Признак - Чрезмерность в отношении обладателей знания и праведников.
Всевышний Аллах сказал:
﴿يَا أَهْلَ الْكِتَابِ لَا تَغْلُوا فِي دِينِكُمْ وَلَا تَقُولُوا عَلَى اللَّهِ إِلَّا الْحَقَّ﴾
«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду». (Сура ан-Ниса, аят 171)
Разъясняет шейх Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан: Этот вопрос очень важный. «الغلو» в языке - это переход за границы. Что касается шариатского значения, то это чрезмерное почитание какой-либо личности. Как например, чрезмерность в отношении пророков и праведников, когда их поднимают до уровня /рубубийа/ или /улюхийа/.
Людям джахилийи была свойственна такая чрезмерность в отношении личностей. Некоторых они делали господами наряду с Аллахом. Иудеи проявили чрезмерность в отношении ’Узейра, сказав, что он сын Аллаха. Христиане проявили чрезмерность в отношении ’Исы сына Марьям (мир ему), подняв его до уровня бога. Также народ Нуха проявил чрезмерность в почитании праведников. Они создали изображения этих праведников и их скульптуры, а затем стали поклоняться им помимо Аллаха. Всевышний Аллах говорит:
﴿وَقَالُوا لَا تَذَرُنَّ آلِهَتَكُمْ وَلَا تَذَرُنَّ وَدًّا وَلَا سُوَاعًا وَلَا يَغُوثَ وَيَعُوقَ وَنَسْرًا ﴾
«Они сказали: "Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сува’а, Йагъуса, Йа’ука и Насра"». (Сура Нух, аят 23)
Многобожники занимаются этим до сегодняшнего дня. Они проявляют чрезмерность в отношении праведников, совершают обходы вокруг их могил, режут для них животных, посвящают им обеты, взывают к ним, просят у них решения своих проблем. Такая чрезмерность ведет людей к ширку. Поэтому передают со слов ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не превозносите меня подобно тому, как христиане превозносят ‘Ису, сына Марйам, ибо, поистине, я — раб Аллаха, а поэтому говорите: “Раб Аллаха и посланник Его”». Бухари, 3445.
Такая чрезмерность в отношении праведников ввела людей в ширк. Не нужно возвеличивать людей сверх того уровня, которого они достойны. Посланники - это посланники, праведники - это праведники, ученые - это ученые, а ученые лучше, чем простые люди. Превосходство знающего над простым поклоняющимся, как превосходство луны в ночь полнолуния над остальными небесными светилами. Нужно ставить их на положенный уровень, но нельзя поднимать их выше той степени, которая им отведена. Всевышний Аллах сказал:
﴿يَا أَهْلَ الْكِتَابِ لاَ تَغْلُواْ فِي دِينِكُمْ وَلاَ تَقُولُواْ عَلَى اللّهِ إِلاَّ الْحَقِّ إِنَّمَا الْمَسِيحُ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ رَسُولُ اللّهِ وَكَلِمَتُهُ أَلْقَاهَا إِلَى مَرْيَمَ وَرُوحٌ مِّنْهُ فَآمِنُواْ بِاللّهِ وَرُسُلِهِ وَلاَ تَقُولُواْ ثَلاَثَةٌ ﴾
«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса, сын Марьям, является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям, и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: "Троица!"». (Сура ан-Ниса, аят 171)
А также:
﴿قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ لاَ تَغْلُواْ فِي دِينِكُمْ غَيْرَ الْحَقِّ وَلاَ تَتَّبِعُواْ أَهْوَاء قَوْمٍ قَدْ ضَلُّواْ مِن قَبْلُ وَأَضَلُّواْ كَثِيرًا وَضَلُّواْ عَن سَوَاء السَّبِيلِ ﴾
«Скажи: "О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии вопреки истине и не потакайте желаниям людей, которые еще раньше впали в заблуждение, ввели в заблуждение многих других и сбились с прямого пути"». (Сура аль-Маида, аят 77)
От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Остерегайтесь излишеств в религии, ибо тех, кто жил до вас погубило излишество в религии!» ан-Насаи 4/49, Ибн Маджах 3029, Ибн аль-Джаруд 473. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, ан-Науауи, аз-Захаби, Ибн Таймия, Ахмад Шакир, аль-Альбани.
Нельзя проявлять чрезмерность в отношении творений и поднимать их выше той степени, которая установлена Всевышним Аллахом, потому что это приводит к ширку. Тоже самое касается и чрезмерности в отношении ученых и праведников. Всевышний Аллах сказал об иудеях и христианах:
﴿اتَّخَذُواْ أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَابًا مِّن دُونِ اللّهِ ﴾
«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов». (Сура ат-Тауба, аят 31)
Чрезмерность дошла до того, что люди стали считать, что они имеют право считать дозволенное запретным, а запретное дозволенным и изменять пречистый шариат.
Разъясняет шейх Салих ибн ’Абд аль-’Азиз Али Шейх: Шейх упомянул чрезмерность в отношении двух категорий: ученые и праведники.
1 - Чрезмерность в отношении ученых.
Люди джахилийи думали, что ученые имеют право объявлять дозволенное запретным, а запретное дозволенным, то есть они поставили их даже выше пророков и сделали их господами. Как сказал Всевышний Аллах:
﴿اتَّخَذُواْ أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَابًا مِّن دُونِ اللّهِ ﴾
«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов». (Сура ат-Тауба, аят 31)
Передают, что Ади ибн Хатим сказал посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Ведь мы же не поклонялись им!» Тогда он спросил: «Разве не запрещают они то, что разрешено Аллахом, и вы считаете это запрещенным, а если они разрешают запрещенное Аллахом, то и вы разрешаете себе это?» Он ответил: «Да, это так». Он сказал: «В этом и заключается поклонение им». Об этом рассказали Ахмад и ат-Тирмизи, причем последний назвал этот хадис хорошим.
Это чрезмерность в отношении ученых! Нельзя думать, что ученый может выносить какие-то суждения от себя. Всевышний Аллах сказал:
﴿أَمْ لَهُمْ شُرَكَاءُ شَرَعُوا لَهُمْ مِنْ الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَنْ بِهِ اللَّهُ﴾
«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (Сура аш-Шура, аят 21)
Также люди джахилийи думали, что ученые могут что-то убирать из Книги Аллаха или отменять какие-то ее законоположения. Ученые иудеев и христиан могли изменять Тору и Евангелие, что-то убирать, а что-то добавлять или просто могли изменять смысл и люди следовали за ними.
2 - Чрезмерность в отношении праведников.
Наиболее известным было то, что они считали правильным все то, что совершает праведник. Они смотрели на деяния праведников и слепо следовали за ними, хотя было очевидно, что некоторые деяния противоречат доводу.
Также они считали, что у праведников есть особое положение перед Всевышним Аллахом при жизни и после смерти. Они говорили, что у царей всегда бывают советники, и точно также у Всевышнего Аллаха есть такие приближенные. Они говорили, что люди доносят до царей свои нужды через посредников, и точно также эти праведники доносят наши нужды до Всевышнего Аллаха. Это убеждение привело к тому, что они начали обращаться к мертвым с мольбами и направлять к ним некоторые виды своего поклонения. Например, они поклонялись Ляту. Он был праведным мужчиной, как сказано об этом в сообщениях от ибн Аббаса и других. Он готовил для паломников еду. Также началось поклонение пророкам, потому что люди считали их посредниками. Они полагали, что пророки и праведники могут приблизить их к Аллаху, заступиться за них, стать посредниками. Они искали довольства этих праведников, посвящая им свое поклонение. Это общеизвестно!
Также люди джахилийи считали, что от праведников можно получить /барака/, то есть благодать. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предостерегал от этого очень строго. Передают со слов ‘Аиши и ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что перед самой своей смертью посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал накидывать на лицо покрывало, а когда ему стало трудно дышать, он убрал его с лица и сказал: «Да проклянёт Аллах иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в места для поклонения!» — предостерегая мусульман от повторения того, что делали эти люди. См. «Сахих аль-Бухари», 435.
Это также одно из проявлений чрезмерности. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) полностью запретил чрезмерность. От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Остерегайтесь излишеств в религии, ибо тех, кто жил до вас погубило излишество в религии!» ан-Насаи 4/49, Ибн Маджах 3029, Ибн аль-Джаруд 473. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, ан-Науауи, аз-Захаби, Ибн Таймия, Ахмад Шакир, аль-Альбани.
Также известна история, как Умар ибн аль-Хаттаб приказал срубить дерево у которого люди стали собираться в определённое время, молясь возле него, делая «дуа» возле него, считая это деревом «присяги довольства». Приказал Умар ибн аль-Хаттаб срубить дерево, которое люди считали, деревом под которым сподвижники делали «присягу довольства», после того, как увидел, что люди стали переодически посещать это место и совершать там молитву. Приводит Ибн Хаджар в «Фатхуль Бари», назвав иснад этой истории, достоверным. 7/447. См. также «Иътисам» 1\347-348. Имама аш-Шатыби.
Запретов на проявление излишества очень много в Коране и Сунне, и в действиях сподвижников. Но, к сожалению, чрезмерность проникла и в нашу общину. Например, люди чрезмерно следуют за учеными, не спрашивая их доказательств, слепо следуют за философами. Также присутствует слепое следование в вопросах фикха, без требования доводов. Для людей слова ученых стали выше, чем шариатские доводы. Доводом стали слова ученого, это и есть чрезмерность. А мы должны следовать за учеными, только как за помощниками в понимании доводов. Они - /муджтахиды/ и ближе к истине, но иногда они могут ошибаться. Дошло до того, что слова ученых были равны доводам. С этим стоклнулись те, кто начали вести призыв к нашим праведным предкам. Это чрезмерность, так как ученые могут ошибаться и они получают награду за свою ошибку, однако это все же остается ошибкой. Поэтому нельзя делать его мнение доводом в вопросе, относительно которого разногласия.
Например, некоторые ученые ошиблись в том, что дозволили просить заступничества у пророка (мир ему и благословение Аллаха). Но, ведь, сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил это, а ученые могут ошибаться. Запрещено следовать за ошибками ученых. Такого не было во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) и не было этого во времена благородных сподвижников. Значит этот вопрос, как минимум, нововведение /бид’а/, а вообще - это ширк.
Сегодня пишут разные книги, направленные против призывающих к таухиду. Там приводятся доводы: такой-то человек сказал так, а такой-то сказал так. Они дозволяют то, что они назвали /тауассулем/, как об этом писал доктор Мухаммад ’Аляви аль-Малики из Мекки. Он написал книгу, где привел некоторые слова ученых, а затем начал призывать к нововведениям и к ширку. А самое удивительное, что в доводы он приводил слова людей, а не Коран и Сунну. Если эти люди ошиблись, как ты можешь следовать за ними, противореча доводам? Это и есть проявление чрезмерности. Об этом очень подробно рассказал ибн уль-Къаййим в книге «И’лям аль-Мувакъи’ин». Он писал: «Некоторые из этой уммы сделали ученых господами, как это сделали иудеи и христиане». Затем он привел примеры, как люди следовали за философами и слепо следовали за мазхабами. Прекрасные слова сказал имам аз-Захаби:
العلـم قال الله وقـال رسوله
قال الصحابة ليس خُلْفٌ فيه
ما العلم نصبك للخلاف سفاهة
بين الرسول وبين رأي فقيه
«Знание - это то, что сказал Аллах и сказал посланник,
Сказали сподвижники и нет в этом разногласий.
Знание - это не противопоставление
Между словами пророка и словами некоторых ученых».
Мы уважаем ученых, изучаем их слова, но если вдруг они противоречат доводу, то как оставить довод?
Также мусульмане проявляют чрезмерность в отношении праведников. Мы видим гробницы, построенные на могилах, где люди просят у мертвых помощи в тяжелых ситуациях, приносят им жертвоприношения. Практически все виды поклонения посвящаются этим мертвым. Перечислить все эти действия просто невозможно. Это конечно же уподобление людям джахилийи.
Цель этой главы, рассказать о том, что излишество было качеством людей джахилийи. Сегодня, также появилось чрезмерность в отношении лидеров джама’атов. Их слова, жизненный путь и метод призыва сделали основой основ. А из Корана, Сунны и слов ученых берется только то, что соответствует словам их лидера. Они пишут целые книги про своих лидеров, говоря, что их лидеры всегда правы и тот, кто не ведет призыв сообразно их призыву, заблудший. А на самом деле эти люди вообще даже не являются учеными. Из плодов такого излишества - фанатизм. Они считают истиной только то, что говорил этот человек, а если он что-то оставит, то они считают эту вещь неправильной. А верующий, наоборот, должен сравнивать слова человека с доводами.
Сегодня появилась беда, а именно то, что люди фанатично преданы той личности, которая им нравится. Это очень сильно распространилось среди молодежи. Имам Малик (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Среди нас нет такого, кто бы не опровергал и сам не был опровергнут, кроме обитателя этой могилы», - указав на могилу пророка (мир ему и благословение Аллаха). Что же говорить о тех, кто гораздо меньше, чем имам Малик? Не допускается фанатичная приверженность какой-либо группе. Также другой вид излишества, это опровержение всем словам, которые говорит обладатель знания. Если кто-то делает благое, надо признать это благое, а если кто-то ошибается, необходимо признать его ошибку. Это обязанность верующего. Нельзя также следовать за всем, что тебе нравится. Поэтому необходимо воспитывать себя, исправлять свой манхадж. Этот манхадж включает в себя: Коран, Сунну и иджма’ сподвижников. Это должно быть на первом месте в твоей душе.
Это очень важный вопрос для молодежи сегодня и им необходимо раскрыть свою грудь, и отбросить всякие мнения, противоречащие Корану и Сунне. Нет никого, чьи слова бы не опровергались. У каждого человека есть истина и есть ошибки. Если человек прав, то следуем за ним, но если ошибся, то опровергаем.
Это и есть правильный манхадж в вопросах ошибок муджтахидов. Не почитай их чрезмерно, но и не ругай ученых, ведь, это две крайности. Излишество - это признак людей джахилийи. Оно ведет к фанатизму. Душа начинает принимать от тех, кто нравится, а от тех, кто не нравится, ничего не берет.
أسأل الله جل وعلا لي ولكم التوفيق والسداد والهدى والرشاد، وصلى الله وسلم على نبينا محمد