В Православной Церкви существуют различные чины совершения литургии.

В наши дни используются два чина полной литургии, имеющие тождественную структуру, но отличающиеся текстами священнических молитв: Божественная литургия святителя Василия Великого и Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста. Оба чина содержат и чтения из Священного Писания, и евхаристическую молитву, и причащение[639].

Кроме них, в Православной Церкви существует особый чин литургии Преждеосвященных Даров (то есть без евхаристической молитвы), который совершается по средам и пятницам Великого поста, а также в некоторые иные постные дни. За этой литургией верующие причащаются Святыми Дарами, освященными ранее, на полной литургии.

Согласно действующему уставу, в течение церковного года обычно совершается литургия святителя Иоанна Златоуста. В период Великого поста каждое воскресенье (за исключением праздника Входа Господня в Иерусалим) совершается литургия святителя Василия Великого, а литургия святителя Иоанна Златоуста бывает по субботам; по средам и пятницам Великого поста полная литургия не совершается, и ее заменяет литургия Преждеосвященных Даров. На Страстной седмице — особый порядок[640]. Вне Великого поста литургия Преждеосвященных Даров не совершается, а литургия святителя Василия Великого совершается только в навечерия Рождества Христова и Богоявления[641] и на праздник Обрезания Господня, совпадающий с днем памяти святителя Василия[642].

Указанные чины литургии восходят к константинопольской богослужебной традиции. В других церковных центрах в древности использовались собственные чины литургии: в Иерусалиме — литургия по чину апостола Иакова, в Александрии — по чину апостола Марка и т.д. При этом имя составителя литургии воспринималось не буквально, ибо процесс формирования чинов Евхаристии занял несколько веков, а поэтому какое-либо одно лицо нельзя считать автором литургии от первого до последнего слова; имя святого в данном случае указывает на принадлежность чина к традиции определенной церковной кафедры.

После XI века в православном мире повсеместное распространение получила традиция Константинопольской Церкви, поэтому ее литургии вытеснили все прочие местные чины.

Чинопоследование Божественной литургии представляет собой богослужение, состоящее из трех частей: проскомидии[643] (чина приготовления Святых Даров), литургии оглашенных и литургии верных.

Проскомидию предваряют подготовительные молитвы священнослужителей и облачение их в богослужебные одежды.

Во время совершения проскомидии происходит приготовление Святых Даров: евхаристического хлеба — святого агнца, который имеет форму куба и вырезается из главной просфоры с чтением слов пророка Исаии о страдающем Мессии (Ис 53:7–8), а также вина, которое смешивается с водой в чаше. Затем из других просфор вынимаются частицы в знак поминовения членов Церкви — от Божией Матери и святых до живых и усопших православных христиан. Находящиеся на жертвеннике Евхаристические Дары — хлеб на дискосе[644] и вино с водой в чаше — накрываются специальными покровами, над ними читается молитва, и диакон или священник совершает каждение алтаря и всего храма.

Проскомидия восходит к раннехристианскому обычаю приносить в храм хлеб и вино для Евхаристии. Сами хлебы, которые освящаются на литургии, называются «просфорами», то есть «приношениями». Одна просфора — это совсем небольшое пожертвование, однако при совершении литургии оно приобретает вселенский характер, поскольку вынутая из просфоры частица оказывается причастна самой Евхаристической Жертве. На проскомидии из просфор изымаются частицы: в честь Божией Матери и святых, о здравии Патриарха, правящего архиерея и вообще всех крещеных христиан[645] — и живых, и усопших. Эти частицы полагаются на дискос вокруг агнца, который вместе с предстоящими изображает всю Церковь, собранную вокруг Христа как своего Главы. В конце литургии эти частицы будут погружены в чашу Святой Крови, что символизирует соединение живых и усопших в единое Тело Христово.

Литургия оглашенных представляет собой ту часть Божественной литургии, на которой церковный устав допускает присутствие лиц, еще не принявших Крещение, но готовящихся к нему. Эта часть литургии имеет, прежде всего, учительный (огласительный) характер.

Литургия оглашенных начинается возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Затем следуют великая (иначе именуемая мирной) ектения и три антифона[646], чередующиеся с малыми ектениями. Во время третьего антифона священник с диаконом выходят северными дверями из алтаря и встают перед заранее открытыми царскими вратами, а по окончании антифона совершают малый вход — торжественное вхождение в алтарь и поклонение святому престолу.

Этот обряд соответствует древней практике входа духовенства и народа в храм для совершения литургии (антифоны пелись на улице или в притворе). В наши дни след этой практики сохранился в чине архиерейской литургии (то есть Евхаристии, совершаемой епископом): до малого входа архиерей не входит в алтарь, но остается в центре храма, а войдя на малом входе в алтарь, принимает в руки кадило и кадит престол, алтарь и иконостас в знак поклонения перед святыней.

После входа поются тропари и кондаки[647] в честь наступившего праздника, в честь храма, где совершается литургия, и др. Далее поется Трисвятое[648], и священнослужители переходят на горнее место (в глубине алтарной апсиды), чтобы оттуда слушать чтения из Священного Писания. Чтение из Апостола[649] предваряется прокимном, содержащим стихи из Псалтири, а чтение Евангелия — троекратным пением «Аллилуия», чередующимся со стихами из Псалтири.

После прочтения Апостола и Евангелия может быть произнесена проповедь (она также может быть перенесена на конец литургии), а затем возглашаются сугубая ектения и ектения об оглашенных. Обращение к оглашенным с призывом удалиться завершает литургию оглашенных.

Наши рекомендации