Признак - Опорочивание праведников на основании тех действий, которые совершают те, кто приписывает себя к ним
Люди джахилийи порочили некоторых праведников на основании тех действий, которые совершают те, кто приписывает себя к ним. Так иудеи порочили Ису, мир ему, также иудеи и христиане порочили Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Разъясняет шейх Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан: Люди джахилийи порочили праведных предков на основании тех действий, которые совершают те, кто себя к ним относят. Они порочили тех, за кем следуют из-за действий последователей, но те, за кем они следовали, были непричастны к таким действиям. Например, иудеи порочили Ису (мир ему) на основании дел, которые совершают те, кто себя к нему приписывают. Они поклонялись кресту, были убеждены в Троице, говорили, что Иса (мир ему) - сын Аллаха! Также некоторые люди порочат Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на основании того, что совершают могилопоклонники, джахмиты, му’тазилиты и хариджиты.
Мы скажет тем людям, которые порочат этих пророков: «Это не религия Мусы (мир ему), это не религия Исы (мир ему), это не религия Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)». Если у последователей есть какие-то отклонения, их нельзя относить к тому, за кем они следуют. Нельзя порочить миссию Мусы (мир ему) из-за того, что иудеи изменили и исказили ее. Точно также поклонению кресту и тому подобное неверие нельзя относить к Исе (мир ему). Точно также нельзя относить к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) то, что совершают могилопоклонники, или то, что совершают безбожники рафидиты и батыниты. Они называют это исламом, но это не относится к религии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). К пророку (мир ему и благословение Аллаха) относят только тех, которые уверовали в него и на самом деле последовали за ним. К праведникам относят только тех, которые последовали за этими праведниками. Всевышний Аллах сказал:
﴿وَالسَّابِقُونَ الأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللّهُ عَنْهُمْ وَرَضُواْ عَنْهُ ﴾
«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом». (Сура ат-Тауба, аят 100)
А также:
﴿إِنَّ أَوْلَى النَّاسِ بِإِبْرَاهِيمَ لَلَّذِينَ اتَّبَعُوهُ وَهَذَا النَّبِيُّ ﴾
«Воистину, самыми близкими к Ибрахиму людьми являются те, которые последовали за ним, а также этот Пророк (Мухаммад)». (Сура али Имран, аят 68)
Точно также нельзя относить к четырем имамам тех, кто противоречит им в вероубеждении.
Разъясняет шейх Салих ибн ’Абд аль-’Азиз Али Шейх: Люди джахилийи порочили праведных людей на основании тех действий, которые совершали некоторые их последователи. Иудеи порочили Ису (мир ему), а лицемеры и многобожники порочили Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Человек, следующий за страстью, всегда ищет какие-то зацепки, с помощью которых он желает опровергнуть доводы истины. Они ищут ошибки последователей, для того чтобы опорочить пророка или опорочить ученого. Если они не могут порочить напрямую, то они начинают порочить последователей. Такими были джахилийи, так как такой путь самый легкий. Этот путь самый легкий, потому последователи не являются безгрешными, и кто-нибудь из них обязательно допустит ошибку, и тогда эти люди начинают порочить истину из-за ошибок тех, кто за ней последовал. Это страсти, это порочные страсти, которые проникли в нашу умму.
Например, некоторые люди порочат имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах) на основании тех действий, которые совершали его поздние последователи. У имама Ахмада были последователи, которые следовали за ним в вероубеждении, в вопросах нрава и так далее. Но потом появились те, кто называл себя ханбалитами, однако вышел за тот путь, который оставил после себя этот имам. Невежественные люди, например, начали гонения на великого имама ибн Джарира (да смилуется над ним Аллах), так как им показалось, что он не любит имама Ахмада. Несомненно, что настоящие ханбалиты того времени так не поступали и не были этим довольны. Поэтому ибн Касир (да смилуется над ним Аллах), говоря об этом, пишет: «Это то, что сделали невежественные ханбалиты». Также некоторые ханбалиты склонились от вероубеждения имама Ахмада к /таджсиму/. Этим воспользовались заблудшие му’тазилиты и аш’ариты, которые начали порочить мазхаб имама Ахмада.
Необходимо смотреть на твердую истину, но не надо смотреть на ошибки тех, кто за ней следует. Люди ошибаются, но их ошибки нельзя относить к истине. Некоторые люди называют себя саляфитами, но противоречат саляфам, разве можно их ошибки приписать к праведным предкам? Но приверженцы страстей пользуются этими ошибками и порочат истину таким образом. Они порочат /акъиду/ на основании действий последователей. Это недозволено! Потому что на истину необходимо смотреть со стороны шариатских текстов, а не со стороны ее последователей.
В наше время различные атеисты и философы порочат призыв Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на основании разногласий, которые случились между сподвижниками. Но мы знаем, что сподвижники не разногласили относительно истины, относительно религии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Тоже самое касается последователей мазхабов. Нельзя из-за ошибок их последователей порочить четырех имамов. У некоторых последователей этих имамов были ошибки, несправедливость и заблуждения, но нельзя отнести эти ошибки к четырем имамам. Поэтому шейх уль-Ислам ибн Теймия (да смилуется над ним Аллах) написал на эту тему известную книгу «Раф’ аль-малям ’ан аиммати-ль-А’лям». И сегодня встречаешь книги, в которых порочат этих четырех имамов из-за действий их поздних последователей. Это и есть проявление джахилийи.
Точно также последователи суфизма относят себя к некоторым большим знатокам духовного пути, как например, Абд уль-Къадир аль-Джиляни (да смилуется над ним Аллах) или Джунейд, которые были известные своей праведностью и приверженностью сунне. Они считают себя их последователями, но следуют путям заблуждения. Нельзя ругать этих праведных имамов из-за действий тех, кто себя к ним относит.
Или например, порочат шейха Мухаммада ибн Абдуль-Уаххаба (да смилуется над ним Аллах), называя его последователей ваххабитами. Это происходит из-за ошибок тех, кто себя к нему приписал. Например, призывающие начинают с того, что порочат тех /аулия/, которым поклоняются суфии. Эти люди относят себя к правильной /акъиде/, но совершают этот ошибочный шаг. И люди перестают их слушать, так как призывающие называют их /аулия/ неверными и тагъутами. Однажды, к нам приехал человек из Судана и речь зашла о порицании ширка, бид’а и так далее. Этот человек сказал: «Так, как объясняете вы эти вопросы, не объясняют призывающие у нас в Судане. Они начинают с того, что порочат /аулия/». Суфии используют это, чтобы опорочить шейха Мухаммада. Это из проявлений людей джахилийи. Люди джахилийи порочили пророков на основании того, что делают некоторые их последователи. Сегодня порочат ученых на основании того, что делают их последователи. Некоторые люди сидят некоторое время на уроках у ученого, а потом допускают грубые ошибки, и другие начинают порочить этих ученых из-за ошибок их последователей. Еще страшнее, когда порочат ислам из-за действий мусульман. Нужно обязательно проводить разницу между мусульманами и Исламом. Если кто-то хочет изучить Ислам, он должен брать из чистого источника, а не смотреть на действия людей.
Это очень важный вопрос. Нельзя порочить человека из-за действий его последователей. Нужно посмотреть на самого человека, узнать его положение, узнать его слова. Если этот человек на истине, значит нужно говорить о нем благое. Шейх уль-Ислам ибн Теймия уделял большое внимания толкованию слов тех людей, к которым относят себя заблудшие, для того чтобы показать, что эти заблудшие не имеют к ним отношения.