Ставя первое на первое место
Годы с 1972 по 1978 были борьбой для меня и Мелвы, когда мы неистово меняли местами наши приоритеты и корректировали невероятно плотное расписание. Словно для нашей полной занятости нам было мало тысячи молодых людей в нашей молодежной группе в Баптистской Церкви Беверли Хиллз, Мелва еще проезжала около 40 миль в один конец, чтобы трудиться над степенью магистра в Государственном Северо-Техасском университете в Дентоне, в то время как я ездил на машине почти 40 миль до Юго-Западной Баптистской теологической семинарии в Форт Уорте с целью получить степень магистра. Именно в те годы, один за другим, родились трое наших детей. Наши друзья, по всей вероятности, говорили о моей жене как о "святой Мелве". Она вызывала изумление. Но я не соответствовал меркам мужа Божьего, каким хотел быть.
Что беспокоило меня? Помазанное присутствие Бога, казалось, явно уменьшалось в моей жизни. Почему? Потому что я не поднимался рано, день за днем, чтобы поклоняться моему Отцу, молясь и получая от Него все необходимое для меня.
Я не начинал каждый день, вступая в Божье присутствие с благодарением и в Его дворы - с хвалой.
Я беззаботно пренебрегал Божьими безмерно великими и драгоценными обетованиями, посредством которых мы являемся причастниками божественного естества (см. 2 Пет. 1:4). Я не всегда позволял Ему быть моей праведностью, освящающим меня, моим миром, целителем, кормильцем, знаменем, Пастырем и преизбыточествующим, присутствующим во мне. Поэтому я часто употреблял Его имя напрасно.
Из-за того, что я не направил руль своей жизни (свой язык) на Божьи приоритеты для моей жизни, ежедневно провозглашая: "Да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя во мне, моей семье, моей церкви и моей стране", большую часть времени мои приоритеты оказывались вывернутыми наизнанку. С деньгами было туго, поэтому мы едва-едва выкарабкивались каждый месяц. Мы давали десятину и пожертвования, но из-за того что я не молился конкретно и упорно каждый день: "Хлеб наш насущный дай нам на сей день", мы не процветали во многих сферах.
Более того, из-за моих недостатков и провалов, у меня время от времени возникала проблема в том, чтобы чувствовать себя "принятым в Возлюбленном" (Еф. 1:6). Я постоянно просил Бога простить меня за то, в чем покаялся задолго до этого, забывая, что я уже очищен от своих старых грехов (2 Пет. 1:9). Иногда у меня было такое впечатление, будто я нахожусь у Бога на испытаниях и что однажды, если я стану достаточно хорошим, Он примет меня.
Годами я совершал "протестантское покаяние". В Римской католической церкви человек совершает покаяние путем повторения предписанного действия определенное число раз, чтобы показать сожаление о грехе и довести себя до такого состояния, в котором он чувствует себя прощенным. Но в протестантских церквах мы не делаем этого (видите ли, мы более "духовные"). Вместо этого, когда мы делаем что-то не так, мы проводим две недели, а то и два десятилетия, ругая самих себя. Прав ли я? Это - "протестантское" покаяние. Но в действительности Бог простил нас в ту самую минуту, когда мы исповедовали Ему свою ошибку.
Я не поднимался каждое утро и не говорил: "Я исповедую Тебе, Господи, каждый известный мне грех и даже те грехи, о которых не знаю, совершал ли я их. Я соглашаюсь с тем, что Ты простил меня. Я также настраиваю свою волю прощать тех, кто согрешает против меня". Поэтому потребовалось много времени на то, чтобы истина осенила меня: умоляя Бога снова и снова простить конкретный грех или промах, я вспоминал то, что Бог уже забыл.
Я боролся со страхом и депрессией, но чаще всего я проигрывал. Как же я мог ожидать победы над хитрым, хорошо вооруженным врагом, когда не носил всеоружия и не знал, как эффективно размахивать духовным мечом или умело применять щит веры, чтобы отражать его безжалостные атаки?
Как же я могу подвизаться добрым подвигом веры, когда ежедневно не молился на своем молитвенном языке и постоянно не пребывал в молитвенном состоянии?
Хвала не проистекала из моего духа к Богу постоянно. Я не знал, что могу облечься в одежду прославления (теилла) вместо унылого духа, исполняя песни хвалы Богу (Ис. 61:3).
И в моем духе еще не утвердилась истина о том, что Бог, мой Отец, сделал меня участником в Его Царстве, силе и славе.
Но с 1978 года, когда Святой Дух открыл мне, что "Отче наш" является планом молитвы, я вступал в присутствие Иисуса каждый день. А что же я получил взамен?
Обетования
Каждый день своей жизни я благодарю Бога за то, что из-за пролитой Крови Иисуса я могу называть Его Отцом. Я хвалю Его славные имена, принимаю Его мощные обетования и стремлюсь святить Его имя своим образом жизни.
Приоритеты
Хотя сейчас я занят больше, чем когда-либо прежде, я наслаждаюсь миром внутри меня, в моем доме и в моей церкви. Почему? Потому что ежедневно я молюсь за себя, свою семью, свою церковь и свою страну, провозглашая, чтобы Божьи приоритеты упорядочились в этих областях. Я смело заявляю, что Божья праведность, радость и мир обязательно придут и что Его воля исполнится.
Обеспечение
Я больше не управляем беспокойством, не являюсь жертвой обстоятельств, вызывающих разочарование. Наоборот, я учусь испытывать на себе обильное обеспечение Иегова-Ире, Того, Кто видит наши нужды заранее и обеспечивает все для их обеспечения, потому что я не воспринимаю Божьи благословения как само по себе разумеющееся. Каждый день в молитве я настраиваю свою волю на то, чтобы сделать Божье Царство моим приоритетом, и тогда я промаливаю свои нужды, взывая к Богу и получая Божье обещанное обеспечение, и каждый день Он дает мне мой насущный хлеб. Вы тоже можете переживать все больше и больше свободы от всякого расстройства, правильно устанавливая свои приоритеты.
Если насущный хлеб является постоянной борьбой для вас, не волнуйтесь и не переживайте об этом. Бог дал мне лично обетование, которым вы тоже можете воспользоваться: "В тот день, когда ты ответишь на призыв молиться, Я начну восполнять твои нужды".
Люди
Если вас мучает чувство вины или проблемы во взаимоотношениях с людьми, помните: вы должны прощать. Это не происходит просто автоматически. Каждый день нам нужно прощать наших должников, прежде чем мы сможем получить Божье омовение и очищение и затем настроить свою волю прощать тех, кто может причинить нам боль в этот день. В то время как мы учимся прощать и отпускать наших обидчиков и обиды в руки Бога, мы становимся кандидатами для сверхъестественного в нашей жизни.
Сила
Если вы хотите прекратить позволять дьяволу пинать вас, если вы хотите для разнообразия оставить его сидеть в грязи, то вы должны научиться облекаться во всеоружие Божье каждый день и молиться о защитной ограде вокруг вас самих, ваших близких и всего, что у вас есть. Научитесь побеждать сатану на месте молитвы, Кровью Агнца и словом вашего свидетельства, потому что если вы не сделаете этого, он победит вас.
Это лишь некоторые блага, которые явились мне, с тех пор как я научился отдавать приоритет молитве в своей повседневной жизни. Эти блага могут быть и вашими. Слово Божье делает все безошибочно простым. Если нам надлежит занять свои места в качестве участников в Божьем Царстве, силе и славе, то мы должны ответить на призыв молиться!
Подумайте о следующем: если Иисусу было необходимо молиться каждый день, то насколько больше мы должны делать это! Теперь, для того чтобы засвидетельствовать важность молитвы в жизни нашего Господа, я хочу, чтобы вы остановились всего лишь на мгновение и поразмыслили вместе со мной об одном дне в Его жизни. Марк, в первой главе своего Евангелия, описывает такой день.
Пройдя по берегу моря Галилейского и позвав Петра, Андрея, Иакова и Иоанна последовать за Ним и стать ловцами человеков, Иисус отправился в синагогу в Капернауме. Там Он учил людей и, подводя заключение Своему посланию, изгнал нечистого духа из одного человека, нарушив порядок служения.
Затем Он пошел домой к Петру и Андрею и исцелил тещу Симона Петра от горячки. В тот вечер, когда зашло солнце, весь город собрался у дверей дома Петра. Они привели к Иисусу всех, кто был болен или одержим бесами, и Он исцелил их.
Вы можете себе представить, насколько изможденным, должно быть, был Иисус, когда Он наконец приклонил к подушке Свою голову и погрузился в сон? Но посмотрите на следующий стих в Марка 1:35: "А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился".
Этот образ действий проходит через все служение Христа. Воистину, на месте молитвы Иисус находил силу и руководство, необходимые Ему для исполнения воли Его Отца каждый день. Он был Сыном Божьим и все же Он молился. Иисус был самым занятым, самым важным человеком, Который когда-либо ходил по лицу этой земли, однако молитва была центром Его жизни.
Не пора ли вам заключить соглашение с Господом встречаться с Ним каждый день на месте молитвы? Еели вы остановитесь на раннем утреннем часе, то заведите будильник. Когда он зазвенит, не выключайте его, не переворачивайтесь на другой бок и не бубните себе под нос все причины, по которым вам еще нужен отдых. Если вы сделаете это, то через несколько дней вы даже не услышите звонка. Вместо этого, когда наступит время молиться, выкатывайтесь из кровати и одевайтесь. Если ваш утренний кофе или завтрак перед молитвой помогут вам проснуться и сосредоточиться на том, что вы делаете, тогда эти дополнительные минуты на кухне будут потрачены не зря.
Для того чтобы развить эффективную молитвенную жизнь, вы должны победить следующих трех врагов молитвы: помехи, сонливость и блуждающие мысли. Поэтому давайте научимся сию минуту атаковать и поражать этих врагов.
Помехи
Телефон и дверной звонок могут стать ужасными врагами верующего, стремящегося развить дисциплину молитвы. Вот почему многие занятые люди предпочитают молиться рано утром, перед тем как могут возникнуть эти помехи. У псалмиста Давида не было ни телефона, ни дверного звонка, но у него было по крайней мере восемь жен, десять наложниц, двадцать два ребенка и царство, которым нужно было управлять. Неудивительно, что один из молитвенных часов Давида начинался ранним утром. Давид говорил: "Господи! рано услышь голос мой, - рано предстану пред Тобою, и буду ожидать" (Пс. 5:4).
С другой стороны, Сюзанна Весли, мать девятнадцати детей (двое из которых были Джон и Чарльз, основавшие методистское движение), выбирала промежуток от одного до двух часов дня для личного времени с Господом. Каждый день, в час дня, Сюзанна Весли закрывала дверь своей спальни, склоняла колени у кровати, выкладывала перед собой открытую Библию и разговаривала с Богом.
Только подумайте! Во времена Сюзанны не было супермаркетов, начальных школ, универмагов, ресторанов Макдоналдс, прачечных и сушилок или современного кухонного оборудования. Этой женщине, которая также являлась женой проповедника, приходилось шить одежду на семью и стирать руками, наводить порядок, готовить и обучать дома всех этих детей, и все же она каждый день выделяла время для одного часа общения с Богом. Как бы вам понравилась попытка объяснить Сюзане Весли, почему вы не можете найти время молиться?
Возможно, вы говорите: "Лэрри, у меня просто не получится иметь время для молитвы ранним утром". Понимаю. Многие люди, служители в том числе, не ложатся спать до наступления полуночи. Поэтому я не пытаюсь принудить вас выбрать ранний утренний час для молитвы, даже если это для меня лично может подходить лучше всего. Нет ничего святого в четырех часах утра. Важно, чтобы вы выбрали наилучшее время для вас и начали молиться один час каждый день.
Научитесь быть в одном течении со Святым Духом. Например, ваши часы, возможно, заведены на 5.30 утра, но Святой Дух Божий может разбудить вас в 3.30 и сказать: "Пора молиться". Или ваше обычное молитвенное время может быть в 8 часов вечера. Если в 6.40 в тот вечер вы почувствуете, как Дух Божий возбуждает ваш дух и зовет вас молиться, слушайтесь Его подсказки. Не будьте привязаны к часам - наоборот, будьте послушны Духу.
Поймите, молитва - это не просто один час в день. Час в день важен, только если он развивает в нас состояние молитвы на целый день. Иисус двигался и служил в духе молитвы, потому что молитва занимала намного большее место в Его жизни и служении, чем просто один уединенный час перед рассветом. Вот что должно произойти в наших жизнях, если нам надлежит стать победоносными воинами вместо изможденных поклонников. Павел подытожил это для нас, сказав: "Ибо мы Им живем и движемся и существуем" (Деян. 17:28). Вот так, мои друзья. Вот секрет. Да поможет нам Бог не останавливаться ни на чем меньшем.
Выберите ли вы утро, день или вечер в качестве вашего молитвенного времени, важно, чтобы у вас было установленное время и место для молитвы. Иисус, обучая Своих учеников молиться, давал инструкции: "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне" (Мат. 6:6). Это значит, что вам нужно выбрать тихое, уединенное место для того, чтобы молиться и встречаться с Богом каждый день. Вам не нужно шикарное место - просто стул, у которого вы можете преклонить колени. А наличие установленного времени и места для молитвы поможет вам победить помехи.
Сонливость
Как могут верующие поразить врага "сонливость", когда они молятся? Некоторые из первых методистских лидеров Джона Весли, решительно настроенные на преодоление этой проблемы, буквально обмакивали полотенца в холодную воду, обматывали их вокруг головы и начинали молиться! Это - не метод, который предпочел бы я, но, без сомнения, я восхищаюсь их упорством. Если вы ловите себя на том, что погружаетесь в сон каждый раз, когда склоняете колени, укладываете голову на руку и закрываете глаза, чтобы молиться, то почему бы не попробовать делать это сидя или стоя?
Или почему бы не попробовать ходить, когда вы молитесь? Уберите с дороги стул или стол и прогуливайтесь туда и обратно по комнате или взад и вперед по коридору. Вы быстро привыкните к "тропе". Тогда вы сможете сосредоточиться исключительно на молитве и поразите врага под названием "сонливость".
Блуждающие мысли
Если ваши мысли блуждают и вам трудно сосредоточиться, когда вы молитесь, победите этого врага, молясь вслух, а не молча. Выражение ваших мыслей словами и молитва вслух помогает вам сконцентрировать ваш ум на том, что вы делаете. Возможно, это - одна из причин, по которой Иисус заповедовал: "Когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах!" (Лук. 11:2).
Как только вы научитесь побеждать помехи, сонливость и блуждающие мысли, то всего лишь за короткое время ваше желание молиться созреет в дисциплину молиться. И в то время, как вы будете дисциплинировать себя в молитве, эта дисциплина преобразится в святое удовольствие.
Не волнуйтесь, если несколько дней, когда вы молитесь, вы не проливаете слез и чувствуете ноль эмоций. Те часы, когда вы меньше всего чувствуете подъем молиться, могут быть именно теми часами, когда вам больше всего нужно молиться. Кроме всего прочего, Бог движим не столько вашими эмоциями, сколько Своим Словом и вашим послушанием и упорством.
Всегда будьте чувствительными к Святому Духу и молитесь над каждой просьбой в той манере, какой направляет Он, ибо Бог послал Свой Дух, чтобы Он прибегал вам на помощь в молитве и молил от вашего имени со стенаниями, слишком глубокими для изречения (Рим. 8:26). Научитесь быть чувствительными, применяя ваш молитвенный язык, молясь в Духе и прислушиваясь к подсказкам Святого Духа. Временами Дух побудит вас взять стихи Писания и превратить их в прошения или смелые провозглашения вашей веры. В других случаях окажется так, что вы будете плакать и испытывать родовые муки из-за неотложной нужды. Иногда вы вознесетесь в пении, полном поклонения. Или смех, когда Божий мир и радость хлынут в ваше сердце. Не пытайтесь сделать два любых молитвенных часа одинаковыми. Следуйте за легкими подталкиваниями и интенсивными воздействиями всезнающего Святого Духа, потому что Его выбор и руководство никогда не бывают ошибочными. Будьте податливыми. Будьте послушными. Не печальте кроткий Святой Дух, настаивая на своем.
Пастор Б. Дж. Виллхайт, наш молитвенный служитель в "Церкви на Скале", который на протяжении более 30 лет встает рано утром для общения с Богом, объясняет молитву так: "В некоторые дни вы роете ямы. В другие дни вы вкапываете в них столбы. В следующие вы натягиваете провода. А затем в один день электрическая цепь доделана, и вы включаете ток!"
Бог, ваш Отец, дает это обещание: "Когда вы ответите на призыв молиться, Я начну восполнять все ваши нужды". Так что? Вы готовы каждый день назначать встречу с Богом, чтобы искать Его лица в молитве? Только лишь назовите время и место. Он не опоздает.
Глава 19