Как подготовиться к Великому посту?
Вот и масляная. Эту неделю именно так в народе называют. В церковном же календаре она обозначена как «мясопустная».
Дыхание грядущего поста уже слышно не только в евангельских чтениях и церковных проповедях, но и в обиходе верующих. Задумывается народ православный, как в этом году поститься, как из чисто физических ограничений к ограничению собственного греха прийти.
Нелегкие это раздумья.
Тому, кто впервые решил пост соблюдать, часто все простым и ясным кажется; те же, у кого опыт постовой десятилетиями измеряется, скромны в ожиданиях, немногоречивы в обещаниях. Они лишь в надеждах, что Бог поможет достойно Четыредесятницу провести.
Откуда такая осторожность, которую некоторые за духовную несостоятельность, а то и за пессимизм принимают?
Да из-за воспоминаний о прошлых постах, ведь сколько ни проживи, как ни молись, а знаменитое «постовое искушение» обязательно произойдет, причем такое, которого не ожидаешь, то бишь то, чего раньше никогда не было.
Собственный постовой опыт — дело доброе и хорошее, но и соперник у каждого отнюдь не прост. Недаром его лукавым называют. Он вместе с тобой «совершенствуется» и твои слабые стороны четко изучает, а иногда и лучше тебя их знает.
Именно поэтому когда спрашивают, какие книги рекомендуются во время поста, чтобы реже хотелось телевизор включить и во всех и вся проникший интернет заглядывать, я, наряду со святоотеческой и доброй классической художественной литературой, всегда советую «Письма Баламута» известного христианского апологета и писателя Клайва Льюиса перечитать. Не беда, что Льюис англиканином был — конфессиональная принадлежность не помешала ему полноценно, ярко и образно раскрыть хитрую и разносторонне злобствующую сущность врага рода человеческого.
Еще одна причина, почему необходимо очень серьезно готовиться к посту — то, что мы очень часто переоцениваем свои возможности, и когда выясняется, что критерии, поставленные перед собой, невыполнимы, то следует разочарование, нередко заканчивающееся отказом от поста вообще.
Дело в том, что единой меры постового воздержания не существует. Есть общие правила и рекомендации, которые надобно стараться выполнять в силу своих реальных возможностей, а не «превосходить себя». Знаменитое выражение «постовой подвиг», которое так часто мы слышим в проповедях и в советах, не надобно понимать буквально и ставить перед собой задачи, непосильные для организма и для души. Обязательно необходимо учитывать возрастной критерий.
Приведу в качестве примера такой весенний диалог священника с прихожанкой:
— Скажи-ка, радость моя, картошку уже из подвала вытащила, чтобы проросла немного к посадке?
— Конечно, батюшка! Под кроватью ящики стоят.
— И как, так же десять соток сажать и в этом году будешь?
— Что вы, отче! Нет тех сил, что раньше. Дай Бог крепости хоть соток пять осилить.
— Вот видишь, картошку, как всегда, посадить сил не хватает, а правила постовые на себя возложила такие, что и молодой не осилит...
Подобные диалоги на любых приходах возникают — и на сельских, и на городских. Любой священник может вам сказать, сколь часто приходится ему объяснять, что не надо на себя налагать «бремена неудобоносимые», то есть те правила, на которые не хватит сил физических. Душа-то в любые годы молода, а тело имеет свойство стареть и, соответственно, слабеть.
Чтобы не ошибиться в своих планах постовых, посоветуйтесь со священником, которому исповедуетесь, и реально оцените свои силы. Воздержание в пище должно не к болезни и упадку здоровья привести, а к видению грехов своих и желанию от них избавиться.
Еще одна проблема — это пост по чьей-то «методике», то есть проецирование на свою душу и тело чужой телесной и молитвенной практики. Пост, навязанный извне, оскорбляет человека. Тот же, который принят на себя добровольно и соответствует вашему нынешнему духовному состоянию, всегда будет благоприятен для спасения души.
Есть много прекрасных советов, книг и наставлений о том, как правильно провести пост, но нужно обязательно учитывать и разграничивать, в какое время, кому и при каких обстоятельствах эти рекомендации давались. Нельзя правило для афонских монахов брать за основу собственного поста: по мощам — миро, по веку — действо.
Особенно надобно быть осторожным с теми советами и книгами, которые имеют характеристику «очень популярно». Они продаются большими тиражами, о них много говорят. К сожалению, в большинстве случаев перед нами очередная грань откровенного оккультизма. За примером далеко ходить не надобно.
В последнее время в наших городах и весях усиленно распространяется книжка и ее принтерные распечатки, где под православным заголовком «Оздоровление организма по системе священномученика Серафима Чичагова» мы находим «систему», никакого отношения к православию и нашей вере не имеющую. Много там рассуждений и о посте. Используя личность нашего священномученика, жонглируя православными терминами, «доктор» Ксения Кравченко, автор сего опуса, подчиняет читающих своей «системе», творя новый идол.
Есть такой известный совет: «Входя в храм Божий, надобно снимать шапку, а не голову», — поэтому, прежде чем возложить на себя постовые «вериги», подумайте, помолитесь, спро
сите совета у священника, чтобы вера ваша «утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:5).
Мы говорим о «радости поста» не от констатации того, что прихожане похудели и молятся чаще, а потому, что глаза их духовные прозорливей стали, что меньше страсти, злобы и непонимания вокруг определилось.
Для некоторых пост — лишь хороший повод сбросить вес через ограничение от скоромной пищи, отказ от сладостей и вина, но для христианина постовое воздержание — способ уйти от второстепенного к главному, от шума плоти к тишине духа.
Доброго вам поста!
Предпостовое
«Трезвость ума — светлость мысли, происходит от бесстрастия, то есть от чистоты, поста, воздержания, неразвлекаемого безмолвия...»
Прп. Паисий Величковский
Одна из божественных характеристик человеческой личности — его таланты, то есть способность к личному, только ему присущему творчеству. Даже во времена, когда о Боге думать не советовали, все едино, раз за разом повторяли: «Человек — творец своего счастья». Правда, понятие грядущего счастья было бесчеловечным, так как оригинальность и эксклюзивность каждого живущего в этом мире тогдашняя государственная идеология уничтожала, но о том, что «как потопаешь, так и полопаешь», знали все, как и понимали, что труд без ума лишь к разбитому корыту ведет.
Ясность мысли и трезвость ума — для многих необходимая повседневная обязательность, без которой не только личные, но и рабочие проблемы не решишь.
Нередко лихорадочно трем мы виски при выполнении очередного творческого задания, перебираем варианты в поисках правильного слова, ищем всесторонне обоснованный путь выхода из проблемы, советуемся, листаем справочники, надоедаем интернетовскому поисковику и злимся сами на себя, что точное слово не подбирается и должный вывод убедительно не звучит.
С унынием и раздражением стучим себя по лбу и не понимаем: почему раньше все получалось и складывалось на радость себе и окружающим, а сегодня сплошной апофеоз глупых мыслей и бесперспективных выводов?
Ответ лишь один: «светлых мыслей трезвый ум» имеет место постоянно быть только там, где нет суеты, где отсутствует повседневность окружающего мира, где между словом и делом не стоят препятствия вольного и невольного греха.
Незабвенный Винни Пух говорил Пятачку, что для того, чтобы написать очередной стих, необходимы особое время, особое место и особое состояние.
Герой мультика, по сути, о времени поста и рассказал. В его словах и храм, и молитва, и особое состояние.
Да и главная молитва постовая напоминает, что «смиренномудрия» у Бога просить надобно.
Так что если светлость мысли куда-то запропастилась, а ум шарахается из стороны в сторону, не находя выхода, то лекарство рядом находится. Это - пост.