С. Петербург. 14 Сентября 1842 года.
№38
Ближайший для Начальника способ знать часть, ему вверенную, — есть личный осмотр: здесь он знакомится с своими сотрудниками, здесь он видит все порядки, хорошие и дурные. — С этою целью я ездил по шоссе в Вышний Волочок и, возвратясь, отдаю сей приказ. — В нем все, что я нашел, и все, что требую.
Московское шоссе для ремонтного содержания имеет особое управление. — Независимо от сего управления, есть еще два отдельные начальства, заведывающие1 мостами и каменными трубами, и кроме того, для заготовления материалов к исправлению шоссе по I й Дирекции учреждена особая Хозяйственная Коммиссия.
Раздельное заведывание одною и тою же частию— несовместно. Начинаю с упразднения Хозяйственной Коммиссии, и вследствие того предписываю: действия этой Коммиссии теперь же прекратить, обратив Председателя и Членов ее к прежним должностям.
(О материалах, Коммиссиею уже заготовленных, предписывается ниже.)
Первая Дирекция шоссе от С. Петербурга до Едрова имеет 44 казенные лошади — как говорят, для работ хозяйственных. Второй Дирекции от Едрова до Москвы таковых лошадей не дано. Не найдя причины ни тому, ни другому, отменяю то, что составляет излишнюю для казны издержку. Управляющему ремонтом шоссе Полковнику Фролову приказываю продать лошадей с публичного торга со всею принадлежносгию и вырученные деньги представить во Второй Департамент Главного Управления Путей сообщения и публичных зданий.
Горестно, но должен сказать, что шоссе находится в самом дурном положении. Я подразделяю его на три части:
На имеющее одну токмо земляную поверхность;
На имеющее один только оставшийся фундамент и
На имеющее уже весьма тонкий слой щебенки.
Сами Начальники шоссе и производители работ донесли мне, что есть много мест, где весною и осенью нет проезда.
Теперь токмо начали прочищать канавы, когда вода должна уже стекать. Все почти барьерные камни вышли из своей линии. Во многих местах они сделались выше средины шоссе. Последствия сего очевидны: дождевые воды, в особенности осенью и весною, не имея стока с поверхности, проникают шоссейную насыпь и напитывают земляное полотно; оставшаяся щебенка, перемешиваясь с глиною, выпучивается и шоссе расстраивается до основания. — Надолбы в дурном состоянии.
Не входя в разбирательство, как и отчего все это существует, — ибо ни того, что в землю положено, ни того, что туда не попало, — уже не найдешь, — я оставляю себе одну лишь заботу, чтоб впредь сего не было, и в первом действии сей заботы Директора 1 Дирекции Полковника Чедаева 1, который находится при этом Управлении семь лет,— отрешаю от настоящего звания и назначаю его, впредь до приказания, в резерв.
Начальником сей Дирекции утверждаю состоящего в должности Директора работ по перестройке и исправлению мостовых сооружений от Твери до Москвы Подполковника Энгельгардта 1, которому принять Дирекцию на законном основании и по исполнении донести мне, за общим с Полковником Чедаевым подписанием и с засвидетельствованием Полковника Фролова. К числу попечительных распоряжений должно отнести и заготовление в теперешнее время года камня, песку и в огромном количестве хворосту; а не менее того и разрытие шоссе в тех местах, так называемых лучистыми[560], чтобы заложить оное хворостом. — К сожалению, я был этому свидетель: крестьяне бросили уборку хлеба и обратились к сему промыслу, за плату, весьма дорогую. Каждый знает, что материалы для шоссе должно возить не летом, а зимой! Каждый поймет, что нельзя взрыть шоссе в осеннее
время, когда ненастье уже началось и день ото дня увеличивается! Каждый без сомнения убедится, что работы в сырое, осеннее время не могут быть прочны! Допустить продолжение работ было бы не что иное, как дозволить расходовать без пользы материалы, дорогою ценою заготовленные.
Посему дальнейшее заготовление материалов и производство работ в нынешнем году прекратить, а все наличные материалы принять в ведение шоссейного Начальства, по распоряжению Управляющего ремонтом Полковника Фролова, которому и донести мне, что именно и где получено будет и какою платою кого удовлетворить следует.
Принятые материалы иметь в виду для работ в 1843 году. Работы сии начнутся с весны; я сделаю об них особое распоряжение; а между тем, дабы отклонить затруднительное сообщение по местам лучистым, во всех сих местах заготовить потребное количество досок и сими досками устлать весною те проезды. Доски сии не должны составить потери; они обратятся для катания тачек при отделке шоссе.
В дальнейшем заготовлении камня затруднения не будет. Местные жители изъявили мне желание принять на себя поставку оного.
Содержание одной версты шоссе в зимний период, по точному учету последних шести лет, обходилось более ста рублей серебром. — Издержка эта значительна. — Я указал на местные способы, и некоторые из обывателей согласились уже принять эту обязанность на себя, выпрашивая от 40 до 60 рублей серебром за версту. — Торги еще понизят сию цену. Я приказал произвести их в присутствии Управляющего ремонтом Московского шоссе Полковника Фролова.
Штаб-Офицер сей во всех отношениях отличный. К вине его ничего приписать не могу; он только в Июле месяце текущего года вступил в должность, приняв ее от Генерал-Майора Рихтера.
Генерал Рихтер был десять лет Начальником управления шоссе!
Вообще в управлении сем я, к особенному удовольствию, нашел много хороших Офицеров. — Это моя надежда!
На шоссе расположены два комплектных Военно-рабочих батальона.— Люди сих батальонов, которых я видел, одеты
хорошо и аммуниция1 на них пригнана правильно; но шаг у них особой выдумки! Я указал им настоящий. — Батальоны дорого стоят казне, а пользы приносят мало. — Часть эта получит другое образование.
Ремонтное содержание дорожных казарм требует ближайшего надзора, как равно и дома шоссейных застав, которые построены небрежно, а содержатся и еще того хуже. Я нашел какое-то закоснелое подьячество в сих управлениях и обещаюсь преобразовать их. Особенно замечательно, что Пристав Бронницкой шоссейной заставы не в здравом рассудке; но впрочем весьма веселом!
Содержанием мостов и каменных труб шоссе я доволен и благодарю Начальника 1 Округа Генерал-Майора Рейхеля, замечая токмо, что при устройстве труб, с некоторым их возвышением, должно было присыпать щебенки на шоссе. Экипажи, при въезде на них и съезде, получают значительные толчки.
Устройство моста на Мете, в Бронницах, заслуживает особого внимания и делает честь Начальству, Директору и производителю работ. Одно должно заметить, что проезд на нем узок: четверке лошадей в ряд пройти невозможно; каменные части моста рано оштукатурили; сырость уже показалась. Я думаю, придется[561] [562] весною отбить штукатурку; это крайне неприятно; лучше позже произвести окончательную работу, чем переделывать то, что сделано. — Тем не менее, по важности и правильности сооружения, мне приятно объявить особенную благодарность Генерал-Майору Рейхелю, Директору работ Майору Афонасьеву и производителю работ Штаб-Капитану Панкратьеву.
Майору Афонасьеву обложить бока каменных частей моста чугунными досками, а устроенные на мосту тротуары, затрудняющие проезд, снять и сделать железные поручни, как я на месте указал. Поспешить также устройством шоссе по съездам мостов и разведением малых садов, назначенных на местах.
Для порядка наблюдения за ездою чрез мост и вообще сохранением его, иметь постоянно трех часовых, на изображенных мною местах, от команды, которая собственно при мосте находится, сменяя их установленным воинским порядком.
За перестройку мостов в Новгороде чрез Волхов и на Малом Волховце я также признателен Генерал-Майору Рейхелю, а за исправность и успех в работе объявляю мою благодарность состоящим в звании Директоров работ по перестройке и исправлению мостовых сооружений: от С. Петербурга до Новгорода — Капитану Лосеву, а от Новгорода до Валдая — Капитану Коковцеву 1; в особенности же сему последнему, и производителям работ Поручикам: Коллинсу 2 и Гриневичу. — Мост в Новгороде к 15-му октября окончить непременно до подъема; к тому же времени окончить совершенно и мост на Малом Волховце.
Весьма одобряю проэкг о понижении моста чрез Малый Волховец: я всегда находил его слишком и без нужды высоким.
Признавая необходимым заменить на шоссе деревянные мосты каменными трубами, где это только возможно, я поручаю Дирекции мостов представить мне о сем свои соображения. — От сего же управления требую представления мне соображения, на опыте основанного: чрез сколько времени должно красить и смолить деревянные части мостов, дабы предохранить их от гнилости. —Я требую это оттого, что мосты слишком скоро подвергаются порче.
В Новгороде вообще я не нашел той чистоты, которая должна быть. — Губернской строительной Коммиссии, обязанной, по Высочайшему Указу, Правительствующему Сенату 27 минувшего Августа данному, и устройством города, обратить на предмет сей внимание.
Осматривая Окружное Правление 1 Округа, в Новгороде находящееся, — я наружным порядком был совершенно удовлетворен, — и благодарю Генерал-Майора Рейхеля. Дел нерешенных— 861. Это слишком много. — Начальнику Округа принять меры к скорейшему их окончанию.
Знакомясь с чиновниками Правления, чрез личный их мне рассказ о делах, ими производимых, я с удовольствием заметил отчетливое знание своего дела Членом Правления, заведываю- щим1 Хозяйственным отделением, Коллежским Ассессором Троицким; — о прочих ничего не скажу: они сами знают, как кто отвечал.
Довольно замечательно, что распределение дел зависит от самих Чиновников; а в Искус<с>твенном Отделении один Чиновник, числясь Смотрителем работ, употреблен к производству письменных дел.
Вообще, надо будет дать всем Окружным Правлениям постоянно-систематическое расписание предметов.
При казенном ящике я нашел так называемого часового; он приходит на пост от команды. — Где должен быть часовой, там должен быть и караул. — Это принять вообще за правило и от Устава о Гарнизонной Службе ни под каким видом не отходить.
Нижние чины Правления 1 Округа помещаются в наемном доме; но при доме сем строится новая кухня, из сумм, в распоряжение Округа ассигнованных. — Окружному Правлению донести мне, на каком основании таковая постройка допущена? При сем к общему сведению объявляю, что я нигде, никогда и никакого произвола не потерплю. Каждый должен оставаться в границах определенного ему круга действий.
Между делом я употребил в Новгороде несколько времени и на любопытство. Я много слышал о доме там Г. Дженеева, — и действительно есть чем полюбоваться. Г. Дженеев имеет чин Майора и командует 1-м Военно-рабочим Батальоном около 4-х лет.
Дом его на большой улице; место он поднял и попечитель- ностию спланировал весьма удачно. — Дом Г. Дженеева, не только в Новгороде, но и в Столице мог бы стать в ряду с хорошими зданиями. Строение прочно, роскошно; везде паркеты; двери ясеневого и красного дерева; мраморные подоконники, а стены украшены отлично-красивыми обоями, с золотыми богетами.
Майору Дженееву надо дать время, для окончания работ по дому и приискания постояльцев, так как он дом выстроил для увеличения своих доходов. — Увольняю его от звания Батальонного Командира.
Батальон этот принять, на законном основании, Строительного Отряда Путей Сообщения Майору Травину и по исполнении донести мне чрез Полковника Фролова; а сему последнему произвесть батальону инспекторский смотр, и обо всем, что окажется, представить мне подробные сведения.
Выехав из Новгорода, я отправился по направлению Вышер- ского канала. — Вот путь, который устраивается с 1826 года; он стоит доселе до 530 т<ысяч> рублей серебром; по сметам требуется до 115 т<ысяч> рублей серебром, но это не все: на окончательную обделку берегов нужны будут еще деньги.
Директору сего канала, Подполковнику Лямину, взять меры, чтоб откосы, окончательно отделываемые, были укреплены и чтоб опять не осыпались; а Окружному Правлению озаботиться, дабы канал этот сделался наконец действительным путем.
Работою сооружаемого шандорного на Вышерском канале водоспуска, я совершенно доволен и объявляю мою особенную благодарность, за отличную и прочную отделку, состоящему в должности Директора Вышерской перемычки Капитану Стра- ковскому и производителю работ Поручику Чмутову 2.
Вышерскому каналу, которого протяжение заключается в 14 72 верстах, присвоена команда, в числе: 1 офицера, 9 унтер- офицеров и 214 рядовых.
Я думал, что команду эту найду при канале, и хотел уже сообразить о сокращении ее; но не так-то было: вся команда в разброде по разным должностям. — Я не делаю по сему никакого теперь распоряжения; этот непорядок не в одном месте, и я уже занимаюсь новым составом рот.
За сим я прибыл в Вышний Волочек, — место в судоходном отношении весьма важное.
Вышневолоцкою системою управляет Полковник Менелас, а Подполковник Андреев есть его помощник. — Я имел особенное удовольствие узнать их: они совершенно соответствуют своему назначению.
Между купечеством я нашел людей достойных. Рассуждая с ними о торговле, я дозволил представить мне письменные сведения о тех замечаниях, которые они в отношении улучшения судоходства или установления некоторых новых и отмены существующих правил сделать могут.
При мне началось распоряжение к спуску каравана до 400 судов; воды везде достаточно; общий резервуар ею изобилует.— Там теперь два важных сооружения: постройка двух бейшлотов: Заводского и Осугского. К работам первого при- ступлено в 1842 году и, по сделанному распоряжению, назначено кончить его в 1844 году; работы второго— начаты в 1841 году и кончатся в 1843 году. Все работы исполнены хорошо и тщательно; благодарю Начальника Округа Генерал-Майора Рейхеля, Полковника Менеласа, Подполковника Андреева и производителей работ Капитана ГЦербова и Штабс-Капитана Дмитриева; но требую, чтобы Заводский бейшлот был также кончен в 1843 году. — Окружному Правлению представить мне немедленно соображение: какие нужны для сего способы.,— Окончание1 сей работы годомранеещмлшп необходимым в том уважении, что старый бейшлот уже становится ненадежным. — Независимо от сего Окружному Правлению представить мне предположение о возобновлении и сего последнего бейшлота, по открытии нового. — Лишний бейшлот, в сем важном пункте, — более обеспечит судоходство. В канале, где собираются караваны, не допускать впредь скидки лесов; это непорядок.
На старом бейшлоте явился ко мне с рапортом Чиновник 14 класса; он тут состарелся в звании шлюз-вахтера и теперь при сей же должности; а произведен в офицеры на вакансию мастера дернокладного мастерства, не зная его ни в каких отношениях. Этот случай подобен каменному мастеру (приказ мой № 29). — Случаев этих во вверенном мне Управлении весьма довольно. Надо будет подумать, какое дать назначение таковым мнимо Художественным людям.
Тверецкий канал я застал наполненным судами, следующими с хлебом в С. Петербург; они шли удобно бичевником. Здесь меня встретил Смотритель судоходства с какою<-то> тетрадей[563] [564] накладных о кладях и о судорабочих и с мерительными цепями. На вопрос мой: «к чему так часто суда измеряют и поверяют?» — отвечал: «Это делается, дабы взыскать штраф в случае неверности». Полезно будет отменить: лишние заставы, лишние промеры и лишних чиновников.
На Тверецком канале есть крытый мост; он представляет в малом виде то, что мост, в большом размере, в Бронницах, на Мете. Мне сказали, что мост этот уже 80 лет как существует. Это и без того видно. Удивляюсь, как он еще мог сохраниться при беззаботливости о сбережении его. Окружному Правлению представить мне немедленно предположение об исправлении сего
моста и строго наблюдать о содержании его в надлежащем виде и устройстве.
Управлению Вышневолоцкой системы в делопроизводстве нужно будет дать положительное правило.
Вышневолоцкое отделение Тверской судоходной расправы в порядке. Там все почти оканчивается на словах и нерешенных дел нет.
Лазарет в устройстве; больных было 6 человек; пища хорошая; но ржаный1 хлеб черен и дурно выпечен. Я надеюсь впредь сего не найти.
Школою кантонистов, сколько возможно по роду настоящего ее устройства, — я доволен; но надо отменить расквартирование кантонистов по всему городу. Оно возможно. — Полковнику Менеласу доставить мне все учебные пособия, по коим обучаются кантонисты, и описания всему существованию школы и всему тому, что в ней делается. Оно мне нужно для постоянного преобразования всех школ кантонистов Управления Путей Сообщения.
В Вышнем Волочке весьма много казенных домов; между ими есть ветхие, но есть и хорошие. Всем сим домам доставить мне подробные планы и описание, в каком положении они находятся, а также и списки всему тому, что поместить нужно. Я сам все пересмотрю и сделаю размещение.
Заключая сим приказ мой, я надеюсь, что Г. г. Окружные Начальники, объезжая Округа, будут осматривать части, им вверенные, с такою же подробностию: оно необходимо и полезно!
Подписал:
Генерал-Адъютант Граф
Клейнмихель.
<3. Рецензия П. С. Билярского на статью П. В. Хлудова
о книге А. И. Левшина «Прогулки Русского в Помпеи»
(СПб., 1843).
Список, сохранившийся в бумагах Н. В. Гоголя>
Выписка из Ж<урнала> М<инистерства>
Н<ародного> П<росвещения>.
Критическая статья о Книге: Прогулка
Русского в Помпею, А. Левшина (Маяк № 1)
Автор етой статьи, В. Хлудов, похищен раннею смертию среди деятельных приготовлений к литературному поприщу. Обнимая в своих занятиях Науки и Искус<с>тва, Г<-н> Х"в имел случай практически поверить свои понятия о последних во время пребывания своего за границей; тем более замечателен взгляд его на художественные остатки Помпеи и на древнее Искус<с>тво вообще, высказанный по поводу вышеупомянутого сочинения. Познакомим читателей с самостоятельными суждениями Г. Хлудова об етом, для всех интересном предмете.
«Кроме своего археологического значения в Истории Художеств, — говорит Г<-н> Х-, — Помпея играет еще важную роль в расширении и уяснении познаний наших при разрешении великих вопросов всемирной Истории,— Истории падшего духа древних народов. Всестороннее изучение язычества, и в худом и в добром, чрезвычайно важно: надобно изучать язычество, чтобы светлее и глубже понимать всю благотворность христианства. Свет христианства, поставленного рядом с язычеством, полнее раскроет нам всю густоту тьмы последнего. Из вечной могилы своей язычество красноречивее всего проповедует Божественную силу христианства. Но чтобы так воспользоваться Помпеей, прежде всего надобно быть Русским; потом надобно прийти туда со взглядом на предметы, чистым от западных тысячелетних пристрастий, спокойным и созерцательным. Запад воротился к стихиям Афинской и Римской образованности, упивается изящным по одной форме без содержания — и не мудрено: Рим предок Запада, — и все[565] дедовское любезно человеку. Любя и превознося предков, мы любим и превозносим самих себя: вот исходная точка заблуждений Запада. Нам, Русским, ни Рим ни Греция ни деды ни отцы; мы самобытны: и только мы и можем быть зрячими судьями Рима, Греции и их Западных потомков».
Держась своего понятия о значении древнего Искус<с>тва во Всемирной Истории, Автор указывает на связь оного с образованием и жизнию древнего мира в главнейших ее видах. Но так как самое основание языческой жизни было ложно, то и Искусство получило неправильное, одностороннее развитие. «Древние вообще, а Греки в особенности, народ, представивший собою епоху всецелого погружения духа древнего мира в плоть, были народ пластический; их изящное превосходно по форме, но по содержанию бедно, ничтожно. В етой односторонности греческое искус<с>тво нашло уже в самом себе причину своего падения. Пока дух греческих художников находил еще некоторое удовлетворение в игре одной пластики, пока живы были в веровании народа божества, созданные[566] его же фантазией, до тех пор поддерживалась производимое^ пластического мира Искус<с>тв. Но вместе с разочарованием народа в своих лжебогах, призрачное содержание изящного исчезало и одна пластика не могла удовлетворять бессмертного, хотя и падшего духа. Несмотря на груды золота, которые сыпали ему за изящное, Грек не мог уже возвыситься до одушевления, какое напрягало все силы его духа, когда он веровал в истину содержания своих произведений, когда думал, что творит дейсгвительно<го> Бога. Греческие художества стали упадать не потому, что Грек был раб Римлянина, а потому, что день откровения Бога во плоти уже светал и дух язычества попал на след чего-то высшего, и начал свой, еще бессознательный поворот от тьмы к свету, и для куска хлеба служил уже машинально, ремесленно.
Поетому, в первые веки деятельности греческих художников у Римлян, мы видим в общественных памятниках Рима исполинские, громадные произведения, исполненные не по одушевлению, а по заказу и навыку. Высшее общество в Риме понимало искус<с>тва лишь как предмет роскоши,-а не как предмет религиозный. Римляне приглашали Греков в свои домы и виллы расписывать стены. Многое из етого исполнено прекрасно. Но там,
где недоставало прежнего, верованием одушевленного греческого вкуса и где он подчинялся требованиям прихоти, — варвар Римлянин штукатурил колон<н>ы, и частями нарушал целое. От того мы видим, что даже в общественных памятниках Помпеи, почти современных зданиям Траяна в Риме, находятся такие варварские несоблюдения пропорций архитектурных, совершенное отсутствие понятия об органической жизни, долженствующей развиваться в массах здания».
В произведениях других изящных Искус<с>тв, открытых в Помпеи, автор находит тоже унижение Искус<с>тва до роскошной принадлежности повседневной жизни, и вследствие того недостаток истинно изящного[567] вкуса, в соответствие грубой, хотя роскошной, жизни в етом городе.
<4. Слово святителя Филарета (Дроздова), митрополита
Московского и Коломенского, в день девятнадцатой
годовщины восшествия
на престол Императора Николая Павловича.
Вырезка из газеты «Московские Ведомости»
(1846. 15 января. № 7), присланная Н. В. Гоголю
в Рим О. Сем. Аксаковой>
СЛОВО
в день восшествия на Всероссийский Престол
Благочестивейшего
Государя Императора Николая Павловича,
говоренное в Кафедральной церкви Чудова монастыря,
Синодальным Членом,
Высокопреосвященнейшим Филаретом,
Митрополитом Московским,
Ноября 20-го дня, 1845 года
Всех почитайте, братство возлюбите, Бога бойтеся, Царя чтите, I Петр. 2, 17.
Премудрость говорит в Притчах, что в глаголах уст ея ничто- же стропотно, вся проста разумевающим, и права обретающим разум (Притч. 8, 9). Не таковы ли точно глаголы премудрости из уст апостола Петра, теперь прочитанные? Как проста в них премудрость, и как премудра простота!
Всех почитайте, вот общее учение об обязанности каждого ко всем. Братство возлюбите: вот особенное учение об обязанности христианина к христианину. Бога бойтеся: вот нравственное Богословие, довольно понятное и для не Богослова, и для Богослова довольно глубоко умудряющее, только бы он был не простой любопытствующий слушатель, а прилежный исполнитель учения. Царя чтите, вот вся наука для членов государства, или, как называют одним словом, политика апостольская и христианская.
Заповедь: Царя чтите, сделала нынешний день торжественным. Заповедь: Бога бойтеся, собрала нас торжествующих во храм. Знаем, что несть власть, аще не от Бога (Рим. 13, 1); что Им царие царствуют (Притч. 8, 15). И потому пред Бога приносим благодарение за Царя, Богом дарованного и Богом хранимого; пред Бога приносим желания, да и в грядущее время, — Господи, силою Твоею возвеселится Царь, и о спасении Твоем возрадуемся зело (Псал. 20, 2).
От заповедей святого апостола, видимых в исполнении, следственно уже понятых и принятых, обратимся к той части его учения, о которой можно усомниться, всеми ли она понята и принята к исполнению.
Всех почитайте. Все ли мы почитаем всех? Например, почитаем ли работника? Почитаем ли узника, своею виною доведенного до темницы? Точно ли должно, и как можно почитать и сих?— Сии вопросы показывают, что требуется некоторый труд размышления, чтобы обрести разум апостольского изречения, и чтобы оно явилось простым к разумению и правым к исполнению.
Почитать человека, или воздавать ему честь, значит признавать в нем некоторое достоинство, и с сим достоинством сообразоваться в мыслях, словах и действиях, к нему относящихся. Поколику достоинство принадлежит не всем, а токмо некоторым людям, и бывает не одного рода, и разных степеней: потолику и честь должна принадлежать только некоторым, и в разных степенях. Сюда относится изречение апостола Павла: воздадите всем должная, — ему же честь, честь (Рим. 13, 7). Здесь видно, что есть род чести, которую воздавать должно не всякому, а только тому, кому она по справедливости приличествует. Честь, принадлежащая царю, не может, без святотатства, быть отнесена подданному. Степень чести, присвоенной начальнику, не принадлежит подчиненному. Почтения, которого, по естественному праву и по закону Божию, требует отец от сына, не может требовать сын от отца.
Есть род чести, не зависящий от других родов и степеней, более общий и свободно достигаемый, однако не всеобщий. Это честь, принадлежащая нравственному достоинству человека, по слову апостола Павла: слава и честь и мир всякому делающему благое (Рим. 2, 10). По сему правилу почтенны могут быть и те, которые стоят на низших степенях общества и обыкновенного мнения общественного. И Самарянин человеколюбивый достоин почтения, и притом преимущественного пред священником жестокосердым. И раб верный и усердный в делах господина своего достоин почтения, притом более, нежели свободный, не на добро употребляющий свою свободу.
Не колебля ни одного из особенных родов и степеней чести, но и не ограничиваясь ими, апостольское слово нам возвещает еще всеобщий закон почтения, которым все и каждый обязаны всем и каждому: всех почитайте. Как бы ни малою казалась мера достоинства в некоторых людях: имейте и для них в готовности соответственную меру почтения, ко всем должного. Всех почитайте. неужели, посему, должно почитать и таких людей, которые сами поколебали свое право на почтение делами неблагородными, низкими, порочными? — Гордость моя не хотела бы, но апостольская заповедь велит и сих почитать, если не положительно, по крайней мере отрицательно, то есть не презирать, потому что заповедь дана без исключения. Всех почитайте: но можно ли не презирать таких людей? — Если должно, то, конечно, и можно, потому что мудрость Евангельская не заповедует невозможного. Отделите от человека дела неблагородные, низкие, порочные: отвращайтесь от них, презирайте их. Отделите человека от его дел, — окажется возможным не презирать его.
Видя груду золотоносной земли, незнающий презрит ее, а знающий не презрит, ради крупиц золота, в ней заключенных. Подобно сему, смотря на человека, представляющего неприятный вид необразованности, грубости, беспорядка, порока, невнимательный презрит его, а внимательный пожалеет, но не презрит: потому что и в сей неблагообразной глыбе есть золото. Какое золото? — Существо человека, и особенно его душа.
Если с уважением смотрят и на малое дело великого делателя, например, на какое-нибудь дерево, посаженное знаменитым человеком, или на вещь, его руками сделанную: то можно ли презирать человека — очень не малое дело великого и премудрого Творца, которое Он и удостоил произвесть и удостаивает хранить? Человек перестал бы существовать, если бы Бог презрел и пренебрег его. Следственно, самое бытие человека служит признаком, что Бог не презирает его. Кто же дерзнет презирать то, чего не презирает Бог?
Если чтим и охраняем от пренебрежения изображение царя, хотя бы оно было и несовершенно, или каким-нибудь случаем повреждено: как можем презирать образ Божий, Самим Богом начертанный в человеке, хотя и не сохраненный в первобытном совершенстве, а в некоторых и много поврежденный, впрочем, не совсем изглаженный, и предназначаемый к восстановлению?
Если тленную драгоценность не бросают с пренебрежением, а берегут со вниманием и уважением: то может ли быть предметом презрения нетленная драгоценность, — душа человеческая, не дешевле целого мира оцененная непогрешительным Ценителем, Который сказал: кая польза человеку, аще приобрягцет мир весь, и отщетит душу свою (Мк. 8, 36)? — Что я говорю: не дешевле мира? — Она куплена ценою безмерно высшею, она искуплена ценою крови и жизни воплощенного Сына Божия.
Скажет кто-либо: я по справедливости презираю недостойного, грешника, порочного. Остерегись, достойный! Если ты презираешь грешника: то сим самым не осуждаешь ли, больше или меньше, на презрение и себя? ибо и ты не безгрешен. Притом помысли, что ты видишь только внешность, а не внутренность. Знаешь только немного прошедшего, и минуту настоящего, а совсем не знаешь будущего. Доколе человек на земле, дотоле и добрый, обыкновенно, не без недостатков, ибо совершенная чистота есть достояние рая и неба, и злой не совсем без добра, ибо иначе земля отказалась бы носить его. И потому очень возможно, что между тем, как ты презираешь в человеке, что видишь, — в нем скрывается добро, которого не видишь, или по крайней мере семя добра, которое может раскрыться, возрасти, принести плод, и представить его решительно достойным почтения. Тогда ты принужден будешь раскаиваться в неосмотрительном презрении. Лучше же совсем не делать того, что может вести к скорби раскаяния. Нет сомнения, что многие современники глумились над неблаговидною наружностию и странными поступками Симеона, Андрея и наших Василия и Максима юродивых; но время открыло их сокровенную жизнь и показало их достойными не только почтения, но и благоговения. Если бы мы стояли на стогне Иерусалима тогда, как Спаситель наш нес крест Свой и за Ним, также на распятие, следовал разбойник: вероятно, мы не удержались бы от справедливого, по-видимому, и даже благочестивого негодования, зачем этот презренный так близко идет за Всесвятым. Но как это было бы напрасно! Прошел час или два, и мы видим, что разбойник сделался исповедником Христа; что Христос в тот же день препровождает его в рай. Разбойник сделался для нас образцем, и мы благоговейно повторяем его молитву. После сего, не опасно ли презирать и юрода и разбойника? Сии размышления, надеюсь, —- достаточны для того, чтобы определить значение и почувствовать силу апостольской заповеди: всех почитайте. За сим естественно следует подумать об употреблении сего учения.
Нужно ли внушать почтение к тому, что само собою внушает почтение, — к священной власти Государя, к родителям, к начальствующим, к благодетелям?
Но, может быть, не излишне напомнить, чтобы не презирали того, что легко подвергается презрению.
Начальствующий да не пренебрегает и последнего подчиненного, но вниманием и снисхождением пусть сделает для него и последнее место не низким, а ему данное дело приятным: потому что чем охотнее делается дело, тем лучше и для дела, и для делающего, и для начальствующего над делом.
Богатый да не превозносится над бедными, но да нисходит подкреплять своею помощию сии смиренные подпоры его собственного благополучия. Есть время, когда признательность бедных лучше для богатого, нежели богатство.
Наследственно или условно владеющий трудом, или произведением труда подвластных, да не будет невнимателен к сим
смиренным земли. Человек не вещь, которую можно употреблять и не быть ей ничем обязану. И государственный, и нравственный, и особенно христианский закон с правом власти соединяет обязанность к подвластным. Если они отдают вам половину своего работного времени: отдайте им часть свободного времени. Если они доставляют вам избыток: вы доставляйте им необходимое: безбедную жизнь, защиту, средства потребного для них образования, руководство и охранение нравов и веры. Умейте приобретать от них не одну выгоду, но и благодарность, и любовь. Любовь может, не снимая, облегчить их бремена и сделать то, что они будут благословлять свою зависимость паче расширенной свободы.
Призванный судить и исправлять погрешающих да не презирает судимого, дабы презрение не сделало суда небрежным и неразборчивым. Уважение к человечеству да охраняет исправителя и судию от гнева, правосудие — от жестокости, исправляемых — от ожесточения.
Так, и подобным сему образом поступая с меньшими братьями вашими, братия христиане, мы будем исполнителями Евангельского учения и право шествующими последователями Христа, Который, будучи Господь господствующих, пришел на землю не да послужат Ему, но послужити (Мф. 20, 28), умрети за грешников и вознести смиряющих себе. Слава Ему с Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.
<5. Святитель Игнатий (Брянчанинов).
Письмо по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя. Авторизованный список,
сохранившийся в бумагах писателя>
С благодарностию возвращаю вам книгу, которую вы мне доставляли1. Услышьте мое мнение о ней.
Виден человек, обратившийся к Богу с горячностию сердца. Но для Религии этого мало. Чтоб она была истинным светом для человека собственно, и чтоб издавала из него неподдельный свет для ближних его, необходимо нужна в ней определительность, и определительность сия заключается в точном познании
истинны1, в отделении ее от всего ложного, от всего лишь кажущегося истинным. Это сказал Сам Спаситель: Истина свободит вас. В другом месте Писания сказано; слово Твое истина есть. Посему желающий стяжать определительность глубоко вникает в Евангелие и по учению Господа выправляет свои мысли и чувствования. Тогда он возможет в себе отделить правильные и добрые мысли и чувствования от поддельно и мнимо-добрых и правильных. Тогда человек вступает в чистоту, как и Господь после Тайной Вечери сказал ученикам Своим, яко образованным уже учением истинны: вы чисти есте, за слово, еже рех вам.
Но[568] [569] одной чистоты недостаточно для человека: ему нужно оживление, вдохновение. Так, — чтоб светил фонарь, недостаточно часто вымывать стекла, нужно, чтоб внутри его зажжена была свеча.
Сие сделал Господь с учениками Своими. Очистив их истинною, Он оживил их Духом Святым, и они со делались светом для человеков. До приятия Духа Святаго они не были способны научить человечество, хотя уже и были чисты.
Сей ход должен совершиться с каждым христианином, христианином на самом деле, а не по одному имени: сперва очищение истинною, а потом просвещение Духом.
Правда, есть у человека врожденное вдохновение, более или менее развитое, происходящее от движения чувств сердечных. Истина отвергает сие вдохновение как смешанное, умерщвляет его, чтоб Дух, пришедши, воскресил его обновлением состояния. Если же человек будет руководствоваться прежде очищения истинною своим вдохновением, то он будет издавать для себя и для других не чистый свет, но смешанный, обманчивой: потому что в сердце его лежит не простое добро, но добро, смешанное со злом, более или менее.
Применив сии основания к книге Гоголя, можно сказать, что она издает из[570] себя и свет и тьму.
Религиозные его понятия не определены[571], движутся по направлению сердечного вдохновения; неясного, безотчетливого, душевного, а не духовного.
Поелику он писатель, а в писателе непременно от избытка сердца уста глаголят, или: сочинение есть непременная исповедь сочинителя, но по большей части им не понимаемая, и понимаемая толь