Архиепископа Александрийского св. Петра

Общение должно имети и с теми, которые как бы от сна вос­прянув на подвиг, когда он еще не открылся, а токмо готовился привлещи их, сами себе навлекли искушение, подобное брани в море и многому обуреванию, наипаче же на братий <сильнее распалили угль грешников>. Ибо таковые приступают к сему во имя Христа, хотя и не внемлют словам, в которых Он поуча­ет молитися, да не внидем в искушение <Мф. 26, 41>, и паки в молитве глаголати ко Отцу: и не введи нас во искушение, но изба- ви нас от лукавого <Лк. 11, 4>. Может быть, и не знают они, яко Домувладыка и Учитель наш часто уклонялся от хотевших наве- товати Ему, и яко иногда ради их и не ходил явно, и когда при­ближалось время страдания Его, не Сам Себя предал, но ожи­дал, доколе не пришли на Него с оружием и дрекольми, и тогда рек им: яко на разбойника ли изыдосте с оружием и дрекольми яти Мя <Мк. 14, 48>. Они же, глаголет Евангелист, предали Его Пилату. <По подобию Его, пострадали текущие к Его мете, памятуя> Божественные слова Его, в которых Он, подкрепляя нас, глаголет о гонениях: внемлите себе, предадят бо вы на сон­мы, и на соборищах их биют вас. Предадят, глаголет, а не сами себя предадите; и пред владыки <же> и цари ведени будете имене Моего ради <Мф. 10, 17, 18>, а не сами себе поведете. Ибо Он хощет, чтобы мы и преходили от места на место, будучи гони­мы за имя его, якоже и паки слышим Его глаголющего: егда же гонят вы во граде сем, бегайте в другий <Мф. 10, 23>. Поелику

Он не хощет, чтобы мы сами приступали к копиеносцам и щито­носцам диавола, да не соделаемся для них виновниками мно­жащих смертей, аки бы вынуждая их к большему ожесточению и к совершению смертоносных дел: но чтобы мы ожидали и вни­мали себе, бодрствовали и молились, да не внидем во искушение. Тако Стефан, первый по стопам Его подъявший мучение, взят беззаконниками1 во Иерусалиме, приведен на сонмище, и, каме- нием побиваемый за имя Господа Иисуса Христа, прославился, моляся и глаголя: Господи, не постави им греха сего <Деян. 7, 60>. Тако Иаков, взят быв Иродом, вторый мечом во главу усечен. Тако избранный из апостолов Петр, многократно быв взят, ввер- жен в темницу, поруган, наконец в Риме на кресте[36] [37] пригвожден. И прехвальный Павел, после того, как многократно был предан, бедствовал даже до смерти, много подвизался и хвалился многи­ми гонениями и скорбями, в том же граде мечом во главу усечен. И он, хваляся страданиями, заключил тем, что в Дамасце в кош­нице свешен был по стене нощию и избежал <рук> идущего[38] взяти его <2 Кор. 11, 32>. Ибо первым предметом их было благовесг- вовати и учити слову Божию, тем[39] утверждая братию пребывати в вере, они глаголали и сие, яко многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие <Деян. 14, 22>: ибо они искали не своея пользы, но многих, да спасутся. И многое можно было бы рещи о сем для таковых людей, да будет поступаемо с рассуждением: но, как апостол глаголет, не достанет мне повествующу времени <Евр. 11, 32>.

Послание св. Афанасия Великого,
Архиепископа Александрийского,
к Аммуну Монаху

Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего неполезно­го или нечистого не сотворило Божие Слово. Христово бо благо­ухание есмы в спасаемых, по апостолу <2 Кор. 2, 15>. Поелику же различны и многообразны суть стрелы диавола, и непорочно мыс­лящих доводит он до возмущения, отвлекает братий от обыкно­венного упражнения, всевая в них помышления нечистоты и оск­вернения: то, по благодати Спасителя нашего, краткими словами, и лукавого обольщение да отженем, и мысль простейших да утвер­дим. Вся убо чиста чистым: нечистых же и совесть осквернися и все <Тит. 1, 15>. Удивляюсь же ухищрению диавола, что он, будучи развращение и пагуба, влагает, по-видимому, помышления чисто­ты. Но действуемое им есть паче навет, или искушение. Ибо, как я сказал, дабы отвлегци подвижников от обычного и спаситель­ного попечения, и в сем, как мнится ему, победита их, для сего возбуждает он такую молву, которая не приносит никакой поль­зы для жизни, а токмо пустые вопрошения и суесловие, которых уклонятися должно. Ибо скажи мне, возлюбленный и благого­вейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо есте­ственное извержение, как например, аще бы кто восхотел посга- вити в виду исхождение мокрот из ноздрей, и плюновение из уст; можем рещи и о большем сего, о извержениях чревом, которые необходимы для жизни животного. Еще же, аще по Божественно­му Писанию, веруем, яко человек есть дело рук Божиих: то как могло от чисгыя силы произойти дело оскверненное; и аще род Божий есмы, по Божественному Писанию Апостольских Дея­ний <Деян. 17, 28>: то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда токмо мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худ­ший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное невольное извержение: тогда и сему с прочими подвергаемся мы, как выше речено, по необходимости естественной. Но поелику хотящие токмо прекословити справедливым словам, паче же сотворенному от Бога, неправо приводят и слово Евангельское, яко не входящая сквернят человека, но исходящая: то нужно и сию нелепость их, ибо не нареку сего вопрошением, обличите. Во-первых, они и Писания, по невежеству своему, яко неутвер- жденные, превратно употребляют. Разум же Божественного слова есть следующий: когда некие, подобно сим, сомневалися о пище, тогда Сам Господь, разрешая их неведение, или паче, <обличая> заблуждение, рек: не входящая сквернят человека, но исходящая <Мф. 15, 11>. По сем прилагает: откуда исходящая; от сердца. Ибо ведает, что тамо суть злые сокровища скверных помыслов

и иных грехов. Сокращеннее же Апостол, сему наученный, гла­голет: брашно нас не поставит пред Богом <1 Кор. 8, 8>. Благо­словно может кто рещи и в настоящем случае: естественное некое извержение не поведет нас к наказанию. Может быть, и врачи (да убедятся хотя внешним прекословящие) в защищение сего ска­жут, что животному даны некие необходимые исходы для отло­жения излишества влаг, питаемых в каждом у нас члене, каковы суть излишества главы власы, и влажности из главы отделяющиеся и исходящие из чрева, такожде и оный избыток в семенных сосу­дах. И так, Боголюбезнейший старче, какой здесь грех пред Богом, когда Сам создавший животное Господь восхотел и сотворил, что­бы сии члены имели таковые исходы. Но нужно предупредить противуречия лукавых. Ибо могут рещи: посему не будет грехом и самое употребление, когда орудия Творцем устроены: тако­вых вопрошением заставим умолкнути, глаголя на сие: о каком употреблении глаголеши? О законном ли; о том ли, которое Бог позволил, глаголя: раститеся и множитеся и наполняйте землю <Быт. 1, 28>; о том ли, которое апостол допустил, глаголя: чест­на женитва и ложе не скверно <Евр. 13, 4>; или о том, которое бывает между людьми, но происходит тайно и прелюбодейно? Ибо и в других случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно уби­вать: но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достой­но. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом одно и то же, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, не позволительно, а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется. Такожде рассуждати должно и о телесном совокуплении. Блажен, кто в юности, соста- вя свободную чету, употребляет естество к деторождению; но аще к любосграсгию, то блудники и прелюбодеи подвергаются каз­ни, возвещенной апостолом <Евр. 13, 4>. Ибо два пути в жизни относительно сего предмета. Един обыкновенный, и житейский, то есть брак; другой же Ангельский и коего нет превосходней, то есть девство. Аще кто избрал мирской путь, то есть брак, то не подлежит порицанию, но не получит толиких даров, хотя, впро­чем, получит некие, ибо и он приносит плод тридесятикратный. Аще же кто восприял чистый и примерный путь: хотя путь его жесточае и труднее первого, но таковый приемлет более чудные дарования: ибо принес плод совершенный, сгоричный. Тако нечис­тые и лукавые их вопрошения имеют собственные решения, Боже­ственными Писаниями древле предуготовленные. Итак утверждай, Отче1, подчиненное тебе стадо апостольскими увещаниями, Еван­гельскими утешениями, псаломскими советами, глаголя ко Госпо­ду: живи мя по словеси Твоему <Пс. 118,25>. Слово же Его состоит в служении Ему от чистого сердца. Ибо зная сие тот же Пророк, как бы себя изъясняя, говорит: сердце чисто созижди во мне, Боже <Пс. 50, 12>, дабы скверные помышления не возмущали меня, и паки: и Духом Владычним утверди мя <Пс. 50, 14>, дабы, если когда помышления и возмутят меня, мощная некая сила, от Тебя исходящая, укрепляла меня, аки некая твердыня. Таковые и подоб­ные советы преподав, и ты глаголи тем, которые медленно покоря­ются истине: научу беззаконных путем Твоим <Пс. 50,15>, и уповая на Господа, яко убедишь <их> отступити от таковыя злобы, вос­певай: и нечестивые к Тебе обратятся. Да престанут злонамерен­но вопрошающие от такого суетного труда, и сомневающиеся по простоте да утвердятся Духом Владычним. Вы же, которые твер­до ведаете истину, содержите оную ненарушимо и непоколебимо, о Христе Иисусе Господе нашем, с Ним же Отцу слава и держава, со Святым Духом во веки веков, аминь.

<5>

О почитании священника, хотя бы
и погрешающего (св. Иоанна Златоуста)

Кто чтит священника, тот будет чтить и Бога. Но кто на­учился презирать священника, тот скоро дойдет до того, что будет хулить и Самого Бога. Иже вас приемлет, сказал Спаси­тель апостолам, Мене приемлет, и иже приемлет Мене, приемлет пославшего Мя <Мф. 10, 40>. Священников почитать предписа­но было в Ветхом Завете. И иудеи испытали, что, презрев Мои­сея, они оскорбили, презрели Самого Бога. Кто благоговейно взирает на священника, о том знай, что он благоговеет и пред Богом. Приемляй пророка во имя пророче, мзду пророчу приимет

В источнике: отче

<Мф. 10, 41>. Знаешь ли ты, спрашивает Златоуст, что такое свя­щенник? Это Ангел Божий, он не свое говорит, и потому, если ты его презираешь, то презираешь не его, а рукоположившего его Бога. А откуда известно, скажешь ты, что его рукоположил Бог? Если ты сему не веришь и не так думаешь о священнике, то и надежда твоя суетна. Ибо если чрез него действует не Бог, то ты не имеешь ни бани возрождения, ни приобщения Тайнам, ни участия в Божиих благословениях и, следовательно, ты — не хрис­тианин. Ужели священник не может, подобно врачу, даровать здравие и утешение приходящему, если бы даже он и сам имел раны? Нет, он дает правду, установленную Богом. Воздай же и ты ему подобающую честь. Для чего же, скажешь, ему и предстоять в церкви, если он подвержен недостаткам? Умоляю вас, не будем говорить дерзко о священнике, чтобы не навлечь на себя бедст­вий. Испытаем лучше самих себя, не злословя других. Вспомним лишь один тот радостный день, в который он озарил нас светом новой жизни. Если кто имеет отца, то прикрывает для себя все его недостатки и ничего не хочет в нем видеть худого, хотя бы тот имел и без числа много несовершенств, не гораздо ли более должны мы так смотреть на отцов духовных? Возьми в уважение то, что он каждый день служит тебе, предлагает тебе Божественные Писа­ния ради твоего назидания и утешения, ради тебя украшает храм Божий, для тебя бодрствует, молится, за тебя предстоит Богу, уми­лостивляя Его. Но он не совершен? Что же из того? Разве из своих совершенств, разве сам от себя дарует тебе великие блага? Никак. Все делается по твоей собственной вере. И совершенный не доста­вит тебе никакой пользы, если ты не веришь, равно как и несовер­шенный ничем и нисколько не повредит тебе, если ты веришь. Для Бога достаточно было служение и юниц, впряженных под Кивот, когда Он восхотел спасти народ Свой, ибо ни жизнь священника, ниже добродетель его могут подать столь великие дары. То, что дарствует Бог, нисколько не зависит от добродетели служителя Божия. Все есть дар благодати. Долг священника лишь отверзать уста, а все прочее делает Бог. Священник служит только орудием. Представь, например, какое безмерное расстояние между Иоан­ном Крестителем и Иисусом! Я, говорит Иоанн Иисусу, имею нужду креститься от Тебя, и, однако ж, смотри, на Иисуса нисшел Дух Святый, которого Иоанн не имел. Значит, не Иоанн низвел

Духа Святого своим крещением. Что же из сего? То, что во всем действует и все делает Сам Бог, а священник совершает только видимое знамение <ог)ц(ЗоХоу>. Так и приношение всегда одина­ково, хотя бы совершил его какой-нибудь приходский священник, <хотя бы Павел, хотя бы Петр,> всегда есть то же самое, которое преподал ученикам Христос и которое совершают теперь священ­ники. Наше настоящее приношение ничем не уступает тому, пото­му что и его освящают не люди, но Сам Бог. И кто думает, что наше меньше того, тот не знает, что Христос и ныне присутствует и ныне действует.

О Литургии (Иеремии,

Наши рекомендации