Как подготовиться к Великому посту?

Вот и масляная. Эту неделю именно так в на­роде называют. В церковном же календаре она обозначена как «мясопустная».

Дыхание грядущего поста уже слышно не только в евангельских чтениях и церковных про­поведях, но и в обиходе верующих. Задумывается народ православный, как в этом году поститься, как из чисто физических ограничений к ограни­чению собственного греха прийти.

Нелегкие это раздумья.

Тому, кто впервые решил пост соблюдать, часто все простым и ясным кажется; те же, у кого опыт постовой десятилетиями измеряется, скромны в ожиданиях, немногоречивы в обещаниях. Они лишь в надеждах, что Бог поможет достойно Четыредесятницу провести.

Откуда такая осторожность, которую некото­рые за духовную несостоятельность, а то и за пес­симизм принимают?

Да из-за воспоминаний о прошлых постах, ведь сколько ни проживи, как ни молись, а зна­менитое «постовое искушение» обязательно про­изойдет, причем такое, которого не ожидаешь, то бишь то, чего раньше никогда не было.

Собственный постовой опыт — дело доброе и хорошее, но и соперник у каждого отнюдь не прост. Недаром его лукавым называют. Он вместе с тобой «совершенствуется» и твои слабые сторо­ны четко изучает, а иногда и лучше тебя их знает.

Именно поэтому когда спрашивают, какие книги рекомендуются во время поста, чтобы реже хотелось телевизор включить и во всех и вся проникший интернет заглядывать, я, наряду со святоотеческой и доброй классической худо­жественной литературой, всегда советую «Пись­ма Баламута» известного христианского аполо­гета и писателя Клайва Льюиса перечитать. Не беда, что Льюис англиканином был — конфесси­ональная принадлежность не помешала ему пол­ноценно, ярко и образно раскрыть хитрую и раз­носторонне злобствующую сущность врага рода человеческого.

Еще одна причина, почему необходимо очень серьезно готовиться к посту — то, что мы очень часто переоцениваем свои возможности, и когда выясняется, что критерии, поставленные перед собой, невыполнимы, то следует разочарование, нередко заканчивающееся отказом от поста во­обще.

Дело в том, что единой меры постового воз­держания не существует. Есть общие правила и рекомендации, которые надобно стараться вы­полнять в силу своих реальных возможностей, а не «превосходить себя». Знаменитое выражение «постовой подвиг», которое так часто мы слышим в проповедях и в советах, не надобно понимать буквально и ставить перед собой задачи, непо­сильные для организма и для души. Обязательно необходимо учитывать возрастной критерий.

Приведу в качестве примера такой весенний диалог священника с прихожанкой:

— Скажи-ка, радость моя, картошку уже из подвала вытащила, чтобы проросла немного к по­садке?

— Конечно, батюшка! Под кроватью ящики стоят.

— И как, так же десять соток сажать и в этом году будешь?

— Что вы, отче! Нет тех сил, что раньше. Дай Бог крепости хоть соток пять осилить.

— Вот видишь, картошку, как всегда, посадить сил не хватает, а правила постовые на себя возло­жила такие, что и молодой не осилит...

Подобные диалоги на любых приходах возни­кают — и на сельских, и на городских. Любой свя­щенник может вам сказать, сколь часто прихо­дится ему объяснять, что не надо на себя налагать «бремена неудобоносимые», то есть те правила, на которые не хватит сил физических. Душа-то в любые годы молода, а тело имеет свойство ста­реть и, соответственно, слабеть.

Чтобы не ошибиться в своих планах постовых, посоветуйтесь со священником, которому ис­поведуетесь, и реально оцените свои силы. Воз­держание в пище должно не к болезни и упадку здоровья привести, а к видению грехов своих и желанию от них избавиться.

Еще одна проблема — это пост по чьей-то «методике», то есть проецирование на свою душу и тело чужой телесной и молитвенной практики. Пост, навязанный извне, оскорбляет человека. Тот же, который принят на себя до­бровольно и соответствует вашему нынешнему духовному состоянию, всегда будет благопри­ятен для спасения души.

Есть много прекрасных советов, книг и на­ставлений о том, как правильно провести пост, но нужно обязательно учитывать и разграничивать, в какое время, кому и при каких обстоятельствах эти рекомендации давались. Нельзя правило для афонских монахов брать за основу собственного поста: по мощам — миро, по веку — действо.

Особенно надобно быть осторожным с теми советами и книгами, которые имеют характе­ристику «очень популярно». Они продаются большими тиражами, о них много говорят. К со­жалению, в большинстве случаев перед нами оче­редная грань откровенного оккультизма. За при­мером далеко ходить не надобно.

В последнее время в наших городах и весях усиленно распространяется книжка и ее прин­терные распечатки, где под православным за­головком «Оздоровление организма по системе священномученика Серафима Чичагова» мы на­ходим «систему», никакого отношения к право­славию и нашей вере не имеющую. Много там рассуждений и о посте. Используя личность на­шего священномученика, жонглируя православ­ными терминами, «доктор» Ксения Кравченко, автор сего опуса, подчиняет читающих своей «си­стеме», творя новый идол.

Есть такой известный совет: «Входя в храм Божий, надобно снимать шапку, а не голову», — поэтому, прежде чем возложить на себя по­стовые «вериги», подумайте, помолитесь, спро­

сите совета у священника, чтобы вера ваша «ут­верждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:5).

Мы говорим о «радости поста» не от конста­тации того, что прихожане похудели и молятся чаще, а потому, что глаза их духовные прозорли­вей стали, что меньше страсти, злобы и непони­мания вокруг определилось.

Для некоторых пост — лишь хороший повод сбросить вес через ограничение от скоромной пищи, отказ от сладостей и вина, но для христи­анина постовое воздержание — способ уйти от второстепенного к главному, от шума плоти к ти­шине духа.

Доброго вам поста!

Предпостовое

«Трезвость ума — светлость мысли, происходит от бесстрастия, то есть от чистоты, поста, воздержания, неразвлекаемого безмолвия...»

Прп. Паисий Величковский

Одна из божественных характеристик человече­ской личности — его таланты, то есть способность к личному, только ему присущему творчеству. Даже во времена, когда о Боге думать не советовали, все едино, раз за разом повторяли: «Человек — творец своего счастья». Правда, понятие грядущего сча­стья было бесчеловечным, так как оригинальность и эксклюзивность каждого живущего в этом мире тогдашняя государственная идеология уничтожа­ла, но о том, что «как потопаешь, так и полопаешь», знали все, как и понимали, что труд без ума лишь к разбитому корыту ведет.

Ясность мысли и трезвость ума — для многих необходимая повседневная обязательность, без которой не только личные, но и рабочие пробле­мы не решишь.

Нередко лихорадочно трем мы виски при выполнении очередного творческого задания, перебираем варианты в поисках правильного слова, ищем всесторонне обоснованный путь выхода из проблемы, советуемся, листаем спра­вочники, надоедаем интернетовскому поиско­вику и злимся сами на себя, что точное слово не подбирается и должный вывод убедительно не звучит.

С унынием и раздражением стучим себя по лбу и не понимаем: почему раньше все получалось и складывалось на радость себе и окружающим, а сегодня сплошной апофеоз глупых мыслей и бес­перспективных выводов?

Ответ лишь один: «светлых мыслей трезвый ум» имеет место постоянно быть только там, где нет суеты, где отсутствует повседневность окру­жающего мира, где между словом и делом не стоят препятствия вольного и невольного греха.

Незабвенный Винни Пух говорил Пятачку, что для того, чтобы написать очередной стих, необходи­мы особое время, особое место и особое состояние.

Герой мультика, по сути, о времени поста и рас­сказал. В его словах и храм, и молитва, и особое со­стояние.

Да и главная молитва постовая напоминает, что «смиренномудрия» у Бога просить надобно.

Так что если светлость мысли куда-то запропасти­лась, а ум шарахается из стороны в сторону, не находя выхода, то лекарство рядом находится. Это - пост.

Наши рекомендации