Ограничения «семьдесят учеников»
История об организации группы «Семидесяти учеников Сиона» и их деятельности в деле проповеди Евангелия тысячам жителей Чикаго, не посещающим церкви, не может не заинтересовать. Дела группы Семидесяти на городских улицах и в трущобах Чикаго отмечены многими людьми как яркий пример искупительной любви Христа.
Толчком к этому начавшемуся в 1898 году передовому движению в церкви «Скиния Сиона», по словам самого д-ра Доуи, послужила история о молодом человеке по имени Батч Хатчинс, опубликованная в чикагской прессе. Ему было около двадцати лет, но за ним уже числилось много преступлений, среди которых было убийство, совершенное им неподалеку от здания «Скинии Сиона» на Мичиган авеню. Молодой человек был направлен в тюрьму «Кук Кантри», и когда его приговорили к виселице, он воскликнул: «У меня не было другого выбора». Он родился в семье преступников.
Прочитав об этой истории, д-р Доуи взволнованно сказал: «Я слышу его возглас. Он жил в нескольких метрах от моего дома, и я ни разу не дал ему выбора. Такое больше никто не скажет в Чикаго». На той же неделе Доуи стал посылать семьдесят учеников проповедовать людям, начиная с того места, где бедняга Хатчинс совершил убийство.
В воскресенье, 18 сентября 1898 года, «Семьдесят учеников Сиона» были организованы как группа. Посылая «Семьдесят учеников» на служение, д-р Доуи прочитал десятую главу Евангелия от Луки и сказал:
«Долгие годы нашим великим желанием было увидеть рождение этого движения. Подготовив к служению несколько сотен Божьих детей, мы с радостью посылаем их по двое на каждую улицу Чикаго, зная, что Господь хочет прийти на каждую улицу и войти в каждый дом нашего города. Мы не бездействовали, но с нетерпением ожидали дня, когда церковь направит своих служителей на совершение этого дела. Люди, служащие на этом поприще, должны быть призванными Богом, избранными и верными... Вы не должны обращать внимание на свою слабость, недостаток знаний или возможные неудачи. Смотрите на Иисуса, совершая каждый шаг на своем пути... Вы не найдете такого дома, такой земли, пыльной улицы, крутой лестницы, такого чердака или подвала, где бы рядом с вами не было Иисуса.
Вы свидетели того, что Бог совершает в нашей Христианской Вселенской церкви. Несите нашему народу Евангелие в фактах — не Евангелие девятнадцати-вековой давности, но живые свидетельства о том, что происходит в нашем городе и в нашей стране. Дух Божий научит вас терпеливо слушать людей и с любовью отвечать им, проявляя благоразумие, сочувствие и нежность. Помните, что вы поступаете учтиво и правильно, когда терпеливо слушаете говорящего, и что бы ни происходило в вашем сердце, в нем не должно быть места враждебному отношению к людям. Берите с собой святой огонь Божьей любви, и в дома, где царит мрак нищеты, грехи и болезни, несите с собой воду живую. Верите с собой живой хлеб, несите с собой живое Евангелие живого Бога, и .множество народа поднимется и благословит вас
Вручайте людям свое короткое послание со словами: «Мир дому сему», — и если вам ответят: «Спасибо», — скажите: «Можно ли мне войти? Позвольте мне рассказать вам об Иисусе». Если вам позволят войти — входите, а если перед вами закроют дверь — уходите, но не забудьте вернуться туда опять. Всегда возвращайтесь, независимо от того, прогнали вас или нет. Я поручаю вам пред Богом быть верными своему делу «до смерти». Я поручаю вам через покаяние приводить неспасенных к вере в Бот, к надежде и любви по благодати Божьей, к их Небесному Отцу, чтобы они могли получить благословение вечной жизни. Я поручаю вам нести больным слово: «Я Господь, исцеляющий Тебя» — слово Того, Кто есть Воскресение и Жизнь, и побуждать людей познавать, что в Нем они найдут спасение, исцеление, святость и вечную жизнь. И да пребудет с вами Бог!»
Таким было поручение, данное армии, состоявшей из шести групп «Семидесяти учеников Сиона», организованной в тот день и посланной нести Евангелие в дома жителей города Чикаго, разбитого на районы так, чтобы каждого человека посетили двое из «Семидесяти учеников» в течение недели. Численность группы «Семидесяти учеников Сиона» вскоре возросла до трех тысяч мужчин и женщин, которые каждую неделю посвящали часть своего свободного времени активному евангельскому служению от дома к дому. Они раздали миллионы евангельских трактатов, а газета «Листья исцеления» стала очень популярной. В результате работы «Семидесяти учеников Сиона», многие люди стали приходить на собрания, чтобы послушать проповедь Евангелия. В течение нескольких лет жизнь каждого жителя Чикаго была затронута этим служением. Во многих частях города стали проводиться молитвенные собрания, открывались дочерние церкви. Очень скоро такие же дочерние церкви открылись в Цинциннати, Кливленде, Филадельфии, Нью-Йорке и других больших и маленьких центрах по всем Соединенным Штатам. Вскоре проповедь Полного Евангелия достигла других стран, и дочерние церкви появились в Европе, Австралии, Южной Африке, Англии и Шотландии.
Глава 23
Священная война
С организацией Христианской Вселенской церкви «Скиния Сиона» переживает период удивительного расцвета. По истечении шестимесячной аренды огромного чикагского , зрительного зала д-р Доуи приобрел здание, известное под названием Святого Павла, на Мичиган авеню, 16. Полностью отремонтированное и переоборудованное, оно вмещало более трех тысяч человек. Доуи также арендовал большой дом под офис на углу 12-ой улицы и Мичиган авеню напротив иллинойской центральной железнодорожной станции (это здание сохранилось до сих пор), где разместились служебные и жилые помещения. Здесь также находили приют страждущие люди, которые ехали в Чикаго со всей Америки, чтобы получить исцеление.
Период с 1896 по 1900 годы можно с полным правом на звать золотым веком церкви «Скиния Сиона». Христианская Вселенская церковь переживала феноменальный рост — у нее появились десятки тысяч приверженцев. Это относительно спокойное время для Доуи, планировавшего строительство города, закончилось осенью 1899 года, когда он I внезапно объявил трехмесячную Священную войну. В большинстве случаев это была настоящая война. Главный настоятель, как его теперь называли, имел все основания для призыва к Священной войне. Одним из них, малоизвестным в то время, стало следующее событие.
На третьей неделе Священной войны студенты медицинского колледжа, узнав, что Доуи собирается произнести проповедь на тему «Врачи, наркотики и демоны», подняли настоящий бунт в «Скинии Сиона». Вероятно, им очень не понравилось название предстоящего выступления. В своей передовой статье, которая появилась 21 октября 1899 года, д-р Доуи рассказывает об этом инциденте:
«Мы, в полном смысле этого слова, вызвали огонь на себя: врачи всего города, финансирующие прессу, посовещались и решили остановить поднимающуюся общественную волну с помощью самых позорных и бесчестных методов в надежде, что бесчинства и беспорядки смогут серьезно навредить или уничтожить нас. При полной осведомленности и с согласия профессуры некоторых медицинских колледжей были развешены листовки, призывающие студентов к мятежу. Ниже мы приводим текст одной из них, напечатанные в газете «Чикаго Трибун» от 19 октября. Эта листовка была вывешена в медицинском колледже Раш.
«Всем студентам колледжа Раш просьба встретиться в среду вечером, 18 октября, на углу улиц Гаррисон и Вуд, чтобы присутствовать на лекции д-ра (?) Доуи, которая состоится в зале на углу улиц Медисон и Полина в 19.15. Тема лекции: «Врачи, лекарства (наркотики) и демоны». Мы хотим устроить ему горячий прием.
Приказ комитета.
Примечание: явка всех студентов обязательна».
Прочитав такие объявления, студенты этого и других медицинских учебных заведений в течение нескольких дней были заняты изготовлением сероводорода, бисульфат углерода и других дурно пахнущих химических соединений. Они собрались задолго до назначенного часа и, как только были открыты двери для посетителей, буквально оккупировали «Скинию Сиона». Таким образом, все здание, за исключением какой-то сотни мест, было заполнено толпой орущих хулиганов из числа медицинских студентов.
Еще две тысячи находились снаружи, но, если верить газете «Чикаго Трибун», то у стен Скинии собралось около трех тысяч студентов. Их непрекращающиеся крики привлекли огромные толпы прохожих, и, когда мы подъехали к входу в 19.30, на улицах было не меньше шести-семи тысяч человек.
Сдерживая натиск толпы, лейтенант О'Хара с большим отрядом полицейских из 28-го отделения делал все возможное, чтобы проход к Скинии оставался свободным. Как только мы вышли из экипажа, на нас посыпались проклятия и полетели бутылки с мерзкой жидкостью. К счастью, ни одна из них не попала в нас. Всю дорогу до входа в Скинию нас сопровождали оскорбительные насмешки оголтелой толпы студентов, чьи карманы были набиты ядовитыми химикатами, а сердца переполнены лютой ненавистью и желанием разрушать.
Но Бог даровал нам блестящую победу. Мы говорили в течение двух часов и, несмотря на неоднократные попытки прервать нас, не потеряли и пяти минут. Бог заставил этих молодых людей слушать Свое слово и нашу разоблачительную речь, в которой мы доказали научную несостоятельность фармакологии и медицины. Затем с кратким словом выступили старейшина Мейсон и настоятель Пайпер, и слушатели спокойно разошлись.
Но в продолжение нашего двухчасового выступления бушующие страсти на улице достигли наивысшего накала. Пронзительные вопли студентов, прерываемые звоном разбитых стекол во многочисленных окнах Скинии, делали Священную войну реальностью.
И тем не менее, за все годы нашего служения мы не испытывали такой радости, к которой, однако, примешивалось чувство искреннего сожаления о тех, кто выполнял работу дьявола. Вне всякого сомнения, каша лекция была подтверждена убедительными фактами, которые все присутствующие имели возможность не только увидеть и услышать, но даже понюхать. Все наши доводы даже наполовину не могли быть более убедительны, чем те, которые использовали эти глупые доктора и студенты. Не выдержав зловония своих собственных «аргументов», эти .молодые люди, прижав носовые платки к лицу, вынуждены были поспешно покинуть здание Скинии, чтобы не задохнуться от омерзительного запаха жидкости, которую они специально разлили по всему полу. Дьявольский дух внутри них проявился через богохульные выкрики и глупые действия.
А в это время на улице полицейские, число которых после прибытия подкрепления выросло до сотни, под командованием офицеров разгоняли толпу, орудуя направо и налево дубинками. Когда сопротивление начинающих докторов при поддержке некоторых профессоров достигло кульминационной точки, были вызваны полицейские кареты со всех районов западной части города. Многих бунтовщиков арестовали, затолкали в фургоны и отвезли в полицейский участок. Когда мы вышли из Скинии, на улицах было не менее двадцати тысяч человек. Но никогда еще милость и защита нашего Бога не проявлялась так сильно, как во время этого инцидента: никто из нас, насколько мне известно, не получил ни малейшей царапины. Полиция с трудом прокладывала для нас путь через толпу к экипажу. Карета, полная дюжих полицейских, сопровождала нас до улицы Джексона, где начинается мост через реку Чикаго.
* * *
На следующий день во всех газетах были помешены фотографии и статьи, посвященные этим событиям. Студенты зашли слишком далеко, и своими действиями вызвали возмущение общественности. Через несколько дней была предпринята очередная попытка организовать такой же мятеж, но он был подавлен в зародыше, а все его участники и организаторы были отправлены в тюрьму. Инспектор Джон Д. Ши выступил с заявлением, что любая подобная провокация будет сурово пресечена. В частности, он сказал: «Если эти будущие доктора не будут вести себя достойным образом, то все они — мне нее равно сколько — будут арестованы и заключены в тюрьму. Им не удастся отделаться так легко, как в прошлый раз».
Священная война продолжалась. И хотя в самом Чикаго больше не было попыток мятежа, через неделю было совершено покушение на д-ра Доуи в Хаммонде, расположенном к югу от Чикаго. Будучи уверенными, что любая попытка организовать и привести в исполнение убийство Доуи будет немедленно предотвращена чикагской полицией, его враги выбрали полем своей преступной деятельности маленькие городки, жизнь которых контролировалась местными политиканами, а силы полиции были малочисленны. В еженедельнике «Листья исцеления» за 4 ноября 1899 года была напечатана статья о том, как в городке Хаммонд оголтелая толпа пыталась расправиться с д-ром Доуи.