X. Одухотворение (из св. Григория Нисского)
Выписка из: Слово в День светов, в который крестился Господь наш, св. Григория Нисского // Христианское Чтение. 1841. T. 1.
С. 8-13.
<Ш.> Выбранные места из творений
Святых Отцов и Учителей Церкви
Выписка <41> Об утратах (Из Златоуста) впервые напечатана в анонимной статье «Н. В. Гоголь в его отношениях к М. П. Погодину» в петербургской газете «Русская Жизнь» (1892. № 64) вместе с письмом Гоголя к М. П. Погодину от 20 декабря (н. ст.) 1844 г., к которому была приложена. Выписка <53> О почитании Святых (Из частного письма протоиерея Сабинина) впервые опубликована Н. И. Петровым в его статье «Новые материалы для изучения религиозно-нравственных воззрений Н. В. Гоголя» (Труды Киевской духовной академии. 1902. № 6). Здесь же было дано описание сборника и указано более чем две трети источников гоголевских выписок. Еще несколько источников было установлено священником Космой Петрушевским (Выписки Н. В. Гоголя из творений Свв. Отец и из сочинений духовных писателей как материал для определения его религиозно-нравственных воззрений. Курсовое сочинение студента IV курса Киевской духовной академии, священника Космы Петрушевского. <1911> // НБУ. Ф. Дис. 2165). Фрагмент «О слове» и отрывок «И ты, когда увидишь...» выписки 27. Разные изречения из Иоанна Златоуста и отдельные фрагменты выписок <5> О почитании священника, хотя бы и погрешающего (Св. Иоанна Златоуста), <42> О Божестве миротворцев (Св. Григория Нисского) впервые напечатаны в коммент, в кн.: Гоголъ Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями. М., 1990; выписки 6. О Литургии (Иеремии, Патриарха Константинопольского), 20. Мария как преобразовательница верховная смирения (Преосвященного Владимира), <29> О иконоборстве', отдельные фрагменты выписок 22. О Святых и Непорочных Таинствах Господних (Свят. Иоанна Дамаскина), 24. О Русской Церкви <Иоанна Яхонтова>, 27. Разные изречения из Иоанна Златоуста («Ты христианин для того...»; «К праведникам везде Господь строг...»), <30> Некоторые мысли Георгия (Затворника Задонского Богородицкого монастыря) и <39> Приготовление к исповеди и причащению — в коммент, в кн.: Гоголъ Н. В. Духовная проза. М., 1992. Остальные выписки впервые напечатаны в изд.: Гоголъ Н. В. Собр. соч.: В 9 т. М., 1994. Т. 8.
Автограф сборника в полном объеме до нас не дошел. Оригинал рукописи хранился некоторое время после смерти писателя у его сестры Ольги Васильевны Гоголь (в замужестве Головня), а впоследствии взят был у нее П. А. Кулишом вместе с другими материалами (пометы П. А. Кулиша имелись также на титульном листе сборника Гоголя «Из книги: Лествица, возводящая на небо»; см. коммент, к трактату <О гневе и безгневии> в т. 6 наст. изд.). Дальнейшая судьба гоголевского автографа неизвестна. В гоголевском фонде Отдела рукописей Института литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины сохранилось лишь пять отдельных автографов
Гоголя, соответствующих 40-44-й выпискам утраченного сборника и, возможно, либо представляющих собой его фрагмент, либо отражающих подготовительный этап работы над его составлением: «Знаменование воды в Св. Писании св. Кирилла, архиепископа Александрийского», «Об утратах (из Златоуста)», «О блаженстве миротворцев, св. Григория Нисского», «О стыде», «Послание к князю Антиоху о некоторых местах Божественного Писания св. Афанасия Александрийского» (см.: Пупвник по фондах вщдыу рукопиав 1нституту л1тератури / Нацюнальна Академ1я наук Укра’ши. 1нсти- тут лиератури 1м. Т. Г. Шевченка НАН УкраТни. КиТв, 1999. С. 101). В настоящем издании тексты этих пяти выписок (пятая не полностью, до слов: «...но веруй в Отца и не исследуй вещи...») печатаются по указанному автографу (Ф. 17. № 5. 7 л. (последние три листа остались незаполненными; размер 15,8 х 21,8); текст к публикации подготовлен доктором филологических наук, профессором Института литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины П. В. Михедом.
О. В. Головня, прежде чем передать сборник П. А. Кулишу, предусмотрительно сняла точную копию, которую передала через
B. А. Чаговца на Гоголевскую выставку, устроенную в 1902 г. в Киеве Обществом Нестора-Летописца. С выставки эта копия была передана сначала профессору Киевской духовной академии В. 3. Завит- невичу, затем профессору Н. И. Петрову и впоследствии хранилась в Церковно-археологическом музее при той же академии, где в 1911 г. к ней обращался студент IV курса академии иерей Косма Петрушев- ский в работе над курсовым сочинением, посвященным изучению религиозно-нравственных воззрений Гоголя (см.: Чаговец В. На родине Гоголя. (Реликвии) // Киевская Газета. 1901. 21 октября. № 291.
C. 4; Петров Н. И. Новые материалы для изучения религиознонравственных воззрений Н. В. Гоголя. С. 3; Чаговец В. А. На родине Гоголя // Памяти Гоголя. Киев. 1902. Отд. 5. С. 36; Чаговец В. А. Гоголевская выставка (каталог) // Там же. С. 45; Петрушевский К, иерей. Выписки Н. В. Гоголя из творений Свв. Отец и из сочинений духовных писателей как материал для определения его религиознонравственных воззрений. С. 10-11; Лебедев А. Рукописи Церковноархеологического музея Императорской Киевской духовной академии. Саратов, 1916. Т. 1. С. 427). В настоящее время эта рукопись также утрачена. В Институте рукописи Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского НАН Украины (Киев) хранятся два списка гоголевского сборника, восходящие к копии О. В. Головни. Один список был сделан в 1911 г. отцом К. Петрушевским и приложен к его курсовому сочинению (с отдельной пагинацией): «Приложение. Точная копия сборника выписок из творений Свв. Отцов и Учителей Православной Церкви, составленного Н. В. Гоголем». Вторая копия снята со списка отца К. Петрушевского. Она была сделана в 1916 г. писцом и сверена с источником А. С. Грузинским для библиотеки Нежинского историко-филологического института кн. Безбородко: «Н. В. Гоголь. Выбранные места из творений
Св. Отцов и духовных писателей. Копия сборника, принадлежащего Киевскому Церковно-археологическому музею при Императорской духовной академии». Этот список сопровожден послесловием
А. С. Грузинского: «Собственноручные выписки Гоголя из творений Св. Отцов и духовных писателей, по-видимому, исчезнули безвозвратно. Приходится поэтому довольствоваться списком, сделанным его сестрою (О. В. Головня). Этот список в смысле точности текста далеко, по-видимому, отступает от своего оригинала. Еще более искаженным является список отца К. Петрушевского, с которого сделана настоящая копия, проверенная именно по этому последнему списку. Многие места оказались весьма испорченными. Такова судьба и многих других произведений Гоголя. Восстановление подлинного текста могло быть сделано при помощи сравнения с печатными источниками, но разыскание их чрезвычайно затруднительно. Кроме того, некоторые места заимствованы из частных рукописей (напр., писем и т. п.). Кроме того, в некоторых местах заметно отражение оригинальных воззрений автора сборника. Детальное изучение состава этого произведения может открыть некоторые новые страницы в гоголевском литературном наследии». Очевидно, что А. С. Грузинскому не были известны работы Н. И. Петрова и отца К. Петрушевского. Текстологический анализ также показывает, что снятая им копия восходит к какому-то другому списку отца К. Петрушевского (не тому, что приложен к его курсовому сочинению). В настоящем издании текст гоголевского сборника составлен на основании сличения обоих дошедших до нас списков и сверки с печатными источниками. Сборник публикуется под тем заглавием, с которым он был представлен в 1902 г. на Гоголевской выставке (это заглавие повторяет и отец К. Петрушевский в своем курсовом сочинении).
Осенью 1843 г. в Дюссельдорфе Гоголь познакомился с «Христианским Чтением» за этот год (см. коммент, к его записной книжке 1841-1846 гг.). 5 октября (н. ст.) 1843 г. он писал Н. М. Языкову: «Я никогда не думал, чтобы наше “Христианское Чтение” было так интересно: там не только прекрасные переводы всех почти Отцов Церкви, не только много драгоценных отрывков из рассеянных летописей первоначальных христиан, но есть много оригинальных статей, неизвестно кому принадлежащих, очень замечательных». В этом же письме он просит Н. М. Языкова выслать ему «Христианское Чтение» за 1842 г. Вероятно, этот годовой выпуск журнала Гоголь нашел с переездом в ноябре 1843 г. в Ниццу у Виельгорских, у которых прожил зиму 1843/44 г. на правах члена семьи. 15 февраля (н. ст.) 1844 г. он пишет Н. М. Языкову: «О “Христианском Чтении” не заботься...» Из «Христианского Чтения» за 1842 г. Гоголь сделал большинство своих выписок. Тогда же он вновь обратился и к «Христианскому Чтению» за 1843 г., из которого также сделал несколько выписок. В Ницце Гоголем, очевидно, было составлено 49 из 55 выписок его сборника. Выписку <50> Изречения из св. Иоанна Златоуста Гоголь сделал из «Бесед св. Иоанна Златоустого на св. евангелиста Матфея»
(М-> 1839. Т. 1-3), о присылке которых просил Н. М. Языкова в письме от 2 апреля (н. ст.) 1844 г. Завершен сборник осенью 1844 г. во Франкфурте, где Гоголь получил привезенные для него графиней Д К. Виельгорской тома «Христианского Чтения» за 1840 г. (см. коммент, к выписке <54> Мысли). Там же, вероятно, была составлена и последняя <55> выписка. В сборнике нет уже извлечений ни из двух «последних» томов сочинений святителя Тихона Задонского, ни из «Христианского Чтения» за 1844 г., о получении которых Гоголь извещал А. О. Смирнову в письме от 2 апреля (н. ст.) 1845 г.
Сборник «Выбранные места из творений Св. Отцов и Учителей Церкви» имеет, очевидно, свою композицию. Он начинается с «Изложения веры» св. Григория Богослова и, подобно гоголевским «Выбранным местам из переписки с друзьями», заканчивается письмом о Светлом Воскресении. Примечательно, что в составлении сборника Гоголь пользовался своими выписками из Кормчей книги, причем давал им новые заглавия и располагал в иной последовательности (см. коммент.). Произвольной относительно источников является последовательность и других гоголевских выписок.
1. Изложение веры (св. Григория Чудотворца,
Епископа Неокесарийского)
Выписка из книги святителя Петра (Могилы), митрополита Киевского, «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. С приложением двух Слов святаго Иоанна Дамаскина о святых иконах и изложения веры, по откровению святаго Григория Чудотворца, епископа Неокесарийскаго. Переведено с греческого языка в Санктпетербургской духовной академии» (СПб., 1830. С. 251-260). Изложение веры сопровождено здесь статьей «Как Святый Григорий получил сие откровение».
2. О церковных преданиях (св. Василия Великого)
См. коммент, к <Выпискам из Кормчей книги> — к выписке V Св. Василия из книги о Св. Духе к немуже, Амфилохию.
<3.> Из Правил Архиепископа Александрийского св. Петра
См. коммент, к <Выпискам из Кормчей книги> — к выписке
II. Из правил Архиепископа Александрийского Св. Петра.