Иудеи требовали, чтобы язычники соблюдали законы Моисея

Большинство иудеев, которые приняли Иисуса как Мессию, настаивали, чтобы обращенные из язычников соблюдали раввинские законы. Евреи настаивали на том, что новообращенные язычни­ки должны соблюдать закон Моисея, если они хотят быть частью христианской общины.

Павел и Варнава сообщили новой христианс­кой общине в Антиохии о том, «как Бог отверз дверь веры язычникам». Эта новость дошла до веру­ющих Иудеев, и «некоторые пришедшие из Иудеи учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Даяния 15:1) от этого произошло... «разногласие и немалое состя­зание» о™*2). Они не отступали до тех пор, пока Павел и Варнава не дошли до Иерусалима, чтобы защитить свое служение и «рассказать об обраще­нии язычников» (стих 3).

Долгий спор

«Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшиеи говорили, что должно обре­зывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев» (Деяния 15:5), и произошло «долгое рассуждение» (стих 7).

Павел и Варнава утверждали, что «Сердцевед Бог дал им (язычникам) свидетельство, даровав Духа Святого, как и нам, и не положил никакого раз­личиямежду нами и ими, верою очистив сердца их» (Деяния 15:8,9) чтобы подтвердить свою точку зрения, они рассказывали о том, «какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников» (стих и) и утверждали, что «благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они» (стих 11).

Павел упрекает Петра

Петр и Павел придерживались различных мнений по данному вопросу. Петр держал в тайне свои взаимоотношения с обращенными из языч­ников, в то время как Павел открыто признавал их. Павел публично упрекнул Петра, сказав: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противос­тал ему, потому что он подвергался нареканию» (Галатам2:11).

Павел рассказал о том, как Петр и некоторые верующие евреи посещали язычников и ели с ними. Но когда из центральной церкви в Иеруса­лиме пришли люди с целью проверить то служе­ние, которое Павел, Варнава и Петр проводили среди язычников, Петр и его друзья-евреи разорва­ли свои контакты с язычниками, по всей видимо­сти, для того, чтобы избежать огласки в иерусалим­ской церкви.

Павел всеми силами противостоял подобной секретности. Он объяснял свою позицию таю «До прибытия некоторых от Иакова (от главы Иеру­салимской церкви), Петр ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных (верующих иудеев). Вместе с ними лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием» (Галатам 2:12,13).

Павел продолжил: «Но когда я увидел, что они (Петр и его друзья-евреи) не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: «если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников призываешь жить по-Иудейски?» (Галатам 2:14). Мы знаем, что «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (стих 16). «А если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (стих 21).

«Разницы нет», — заявляет Павел

Столь оживленная дискуссия между такими апостолами, как Петр и Павел, свидетельствует о том, насколько были сильны среди верующих иудеев расовые предрассудки. Мы можем понять, почему потребовались сверхъестественные знаме­ния от Бога. Без них иудеи не смогли бы даже принять обращенных из язычников.

Несмотря на множество чудес, которые свиде­тельствовали о важности проповеди Евангелия по всему миру, никто из верующих иудеев не был готов идти по всему миру и нести Благую Весть.

Для того, чтобы осуществить свой план спасе­ния всех народов, Бог призвал самоправедного фарисея по имени Савл, фанатичного преследо­вателя христиан. Господь особым образом обра­тился к нему слышимым голосом, призвав его про­поведовать Евангелие язычникам (Деяния 9:3-19).

Не удивительно, что Павел делал такие смелые заявления: «Нет различия между Иудеем и Еллинам, потому что один Господь у всех,богатый для всех,призывающих Его. Ибо всяким,кто призовет имя Господне, спасется» (Римлянам 10:12,13)

Павел утверждал, что всякий человек, принима­ющий Иисуса как Господа, «обновляется в позна­нии по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колоссянам 3:10,11)

Петр проповедовал иудеям,

Павел — язычникам

Видение Петра, благодаря которому он стал первым человеком, проповедовавшим Божье Слово язычникам (Деяния 10:9; 15:7), убедило его в том, что как иудеи, так и язычники равны в Божьих глазах. Но ради того, чтобы избежать конфликтов с церковью в Иерусалиме, подверженной влиянию традиционной иудейской религии, он воздерживался от контактов с язычниками, что, по мне­нию Павла, было неправильным. Поскольку Петр пытался скрыть от братьев в Иерусалиме свое общение с обращенными из язычников, Павел решил, что его поступок был предательством. Судя по всему, с тех пор он больше не полагался на помощь Петра в служении язычникам и согла­сился с тем выбором, который сделал Петр: проповедовать только иудеям.

Следует обратить внимание на один интерес­ный факт. После того собрания, на котором Павел упрекнул Петра за его предвзятое отношение к обращенным из язычников, и где Петр оправды­вался тем, что был первым послан к язычникам (Деяния, глава 15), книга Деяний Апостолов больше ничего не говорит о Петре. Когда была открыта дверь для служения язычникам, Петр ушел в тень, а Павел приобрел широкую известность как апос­тол язычников.

Павел проявил терпимость в данном вопросе и утешился тем, что лидеры церкви в Иерусалиме «увидев, что мневверено благовестив для необрезанных, как Петру для обрезанных, ибо Содейство­вавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников» (Галатам 2:7,8). Павел был доволен сложившимся положением. Он чувствовал на себе более высокое, более благород­ное призвание. Он сделал смелый выбор — нести весть о Христе к более широкой аудитории, чем иудеи. Павел мыслил категориями искупления. Он понимал, что Господь умер за каждого, и всякий, верующий в Него, будет спасен, вне зависимости от приверженности закону Моисея, который столь высоко чтили верующие иудеи.

Иаков, глава церкви (Деяния 12:17; 15:13; 21:18; Галатам 2:12) и старейшины выслушали диспут между Петром и Павлом, а также аргументы иудеев, которые наста­ивали на том, что язычники должны обрезаться и исполнять закон Моисея.

Чтобы разрешить возникший конфликт, Иаков разобрал детали видения Петра и убедился в том, что он посетил дом Корнилия, повинуясь Богу одеяния 15:13,14) После этого он заявил, что, по его мне­нию, действия Петра «согласны словам пророков»(стих 15).

Решение, принятое в центре

Иаков объявил официальное решение, соглас­но которому иудейские христиане не должны «затруднять обращающихся к Богу из язычников» (Деяния 15:19).

Он отправил вместе с Павлом и Варнавой письма, которые они должны были прочесть всем верующим и новообращенным из язычников. В этих посланиях их официально уведомляли о том, что они могут быть приняты в христианские общины как полноправные последователи Иисуса Христа.

Они писали: «Апостолы и пресвитеры и братья... братьям из язычников: радоваться. Пос­кольку мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря что должно обрезываться и соблюдать закон» (Деяния 15:23,24).

Иаков заверил язычников, что этого «мы им не поручали» (Деяния 15:24)? то есть, данное повеление не исходило непосредственно из Иерусалима. Он подчеркнул, что он и прочие старейшины при­няли решение выразить публичное одобрение слу­жению «наших возлюбленных Варнавы и Павла — людей, которые предали души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа»(Деяния15:25,26).

Позднее, Павел написал: «Увидев, что мне вверено благовестив для необрезанных, как Петру для обрезанных (ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников), и, узнав о благодати, данной мне... почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им — к обрезанным» (Галатам 2:7-9).

Наши рекомендации