, если бы Адам и Ева, созданные с помощью Слова, достигли совершенства, они стали бы его воплощением. Вместо этого они пали и утратили его (введение ко второй части). Моисей получил каменные скрижали с записанным на них Божьим Словом в конце 40-дневного периода отделения от сатаны. Это означало, что Адам и Ева, как воплощения Слова, были символически восстановлены. Две скрижали представляли, соответственно, восстановленных Адама и Еву, а также Иисуса и Святой Дух, которые должны были прийти в качестве воплощения Слова. В Библии белый камень - это символ Иисуса (Отк. 2:17), и также записано, что "камень же был Христос" (1 Кор. 10:4). Символизируя Иисуса и Святой Дух, каменные скрижали являлись в то же время символом небес и земли.
Что означала скиния? Иисус сравнивал свое тело с Иерусалимским храмом (Иоан. 2:19-21), а верующих в Иисуса называют храмом Божьим (1 Кор. 3:16). Следовательно, храм представлял образ Иисуса. Если бы израильтяне во главе с Моисеем успешно завершили первый путь восстановления Ханаана, то вскоре по прибытии в Ханаан они бы построили храм и приготовились к принятию Мессии. Однако из-за их неверия первый путь был прерван в самом начале. На втором пути Бог повел их окольным путем через Чермное море и пустыню; Он не велел им сооружать храм, а приказал вместо него сделать себе скинию, которую можно было бы переносить с места на место. Как и храм, скиния представляла Иисуса, но только символически. Повелевая Моисею построить скинию, Бог сказал: "И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их" (Исх. 25:8).
Скиния была разделена на две части: святое и святое святых. В святое святых мог входить только первосвященник один раз в год, когда приносились жертвы. Там находился ковчег завета. Это было место, где появлялся Господь. Святое святых символизировало духовное "я" Иисуса. В святом каждый день отправлялось богослужение. Оно символизировало физическое "я" Иисуса. Кроме того, святое святых символизировало невидимый субстанциальный мир, а святое - видимый субстанциальный мир. Когда Иисус был распят, завеса между святым и святым святых "раздралась" на две части (Матф. 27:51). Это означало, что благодаря распятию Иисуса была создана основа для духовного спасения и открылся путь к объединению духа и плоти, или неба и земли.
Что такое ковчег завета? Расположенный в святом святых, он представлял собой свидетельство Божьего завета. В нем находились две каменные скрижали, символизирующие Иисуса и Святой Дух, или небо и землю. В ковчеге находилась также манна, основная пища израильтян в пустыне, символизирующая тело Иисуса. Она помещалась в золотом сосуде, символе Божьей славы. В ковчеге завета хранился также жезл Аарона, который, покрывшись почками и дав побеги, стал свидетельством Божьего могущества (Евр. 9:4). Таким образом, ковчег символизировал Вселенную и одновременно представлял собой скинию в миниатюре.
Ковчег завета накрывался крышкой из чистого золота. Бог сказал, что на обоих концах ее должны быть поставлены херувимы из золота чеканной работы, осеняющие ее своими крылами. Он пообещал, что будет являться над золотой крышкой, "посреди двух херувимов", и давать наставление израильтянам (Исх. 25:17-22). Это свидетельствовало о том, что, когда Иисус и Святой Дух, олицетворенные каменными скрижалями, явятся и очистят человечество от грехов, Бог появится над золотой крышкой. Тот херувим с огненным мечом, который преграждал Адаму путь к дереву жизни в Эдемском саду (Быт. 3:24), раздвоившись, откроет путь к дереву жизни. Тогда каждый сможет предстать перед Иисусом, деревом жизни, и воспринять Божье Слово во всей его полноте.
Какую цель преследовал Бог, давая каменные скрижали, скинию и ковчег завета? Когда израильтяне закончили 400-летний период искупления - результaт неудачного символического приношения Авраама, Бог поразил египтян тремя чудесами и десятью казнями и затопил колесницы египетских солдат, преследовавших израильтян, когда те переходили Чермное море. Израильтяне не могли возвратиться в Египет не только потому, что такова была Божья воля, но и потому, что египтяне стали их злейшими врагами. У них не было иного выхода, как только дойти до Ханаана; Бог побеспокоился о том, чтобы возвращение в Египет не состоялось. Тем не менее в пути израильтяне неоднократно теряли веру. В конце концов назрела опасность того, что даже Моисей начнет действовать без веры. Тогда Бог дал объект веры, являющийся неизменной точкой отсчета для изменчивых людей. Если хотя бы один человек продолжал чтить этот объект с абсолютной верой, Бог мог бы продолжать путь к исполнению Своей воли через этого человека. Такой человек, подобно участнику эстафеты, которому передается палочка, становился наследником миссии, смысл которой в том, чтобы служить объекту веры. Таким объектом веры являлась скиния с ковчегом завета и каменными скрижалями. Поскольку скиния символизировала Мессию, ее появление означало, что символически Мессия уже пришел.
Израильтянам надлежало служить скинии, как если бы это был Мессия, и возвратиться во главе с Моисеем в благословенную землю Ханаана. Таким образом было бы создано субстанциальное основание на национальном уровне. Если бы Моисей продолжал поклоняться скинии, то даже в случае утраты израильтянами веры в пути у них осталась бы возможность искупить неверие и восстановиться на основании несокрушимой веры Моисея. Более того, даже в случае утраты веры самим Моисеем, если бы нашелся хоть один израильтянин, который превозносил бы скинию вместо него, Бог мог бы действовать через этого человека и восстановить весь народ.
Если бы израильтяне доверились Моисею на первом национальном пути восстановления Ханаана, то семья Моисея выступила бы в роли скинии, а сам Моисей играл бы роль, отведенную каменным скрижалям и ковчегу завета. Семья Моисея стала бы носителем Небесного закона. Тогда израильтяне, не нуждаясь в скрижалях, ковчеге или скинии, построили бы храм в Ханаане. Все эти объекты служили средством спасения лишь после того, как народ утратил веру. Скиния являлась символом Иисуса и Святого Духа и была необходима лишь до времени сооружения храма. Храм, как образ Иисуса и Святого Духа, был необходим до времени пришествия Мессии - живого воплощения храма.
Основание для скинии
Прежде чем принять Мессию, необходимо заложить основание для его пришествия. Подобным образом, прежде чем строить и чтить скинию - символ Мессии, израильтянам следовало заложить основание для скинии, что подразумевало создание основания веры и субстанциального основания для скинии. Давайте посмотрим, каким образом израильтяне, ведомые Моисеем, должны были закладывать эти основания.
Моисею надлежало следовать Божьим указаниям и построить основание веры для скинии в течение 40 дней поста и молитвы - периода отделения от сатаны. Встав на это основание, израильтяне должны были слушаться Моисея и поддерживать его на пути воплощения им идеала скинии. Тогда им удалось бы выполнить искупительное условие избавления от падшей природы и заложить субстанциальное основание для скинии. В понятие скинии входят каменные скрижали и ковчег завета.
Первое основание для скинии
Первые люди были создaны нa шестой день сотворения. Предполагалось, что они станут воплощением Слова (Иоан. 1:3). Чтобы дать Слово воссоздания падшим людям, Бог вначале должен отделить от сатаны число шесть, которое представляет период сотворения, захваченный сатаной. Поэтому Бог освятил гору Синай, покрыв ее облаками славы на шесть дней, а на седьмой день появился и воззвал к Моисею из среды облаков (Исх. 24:16). Бог велел ему пройти 40-дневный период отделения от сатаны и создать основание веры для скинии, символа Мессии. С этого момента начался 40-дневный пост Моисея (Исх. 24:18). Бог видел в этом необходимость, потому что израильтяне после пересечения Чермного моря утратили веру.
Как отмечалось ранее, искупительное условие избавления от падшей природы на национальном пути восстановления Ханаана не могло быть успешно выполнено, если бы израильтяне верили Моисею и следовали за ним лишь в течение короткого промежутка времени. Исполнение этого условия искупления требовало от людей веры и послушания вплоть до времени вступления в Ханаан, построения храма и принятия Мессии. Подобным образом, для выполнения искупительного условия избавления от падшей природы и создания субстанциального основания для скинии израильтянам надлежало слушаться Моисея с того момента, как он начал 40-дневный период отделения от сатаны, и до завершения строительства скинии. Однако, в то время как Моисей постился и молился в горах, весь народ впал в неверие, поклоняясь золотому тельцу (Исх. 32:4). В результате этого субстанциальное основание для скинии не было заложено.
Люди по своей вине утратили основание для того, чтобы получить Божье Слово; поэтому для восстановления этого основания и обретения Слова израильтяне должны были справиться со своей ответственностью. B этом зaключaется причинa, по которой Бог никогда не вмешивается в действия человека, направленные на восстановление Слова. Так Бог, ведущий израильтян с помощью чудес и знамений, не вмешался, когда они начали грешить.
При виде людей, танцующих вокруг идола и поклоняющихся ему, Моисей разгневался, бросил скрижали оземь и разбил их (Исх. 32:19). Сатана воспользовался этим и захватил основание веры для скинии, созданное в течение 40-дневного периода отделения от сатаны. Как уже говорилось ранее, две каменные скрижали символизировали Иисуса и Святой Дух, которым предназначалось прийти в качестве восстановленных, вторых Адама и Евы. Рaзбитые Mоисеем скрижaли предвещали, что если еврейский народ не поверит в Иисуса, то он умрет на кресте, оставив незавершенной миссию, которую Бог изначально дал ему и Святому Духу. Неверие израильтян во время 40-дневного условия Моисея на горе Синай подорвало Божий промысл создания основания для скинии. Оно свело к нулю неимоверные усилия Бога отделить людей от сатаны и воспитать в них послушание Моисею. Из-за неоднократно проявившегося неверия израильтян Божий промысл создания основания для скинии был продлен до второй, а затем и до третей попытки.
Второе основание для скинии
Израильтяне проявили неверие в промысле получения каменных скрижалей и в промысле построения скинии, однако они стояли на основании того, что испили воды из скалы в Рефидиме (Исх. 17:6), символизирующей "корень" скрижалей. Поэтому им был дан еще один шанс. Бог явился Моисею после того, как он разбил скрижали, и пообещал ему дать Свое Слово еще раз. На этот раз Бог потребовал, чтобы Моисей сам высек из камня скрижали, на которых Он собирался написать прежние слова (Исх. 34:1). Кроме того, перед тем как восстановить каменные скрижали или построить скинию, где им надлежало храниться, Моисей должен был восстановить основание веры для скинии. Итак, ему было необходимо пройти еще один период отделения от сатаны с числом 40 в основе. Поэтому он постился еще 40 дней и только после этого получил скрижали со словами 10 заповедей во второй раз (Исх. 34:28) и утвердил скинию как объект веры. На этот раз израильтяне ожидали возвращения Моисея, сохраняя веру.
Завершив 40-дневный пост, Моисей успешно восстановил разбитые скрижали. Это означало, что, даже приняв смерть на кресте, Иисус сможет вернуться и положить новое начало провидению спасения, если верующие люди, выполняя условия искупления, осуществят промысл отделения от сатаны на основе числа 40.
Оставаясь верными Моисею во время его поста на горе, а также следуя в дальнейшем его указаниям о том, как построить скинию, израильтяне выполнили искупительное условие избавления от падшей природы. Так они создали субстанциальное основание для скинии и тем самым заложили основание для скинии. Скиния была построена в первый день первого месяца второго года (Исх. 40:17). Однако, как отмечалось ранее, для создания субстанциального основания на втором пути восстановления Ханаана требовались гораздо большие условия, чем построение скинии. В действительности, прежде чем войти в Ханаан и построить храм, израильтяне должны были чтить скинию и ценить ее больше, чем свои жизни. Они должны были сохранять такую веру до тех пор, пока не придет Мессия.
В двадцатый день второго месяца второго года израильтяне вышли из Синайской пустыни и со скинией в центре последовали за облачным столпом (Чис. 10:11, 12). Однако вскоре, обремененные трудностями, они начали роптать на Моисея. Даже после того, как разгневанный Бог сжег край их стана, они не раскаялись. Они продолжали жаловаться, что им нечего есть, кроме манны, мечтали о мясе, рыбе, фруктах и овощах, тосковали по жизни в Египте и негодовали на Моисея (Чис. 11:1-6). Итак, израильтяне не смогли сохранить второе основание для скинии, и в него вторгся сатана. Промысл восстановления этого основания потребовал третьей попытки.
Третье основание для скинии
Хотя сатана захватил второе основание для скинии из-за неверия народа, вера Моисея и его преданность скинии остались неизменными. Следовательно, скиния нерушимо стояла на основании веры, заложенном Моисеем. Израильтяне же опирались на основание, которое было создано, когда они испили воды из скалы в Рефидиме (Исх. 17:6). Мы помним, что скала - это "корень" каменных скрижалей, центра скинии. Благодаря этим двум основаниям израильтяне имели возможность предпринять третью попытку завершить промысл отделения от сатаны с числом 40 в основе. Покорно следуя за Моисеем, неизменно чтившим скинию, они должны были любой ценой восстановить искуплением основание для скинии с третьей попытки. Условием достижения этого стали 40 дней разведки в Ханаанской земле.
По воле Бога Моисей выбрал по одному представителю от каждого из 12 колен и послал их на разведку в Ханаан на 40 дней (Чис. 13:3, 26). Возвратившись, все разведчики, за исключением Иисуса Навина и Халева, представили безнадежные отчеты: "...Народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие... земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поядающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди нее, люди великорослые... и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их" (Чис. 13:29, 33, 34). Разведчики сделали вывод, что взять приступом крепости городов Ханаана или победить его народ невозможно. Услышав этот отчет, израильтяне вновь начали сетовать на Моисея, предлагая выбрать себе другого предводителя и возвратиться в Египет.
Несмотря на это, Иисус Навин и Халев призвали народ бесстрашно атаковать жителей Ханаана, следуя Божьему наказу: "Только против Господа не восставайте, и не бойтесь народа земли сей, ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало; а с нами Господь, не бойтесь их" (Чис. 14:9). Израильтяне не откликнулись на эти увещевания и даже попытались забить камнями Иисуса Навина и Халева (Чис. 14:10). Тогда слава Господня явилась в скинии собрания, и Бог сказал Моисею: "Доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал я среди него?" (Чис. 14:11).
И затем: "Детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели; а ваши трупы падут в пустыне сей. А сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне. По числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленными Мною" (Чис. 14:31-34).
В результате неверия израильтян третье основание для скинии не было создано, а 21 месяц пути в пустыне был продлен до 40 лет.