День памяти: 26 Июня / 9 июля
Тихвинская икона Божией Матери | Апостол и Евангелист Лука |
Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой. Святой Лука послал икону вместе с текстом Евангелия и Деяний Св. Апостолов в дар правителю Антиохии Феофилу. Позднее она оказалась в Иерусалиме. В V в. из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Константинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа». Затем она появлялась перед очевидцами: в погостах Смолково на реке Ояти в Имоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы. В тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая.
Согласно летописи, "в лето 6891 от Сотворения мира, июня в 26 день (9 / 22 июля 1383 г. по Р.Х.) явися икона "Пречистыя образ Одигитрия" во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин". Сюда, на берег реки Тихвинки, пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся. Не медля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам. Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет.
Собрался народ. Потерю все стали горько оплакивать, и затем начали искать повсюду икону. И - о, чудо! - икона обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами. Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания. Первая церковь простояла семь лет и сгорела от "свещи ночию", чудотворная же икона сохранилась в целости: она была найдена неподалеку в можжевельнике. Церковь трижды горела и трижды восстанавливалась, а икона каждый раз чудесно оставалась невредимой. Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края, и усердием великого князя Василия Ивановича (1505 - 1533) вместо деревянного храма был возведен каменный. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613 - 1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах[226] от Тихвина, где 10 /23 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе. Всероссийское празднование Тихвинской иконе Божией Матери, прославленной неисчислимыми чудотворениями, установлено Церковью в память ее чудесного явления и одоления врагов предстательством Богородицы.
2/15 марта 1917 года - день отречения царя Николая II от престола - стал черным днем в истории государства Российского. Большевистский переворот в октябре 1917 года ознаменовал для России начало крестного пути. Первым шагом на этом пути стало цареубийство; затем - гонения на Церковь, закрытие и разорение храмов и монастырей, изъятие церковных ценностей, убийство тысяч верующих людей - то есть попытка уничтожения Православия.
Но жизнь не однажды доказывала, что в труднейшие моменты истории на помощь нашему государству, избавить землю и народ от врага, всегда приходила Матерь Божия, являя Свою милость и помощь через чудотворные иконы. А враг был страшный - безбожие.
Вскоре по всей России полетела весть: в день отречения царя от престола под Москвой явилась чудотворная икона Божией Матери - Державная. На ней Божия Матерь восседает на троне, а на коленях у Нее - Младенец Христос. Он простирает благословляющую руку. Божия Матерь - в алой мантии, на голове у Нее корона, в одной руке царский скипетр, в другой - держава. Лик Ее суров, а вид царственный.
Необычная иконография и атрибуты, а главное - день явления этой иконы говорят о том, что Матерь Божия приняла на Себя царскую власть над Россией. Всемилостивая Царица Небесная не оставила в грядущее страшное лихолетье оскверненную, отрекшуюся от своего царя и даже от Бога, поруганную, но все же святую Русь без Своего покровительства.
Приход богоборческой власти погрузил Россию в пучину неслыханных бедствий. По Русской земле полились реки крови... Трудно представить масштаб этой трагедии.
Особо вспомним события, произошедшие в северо-западных землях во время Великой Отечественной войны. Ленинград был взят фашистами в блокадное кольцо и, казалось, обречен на смерть. Но у этого города, который большевики лишили даже настоящего имени, были не только молитвенники и небесные заступники. В нем находились чудотворные иконы Божией Матери, хранившие город в трудные времена.
Одна из них - Тихвинская икона Божией Матери, список с первообраза, находившаяся в Кафедральном Исаакиевском соборе, издавна почиталась чудотворной. Икона оставалась в храме, ставшем музеем, и в безбожное время. Сегодня святыня заняла в Исаакиевском соборе свое прежнее место. История появления иконы в храме такова.
В Санкт-Петербурге, в Рождественской части (ныне это район улиц Советских), в собственном доме жили тяжело больной брат и сестра Ивановы. У них в доме хранилась Тихвинская икона Божией Матери, которая принадлежала их роду и почиталась не только древней, но и чудотворной.
После смерти брата сестра переселилась в небольшую комнату, продав дом. Перед своей кончиной она просила священника взять икону в церковь, но документы оформлены не были, и владельцем иконы стал
квартирант. Оказавшись в тяжелом материальном положении, в 1856 году жена квартиранта отдала икону под залог Марии Востоковой. Позже владельцы отказались выкупать икону.
Новая владелица хотела пожертвовать икону в церковь, но события складывались иначе. Однажды, придя домой, Мария получила от своей племянницы б рублей, переданные ей неизвестной женщиной с просьбой на эти деньги в церковь купить другую икону, а эту оставить. Мария выполнила просьбу.
Вскоре ей захотелось купить киот для находившейся у нее Тихвинской иконы, но денег для этого не было. И вновь средства для осуществления задуманного она получила от неизвестной женщины. Когда Мария попыталась узнать ее имя, то услышала в ответ: «Господь знает, как меня зовут, а ты исправь, что тебе велю».
В праздник Рождества Богородицы 1858 года перед иконой была зажжена лампада. Неизвестно, как весь Петербург узнал о пребывании у Марии Востоковой чудотворной иконы, но вскоре на поклонение образу стало приходить множество людей, и при нем происходили исцеления. На чудотворную икону возложили серебряную вызолоченную ризу и сделали деревянный, ручной работы, вызолоченный киот.
Мария Востокова обратилась к приходскому духовенству с просьбой перенести икону в Рождественскую церковь, и 2 / 15 марта 1859 года чудотворная Тихвинская икона была перенесена в храм священнослужителями в сопровождении множества народа.
Исцеления у иконы продолжались, и 5 / 18 марта 1859 года чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери, прославившуюся в Петербурге, перенесли без торжества в новоосвященный Исаакиевский собор. Здесь ее поставили у правой стороны храма, позади клироса.
Новопрославленная икона стала пользоваться большим почитанием, и перед ней во всякое время дня при большом стечении народа служились непрестанные молебны. В 1861 году на эту икону возложили золотую ризу, украшенную драгоценными каменьями, в 1863 году ее поместили в бронзовый вызолоченный киот и поставили у юго-восточного столпа храма, напротив проповеднической кафедры. И риза, и киот были сделаны на пожертвования.
Тихвинский образ Божией Матери продолжал являть чудотворения, зафиксированные в храме письменно.
Особенно замечательное чудесное исцеление совершилось с Екатериной Левестам в 1860 году. Страдавшая тяжким недугом с семилетнего возраста, находившаяся под присмотром в лазарете Гатчинского сиротского дома, будучи протестантского вероисповедания, девушка по собственному желанию обратилась с молитвой к православным иконам и просила помощи у Божией Матери. Во сне ей был указан путь в Исаакиевский собор к чудотворной Тихвинской иконе, где она и получила исцеление. На следующий день после исцеления по ее просьбе священник больницы отслужил благодарственный молебен Спасителю, Божией Матери перед иконой ее Тихвинской, и всем святым. Событие было подробно изложено Екатериной Левестам и подтверждено подписями очевидцев.
Эта Тихвинская икона Божией Матери оставалась в городе и в годы Великой Отечественной войны. Знают и помнят горожане, и прежде всего пережившие ужас блокады и потомки погибших, о заступничестве Божией Матери. В немногих действующих храмах блокадного Ленинграда совершались молебны о милости и помощи. В храмы приходили горожане, фронтовики и молились многим иконам Божией Матери, в том числе и Тихвинской, бывшей с этим городом в страшный час испытаний.
Дорога через Ладогу, спасшая тысячи горожан в годы блокады и получившая название Дорога Жизни, во многом совпадала с направлением прихода Тихвинской иконы Божией Матери на эти земли в XIV веке.
Спасение города на Неве, Тихвина, всей России во Второй мировой войне несомненно принадлежит милости Божией заступничеством Пресвятой Богородицы. Освобождение Тихвина явилось первой победой советских войск в ходе Великой Отечественной войны. Он был захвачен фашистами 8 ноября 1941 года, а через месяц -9 декабря 1941 года части 4-ой армии под командованием Кирилла Афанасьевича Мерецкова штурмом освободили город.
Однако одного месяца гитлеровской оккупации было достаточно для полного разрушения и разграбления города. Большой Тихвинский монастырь был превращен ими в место расправы.
В его святых стенах расправлялись с непокорным населением, были расстреляны за помощь партизанам многие священники. Фашистами были похищены многие ценные, а точнее - бесценные иконы, в том числе чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, пребывавшая здесь уже более пяти веков. Святыню гитлеровцы отправили во Псков.
В 1944 году при приближении Советской Армии фашисты покинули Псков, прихватив с собой и эшелон с захваченными ценностями. Тихвинская чудотворная икона Божией Матери оказалась в Риге. В это время хранителем иконы стал архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), который покинул Ригу с отступающими немецкими войсками. Затем через Лиепаю святыня и ее хранитель попали в Германию, в зону американского влияния, и через некоторое время оказались в США. С 1949 года чудотворная икона находилась в Троицком соборе города Чикаго, штат Иллинойс.
Таким образом Тихвинская икона Божией Матери, представляющая огромную историческую и духовную ценность, оказалась на чужбине.
Перед своей кончиной в 1982 году владыка Иоанн (Гарклавс) завещал своему приемному сыну протоиерею Сергию Гарклавсу вернуть святыню в родную обитель, когда она будет восстановлена.
Весной 1995 года Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, закрытый в 1924 году, был возвращен Русской Православной Церкви. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) настоятелем возрождающейся обители был назначен игумен Александр (Гордеев). Начались первые богослужения. Полуразрушенный монастырь стал восстанавливаться.
В 1999 году обитель возглавил игумен Евфимий (Шашорин). В 2001 году состоялись переговоры с хранителем иконы о возможности возвращения святыни в свой родной дом.
В 2003 году было принято решение о возвращении Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь ко дню празднования в 2004 году: годы разлуки святыни с той землей, где она явилась более шестисот лет назад, завершаются!
Протоиерей Сергий Гарклавс, хранитель чудотворного образа, приезжал в Тихвинский монастырь 9 января 2004 года, чтобы согласовать порядок торжеств.
12 января 2004 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с американской делегацией во главе с хранителем иконы. На этой встрече были подтверждены сроки (26 июня - 9 июля 2004 года) и условия возвращения: по просьбе хранителя первая остановка иконы после прилета из Америки будет в Риге, затем святыню будут встречать Москва, Санкт-Петербург и Тихвинский монастырь, как это и произошло. Торжества возглавлял ныне покойный Святейший патриарх Алексий. 7 июня (20 по н.ст.) святыня покинула Чикаго, она была доставлена в Ригу, затем — в Москву и 15 (28) июня — в Санкт-Петербург. 25 (8 июля по нов. ст.) июня чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась в Тихвинский Успенский монастырь.