О трех законах и завтрашней субботе
Оглавление
ЛИСТКИ ЦЕРКОВНОГО КАЛЕНДАРЯ.. 5
О трех законах и завтрашней субботе. 5
Краткий свод крещенских правил. 6
Особенности прошедшего праздника (Крещение Господне) 7
Прощеное воскресенье. 9
Пост, опаленный войною.. 9
Как подготовиться к Великому посту?. 10
Предпостовое. 12
Фомина неделя. 15
Радоница. Что «нужно», а что «нельзя» в дни поминовения усопших?. 16
Николай Чудотворец - самый добрый святой. 18
Торжество. 19
Петров пост: очередная четверть в школе любви. 20
Петров пост - зачем?. 22
Особенности нашего Успенского поста. 23
РАССКАЗЫ.. 27
Слепой. 27
Поповское. 30
Провинциальные тайны войны.. 30
Батюшка и батя. 31
Страус-сепаратист. 33
Забор. 36
Анчутка. 37
А настоятель молится... 39
Батюшкин сон. 42
Православный Дед Мороз. 46
Рождественский гость. 49
Архиерейское благословение. 53
ЛИСТКИ ЦЕРКОВНОГО КАЛЕНДАРЯ
Краткий свод крещенских правил
«Раз в крещенский вечерок девушки гадали» — эти слова В.А. Жуковского в интернете в рейтинге великом, и они из года в год не желают девальвироваться. Одно лишь успокаивает: теперь вкупе с языческими приметами и советами, православное понимание Крещения (Богоявления) намного чаще публикуется.
И все же!
Попытаюсь создать перечень (естественно, не полный, в каждой местности свои тараканы) того, что можно и нужно знать в крещенские дни, а чего надо бы избегать и не рекламировать.
— Святая вода предкрещенского сочельника (Агиасма) ничем не отличается от той, которую будут освящать в сам праздник Крещения Господня 19 января.
— Советы фирмы «ОБС» (одна бабка сказала), что дома должна обязательно быть «богоявленская» (вечерняя) и «крещенская» (дневная) вода - суеверие.
— От того, сколько капель святой воды со священнического кропила попадет в вашу посудину, «качество святости» не зависит.
— Вода, где не произносится священническая молитва (не служится), не освящается, поэтому в кранах, в колодцах, речках и водоемах даже в крещенскую ночь она остается просто водой.
— Купаться на Крещение здоровому и телесно крепкому человеку можно, но далеко не обязательно. В больницах и поликлиниках и так в эти дни очереди с простудными заболеваниями.
— Считать, что окунание в прорубь грехи «снимает» — есть лишь прибавление еще одного греха к имеющимся.
— Если православный человек имеет желание окунуться в Иордан (водоем, где освятили воду), следует взять на это благословение у священника.
— Хранить освященную воду в особом месте нужно и потреблять понемногу (по ложечке), желательно натощак и при болезни.
—- Обливаться (обливать) в ванне при купании святой водой, дабы выздороветь, нельзя.
— Скотину (худобу) и прочую домашнюю живность поить этой водой не принято, даже с учетом того, что у некоторых святых такие примеры присутствуют.
— От сглаза, наговора, заговора и прочих чудачеств из ореола язычества вода крещенская не помогает, так как она святость, а не собственное суеверие.
— Гадать в крещенскую ночь, ради забавы, фольклора, традиции или от того, что «так наши предки делали» можно конечно, но только в церкви после подобного кощунства над Богом вам делать нечего. Нельзя соединять вместе бесовщину и Христа.
— Окроплять святой водой жилище можно и нужно, а рисовать ли на дверных косяках кресты - ваш личный выбор.
— Вода крещенская (Агиасма) не портится ни когда не от того, что в нее ионы серебра с креста попадают, а от того, что она святая.
— Абсолютное суеверие и усмешка лукавого, что нельзя святую воду наливать «от себя», «через руку» или через воронку, или ставить бутылку со святой водой на землю.
— Считать себя окрестившимся и носить крест, если отстоял службу и окунулся в прорубь не следует. Как был нехристем, так им и остался.
— Святая вода обязательно потеряет для тебя лично свои свойства, если ты не веришь во Христа и пользуешься ей как очередным магическим средством.
— Крещенская вода приносит духовное и телесное здоровье по вере вашей.
Прощеное воскресенье
Вспомним путь нашего «прости», по годам своей же собственной жизни расписанный.
Первое: «мамочка, прости, больше не буду»; чуть позже - «Марь Ивановна, простите, не выучил»; затем - «прости, дорогая (дорогой)». И нынешнее, высшее, если добрались к нему, - «Господи, прости!»
Тернист путь к этому крику, к Богу...
Чувство вины жить во мне не желает. Постоянно хочется от него избавиться или на кого-нибудь рядом живущего переложить. По всей вселенной крик стоит: «Вот если бы кто- то вот так-то не поступил, то я бы ни в жизнь этого не совершил!». Принцип волка из басни Крылова: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» никуда не делся. Конечно, изысканность манер, мыслей и одежды придает нашим оправданиям внешнюю правдивость. «Вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:28). Почти каждый это понимает. Понимать понимаем, а вот признать - гласно и откровенно - не желаем.
Вот для этого и пост дан, Великим названный. Время, когда нужно с повинной прийти, суету остановить, от веселья уйти, «любезного для всех и лукавого владыку - чрево» (авва Дорофей) угомонить.
Тогда и становится понятным, что имен но твоего личного, покаянного и искреннего «Прости, Господи!» не хватает всему миру. Не виртуальный «кто-то», а объективный «я» есть причина раздоров, нестроений и катастроф.
Пост, опаленный войною
Впервые в моей жизни столь трагично начинается Святая Четыредесятница. Казалось бы, храм тот же, прихожане все свои, деревья растут там же, и компьютер по-прежнему раз за разом глючит, а все по-иному. Даже солнышко с болью светит и ранние весенние дни не радуют. Да и как радоваться, если грохочут пушки, плачут дети, разрушены дома, слезы горя вокруг?
Брань междоусобная, о которой мы лишь из молитв знали, да в книгах читали, пришла на землю нашу.
За что, Господи? Да все за то же!
Оглянитесь вокруг: все друг друга обвиняют, а если каются, то лишь тогда, когда заставляют. Через силу.
Покаяние ли это? Не знаю. Слишком часто произносим одно, а делаем совершенно другое.
Как же хочется вернуться к той искренности, когда действительно перед мамой и тело, и душа кричали «мамочка прости!». Но на ветхую одежду новые заплаты не пришьешь, года вспять не повернешь, а еще раз прожить жизнь, но «по- иному» не получится.
Одна надежда - на Бога! Но трудно с Ним, с Богом. «Паче снега убедиться» надобно, чтобы в дверь твоего сердца Он зашел.
Буднями не получается пригласить, не убрано все. В струпьях греховных горница, в смраде нечистых мыслей укромная спальня, а в коридоре души и на ее крыльце лишь обвинения, недовольства и претензии.
Пройти невозможно...
Бог об этом знает, для уборки и пост благословил - Великий.
А начать с попытки простить надобно. То есть паутину убрать и окна открыть, чтобы всю грязь собственную, мною же занесенную, увидеть. Не торопиться, убирать тщательно. Времени хватит. А последовательность уборки - что за чем вычищать - в ближайшем храме посмотрите. Там в расписании богослужений на Святую Четыредесятницу вся «дорожная карта» прописана.
Только не забудем искренне сказать друг другу: «Простите меня грешного!», и в путь!
Весна 2015
Предпостовое
«Трезвость ума — светлость мысли, происходит от бесстрастия, то есть от чистоты, поста, воздержания, неразвлекаемого безмолвия...»
Прп. Паисий Величковский
Одна из божественных характеристик человеческой личности — его таланты, то есть способность к личному, только ему присущему творчеству. Даже во времена, когда о Боге думать не советовали, все едино, раз за разом повторяли: «Человек — творец своего счастья». Правда, понятие грядущего счастья было бесчеловечным, так как оригинальность и эксклюзивность каждого живущего в этом мире тогдашняя государственная идеология уничтожала, но о том, что «как потопаешь, так и полопаешь», знали все, как и понимали, что труд без ума лишь к разбитому корыту ведет.
Ясность мысли и трезвость ума — для многих необходимая повседневная обязательность, без которой не только личные, но и рабочие проблемы не решишь.
Нередко лихорадочно трем мы виски при выполнении очередного творческого задания, перебираем варианты в поисках правильного слова, ищем всесторонне обоснованный путь выхода из проблемы, советуемся, листаем справочники, надоедаем интернетовскому поисковику и злимся сами на себя, что точное слово не подбирается и должный вывод убедительно не звучит.
С унынием и раздражением стучим себя по лбу и не понимаем: почему раньше все получалось и складывалось на радость себе и окружающим, а сегодня сплошной апофеоз глупых мыслей и бесперспективных выводов?
Ответ лишь один: «светлых мыслей трезвый ум» имеет место постоянно быть только там, где нет суеты, где отсутствует повседневность окружающего мира, где между словом и делом не стоят препятствия вольного и невольного греха.
Незабвенный Винни Пух говорил Пятачку, что для того, чтобы написать очередной стих, необходимы особое время, особое место и особое состояние.
Герой мультика, по сути, о времени поста и рассказал. В его словах и храм, и молитва, и особое состояние.
Да и главная молитва постовая напоминает, что «смиренномудрия» у Бога просить надобно.
Так что если светлость мысли куда-то запропастилась, а ум шарахается из стороны в сторону, не находя выхода, то лекарство рядом находится. Это - пост.
Фомина неделя
Первое воскресение после Пасхи. Его в православном календаре называют Антипасхой, что значит «вместо Пасхи». Отличительная же особенность нынешнего воскресения в том, что с этого дня свет и сияние Воскресения Христова мы лично, персонально, по собственному желанию несем на поселения-спутники каждого города, села, поселка. С радостной вестью «Христос Воскресе!» идем к тем, кто уже вкушает сладость Царствия Небесного и к тем, кто пьет ныне желчь адовых мучений. Мы направляемся на кладбище.
Апостол Фома, уверение которого в истинном воскресении Христа вспоминает в эту неделю Церковь, сказал апостолам в ответ на их радость: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Нам же для уверения очень часто и нужны именно эти пасхальные визиты на кладбище, потому что какой смысл был бы в этих хождениях? Ведь память - определение далеко не материальное. Впрочем, как и любовь, и ненависть. Их нельзя попробовать на вкус, увидеть глазами, потрогать руками или сфотографировать.
Возразят некоторые, что любовь и ненависть видна по поступкам, но ведь это далеко не всегда происходит. Очень часто за внешней любезностью, улыбкой и поддакиванием скрывается презрение и ненависть, а за криком и призывом всех бед на нашу голову - забота и любовь. Происходит это потому, что живем часто тройственной жизнью: думаем одно, говорим другое, ну а делаем третье.
На кладбище же все определенно и ясно, там врать не получается, а если и выходит, то сразу заметно.
Если «память» понятие не материальное, то тогда к местам упокоения идут те, кто верит в потусторонний мир, то есть хочется нам этого или не хочется, все мы люди верующие. Явно, может быть, кто и сомневается в наличии Бога, спорит об этом, но все равно перед Пасхой Христовой оградку поправит и покрасит, вокруг могилок родных все почистит, да еще и песочком посыплет.
Блаженный Августин сказал, что душа человеческая по природе своей христианка, поэтому волею или неволею и поступаем так, как надлежит поступать творению Божьему. Смотришь на кладбище, на это пестрое разнолюдье, которое священника высматривает, чтобы в оградку к своим привести, литию отслужить и думаешь: «Господи, да почему же в храме Божьем вас нет? Почему Вы и молитвы толком ни одной не знаете? И крестным знамением лоб осенить не умеете? Ведь ждут этой молитвы те, к кому вы пришли, радуются ей и о нас, пока на земле живущих, молятся»...
Известен ответ на вопросы эти. Вера, она ведь труда и забот требует, а так не хочется размеренность и привычность дней текущих изменять. Нет желания творить насилие над собой. Сильно не хочется.
На советы, наставления, замечания, даже с любовью сказанные - сердитый взгляд, раздражение и недовольство. Лозунг «не учите меня жить!» стал не заменой конкретного «отстань!», а образом жизни.
На кладбищах часто с людьми беседуешь. Зовут знакомые и незнакомые к столикам с трапезой поминальной и, естественно, темы разговора с священником заранее предопределены: о Боге, вере, традициях православных. Это радует, но будет тут же и огорчение. Обязательно найдется кто-либо, кто четко, звонко, определенно и уверенно заявит, как апостол Фома: если не увижу - не поверю.
Говоришь о двухтысячелетии христианства, отвечают - привычка, рассказываешь о святой воде, возражают: «вы туда серебро кладете», показываешь иконы мироточивые, утверждают, что попы туда трубки тоненькие поставили, подводишь к святым мощам - вопиют, что мумифицировать еще древние египтяне умели и т. д.
Не верим, а на кладбище идем. Отказываемся принять истину о жизни вечной, а к тем, кто уже ушел от нас, обращаемся.
Безусловно, знание - дело нужное, необходимое и хорошее, но Бог не познается разумением. Нельзя научить верить в Бога при помощи знания, разные это понятия, вера и знание. Получить при помощи Бога возможность овладеть навыком, специальностью, наукой - можно, но не наоборот.
Не ушел из нас Фома неверующий. И видит, и слышит, но разуметь не желает.
Из-за этого неразумения и растут спутники- поселения рядом с жилищами нашими намного быстрее, чем зажигаются светом жизни окна в новых домах и квартирах.
Торжество
Мне завтра легко говорить проповедь. И готовиться не надобно. Торжество Православия для нас нынче не исторический праздник, не воспоминание VII Вселенского собора и не триумф иконопочитания (хотя вспомнить можно и нужно), а вполне объективная реальность.
Примеров предостаточно.
Вот отец Владимир Гвоздецкий в Новосветловке храм непрошеными западными «вояками» практически полностью разрушенный из руин уже поднял. Причем восстанавливать его на третий день (после того, как «освободители», побросав все майно военное и нижне-телесное, убежали), сами прихожане начали. Дома свои разбитые оставляют, чтобы церковь восстановить.
Это разве не Торжество Православия?
В Луганске во временный храм прп. Сергия Радонежского аккурат к окончанию литургии ракета с «освобожденной» территории прилетела. Насквозь потолок пробила, но Господь не попустил разорваться.
И что?
На следующий день на литургии - те же, кто и вчера молился.
И это - Торжество Православия!
В нашем богохранимом граде летом, как по заказу обязательно к евхаристическому канону, к главному церковному Таинству, стекла в окнах и витражах от недалекой работы артиллерии ходуном ходить начинали, но никто не уходил! Более того, в самое тяжкое время, когда город опустел, когда не было связи и воды, когда не слышалось детского смеха, собирались и обходили город ходами крестными. Водители автобусов и немногочисленных автомобилей, которые до войны громогласно возмущались за препятствия, нами на дороге во время крестных ходов чинимые, в военные июльские и августовские дни останавливались, из машин выходили и крестным знамением себя осеняли, причем некоторые - на коленях.
Именно — Торжество Православия!
С ноября месяца езжу за лекарствами в Ростов и Азов. Деваться некуда. С запада поставки лишь альтернативные продуктам, пенсиям и лекарствам приходят, то бишь «смерчи» всякие, «грады» и прочие, смерть несущие товары.
Медикаментов уже привезли почти на полмиллиона рублей. Деньги идут со всех уголков России, из Казахстана, США, Новой Зеландии, Германии и т. д.
От православных деньги... По крупице, по нескольку сотен рублей, но каждый день «кукует» смартфон о новых пожертвованиях.
И это тоже Торжество Православия! С Торжеством, друзья!
Петров пост - зачем?
Петров пост и кратким, и длинным бывает. Все от времени Пасхи зависит. Если Светлое Христово Воскресенье к лету поближе, то и пост короче, а вот если Пасха Христова в весне ранней обретается, то апостольский аскетизм для нас и больше месяца может длиться. Но каким бы временным промежутком Петров пост ни определялся — все едино много недоуменных вопросов возникает, даже у тех, кого мы воцерковленными людьми называем. И главные из них следующие: Зачем нужен Петров пост? В чем разница между нами до и после него?
И ведь действительно: лето, отпуск, дача, а для сельчан и труды нелегкие. На угодьях и усадьбах уже урожай, прежде всего фруктов, ягод и овощей поспел. Какое тут ограничение в еде, усиленная молитва и частое посещение храма Божьего?
Логически кажется верно, но почему же «Петровки» (так в простонародье Петров пост называли и называют) свято нашими предками чтились и соблюдались? Трудились меньше? Отнюдь нет. Намного больше и тяжелей. Грешили чаще? Тут и отвечать не надо, свойство греха с каждым поколением приумножаться никуда не делось. Мы прекрасно видим и знаем, что многие дела и поступки, которые раньше считались низменными, пошлыми и откровенным святотатством сегодня возводятся в ранг обычности и даже достижения.
Иное руководство к стремлению соблюдать апостольский пост присутствовало: сознание того, что только тогда труды с заботами во благо пойдут, когда в тебе внутреннее содержание с внешним состоянием в симфонии пребывать будут.
В бытность мою на сельском приходе зашел я как-то домой к прихожанам своим, это аккурат в неделю перед праздником Петра и Павла было. В доме никого, в летней кухне тоже пусто, хотя на печи большая кастрюля с водой греется, даже собака куда-то пропала, не лает.
— Странно, — подумалось, — может, случилось что?
Слава Богу, с семейством было все в порядке, просто они все в саду вишню рвали. Урожай в тот год хороший был, ветки просто облеплены красными пучками ягод. Даже «шпаков», так в селе скворцов зовут, страстных любителей полакомиться зреющей вишней, не гоняли. На всех хватало.
Услышал я голоса из сада, понял, что никакой беды не произошло и решил помочь семейству. Хозяйка, Никандровна, мне на пояс широкий плат повязала, да так, чтобы впереди он как сумка был, в которую ягоды надобно складывать. Ведро ведь за собой таскать неудобно, а самая спелая, вкусная и рясная вишня вверху, без лестницы никак не доберешься. Лазить же по деревьям с моей комплекцией, да еще и с ведром или банкой не то что неловко, но и опасно, как для меня, так и для вишни.
Взобрался я на дерево к пучкам вишневым, собираю ягодный урожай, а сам весь в ностальгии и воспоминаниях. Детские летние дни в таких же садах прошли...
Назад в будущее, то бишь в настоящее, разговор вернул. Муж Никандровны взрослого сына уму-разуму учил:
— Вот видишь, остолопина, мы с матерью и дочкой уже по два ведра нарвали, а ты три жмени всего — и на вареники не хватит.
Сын в ответ на отцовские замечания резко срывал плоды, да хмуро под нос что-то бурчал. Разобрал я лишь то, что жалуется парень на ночь короткую. Не выспался он.
— Когда же тебе спать, — резюмировал отец, — С клуба и гулянки своей уже засветло вернулся. Знал ведь, что утром на вишню пойдем... Вишь, сколько ее Господь благословил.
Понравилась мне хозяйская речь. Нет, не потому, что сына распекал. Дело молодое, понятно все, сам таким был. Оттого на сердце слова легли, что в них вся сущность необходимости поста раскрывалась. Если дело делать собрался, то развлечения в сторонке оставить надобно и приготовиться к совершению задуманного, а также Бога поблагодарить, что Он такой урожай дал.
А разве не вмещает в себе пост Петровский все эти условия?
В стороне праздничные Пасхальные и Троицкие дни, впереди труды, чтобы до следующего урожая прожить, да и без Божьей помощи все наши задумки и старания по поговорке определяются: «Без Бога ни до порога».
У апостолов в те времена когда они Духа Святого получили, та же ситуация была. Абсолютно аналогичная. Они праздник радости всемирной
— Воскресение Христа, праздник утверждения — Вознесение Господне и праздник рождения Святой Церкви — Пятидесятницу с радостью и ликованием пережили, но теперь надобно было дело делать, то, которое Господь заповедал: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19).
Для этого нужны и духовные, и физические силы. Вот по этой-то причине и установлен неизменный обычай (сегодня это уставное правило)
— после святых и радостных дней проходить поприще поста.
Богу угоден не наш пост, а плоды поста. Но получить эти плоды грешному человеку без ограничения своих телесных требований и греховных желаний никак не удастся.
РАССКАЗЫ
Слепой
Первый раз Сашка просыпался от гула сепаратора и тихого разговора бабушкиных соседок. Они всегда по утрам собирались и молоко на сливки да «обрат» перегоняли. Что такое «обрат», Сашка знал точно, так как самолично его пробовал, и он ему не понравился. Было даже непонятно, как это теленок с таким удовольствием его пьет, а выпив, начинает ведро бодать, требуя добавки.
Если «до ветру» бежать было не нужно, Сашка снова засыпал и вновь просыпался лишь тогда, когда скрипела калитка, расположенная как раз около окна, где стояла Сашкина кровать. Она вообще-то утром часто скрипела, но не будила до тех пор, пока через калитку не шел ОН.
Сашка еще до скрипа слышал постукивание палочки по сухой утоптанной дорожке, затем палка стучала по самой калитке, та с особенным пугающим звуком открывалась. Сердце у Сашки замирало, но он все равно, сделав в накинутом на голову одеяле маленькую дырочку, приподнимался и осторожно выглядывал в окно у изголовья кровати.
Высокая фигура Слепого уже была видна только со спины, но Сашка все же боялся, что он возьмет и свернет к двери их хаты, а не пойдет, как обычно, через сад. Слепой не сворачивал, стук удалялся, страх уменьшался, а осмелевший Сашка шел в переднюю комнату, где на столе под темной иконой всегда стоял глиняный кувшин утреннего молока, большая кружка и отрезанная горбушка бабушкиного домашнего хлеба.
Бабушки с утра в хате никогда не было, она ходила «управляться по хозяйству». Хозяйство заключалось в большом огороде с кукурузой, картошкой, кабачками, подсолнухом и прочими овощами, которые надобно было заготавливать на зиму. В хозяйство еще входила всякая живность, из которой Сашка уважительно относился лишь к корове и ее теленку. Гусей с индюками он не любил. Гуси вечно шипели и пытались ущипнуть его за ногу, а индюки, с грозным шорохом распустив хвост, клокотали что-то по-своему, всем видом показывая, что они Сашку за своего не признают.
- Ба, - как-то вечером спросил Сашка, - а Слепой правда страшный?
- Чего он страшный, онучек? Ему просто Бог глаза не открыл. Но он по-своему все видит и все про всех знает, - ответила бабушка.
Сашка такого объяснения понять никак не мог. Во-первых, было непонятно, почему Бог всем глаза открыл, а Слепому нет, а во-вторых, как это можно видеть с закрытыми глазами и все про всех знать? Сашка даже пытался сам с закрытыми глазами ходить, постукивая перед собой бабушкиной палкой. Как ни стучал, все равно через порог споткнулся и больно набил коленку.
Почти каждое лето приезжал в деревню Сашка. Для бабушки он рос быстро, для себя - не сильно заметно, а вот деревенский Слепой
в своих серых брюках и таком же сером пиджаке, казалось, ничем не менялся. Как всегда, в одно и то же время по утрам все так же скрипела калитка, и раздавался знакомый стук его палочки.
Сашка уже знал, что зовут его дядя Коля, но как ни старался, почти никогда первым поздороваться со Слепым у него не получалось. Только соберется сказать «Здрасьте, дядь Коль», а Слепой уже говорит:
- Здравствуй, Саша.
И как он узнавал, что мимо Сашки проходит?
Чудеса.
Впрочем, его деревенские друзья-мальчишки рассказывали, что когда они на речку или на курган пойдут, то их матери всегда у Слепого спрашивали:
- Николай, ты не знаешь, где мой запропастился?
И тот всегда отвечал где, с кем и куда чадо искомое убежало.
Прошли годы. После окончания школы Сашка собрался поступать в университет, да вот только силенок не хватило. По конкурсу не прошел. Огорчаться было некогда, так как вскоре вызвали в военкомат и вручили две бумажки с большими печатями. Первая - о призыве в армию, а вторая для прохождения медицинской комиссии, чтобы определить в какие войска неудачника-абитуриента направить. Когда со сроками призыва определились, поехал Сашка к бабушке в деревню попрощаться.
В те времена от армии не прятались, горя в двухгодичной службе не видели, даже поздравляли будущего солдата с тем, что он настоящим мужчиной станет.
Бабушка же была грустной. Она часто присаживалась на древний табурет под иконой, перебирала сухонькими руками неизменный и всегда надеваемый фартук и все повторяла:
- Ох, не дождусь, наверное, я тебя, онучек.
В тот день к вечеру, когда Сашка приехал, он услышал знакомый стук палки. Дверь в хату отворилась, и вошел Слепой. Дядь Коля был все такой же, может быть, лишь чуточку погрузнел. Все так же вверх смотрели его невидящие глаза, и по-прежнему на лице его была та же неизменная улыбка, любящая всех и вся.
- Ну, здравствуй, Саша! - обратился Слепой к будущему солдату, одновременно определив своим деревянным поводырем, где находится еще один свободный табурет.
Дядь Коля присел и, еще не дождавшись ответа, продолжил:
- Я тут тебе для армии очень полезную вещь принес.
Сашка точно знал, что бабушка еще никому не успела рассказать о том, что ее внука в армию забирают, да и он сам никого из старых знакомых не встречал и о своей будущности не распространялся.
- Дядь Коль, а ты как узнал, что я здесь и в армию меня забирают? - не удержался от вопроса Сашка.
- Ну, что ты приехал, я услышал по шагам твоим, да и калитку ты так же открываешь, как и лет десять назад, а вот что в армию забирают, - тут Слепой задумался, - наверное, Бог подсказал.
У Сашки в те годы отношения с Богом были сложные. Он для него был интересен, но вот чтобы верить и как нынче говорят - исповедовать, такого не было. Вернее, когда Сашка на икону смотрел, то Бог становился реальностью, а без внешнего напоминания Он как-то в стороне находился.
- И как же он тебе подсказал? - не удержался от вопроса Сашка.
Дядь Коля от ответа не ушел и отговоркой не отделался, а как бы из своей слепой темноты на Сашку посмотрел и ответил:
- У Бога свой язык. Он через сердце говорит.
И затем, как бы понимая, что Сашка тут же задаст еще один вопрос по этому поводу, быстро добавил:
- Так я же тебе вот что принес для армии.
И Слепой вытащил из внутреннего кармана своего серого пиджака маленькую, наклеенную на тонкую дощечку, иконку с изображением какого-то святого с мечом и в кольчуге.
- Это кто? - спросил Сашка.
Слепой удивился.
- Неужто не знаешь? Святой это твой - Александр Невский.
- Коль, так отберут же в армии, скажут не положено, - вмешалась в разговор бабушка.
- Не отберут. Знаю, - уверенно сказал Слепой.
Так и произошло.
Не отобрали, хотя покушений на образ святого было множество. И командир взвода в учебной части на Украине, и командир подразделения в Казахстане, да и сам замполит части пытались икону забрать. Не вышло.
Так и осталась иконка у Сашки.
Прошло много лет. Очень много.
Ушла в мир иной, не дождавшись внука из армии, бабушка, а несколько лет назад похоронил Сашка отца. На годовщину смерти приехал уже поседевший Сашка домой к матери, а та попросила съездить в деревню, где родился отец, привезти на его могилку земли с Родины.
Поехал Сашка.
Бабушкиной хаты уже не было. Постарел сад. Заросли бурьяном тропинки детства.
Дом же слепого дяди Коли так и стоял на том же месте. Сашка решился зайти, хотя и понимал, что вряд ли найдет там того, кого знал с тех по человеческим меркам древних лет.
Приоткрыл калитку.
На скамейке у покосившегося от времени флигеля сидел в сереньком пиджаке старенький, седой Слепой...
Сашка долго не мог даже слово сказать. И лишь проглотив сжавший горло комок, пару раз вздохнув, произнес:
- Здравствуй, дядь Коль!
Слепой повернулся к Сашке. Глаза его, как и тогда, в далеком далеко, смотрели вверх. Слепой некоторое время молчал, как бы задумавшись, а затем на его лице появилась все та же добрая улыбка.
- Ваня (так звали Сашкиного отца) уже помер, значит, это ты, Саша?
Поповское
Недавно захожу в свой бывший сельский храм.
В притворе бабуля хнычущую внучку лет 6-7 ругает, мол, «щэ трошки» подождать не можешь. Внушение заканчивается огорченным взмахом руки и сердечной констатацией-вопрошением: «Шо за дурний пiп тебе хрестив?!»
— Что случилось? — вопрошаю.
Бабуля подняла глаза, тут же сложила руки лодочкой под благословение и затараторила:
— Та вот шдняла, привела, а оно на мiстi не стоiть и до дому просится.
Все ясно. Причащаться внучку впервые притащила, а та от непонимания, необычности и многолюдия испугалась. Стандартная ситуация.
Уже когда с бабулей объяснились, спросил я у нее:
— А когда вы ребенка окрестили?
— Як родилося, так и охрестили. Туточки.
— Ну и слава Богу, — подумал я, а потом посчитал годики. И вышло, что «дурний пiп» очень даже хороший мой знакомый.
Вот и думаю, рассказать ему... или как?
Иду снова и снова искать местную смоковницу.
Они и у нас растут. Многочисленно.
Провинциальные тайны войны
Военные тайны. Они существуют, хотя их не желают замечать.
Они происходят явно, но о них не рассказывают для всех.
Они насколько оригинальны, настолько и страшны.
Их будут скрывать всегда, даже тогда, когда о днях нынешней гражданской войны будут говорить только в прошедшем времени и бессмысленное, политиками спровоцированное противостояние, прекратится. Придут дни, когда смолкнут орудия, и тут же обязательно появятся фамилии бравых генералов-победителей, а несколько десятков отутюженных глянцевых героев, вкупе с военными стратегами новой формации будут давать интервью, рассказывая о собственных подвигах, смелости и отваге.
Но наряду с горем ни в чем не повинного народа обязательно останутся страницы событий, не заполненные вниманием. То, о чем не говорят, что прячут, что умалчивают или отмахиваются, как не о бывшем...
Проще всего искать виноватого, легче всего винить ближнего, как и беспроигрышно заниматься аналитическими раскладками, усевшись пред мигающим монитором компьютера. Тут тебе и стратегия, и тактика, и мурлыкающий рядом кот с ароматным запахом кофе из любимой чашки.
События складываются из мгновений, из частных разговоров, из конкретных маленьких дел, с того, что подумал, что решил, что сотворил именно в эту минуту. Минутки станут часами и сутками, разговоры превратятся в решения, а частички разнообразных дел обретут форму целенаправленно выполненной задачи.
Каждое из событий - сумма частностей, из которых некоторые не оглашаются, скрываются и имеют гриф: «Хоть бы никто не узнал!»
Вот о них, то бишь о «военных тайнах» и поговорим.
Батюшка и батя
В храме по вечерам тихо. Горит лишь одна лампадка у распятия, а в левом углу, где стоит поминальный стол, как всегда скребется церковная мышь, которую отец Федор, после долгих попыток ее извести, признал приходской тварью и приказал «не чипать». Так было всегда.
Последние четыре года батюшка каждый вечер объезжал на своей инвалидной коляске храм, прикладывался к иконам, наизусть вычитывая молитвы на сон грядущий. Дело в том, что он - почетный настоятель прихода, а службу правит и церковным хозяйством занимается уже молодой священник, воспитанник отца Федора. Годы служения у почетного настоятеля не простые были, многое пришлось за веру и верность претерпеть. На здоровье сказались времена, когда священника за человека не считали, издевались да преследовали. Хотя и сегодня правая рука у отца Федора былую силу и крепость помнит, а вот левая вкупе с ногой работать и ходить отказали.
Горевал священник изначально, что литургию служить полноценно не может, да прихожане успокоили своей нескончаемой чередой к исповеди да посоветоваться.
Все было бы к завершению жизненного пути отца Федора благополучно, размеренно и знакомо, да вот беда - война нагрянула. Устроил лукавый пляску в крае шахтерском, да не просто искушениями жизненными, а снарядами, бомбами, ракетами, блокпостами и рьяным озлоблением друг на друга.
Никогда, даже в мыслях, батюшка не допускал, что возможно такое горе, а оно пришло. Сокрушался изначально священник: «Как же так: в войну родился и в войну помирать придется?», а затем смирился, понял, что и этот крест перенести надобно. Не искал отец Федор виноватых, молился лишь об умиротворении, да чтобы Бог вразумил и тех, и этих.
Даже когда снаряды над храмом курсировать начали, когда сыпались стекла с окон соседних хат и домов, когда минометная мина взорвалась в церковном дворе, ранив церковного сторожа, и в его большом селе остались только сидящие по подвалам старики и старухи, священник о мире Бога просил, да о погибших молитвы возносил.
Вот и сегодня до обеда грохотало недалече, в стороне большой автотрассы. Затем стихло. Батюшка изначально даже приободрился немного, да вскоре понял, что не к добру эта тишина, когда с улицы ни звука. Даже собаки голоса не подавали и храмовая дверь за полдня так ни разу и не скрипнула.
— Господи, вот так к концу дней своих и узнаешь, что такое «зловещая тишина» и «давящая пустота», — подумал отец Федор, перекрестился да и поехал к себе келью, которая рядом с храмом в бывшей сторожке располагалась.
Не удалось священнику добраться до своего маленького домика. Гость помешал. Да еще какой! Таких на приходе отродясь не бывало.
Прямо у церковных ворот, прогрохотав гусеницами, подняв облако пыли, остановился военный бронетранспортер с двумя белыми полосками на броне.
— Украинская армия, - произнес про себя отец Федор, развернул коляску и покатил навстречу вылезавшему из военной черепахи офицеру. То, что это именно офицер, священник не сомневался, хотя на новых формах рассмотреть звездочки на погонах издали невозможно. Властность и начальственность сразу видна, да и немалые годы армейские себя выдают и манерой, и взглядом. Даже говорить ничего не надобно...
— И зачем же ты, воин, прикатил к храму на этой бесовской телеге? - начал с вопроса отец Федор и продолжил, — или свечку поставить, или молебен отслужить? Так в храм с оружием никак нельзя.
Офицер подошел к коляске священника и по-военному представился:
— Подполковник Сидорчук, — а затем сложил руки лодочкой, пригнул голову и добавил, — благословите, батюшка.
Отец Федор, сменив суровость взгляда на более ему присущий, осенил подполковника крестным знамением, но вопросы задавать продолжил:
— Так чего на ночь глядя прикатил? Какая нужда?
— Так просьба у меня, батюшка, — смиренно ответил офицер, — очень серьезная просьба. Помощь ваша необходима.
— Тогда пошли в келью - ответил священник, — или в храме поговорим?
— В храме тяжко будет об этом говорить, пойдемте к вам, — ответил подполковник.
— В келью, так в келью. И чайку попьем, к разговору он всегда надобен.
Пока отец Федор готовил чай, подполковник рассказывал.
— Я, отче, командую батальоном, причем батальоном срочников. Пацаны одни, по 18-19 г<