Дни памяти: 6 июля (23 июня по с/с)– мученическая кончина в 1919 г. Память в Соборе Новомучеников и исповедников Российских.

Священномученик Митрофан — архиепископ Астраханский и Царевский, в миру Дмитрий Иванович Краснопольский, — родился 22 октября (4 ноября) 1869 года в Слободе Алексеевка Бирючинского уезда Воронежской области. Там же окончил Духовное училище, а после — Воронежскую семинарию. В 1890 женился и был рукоположен в сан диакона. В 1893 году умирает его супруга и он поступает в Киевскую Духовную академию. В 1896 году принимает иноческий постриг с именем Митрофан в честь святителя Митрофана Воронежского. В 1897 году он был рукоположен в сан иеромонаха.
В 1898, по окончании курса в Киевской Духовной академии со степенью кандидата богословия, он назначается инспектором Иркутской семинарии. В 1902, после возведения в сан архимандрита, Митрофан переводится в Могилев и назначается ректором Могилевской Духовной семинарии. 25 января / 7 февраля 1907 года Высочайше ему повелено быть епископом Гомельским, викарием Могилевской епархии.
Наречение во епископа происходило в Санкт-Петербурге 10 / 23 февраля, и 11 / 24 февраля совершена его хиротония в Александро-Невской Лавре. Вместе с архипастырскими обязанностями на преосвященного Митрофана была возложена и другая ответственная миссия: его избрали от Могилевской губернии в III Государственную Думу. С 1907 по 1912 год он мужественно отстаивал в стенах Думы интересы Православной Церкви от нападок леворадикальной части депутатов.
Будучи викарием Могилевской епархии, епископ Митрофан проживал в Могилеве, поэтому ему дорога была жизнь церковная Могилева. В 1908 году он участвовал в торжествах по случаю 200-летия победы русских войск над шведами, бывших в д. Лесной Могилевской губернии, и благословил там закладку храма в честь победы над шведами. В 1910 году по Высочайшему разрешению Государя императора Николая II мощи преподобной Евфросинии были перенесены из Киева в Полоцк пароходом по Днепру. Это было величайшее торжество. В пределах Могилевской епархии святые мощи было поручено встречать епископу Митрофану, который вместе с участвовавшими иерархами снимал таковые с парохода и на своих плечах в Могилеве переносил в Иосифовский Кафедральный Собор, где состоялось торжественное богослужение при многотысячном стечении молящихся, после переносил их на пароход для продолжения шествования их в Полоцк.
В 1912 году владыка Митрофан по постройке храма в д. Лесной совершил его освящение в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в котором и ныне совершается богослужение и благодарные прихожане вместе со своим настоятелем воздают честь своему Покровителю Преосвященному Митрофану, призывая его в своих молитвах, и воздают поклонение его иконе, написанной в их храме.
3 / 16 ноября 1912 года епископ Митрофан был высочайше утвержден епископом Минским и Туровским. Так же, как и в Гомеле, он на новой кафедре горячо отстаивал интересы Православной Церкви и русского (белорусского) населения края против усилившейся после революционных событий 1905 — 1907 годов католической пропаганды и польского засилья. За эту твердую позицию духовенство города Минска называло его «стойким борцом за православное дело». Исключительная забота архиерея о церкви, ее благе и чистоте напоминала его пастве святую ревность архипастырей времен Вселенских Соборов.
Большая часть времени, проведенная преосвященным Митрофаном на Минской кафедре, пришлась на тяжелое военное время. Начавшаяся в августе 1914 первая мировая война не обошла стороной пределов его епархии. В этих тяжелых условиях епископ Митрофан развернул широкую благотворительную деятельность по оказанию помощи мирным жителям, оставшимся без крова из мест, захваченных врагом,
а также по организации епархиальных лазаретов для раненых бойцов. Архипастырь часто ездил на фронт для поддержания духа русского воинства и не раз попадал под вражеский обстрел, проявляя в таких ситуациях чудеса выдержки и спокойствия.
За особую деятельность по обстоятельствам военного времени епископ Митрофан 14 / 27 мая 1916 года был награжден орденом Св. Александра Невского. Нельзя не упомянуть и еще об одной сфере деятельности преосвященного Митрофана на Минской кафедре. Он восстановил в народе память небесных покровителей епархии: святителей Туровских Кирилла и Лаврентия, а также святого мученика-младенца Гавриила, убитого иудеями. По его благословению была написана икона Минских Святых, где они были собраны вместе, осеняемые Покровом Богоматери.
Этой иконой преосвященный Митрофан благословил свою паству и 11 / 24 июля 1916 года Высочайшим повелением он отбыл на Астраханскую кафедру. Итак, Белоруссии Владыка Митрофан отдал 14 лет своего архипастырского служения, из них Могилевской епархии — 10 лет, будучи ректором Духовной семинарии, а затем и викарным епископом Могилевской епархии. В Астраханской епархии владыка Митрофан старался усилить в своей пастве чувство патриотизма, безкорыстного и преданного служения своей Родине. Как и в Минской епархии, так и здесь архипастырь продолжал дела благотворительности. Им был устроен епархиальный лазарет в здании церковно-приходских школ Казанской церкви. По его инициативе Кирилло-Мефодиевскому братству поручалась забота о материальном обеспечении бедствующих семей, кормильцы которых были призваны в действующую армию. События начала марта 1917 года оставили трагический след в душе архипастыря. Епископ Митрофан внешне довольно спокойно встретил февральскую революцию и, следуя решению Св. Синода 10 / 23 марта 1917 года, призвал свою паству повиноваться Временному правительству. В одной из своих проповедей он призвал разумно пользоваться дарованной
свободой. Действительно, свобода начинала отнимать разум не только у паствы, но и у пастырей. Революционно настроенное духовенство смещало своих архиереев, обвиняя их в приверженности к монархии: всюду были слышны требования о коренной реформе Церкви, отмене многих ее канонов. Подобная революционная обстановка сложилась и в Астрахани. Революционерами был создан «совещательный комитет», который сразу же противостал правящему архиерею и намеревался сместить епископа Митрофана. Но духовенство и паства не пошли на поводу у них. Астраханский епархиальный съезд выразил полное доверие правящему архиерею и дал возможность продолжать ему архипастырскую деятельность. Он твердо верил в святость и незыблемость Церкви и ее канонов.29 апреля / 12 мая 1917 года Священный Синод объявил о начале подготовки Всероссийского Поместного Собора. Епископ Митрофан хорошо понимал, что только на Соборе Церковь может восстановить исконное каноническое возглавление -вернуть патриаршество, и он энергично стал готовиться к предстоящему событию. Вместе со своим намерением добиваться на Поместном Соборе восстановления патриршества епископ Митрофан, выражая желание своей паствы, решил поставить на соборе вопрос о канонизации священномученника Иосифа, митрополита Рязанского, убиенного в 1671 году. Было произведено освидетельствование святых мощей, которое выявило их нетленными. Дело шло так, что намеченный срок 11 / 24 мая 1917 года должен был стать для Астрахани днем духовного торжества. Но февральская революция отодвинула прославление на неопределенное время. Революционный обер-прокурор Синода кн. Львов выступил против канонизации убиенного митрополита Иосифа, которого до революции называли «страдальцем за Царя и за веру». Владыке Митрофану заново пришлось трудиться, призывая соборный причт и верующих активнее подключиться к этому вопросу.
11 / 24 августа 1917 году епископ Митрофан вместе с другими выбранными делегатами от Астраханской епархии выехал в Москву для участия в Поместном Соборе, где он был избран председателем отдела высшего церковного управления. Именно этот отдел должен был выработать и вынести на обсуждение всего Собора проект тех форм управления Церковью, которые и могли бы определять ее жизнь в будущем. Епископ Митрофан твердо стоял на позициях восстановления патриаршества, у него много было сторонников из епископата. Но нужно было переубедить прообновленчески настроенную группу делегатов.
11 / 24 октября 1917 году на Соборе епископ Митрофан выступил с докладом, в котором обосновывал необходимость восстановления патриаршества.
«Учреждением патриаршества, — говорил владыка, — достигалась полнота церковного устройства и полнота государственного управления. Упразднение патриаршества Петром I являлось антиканоническим деянием. Русская Церковь стала обезглавлена. Синод оказался учреждением, чуждым России, лишенным твердой почвы у нас. Мысль о патриаршестве продолжала теплиться в сознании русских людей как «золотая мечта»: «Нам нужен Патриарх как духовный вождь и руководитель, который вдохновлял бы сердце русского народа, призывал бы к исправлению жизни и к подвигу и сам первый шел бы впереди». Доклад епископа Митрофана никого не оставил равнодушным: 26 дней шли дебаты. Несмотря на упорное сопротивление противников восстановления патриаршества, число его сторонников среди членов Собора неуклонно росло. В этом была немалая заслуга епископа Митрофана.
28 октября / 10 ноября 1917 года Собор вынес историческое решение: восстанавливается патриаршество и управление церковное возглавляется патриархом.
После торжеств избрания святейшего патриарха Тихона и окончания работы первой сессии Поместного Собора епископ Митрофан в начале декабря возвращается в Астрахань. 12 января 1918 года в Астрахани началась гражданская война.
Сильно пострадали от боевых действий астраханские храмы и городское духовенство, но особенно тяжелый крест выпал на долю преосвященного Митрофана.
Он все время провел в центре обстрела, среди враждебно настроенной толпы революционных солдат, наполнявших астраханский Кремль, в котором находился архиерейский дом. После прекращения боев епископ Митрофан был выдворен из Кремля.
23 января 1918 года был опубликован Декрет советской власти «Об отделении Церкви от Государства». Этот декрет большинством православных верующих был оценен как начало гонения большевиков на Церковь. В знак протеста против действия большевистской власти по инициативе епископа Митрофана в Астрахани 18 февраля был проведен Крестный ход. С хоругвями и чтимыми иконами из различных астраханских храмов Крестный ход двинулся от Рождества-Богородицкой церкви по центру города вокруг Кремля к Знаменской церкви. Особенно знаменательно было служение епископом Митрофаном литии на братской могиле погибших во время январских боев красноармейцев. Этим архипастырь показал, что Церковь с одинаковой скорбью относится ко всем жертвам гражданской войны, независимо
от того, к какому они принадлежали лагерю — красных или белых. Завершился Крестный ход на площади Рождества-Богородицкой церкви, где архипастырь служил молебен. По словам очевидцев, «это было торжество веры, торжество Православия, которого так боялись творцы новых идей».
11 марта 1918 года епископ Митрофан снова отправляется в Москву на 2-ю сессию Поместного Собора. Здесь им сделан доклад Собору о необходимости канонизации святителя Иосифа, митрополита Астраханского. 5/18 апреля 1918 года Поместный Православный Собор Русской Православной Церкви принял постановление о прославлении священномученика Иосифа.
День прославления священомученика Иосифа назначили на 11 мая следующего, 1919 года, в связи со сложной обстановкой как во всей стране, так и в Астрахани. 12/25 апреля
1918 года владыка Митрофан был возведен в сан архиепископа. 22 июня / 5 июля архиепископ Митрофан отбыл в Москву на 3-ю сессию Поместного Собора. На этой сессии была продолжена работа над составлением определений о деятельности органов Высшего Церковного управления. Кроме трудов на Поместном Соборе, для архиепископа Митрофана важным делом было сохранение Астраханской
епархии от внутренних расколов и разделений. Владыка много молился, обращаясь в своих молитвах к священномученику Иосифу, прося святого заступника земли Астраханской посодействовать прекращению нестроений в епархии. В итоге в Астраханской епархии установился долгожданный мир. Вместе с реквизицией церковных зданий, начались аресты священнослужителей. На центральной площади их расстреливали. Шли кровопролитные бои в городе. Все эти обстоятельства: обстрел храмов, массовые казни и расстрелы священнослужителей — оставили тяжелый след в душе архиепископа Митрофана. 25 марта / 7 апреля, в день праздника Благовещения, владыка служил в Благовещенском монастыре, где во время проповеди коснулся «погибших» в результате ненужных и бесполезных действий гражданских властей. После литургии им была отслужена панихида по невинно убиенным. Это был смелый в создавшейся обстановке шаг владыки. Он легко мог быть сам обвинен в контрреволюции и расстрелян. Революционную современность владыка охарактеризовал как «совокупность обмана, лжи и клятвопреступлений».
Слухи об угрожающей опасности архиепископу Митрофану стали доходить до близких ему лиц, которые стали уговаривать владыку оставить пребывание в городе.
Владыка ответил: «Вы предлагаете мне побег, и это в то самое время, когда у нас на глазах расстреливают невинных наших братьев. Нет, я никуда не уеду от своей паствы: на моей груди Крест Спасителя, и он будет мне укором в моем малодушии.
Хочу спросить и вас: почему вы не бежите? Значит, вы дорожите своей честью больше, чем я должен дорожить своим апостольским саном? Знайте, я совершенно чист и ни в чем не виноват перед своей Родиной и народом». Все понимали, что отказавшись от бегства, владыка сам добровольно отдает себя на расправу.
Отложенное по благословению Св. Синода до более благополучного времени прославление священномученика Иосифа в связи с последними трагическими событиями в Астрахани могло вообще не состояться, поэтому Владыка еще более настойчиво просил Св. Синод дать разрешение на проведение этих торжеств. Наконец, 1/14 марта 1919 года Св. Синод под руководством Святейшего Патриарха Тихона вынес решение: «Разрешить совершить прославление причисленного к лику угодников Божиих святителя Иосифа, убиенного Митрополита Астраханского и Тверского, в 11 день мая (по ст. стилю, по нашему - 24) 1919 г. Указ, полученный архиепископом Митрофаном, очень обрадовал его, и он благословил начать подготовительные работы к торжествам прославления. Противление властей допуску в Кремль, где почивали мощи священномученика Иосифа, и устроению там торжеств нарастало. Тогда Владыка избрал местом для проведения торжеств Знаменский храм, и это было не случайно, но промыслительно. Ведь Знаменский храм был построен в ознаменование освобождения Астрахани от разинцев, казнивших
священномученика Иосифа. И как 10 декабря 1672 года Астрахань праздновала свое освобождение, так и 11/24 мая 1919 года в Знаменском храме астраханцы с ликованием прославляли своего угодника и заступника. Все собравшиеся тогда в Знаменском храме: и архиепископ Митрофан, и духовенство, и простые миряне — понимали, какой опасности они подвергают себя. В восторженном состоянии все молящиеся, возглавляемые архиепископом Митрофаном, с хоругвями направились Крестным ходом в Кремль к мощам астраханского угодника, но стоявшим у ворот солдатам был дан приказ стрелять. Огонь из винтовок и пулемета остановил молящихся. В этот день мог погибнуть и архиепископ Митрофан, но этого не произошло.25 мая / 7 июня 1919 года, в канун праздника Святой Троицы, архиепископ Митрофан служил всенощную в городской Троицкой церкви и после службы остался ночевать у настоятеля сего храма о. Григория Степанова. Утром, в день Святой Троицы, он намеревался отслужить здесь литургию. Допоздна владыка Митрофан молился, и в это время, в первом часу ночи, в дом явились вооруженные люди. Они предъявили архиерею ордер на его арест и потребовали пойти с ними.
Разбуженные в доме люди заволновались, раздались плачущие голоса. Владыка же был спокоен. Он быстро надел рясу и скуфью о. Григория, перекрестился, преподав благословение предстоящим, молча последовал впереди арестовавших его. В ту же ночь в Ивановском монастыре был арестован и епископ Леонтий. Обоих узников поместили в камеры ЧК. К утру население города уже знало об аресте архиереев. Причины их арестов долго не прояснялись, и только через месяц, 6 июля 1919 года, в большом зале горисполкома состоялось объединенное собрание членов партии, членов Совета, представителей профессиональных союзов и комитетов, где было объявлено о заговоре против власти, целью которого являлось отравление всего высшего командного состава Красной Армии цианистым калием. В ночь с 1-го на 2-е июля арестовали 61 человека, предполагавшихся членов этой организации, 15% из них были офицеры, остальные — крупная буржуазия и духовенство. Во главе заговора объявлены архиепископ Митрофан и епископ Леонтий. Верующие астраханцы с самого начала были уверены в полной невиновности архиепископа Митрофана и епископа Леонтия и принялись искать пути к их освобождению. Месяц тянулся. Страшный день — день казни — наступил 23 июня/ 6 июля 1919 года. Около 3-х часов ночи к камере, где содержался архиепископ Митрофан, подошел комендант ЧК Волков и караульный начальник. Комендант вошел в помещение и грубо толкнул ногой спавшего на койке владыку: «Вставай!». Архиерей встал и начал было одевать рясу, но комендант схватил его за воротник рясы и закричал: «Живей выходи, на том свете обойдешься и в подштаниках». Вслед за этим комендант безцеремонно схватил владыку за руку и потащил к двери, выходившей во двор. Здесь, на дворе, он ускорил шаг, не прекращая тянуть за собой владыку. Архиепископ Митрофан в одном белье и босиком не успевал за Волковым, отчего, сделав несколько шагов во дворе, споткнулся и упал. Подбежавший конвоир поднял вместе с Волковым владыку и довел до закоулка, где проходили расстрелы. Здесь уже стояли трое с винтовками. Архиепископ Митрофан, увидев их, благословил по-архиерейски — двумя руками. После этого солдаты отказались в него стрелять. Волков же, желая остановить благословляющую руку, ударил по ней рукояткой револьвера. Затем с яростью
схватил владыку за левую часть бороды и с силой рванул вниз, выстрелив в таком положении архиерею в висок. Стоявший по близости и наблюдавший за всем Атарбеков тоже вытащил револьвер и выстрелил упавшему владыке в грудь, попав прямо в сердце. Такова была кончина праведника и мученика за веру. Владыка Леонтий был расстрелян вслед за архиепископом Митрофаном. Знаменательно, что кончина обоих архиереев пришлась на день празднования Владимирской иконы Божией Матери — покровительницы и хранительницы града Астрахани. В тот же день в газетах был напечатан список расстрелянных ночью, в том числе были упомянуты и архиепископ Митрофан, и епископ Леонтий. Страшная весть с быстротой ветра разносилась по городу. Мать владыки Митрофана в сопровождении соборян пришла
в Губчека с просьбой отдать ей тело расстрелянного сына, со слезами бросилась в ноги часовому, чтобы ее пропустили к Атарбекову, но ее и сопровождавших ее людей прогнали. Единственно, что они увидели по милости часового, это повозку, наполненную телами под рогожей, стоявшую на солнцепеке. Отец Димитрий Стефановский вместе с И. П. Ивлевым разыскали извозчиков — тех самых, на которых лежала печальная участь перевозки мертвых тел. Под большим секретом и за огромные деньги они согласились доставить тела убиенных архиереев в определенное место с условием совершить погребение до наступления рассвета. Около часа ночи извозчики принялись за работу: их повозки потянулись за город. Около Красного моста одна повозка остановилась и с нее сняли двух покойников, переложив в ожидавшую их телегу. Телега немедленно отправилась в путь, к находившемуся в то время в двух верстах от города Покрово-Болдинскому монастырю. Здесь, около обители, рядом со свежевырытой могилой уже толпились люди. При замаскированном свете фонаря на прибывшей телеге удалось рассмотреть тела убиенных. Оба архиерея были в нижнем белье. Рубашка у архиепископа Митрофана была окровавлена у груди и рукавов, правый висок раздроблен, левая часть бороды вырвана, вокруг рта рана, на сгибе правой руки синяк и кровоподтек, судя по всему, она была сломана. Епископ Леонтий был убит залпом, судя по трем кровавым отверстиям в сердце и груди. После осмотра началось приготовление к погребению. Женщины вырезали у обоих архиереев окровавленные части рубашек и одели их в приготовленные новые рубашки. Владыка Митрофан был облачен в священнические одежды, а для владыки Леонтия нашлась епитрахиль. Отец Димитрий Стефановский снял с себя наперсный крест и надел его на архиепископа Митрофана. К цепочке креста была прикреплена железная коробка, а в ней записка — обстоятельства кончины и погребения. Ни гробов, ни архиерейских облачений ввиду спешности погребения достать было невозможно. Отец Димитрий начал служить погребение. Все собравшиеся тихонько подпевали ему, плакали и прощались с архиереями. Первым в могилу положили епископа Леонтия, а сверху — архиепископа Митрофана. Обоих завернули в простыни, засыпали землей, сделав на могиле небольшой холмик. Все присутствовавшие на погребении верили, что архиереи нашли здесь, у Покрова-Болдинского монастыря, лишь временное место своего упокоения. Мать владыки Митрофана со слезами просила: «Если придет время и вам предоставится возможность перенести прах моего сына в другое место, умоляю вас положить рядом с могилой святителя Иосифа и меня около него». Сама Анастасия Семеновна, мать владыки, после смерти архиепископа поселилась в Благовещенском женском монастыре, где игумения Платонида отвела ей келью. Почти каждый день она приходила на могилу своего сына, просиживая там часами. Умерла она в 20-х годах и погребена на кладбище в склепе монастыря. Перед смертью она передала келейную икону своего сына «Умиление» отцу Димитрию Стефановскому. Дочь отца Димитрия, Елизавета, отвезла образ в Киев, в Михайловский монастырь. До самого закрытия монастыря хранилась там эта икона, на обратной стороне которой было выведено: «Смиренный инок Митрофан». После погребения властям каким-то образом удалось узнать о месте захоронения архиереев. Они посадили сотрудников губчека в часовне, находившейся на Красном бугре, как раз напротив монастыря и расположенной около него могилы. Агенты следили за теми, кто ходит на могилу, поэтому верующие ходили тайно, по ночам, когда агенты из часовни уходили. Так
продолжалось почти месяц. Через месяц произошли события, сильно изменившие обстановку в городе. Террор «чрезвычайки» продолжал держать город в состоянии постоянного страха. Командир коммунистической роты М. Л. Арестов со дня на день ожидал своего ареста и поднял по тревоге коммунистическую роту.
Красноармейцы по его приказу окружили Особый отдел, арестовали всех его сотрудников, в том числе и Атарбекова. Их отправили в Кремль, где посадили на гауптвахту под охрану преданным Арестову солдатам. Атарбекова по личному указанию Дзержинского доставили в Москву, после чего его перевели с повышением на другую работу. Несмотря на это, особый отдел потерял свою неограниченную власть. Позже братия Ивановского монастыря, в котором управляющим был епископ Леонтий, собрала деньги и поставила кирпичный памятник-«аналойчик» на месте захоронения архиереев. На нем было выведено: «Архиепископ Митрофан (Краснопольский) и епископ Леонтий (фон-Вимпфен) — убиенные 23 июня / 6 июля 1919 года». Почитание убиенных архиепископа Митрофана и епископа Леонтия среди верующих всегда было очень сильным. На их могилу приезжали астраханские архиереи. Служил здесь панихиды и священномученик Фаддей (Успенский), в то время архиепископ Астраханский. В 1927 году по особому распоряжению начальника отдела секретного ВЧК Е. А. Тучкова были проведены специальные карательные мероприятия — аресты духовенства, служившего на могиле архиереев. Верующие продолжали тайно посещать дорогую им могилу. Не останавливало их и то, что в 1930 году сам памятник на могиле был разрушен. Малолетние преступники, жившие в колонии, находившейся на территории бывшего Покрово-Болдинского монастыря, разломали памятник до основания. Верующие собирали кирпичики и складывали их горкой на месте разрушенного памятника. И все люди шли. Так продолжалось и в 30-е годы сталинских репрессий, и в тяжелые годы лихолетья. После войны прошел слух о перезахоронении убиенных архиереев на городское кладбище. Верующие стали ходить на кладбище, где рядом с братской могилой расстрелянных в марте 1919 года астраханцев появился деревянный крест с надписью «Архиепископ Митрофан и епископ Леонтий». Местные власти в своей борьбе с памятью убиенных архиереев уничтожили на кладбище крест, но он вновь и вновь появлялся на прежнем месте. Уже в близкие нам времена, в 80-е годы, не прекращались попытки закрашивать надпись на кресте, но верующие вновь старательно выводили имена: архиепископ Митрофан и епископ Леонтий.





В 1991 году на старом городском кладбище, на месте братской могилы, появился большой памятный крест с именами расстрелянных архиепископа Митрофана и епископа Леонтия и других захороненных здесь. В день праздника Всех Святых, в земле Российстей просиявших, когда по благословению святейшего Патриарха Алексия II поминались все невинно убиенные и замученные во времена советского лихолетья епископом Астраханским и Енотаевским Филаретом (Карогодиным), на могиле была отслужена панихида. Позже, когда начались поиски настоящей могилы близ бывшего Покрово-Болдинского монастыря, верующие астраханцы начали стекаться на это место. 26 — 27 декабря 2001 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание Св. Синода Православной Церкви, на котором после доклада Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было решено включить в Собор Новомучеников и Исповедников Российских XX века и представленного Астраханской епархией священномученика Митрофана (Краснопольского). 14/27 апреля 2002 года в Покровском кафедральном соборе г. Астрахани по благословению архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы состоялось торжественное прославление этого нового угодника Божия.
На канонизации святителя Митрофана Божиим промыслом присутствовал клирик Могилевской епархии протоиерей Георгий Соколов, который привез в Свято-Никольский женский монастырь икону святителя Митрофана и рассказал о его жизни, кончине и торжестве его канонизации.
Живописцем Могилева написана еще икона святителя и помещена в левом приделе Никольского собора. В 2003 году прибыл в Трехсвятительский Кафедральный собор житель Могилева Валерий Воропаев, учитель по профессии, и рассказал свой сон. В его квартире в коридоре стоит человек в одежде (дореволюционной) учителя. Валерий подходит к нему и спрашивает, как он тут оказался, что он тут делает. Незнакомый человек проходит в комнату, подходит к стене, где висят иконы, под одной из которых ленточка с надписью. Прочесть Валерий смог только окончание ее: фан. Этот человек проходит в другую комнату. Валерий спрашивает: «Как тебя зовут?». Он говорит невнятно: «…фан». Валерий: «А фамилия твоя как?» — «Краснопольский». В доме Валерия находилась в то время больная сестра. Этот человек собрался уходить. Валерий спросил: «Где тебя найти?». «Там, где меня почитают, — в северном приделе».
Поэтому Валерий и поспешил в ближайшее время в Трехсвятительский собор, чтобы узнать, кто такой Краснопольский. Там ему работники подсказали, что в последнем номере Могилевских Епархиальных ведомостей рассказывается о жизни священномученика Митрофана (Краснопольского) и посоветовали обратиться в монастырь. Валерий пришел в монастырь вечером, когда богослужение было уже завершено и дежурная по храму церковница м. Аполлинария в присутствии м. Евфросинии затворяла двери собора. Он стал просить разрешения зайти в храм, чтобы поклониться святителю Митрофану, так как, по всей вероятности, именно он явился во сне Валерию. В соборе в то время шел ремонт и все иконы северного придела были сложены в алтаре. Среди них была найдена икона святителя, взглянув на которую, Валерий сразу узнал явившегося ему во сне человека. Склонив перед иконой колени, он долго молился. После этих событий сестра Валерия почувствовала облегчение в болезни.

Монахини Свято-Никольского монастыря Евфросиния и Аполлинария.

Тропарь, глас 3:

Подвигом добрым яко святитель Христов подвизался еси, / веру Православную непорочно соблюд, / во время гонения лютаго мучителей прещения не убоялся, священномучениче
Митрофане, / яко первомученик Стефан, убивающим тя рекл еси: Господь да простит вас. / Сего ради уготовал ти венец правды, егоже да воздаст Господь, молитвами твоими / всем
почитающим тя.

ин тропарь, глас тойже:

Воронежския земли прозябение, / во иночестве святителю Митрофану тезоименитый, / страну Белорусскую труды своими украсивый, / слова Божия проповедниче велегласный, /
Собора Поместнаго уста богодухновенная, / Патриарха Тихона соработниче верный, / во граде Астрахани священномученика Иосифа прославивый, / егоже преемник на престоле и в
страданиих явился еси, / отче наш Митрофане, / моли Христа Бога // о спасении всех почитающих тя.

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне я был в Свято-Успенском соборе, где была совершена вседневная вечерня и утреня с полиелеем в честь Владимирской иконы Божией Матери. Службу совершал о.Сергий Лукин (настоятель храма Святых Жен-Мироносиц на кладбище Кабахаха) при пении бокового хора.

Евангелие (от Луки): 26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.

30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?

35Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

39Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

41Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

43И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

44Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

45И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

46И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се́рдца их; 52низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55ка́к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

56Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

По окончании службы о.Сергий поздравил всех с наступающим праздником и напомнил расписание служб…

Литургия.

В сам день я также был в Свято-Успенском соборе, где службу совершал один о.Сергий Лукин, без диаконов, при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.

2Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.

3Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.

4А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.

5Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, 6дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.

7Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

8Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных - ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, 9а для язычников - из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то́ буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему.

10И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его.

11И еще: хвали́те Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы.

12Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут.

13Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.

14И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; 15но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати 16быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу. 17Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что́ относится к Богу, 18ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, 19силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.

20Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, 21но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узна́ют.

22Сие-то много раз и препятствовало мне прийти к вам.

23Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание прийти к вам, 24как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти.

25А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, 26ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым

Наши рекомендации