Память 4 / 17 июля, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 10 / 23 февраля 1884 года в селе Юркино Ярославской губернии в семье диакона.

В 1920-е годы до своего ареста служил священником в Ярославском Спасо-Преображенском Севастьяновском Сохотском женском монастыре. Он находился в Пошехонском уезде Ярославской губернии, в двадцати пяти верстах от города Пошехонье, в девяноста верстах от Романово-Борисоглебска и

ста двадцати – от Ярославля. Это было глухое болотистое место, окруженное дремучими, почти непроходимыми лесами, где нередко можно было встретить медведя. Игуменией монастыря была в то время монахиня Леонида (Исакова).

В 1915 году отец Димитрий был назначен в Успенскую

церковь на кладбище в городе Пошехонье, в 1928-м – в Воскресенскую церковь в село Белое Пошехоно-Володарского уезда Ярославской губернии. Священника здесь давно не было, и

псаломщик с некоторыми из прихожан задумали перейти

к обновленцам. Под председательством благочинного состоялось приходское собрание, на нем кто-то предложил пригласить священника из обновленцев. Благочинный выступил

против, назвав обновленцев еретиками, которых принимать не следует. Прихожане направились к отцу Димитрию, уже несколько раз совершавшему у них богослужение, и в соответствии с их просьбой он был переведен в село Белое, а впоследствии назначен и благочинным. Переехав в село, он объявил прихожанам, чтобы они со всеми нуждами без всякого стеснения приходили к нему домой.

Отец Димитрий отличался строгостью жизни и благочестием, еще со времени служения в монастыре у него сложились добрые отношения с игуменией и монахинями, многие из них после закрытия обители перебрались жить в село Белое и стали в храме церковницами и певчими. Служение отца Димитрия на этом приходе совпало с очередным этапом усиления гонений на Церковь, когда одновременно с расправой над крестьянами и организацией колхозов власти стали закрывать храмы, а священников арестовывать и ссылать. В октябре 1929 года власти занялись организацией в селе Белом колхоза, потребовав от крестьян еще до того,

как колхоз будет создан, сдать государству все запасы хлеба. Когда пришли в дом священника, отец

Димитрий, по словам свидетеля, заявил, что пусть его расстреляют, но хлеба он не даст ни фунта, потому что у него его попросту нет, а побираться по домам, чтобы сдать, он не будет. Когда власти приступили к

отобранию частных построек, то священник и прихожане отправили ходока в Пошехонье к прокурору,

протестовать против этого. Прокурор, по-видимому, их обнадежил, и в середине октября было созвано общее собрание крестьян, постановившее хлопотать об оставлении построек и земли за крестьянами. Был выбран делегат от крестьян для посылки к районным властям, и крестьяне собрали делегату по два рубля

денег. Когда посланец зашел к священнику за деньгам и на поездку в Рыбинск, отец Димитрий, дав денег, пожелал ему Божией помощи в предпринимаемом деле и добавил, что он против насильственных действий, с чьей бы стороны они ни были, он за то, чтобы законно хлопотать о своих правах. Когда посланец

вернулся и рассказал о результатах поездки, которые показались всем обнадеживающими, отец Димитрий заметил, что, видно, есть еще у советской власти законы.

В начале ноября 1929 года местная ячейка Союза воинствующих безбожников развернула в селе Белом кампанию по закрытию храма. Отец Димитрий отправился вместе с церковной старостой по

домам прихожан и собрал подписи семисот человек, протестующих против закрытия.

7 и 8 ноября, в дни коммунистических праздников, власти стали допрашивать свидетелей, намереваясь собрать материалы для обвинения священника.

Первым был допрошен молодой коммунист, один из двадцатипятитысячников-горожан, приехавший в село Белое создавать колхоз; он засвидетельствовал, что священник имеет большой авторитет у местных жителей, не пьет, трудолюбив и тому подобное. Он показал, что слышал от крестьян, что священник ведет среди населения агитацию, говоря в проповедях, что советская власть хочет отобрать у православных церкви. «Гражд

ане, это слыша, стали идти против колхоза, боясь, что отберут церковь под колхоз, этим самым, вероятно,

действовали на комсомольцев, которых родители не отпускали в колхоз», – заключил он.

Другой свидетель, бывший когда-то председателем приходского совета, по малодушию отказавшийся от этой опасной в то время должности, показал, что старостой церкви у отца Димитрия является монахиня,

к нему приходит очень много монахинь, настоящее паломничество; священник имеет большой

авторитет, и поскольку он сам проводит регистрацию верующих, то кто и хотел бы отказаться от храма, не может этого сделать. Обновленчество, активно поддерживаемое властями, продолжало составлять угрозу для Православной Церкви, и отец Димитрий написал небольшую работу с разбором обновленческих заблуждений, предназначая ее в основном для священников благочиния. Один из сторонников перехода в обновленчество впоследствии показал, что отец Димитрий был «против проводимых мероприятий советской власти, стал группировать вокруг себя кулацкую часть <...>. Казанский организовал церковный совет из женщин, и

женщины всегда у него бывали на дому, советовались с ним и за него стояли горой и, настроенные им против советской власти, всегда тормозили проведение [ее] мероприятий <...>. Из окружающих деревень кулацкая часть к <...> Казанскому ходила на дом, где и совещались, и его во время праздников всегда

приглашали одного. Казанский приход забрал в свои руки и руководил им сам, а его приспешники, кулаки, помогали в этом и всегда выступали против советской власти».

В 1929 году он был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и приговорен к пяти годам исправительно-трудового лагеря.

После отбытия срока наказания отец Димитрий сначала поселился в Пошехонье, где жила в то время его семья, а затем отправился в Ярославль к митрополиту Ярославскому Павлу (Борисовскому) просить места для

служения на каком-либо приходе. Митрополит Павел благословил его служить в одном из храмов Ярославля, а жить в его доме. В Ярославле отец Димитрий прослужил полтора месяца, а затем, узнав, что есть свободное место священника в одном из храмов в селе Любим (ныне город Любима Ярославской области) , просил митрополита направить его туда, с чем тот согласился, благословив его ехать в Любим. 5 марта 1937 года был вновь арестован по обвинению в «участии в контрреволюционной группе "тихоновской"

ориентации». На допросах держался твердо, никого не оговорил и свою виновность в антигосударственной деятельности отрицал.

15 августа 1937 года тройкой при УНКВД по Ярославской области был приговорен к восьми годам ИТЛ. Заключение отбывал в Севвостоклаге (бухта Нагаево, Дальневосточный край[66]).

Скончался в 1942 году в лагере[67].

Канонизирован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 20 августа 2000 года.

Использованные материалы

  • Священномученик Димитрий Казанский, иерей // Справочно-информационный портал "Алчевск Православный"
    • http://alchevskpravoslavniy.ru/news/svyashhennomuchenik-dimi...tml
  • Священномученик Димитрий Казанский // Официальный сайт Магаданской епархии
    • http://www.magadan-eparchy.ru/ispovedniki/item-6.html

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где была совершена обычная вечерня с добавлением входа и утреня с полиелеем, посвященная памяти святых Царственных страстотерпцев. Службу совершал о.Сергий Брижан при пении верхнего хора.

Евангелие на утрени (от Матфея): 1И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

2Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

5Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; 7ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

9Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, 10ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

11В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; 12а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; 13и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

14А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; 15истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

16Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

17Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, 18и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

19Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, 20ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; 22и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

23Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.

24Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?

26Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.

27Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.

28И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

29Не две ли малые птицы продаются за ассарий*? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; 30у вас же и волосы на голове все сочтены; 31не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

32Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

34Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

36И враги человеку - домашние его.

37Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

39Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

40Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

42И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

Господь, посылая 12 апостолов на проповедь впереди Себя, дает им наставление. Здесь акцент дается на предупреждении о том, что не все, слушающие их, будут довольны их проповедью, ведь и Его самого они гнали. Его гнали за то, что как Сам Он свидетельствовал, он говорил им о том, что дела их – злы. И теперь получалось то же самое, ведь они ждали не проповедь о покаянии, а сладкие речи, которые бы льстили их слуху, привыкшему к похвалам по поводу их «праведности». Предупреждая об этом, Господь призывает их к мужеству, ведь задача врага рода человеческого как раз и состоит в том, чтобы заставить их замолчать, а потому замолчав, они лишь сделали бы то, что и хотел враг. Но это было бы предательство по отношении к делу спасения, которое совершает Господь. Потому Господь призывает учеников к верности делу Божию, говоря о том, что проявление малодушия говорит о том, что человек не до конца верен. Такого человека враг, склонив однажды к отступлению, не успокоится, пока не приведет к совершенному падению. Поэтому Господь призывает не подаваться на угрозы и даже побои, ибо проявивший твердость, проявил и верность Богу, а это у Бога не останется без воздаяния….

Литургия.

В сам день я также был на службе в Свято-Успенском соборе (была мысль отправиться в храм Новомучеников, но не вышло), где службу совершал один о.Сергий Брижан, без диаконов, при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.

2И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.

3А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, 4в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, 5предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.

6Нечем вам хвалиться. || Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?

7Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.

8Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.

9Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; 10впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. 11Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.

12Ибо что́ мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?

13Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.

Глава 6.

1Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?

2Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? 3Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?

4А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.

5К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?

6Но брат с братом судится, и притом перед неверными.

7И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?

8Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.

9Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.

11И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

12Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

13Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

14Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.

15Разве не знаете, что тела́ ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

16Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.

17А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.

18Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

19Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

20Ибо вы куплены дорогою ценою. || Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

Апостол призывает паству отвергать грех. Особенно заслуживает внимания обличение того, что христиане с христианами вступают в споры и распри, да еще судятся в светских судах, перед язычниками. И здесь же он призывает к братолюбию. «По тому вас будут узнавать, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собой» - Говорит Господь. А царящее среди христиан нечестие приносит больше вреда вере нашей, чем явные хулы и открытая клевета. И ныне частенько злословие верующих в адрес священников в своих храмах и даже священноначалия частенько выплывает из церковной ограды и попадая в среду неверующих и нецерковных людей, известным образом приукрашивается, обрастает подробностями. А мы думаем – откуда берется вся эта клевета! Часто выходит по принципу, который прекрасно описал сам Господь: «Но кому уподоблю род сей? Они подобны детям, которые сидят на улице и кличут своих товарищей: мы играли вам на свирели и вы не плясали, мы пели вам печальные песни – и вы не плакали. Ибо пришел Иоанн Креститель, не ест, не пьет и говорят – в нем бес. Пришел Сын Человеческий – ест и пьет, и говорят: вот, человек, который любит есть, и пить вино, друг мытарям и грешникам». Одни и те же люди неизменно ругают священников то за одно, то за другое. Сперва священник один – и его действия, как настоятеля активно обсуждают, ругая за то, что он делает и чего не делает. Но вот, власть сменилась и новый настоятель начал вводить то, об отсутствии чего люди сетовали….. Но ропотники снова недовольны, ругая его уже за то, что он ввел, хоть он сделал именно то, на отсутствие чего они сами же сетовали. Я уж не говорю о распрях между почитателями разных священников. Все это не может не дискредитировать всю нашу веру….. Дальше писать не хочется – апостол все уже написал….

Евангелие (от Матфея): 1Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

2И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

3И поучал их много притчами, говоря: || вот, вышел сеятель сеять; 4и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

6Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; 7иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; 8иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

9Кто имеет уши слышать, да слышит!

10И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

11Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 12ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; 13потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 14и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, 15ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

16Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, 17ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.

18Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: 19ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.

20А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; 21но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

22А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

23Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

24Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; 25когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; 26когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

27Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

28Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

29Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

31Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, 32которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

33Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

34Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, 35да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

36Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

37Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; 38поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; 39враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

40Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: 41пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, 42и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; 43тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

44Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.

45Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, 46который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.

47Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, 48который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.

49Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, 50и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

51И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: та́к, Господи!

52Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

53И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.

54И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?

55не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?

56и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?

57И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

58И не совершил там многих чудес по неверию их.

Господь приходит в Назарет, где жил с детства. Но для местных Он – лишь «Иисус, сын плотника» и даже чувствуя силу Его проповеди, они не верят Ему. В Евангелии от Луки есть описание того, что Он обличает их за неверие и они в ярости едва не убивают Его. Они не могут представить, что Он – и есть обетованный Мессия, ибо в представлении евреев Христос должен был быть земным царем со всеми атрибутами. А тут – простой человек, как им казалось. В слова Христа о единстве с Отцом они не верили, так как они не представляли себе Христа без внешнего блеска. Но Господь в этом не нуждался, а подавал пример смирения и кротости, истинность проповедуемого учения доказывая не блеском, но делами….

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

3Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, 4чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

5Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.

6Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, 7потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

8Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.

9Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.

10А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.

11Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.

12Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; 13ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

14Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

15Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" 16Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.

17А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

18Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.

19Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, 20потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, 21что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

22Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; 23и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.

24Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?

25Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.

26Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.

27Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.

28Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.

29Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.

30А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

31Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?

32Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?

33Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. 34Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.

35Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: 36за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.

37Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.

38Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, 39ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

Главные в этом отрывке слова: «… любящим Бога все содействует ко благу». А кто есть любящие Бога? «Любящий Меня – заповеди Мои соблюдает…» - говорит Господь. Апостол здесь пишет о том, что является реальностью для человека, уже ставшего сосудом Духа Божия и водимого Им. Такой – уже водим самим Господом, а потому его от любви Божией уже не отлучит ничто, ибо он, вкусив сладкого, то есть, общения с Богом, уже не будет стремиться к горьким яствам века сего, то есть, греховным наслаждениям. Все это апостол пишет от себя, вещая пастве о том, что является реальностью для него самого, потому эти слова переполнены таким восторгом и выглядят такими далекими от нас…. Но это дает нам ориентир – к чему стремиться…

Евангелие (от Иоанна): 9Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.

10Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.

11Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.

12Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

13Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

14Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

15Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

16Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

17Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

18Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

19Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

20Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

21Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

22Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

23Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.

24Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.

25Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

26Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; 27а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Глава 16.

1Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.

2Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

3Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.

4Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.

И снова о гонениях, которые ждут апостолов в будущем….

По окончании службы о.Сергий говорил проповедь на тему нынешнего праздника. Сегодня мы чтим память Царственных страстотерпцев: царя Николая и его семьи, убитых большевиками. Это был XX век, век, когда было пролито крови больше, чем когда-либо раньше. Он показал, что убивать людей можно миллионами. Сегодня на дворе XXIвек, времени прошло много, но, кажется, прогресса в человеческих отношениях нет. Кровь льется и сегодня, а все потому что душа, отпавшая от Бога, остается один на один со злом и оно копится в ней, пока не выплескивается наружу, и тогда страдают все. Это видно, хотя бы, по тому, что происходит на Украине. Из того. что там происходит, меня (о.Сергия) поразил следующий кадр: вы помните кадры времен Великой Отечественной войны, когда солдаты, закладывая в пушки снаряды, пишут на них «на Берлин» или еще что-нибудь в этом роде. А здесь речь идет о войне на Донбассе и одни люди, стреляя в своих же братьев, пишут на снарядах: «сдохните, гады». Там так делали, стреляя по врагам Отечества, а здесь – по своим же братьям. И это – видимое выражение той злобы, что копится в душе. Человек отличается от животных не тем, что он умнее или ходит на двух лапах, либо не имеет хвоста, но тем, что в него вложена бессмертная душа, которая принадлежит не этому миру, но миру духовному. Таким образом, человек принадлежит двум мирам: телом он принадлежит миру материальному, а душой – миру духовному. Каждому из этих миров присущи свои законы. Законы мира материального мы знаем и соблюдаем, а каковы законы мира духовного? Это заповеди, которые дал нам Бог. Соблюдающий их, живет правильной жизнью, тогда как нарушающий – отдаляется от Бога, от источника жизни и тем калечит себя, калечит свою душу. Как называют живых мертвецов, кои по виду – живы, а душой – мертвы? Зомби! Так можно назвать большинство из ходящих сейчас по улице, ведь их потребности не выходят за рамки потребностей тела. Зло в душе, которая попирает закон духовный, отдаляясь от Бога, накапливается и рано или поздно выплеснется. И тогда начнутся убийства, суды, скандалы и тому подобное. И мы будем ужасаться тому, как этот человек мог такое сделать. А если человек живет так, словно он тело и больше ничего, то он становится зверем, тогда ему подчас человека убить – как раздавить таракана. И поэтому мы, пережив гонения на веру много раз, в том числе, в XX веке, мы можем пережить их вновь. Сегодня мы наслаждаемся покоем, нас никто не убивает, мы можем спокойно исповедовать нашу веру. Однако завтра все может измениться. Гонения снова наступят обязательно, и вопрос только во времени – когда это будет. Точно также и в начале XX века всем казалось, что покой будет и всегда – Церковь, казалось, процветала под опекой государ<

Наши рекомендации