Болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

И еще (чтение преподобному Сампсону). Евангелие (от Луки): 13Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.

14Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?

15При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

16И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; 17и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

18И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, 19и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

20Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

21Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

22И сказал ученикам Своим: посему говорю вам,- не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: 23душа больше пищи, и тело - одежды.

24Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?

25Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?

26Итак, если и малейшего сделать не можете, что́ заботитесь о прочем?

27Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.

28Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!

29Итак, не ищите, что́ вам есть, или что́ пить, и не беспокойтесь, 30потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; 31наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.

32Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.

33Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, 34ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.

35Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.

36И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему.

37Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.

38И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те.

39Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.

40Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

41Тогда сказал Ему Петр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?

42Господь же сказал: кто́ верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба?

43Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.

44Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

45Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться,- 46то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.

47Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; 48а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. || И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

Ключевые слова – будьте готовы, ибо не знаете ни для, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Пока продолжается земная жизнь, то еще есть возможность покаяния, но с ее окончанием наступает время воздаяния и горе тому, кто предстал пред Богом неподготовленным. Господь же желает всех спасти, а потому очень много предупреждает учеников своих и нас в их числе, дабы мы не забывали об этом. Увы, вместо этого люди склонны выискивать мнимые «печати антихриста» или высматривать возможные признаки приближения конца света. Но во плоти всего этого мы можем не увидеть (разве лишь то, что увидит каждый человек после всеобщего воскресения мертвых), но всех нас ждет смерть и Суд, а потому это – куда важнее, так как от нашей готовности к вечности зависит и наша участь…

По окончании службы о.Сергий поздравил всех с праздником преподобного Амвросия Оптинского. Проповедь он начал с нынешнего рядового Евангелия, в котором описывается, как Господь разъясняет ученикам притчу о сеятеле. Притча эта оказывается непонятной, как для слушающего Его народа, так и для учеников, которые недоумевают – для чего эти иносказания. Господь же им изъясняет – они все равно глухи к Его словам, приводя при этом цитату из книги пророка Исаии (слова которой в русском тексте он назвал неточными, сказав даже, что они говорят совсем о другом, хоть в его формулировке фраза сильно не отличалась от цитаты в Евангелии). А далее Он разъясняет притчу, в которой говорит о сути своего служения, о цели, ради которой Он отправился на свое служение. Слово Божие здесь уподобляется семени, а души людей – почве. Где-то семя, будучи брошено, просто падает и не может укорениться в почве, где-то его склевывают птицы, а где-то оно, вроде бы, прорастает, но потом засыхает. Так часто бывает – приходит человек в храм и к нему приходит осознание своих грехов, но выйдя из храма – он забывает об этом, ввиду того, что разум его тут же тонет в житейских делах. Это и есть то семя, которое падает в тернистую почву и прорастая, заглушается сорняками. Это – образ всех нас. А есть почва, упав на которую, семя прорастает и приносит плод. Слова же о том, что плод приносится стократный, шестидесятикратный или тридцатикратный, говорят о том, что живущий по заповедям Господним человек, делами подражая Богу, примером своей жизни и других приводит ко спасению. И здесь стоит вспомнить великого святого Русской Церкви – преподобного Амвросия Оптинского. Он был из высокообразованной семьи. получил образование и сперва был учителем, но потом Бог привел его в монастырь, в Оптину пустынь, где он сперва много потрудился, как редактор и издатель книг, пока Господь не попустил ему потерпеть тяжелую болезнь. Болезнь эта была настолько тяжела, что почти приковала его к постели… Вообще, он считал, что монаху не нужно лечиться, а только подлечиваться, ибо монаху полезно болеть, так как болезнь – спасает. И к одру этого немощного человека приходили многие люди, спрашивая совета и духовной помощи, в том числе, известные писатели: Достоевский, Пригожин (Поселянин) и другие. И ныне он предстоит престолу Божию, молясь о своих братьях по вере, оставшихся на земле, а ныне – молится с нами, находясь в храме не только иконой своей, но и духом. И ныне мы, непрестанно согрешающие, уповаем на помощь святых, как человек, провинившийся перед кем-то и не дерзая просить прощения у обиженного им, уповает на его друзей, с которыми имеет некие отношения, и которых надеется просить, чтобы обиженный им его простил. И поэтому хорошо, что мы имеем святых заступников, которых можем просить помолиться о себе. И ныне, молитвами преподобного Амвросия, Господь да наставит нас на путь спасения.

Вторник 11 июля.

Икона Божией Матери, именуемая "Троеручица"

Дни памяти: 28 Июня / 11Июля, 12 / 25 Июля

Прп. Иоанн Дамаскин Икона Божией Матери "Троеручица" святитель Савва Сербский

В IX веке, во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин (+ ок. 780; память 4 / 17 декабря) бывший в то время визирем (главой правительства) при Дамасском халифе[251], при этом много писавший трудов в защиту православия, был оклеветан императором Львом III Исавром (717 - 740) перед халифом в государственной измене (было подброшено письмо, якобы написанное святым Иоанном, адресованное византийскому императору, в котором он обещал помощь). Халиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить ее на рынке. К вечеру святой Иоанн, испросив у халифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. При этом Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой. Пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что рука невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название "Троеручица". По преданию, преподобный Иоанн написал благодарственную песнь Матери Божией "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь", которая является задостойником[252] в литургии святого Василия Великого. Потрясенный чудом халиф приглашал святого вернуться на свою прежнюю должность, но он отказался, уйдя в монастырь.

Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Лавра даровала икону "Троеручицы" в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому (+ 1237; память 12 января / 25). Во время нашествия турок на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили ее попечению Самой Матери Божией. Они возложили ее на осла, который без погонщика пришел на Афон и остановился перед Хилендарским монастырем. Иноки поставили икону в соборном храме. Во время разногласий при выборе настоятеля Матерь Божия благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святая икона заняла игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания.

Наши рекомендации