Всенощное бдение накануне престольного праздника в храме преподобного Сергия Радонежского села Дивноморское

17 июля 2017 года, накануне дня памяти обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Преосвященнейший Феогност епископ Новороссийский и Геленджикский и Преосвященнейший Максим епископ Елецкий и Лебедянский совершили Всенощное бдение в храме преподобного Сергия Радонежского архирейского подворья села Дивноморское.

Владыкам сослужили: благочинный первого Вышгородского благочиния, настоятель храма святых благоверных князей Бориса и Глеба г. Вышгорода - протопресвитер Димитрий Денисенко; настоятель Воскресенской общины градов Дахау, Мюнхена, Берлинской епархии - протоиерей Николая Забелич, протоиерей Александр Абрашкин, иеромонах Флегонт (Токарев), иеромонах Митрофан (Ворона), протоиерей Николай Шитьман, протодиакон Евгений Габов,

духовенство Новороссийской епархии.

За богослужением была совершена лития с благословением хлеба, вина, пшеницы и елея, по прочтении Евангелия, Преосвященнейший Максим епископ Елецкий и Лебедянский помазал духовенство и молящихся освящённым елеем.

Завтра 18 июля, в день памяти обретения честных мощей преподобного Сергия игумена Радонежского, Преосвященные Владыки совершат Божественную литургию в храме преподобного Сергия Радонежского архиерейского подворья села Дивноморское, после чего будет совершен традиционный крестный ход с главной святыней храма - иконой Преподобного Сергия, игумена Радонежского с частицей Его святых мощей.

Литургия.

В сам день у меня была мысль побывать в храме святой преподобномученицы, великой княгини Елисаветы, что при первой городской больнице. Однако не вышло. Так или иначе, но на службе я был в Свято-Успенском соборе, где службу совершал один о.Сергий Лукин, без диаконов, при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 12Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

13Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

14Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.

15Разве не знаете, что тела́ ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

16Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.

17А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.

18Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

19Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

20Ибо вы куплены дорогою ценою. || Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

Глава 7.

1А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.

2Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

3Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

4Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

5Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

6Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

7Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.

8Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.

9Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

10А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,- 11если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,- и мужу не оставлять жены своей. 12Прочим же я говорю, а не Господь: || если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

14Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.

15Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.

16Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

17Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.

Апостол рассуждает о браке. Здесь содержатся слова, сколь важные, столь и непопулярные у проповедников, приверженным не Евангелию, а «Домострою» и традициям русской старины. Слова «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» отражают самую суть брачной жизни – единство супругов должно быть полным и речь не идет просто о том, чтобы муж железной рукой держал в своей власти жену (также стоит заметить, что святитель Иоанн Златоуст толкует эти слова в смысле целомудрия, то есть, ни муж, ни жена не могут вступать в половые связи с кем попало, но лишь друг с другом, хоть конечно, эти слова можно понимать и шире). И в Древнем Риме и в русском (в том числе, кубанском) казачестве считалось, что если муж не колотит свою жену, то он и не мужчина вовсе, а тряпка, подкаблучник. Но это не имеет никакого отношения к Евангелию, которое говорит о любви. И здесь апостол пишет: «муж оказывай жене должное благорасположение». Эти слова о том, что любовь и уважение должно быть взаимным, непопулярны. В основном, проповедники любят рассуждать на тему власти, стоя на позициях патриархального всевластия мужа в семье, так что вспоминается лишь «жены, повинуйтесь мужьям вашим», да «жена да боится своего мужа». А апостол пишет о любви, а не о распределении полномочий. Поистине, о власти начинают рассуждать там, где оскудевает любовь, либо ее вовсе не было. Еще апостол здесь раскрывает суть брака – он является снисхождением к человеческому естеству, дабы обуздать живущие в человеке инстинкты, дабы направить его от удовлетворения животных страстей к добру. Впрочем, целью жизни христианина является не брак или безбрачие и не деторождение или что-нибудь еще, а Царство Небесное. Если же для меня самым главным является что-нибудь из земного (увы, мне), а не небесное, то горе мне. Это моя проблема, а не Церкви, которая свята, освящена самим Богом. И здесь же апостол дает предписание о времени «упражнения в посте и молитве». Кажется, что ограничение невелико, тем более что тут же следуют слова «а потом будьте вместе». Но достаточно взглянуть на календарь, чтобы понять, что для «упражнений в посте и молитве» христианину отведена большая часть года, считая не только многодневные посты (и Сырную седмицу – в просторечии, Масленицу, когда мы уже не едим мяса, а в среду и пятницу службы подобны великопостным), но и среду и пятницу. А еще не поощряется супружеское сожительство в воскресные дни – в знак благоговения перед Воскресшим Христом, как и в день Пасхи и Светлой седмицы, как и в дни двунадесятых и великих праздников (и в дни Святок, наступающих после Рождества Христова). Так что брак является не разрешением на половые отношения, а ограничением блудных наклонностей в человеке, пусть и неполным, в отличие от монашества (послабление допускается ради необходимости продолжения рода). Поистине, хочется воскликнуть с апостолами: «Если таковая обязанность человека к жене, то лучше не жениться». Но да будет воля Господня, а не моя.

Евангелие (от Матфея): 1В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе 2и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

3Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, 4потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.

5И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.

6Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, 7посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.

8Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.

9И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, 10и послал отсечь Иоанну голову в темнице.

11И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.

12Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.

13И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.

Событие Усекновения главы Иоанна Предтечи. Особо это событие вспоминается 11 сентября, когда в храме в честь этого совершается торжественное богослужение, но при этом в знак скорби в этот день бывает строгий пост (пища с маслом). Что тут сказать? «Сказано: не нарушай клятвы, но исполняй пред Богом клятвы твои. А я говорю – не клянись ни небом, потому что оно – престол Божий, ни землей, потому что оно – подножие ног Его, ни Иерусалимом, потому что он – град Великого царя, ни собой не клянитесь, потому что не можете ни единого волоса сделать белым или черным. Но да будут слова ваши «да» - да, «нет» - нет, а что сверх того, то от лукавого….». Лучших слов не найти….

И чтения праздника преподобного Сергия. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу.

14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

22Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6.

1Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Дела плоти и плоды Духа. Сколько раз в году повторяется это чтение, дабы мы, действующие по велениям плоти, опомнились, пока есть еще время. Выше приводятся дела плоти, склонной ко греху, ниже же – плоды духа, о которых нам, как не имеющим их, судить трудно: любовь, которая всем желает добра и обнимает и друзей и врагов (и через это – и милосердие, которое охотно истощает всего себя, дабы помочь ближним, подчас не думая о себе совсем), радость и мир души, которые не способна поколебать никакая напасть, никакая скорбь века сего, воздержание, которое без колебаний отсекает греховные влечения плоти, которым мы часто уступаем (хоть потом – каемся), не забывая не на минуту заповеди Господни, а путь к этому лежит через борьбу со своими страстями и греховными влечениями, о чем апостол и пишет, называя это «распятием плоти». Этот эпитет может показаться чересчур жестким, но он верен, так как в борьбе с греховными влечениями приходится идти против того, что стало свойством склонной ко греху плоти. Не желающий же вступать на этот путь, идет по пути уступок греху и в конечном итоге, идет в погибель….

Евангелие (от Луки): 12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских[82] и Сидонских[83], 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

Вторник, Июля 18 2017
http://eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/5032-prestolnyj-prazdnik-khrama-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo-arkhierejskogo-podvorya-sela-divnomorskoe
Всенощное бдение накануне престольного праздника в храме преподобного Сергия Радонежского села Дивноморское - student2.ru

Заповеди блаженства – кратко. Одни говорят, что это – тот же эпизод, что описывается у Евангелиста Матфея, другие считает, что этот эпизод – совсем другой. Так или иначе, но здесь Господь говорит то же самое, но кратко…. Под нищими духом, напомню, понимаются осознающие свою нищету пред Богом. Такой человек сознает, что без Бога он не способен ни к чему доброму, что всякое добро его на поверку отравлено злом, а желая искоренить в себе грех, он видит, что…. не может это сделать. И он понимает, что он ничто пред Богом, что он может лишь просить о помощи и лишь с помощью Божией способен одолеть путь спасения. «Я есть червь, а не человек» - вопит он вместе с псалмопевцем, желая спастись от своей нищеты. Плачущие – это не плачущие, вообще, как злословят неверующие, но плачущие, видя мерзость своих грехов. Однако «плач мирская производит смерть, а плач по Богу – жизнь…». И здесь речь не об унынии, лишающем сил, но о плаче деятельном, подвигающем на борьбу со злом в себе. Алчущие же и жаждущие – это жаждущие оправдания Божия, совершения воли Божией в них, но также – праведности…. И такой человек, жадущий единения с Богом, готов бывает претерпеть все ради достижения этого единения, вплоть до страдания и смерти…. Это есть идеал христианина, нам же об этом читается именно потому что мы очень далеки от этого идеала. Боже, спаси ны!

По окончании службы о.Сергий поздравил всех с праздником преподобного Сергия Радонежского. Проповедь он не говорил, однако напомнил расписание служб.

Наши рекомендации