Признаки - Люди джахилийи опирались на несостоятельную аналогию и отрицали правильную аналогию.
Люди джахилийи опирались на несостоятельную аналогию, например они говорили:
﴿إِنْ أَنْتُمْ إِلَّا بَشَرٌ مِثْلُنَا﴾
«Вы - такие же люди, как и мы». (Сура Ибрахим, аят 10)
И отрицали правильную аналогию. Общая причина этого и предыдущего: непонимание общности и различия.
Разъясняет шейх Салих ибн ’Абд аль-’Азиз Али Шейх: Аналогия /къияс/ делится на два вида: верный и ошибочный. Аналогия /къийас/ - это отнесение какой-либо вещи к другой вещи на основе того, что между ними наблюдается подобие. У ученых по фикху, аналогия /къияс/ - это распространение хукма вопроса, о котором сказано в Коране и Сунне, на тот вопрос, о котором в них не сказано, потому что между этими вопросами есть нечто схожее.
Автор привел аят, в котором упоминается одна из аналогий, которой пользовались люди джахилийи. У людей джахилийи были разные аналогии, большинство из которых были неправильными. Например, они отрицали пророчество, потому что пророки были людьми. Всевышний Аллах говорит:
﴿وَقَالُوا مَالِ هَذَا الرَّسُولِ يَأْكُلُ الطَّعَامَ وَيَمْشِي فِي الْأَسْوَاقِ لَوْلَا أُنزِلَ إِلَيْهِ مَلَكٌ فَيَكُونَ مَعَهُ نَذِيرًا﴾
«Они сказали: "Что это за посланник? Он ест пищу и ходит по рынкам. Почему к нему не был ниспослан ангел, который предостерегал бы вместе с ним?"». (Сура аль-Фуркан, аят 7)
Но Всевышний Аллах сказал:
﴿وَما أَرْسَلْنَا قَبْلَكَ مِنْ الْمُرْسَلِينَ إِلَّا إِنَّهُمْ لَيَأْكُلُونَ الطَّعَامَ وَيَمْشُونَ فِي الْأَسْوَاقِ﴾
«Мы не ниспосылали до тебя посланников, которые не принимали бы пищи и не ходили бы по рынкам». (Сура аль-Фуркан, аят 20)
То есть каждый пророк был таким. Поэтому Всевышний Аллах приказал спросить о знающих, приходили ли к ним ангелы или приходили обычные люди? Всевышний Аллах сказал:
﴿فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِنْ كُنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ﴾
«Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания». (Сура ан-Нахль, аят 43)
Спросите их! Спросите людей Писания! Это пример порочной аналогии. «Посланники едят еду и мы едим ее, они пьют и мы пьем», - говорят они. Они говорят:
﴿وَلَئِنْ أَطَعْتُمْ بَشَرًا مِثْلَكُمْ إِنَّكُمْ إِذًا لَخَاسِرُونَ﴾
«Если вы станете повиноваться человеку, который подобен вам, то непременно окажетесь в убытке». (Сура аль-Му’минун, аят 34)
То есть он человек, который женится, ест, говорит и спит, подобно нам. Как может быть, что нам не дано откровение, а ему дано?
Эта аналогия неверная, так как они не увидели различий между посланниками и собой. Такая аналогия была у курайшитов, а также у тех, которые были до них. Также и в этой умме существуют некоторые виды неправильных аналогий. Например, му’тазилиты и им подобные сказали: «У угодников /аулия/ Всевышнего Аллаха не может быть чудес /карамат/, потому что если у них есть чудеса /караматы/, значит они становятся пророками. Потому что пророк - это тот, кому даны определенные знамения». Поэтому они отрицают /караматы аулия/.
Также некоторые представители суфийских тарикатов говорят: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ничем не отличается от остальных. Пророки возвысились, потому что получили откровение и если другой человек получит откровение, то он станет таким же, как пророк (мир ему и благословение Аллаха)». Это было распространено среди крайних суфиев, начиная с 4-го века, как например, ибн Араби и ему подобные. Они сказали: «Печать /аулия/ выше, чем печать пророков, потому что /аулия/ берут напрямую от Аллаха, а пророки берут через посредника».
Также они считали, что можно испрашивать /бараката/ от каждого верующего. Они говорили, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) - имам богобоязненных и господин сынов Адама. От него дозволено испрашивать /бараката/, то есть с его волос, одежды и так далее. Значит можно испрашивать /бараката/ от всех праведных людей. Это неверная аналогия. И такое мнение очень распространено, так как они сравнили праведников с пророками. Но причиной /бараката/ было пророчество, а не праведность. Ведь, никто из сподвижников не испрашивал /бараката/ от Абу Бакра, Умара, Усмана и Али.
Также люди джахилийи отрицали правильные аналогии. Правильная аналогия бывает тогда, когда между двумя вещами есть схожесть и отсутствуют различия. Правильное сравнение должно было указать многобожникам, что пророчество Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) - истина. Почему? Ведь, пророкам были даны ясные знамения и доказательства, указывающие на их правдивость и это не было дано другим людям. Если человек пришел с такими знамениями, заявив о своем пророчестве, и он известен своей праведностью и честностью, это все указывает на его пророчество.
Из правильного /къияса/ понимается, что люди, которые следуют за посланниками, получают превосходство над другими из-за своего имана. Пророков и таких людей объединяет вера. Если пророк истинный, значит те, кто последовал за ним, также на истине. А люди джахилийи рассуждали наоборот, если последователи слабые, значит и пророк лживый.
Также из правильного /къияса/ понимается то, что тот, кто последовал за пророком и унаследовал его знание, имеет больше прав на уважение и на то, чтоб за ним следовали. Как сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, ученые - наследники пророков». См. «Сахих ат-Таргъиб», 70; «Сахих аль-Джами’», 6297.
Что общего между ученым и пророком? Это - следование за тем, что ниспослал Всевышний Аллах. Каждый пророк следовал за тем, что было ниспослано от Всевышнего Аллаха, а те, кто последовали за пророками, являются их наследниками.
Также на основе неправильных аналогий люди начали отвергать то, к чему призывал шейх и имамы после него. Они сравнили этих праведных ученых с заблудшими группами до них и сказали, что двери /иджтихада/ уже закрыты.
Шейх, приведя эту главу, хотел указать на то, что для сравнения по аналогии /къияс/ должно присутствовать то, что объединяет и должно отсутствовать то, что разделяет. Если есть то, что разделяет, то такой /къияс/ несостоятелен. А если есть то, что объединяет и нет того, что разъединяет, то это верный /къияс/.
Разъясняет шейх Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан: Сравнение по аналогии /къияс/ у ученых по основам фикха делится на два вида:
1 - Сравнение, основанное на причине /’илля/.
Какую-то неясную вещь сравнивают с ясной в шариате вещью на основе общего, которое есть между ними. Если отсутствует хотя бы одно условие /къияса/, то он будет несостоятельным. В таком случае, мы не имеем право выносить суждение /хукм/. Это очень важный вопрос! Сказал ибн уль-Къаййим (да смилуется над ним Аллах): «Причиной большинства заблуждений людей является несостоятельный /къияс/. Первым, кто применил несостоятельный /къияс/, был Иблис». Когда Аллах приказал ему совершить поклон приветствия Адаму, он ответил:
﴿أَنَاْ خَيْرٌ مِّنْهُ خَلَقْتَنِي مِن نَّارٍ وَخَلَقْتَهُ مِن طِينٍ ﴾
«Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его - из глины». (Сура аль-А’раф, аят 12)
Подумал, что огонь лучше, чем глина, значит он лучше, чем Адам. Это несостоятельный /къияс/, потому что никто не говорил, что огонь лучше, чем глина, напротив, глина лучше, чем огонь. Огонь только сжигает вещи, а из глины, напротив, произрастают растения. Хотя здесь не нужен /къияс/, так как важнее выбор Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах делает то, что пожелает и невозможно возразить Ему.
Также многобожники применяли несостоятельный /къияс/, называя посланников лжецами. Они говорили:
﴿إِنْ أَنْتُمْ إِلَّا بَشَرٌ مِثْلُنَا﴾
«Вы - такие же люди, как и мы». (Сура Ибрахим, аят 10)
Этот /къияс/ ложный, потому что Всевышний Аллах отдал посланникам предпочтение над другими. Он лучше знает, кто достоин пророчества. Всевышний Аллах говорит:
﴿اللَّهُ يَصْطَفِي مِنَ الْمَلَائِكَةِ رُسُلًا وَمِنَ النَّاسِ إِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ بَصِيرٌ (75) يَعْلَمُ مَا بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَمَا خَلْفَهُمْ ﴾
«Аллах избирает среди ангелов и людей посланников. Воистину, Аллах - Слышащий, Видящий. Он знает их прошлое и будущее». (Сура аль-Хадж, аяты 75-76)
Также Всевышний говорит:
﴿قَالُواْ إِنْ أَنتُمْ إِلاَّ بَشَرٌ مِّثْلُنَا تُرِيدُونَ أَن تَصُدُّونَا عَمَّا كَانَ يَعْبُدُ آبَآؤُنَا فَأْتُونَا بِسُلْطَانٍ مُّبِينٍ (10) قَالَتْ لَهُمْ رُسُلُهُمْ إِن نَّحْنُ إِلاَّ بَشَرٌ مِّثْلُكُمْ وَلَكِنَّ اللّهَ يَمُنُّ عَلَى مَن يَشَاء مِنْ عِبَادِهِ ﴾
«Они (многобожники) говорили: "Вы - такие же люди, как и мы. Вы хотите увести нас от того, чему поклонялись наши отцы. Приведите же нам ясное доказательство". Посланники говорили им: "Мы - такие же люди, как и вы. Однако Аллах одаряет Своей милостью того из Своих рабов, кого пожелает"». (Сура Ибрахим, аяты 10-11)
Посланники говорили: «Всевышний Аллах одарил нас и даровал пророчество». Люди не одинаковы, среди них есть верующие и неверующие, есть посланники, ученые и праведники, но также есть невежды, неверные и нечестивцы.
Напротив, правильный /къияс/ говорит нам о том, что посланником должен быть именно человек. Всевышний Аллах говорит:
﴿قُل لَّوْ كَانَ فِي الأَرْضِ مَلآئِكَةٌ يَمْشُونَ مُطْمَئِنِّينَ لَنَزَّلْنَا عَلَيْهِم مِّنَ السَّمَاء مَلَكًا رَّسُولاً ﴾
«Скажи: "Если бы по земле спокойно ходили ангелы, то Мы отправили бы к ним посланником с неба ангела"». (Сура аль-Исра, аят 95)
Посланник должен быть подобен тем, к кому он послан. А у людей джахилийи все наоборот. Они считают недопустимым для посланника быть человеком, но допускают поклонение камням и деревьям. Также народ Нуха сказал:
﴿مَا هَذَا إِلَّا بَشَرٌ مِّثْلُكُمْ يُرِيدُ أَن يَتَفَضَّلَ عَلَيْكُمْ وَلَوْ شَاء اللَّهُ لَأَنزَلَ مَلَائِكَةً مَّا سَمِعْنَا بِهَذَا فِي آبَائِنَا الْأَوَّلِينَ (24) إِنْ هُوَ إِلَّا رَجُلٌ بِهِ جِنَّةٌ فَتَرَبَّصُوا بِهِ حَتَّى حِينٍ ﴾
«Он - такой же человек, как и вы. Он лишь хочет возвыситься над вами. Если бы Аллах пожелал, то Он ниспослал бы ангелов. Мы не слышали о подобном от наших праотцов. Он - не кто иной, как бесноватый муж, так что обождите с ним до поры до времени». (Сура аль-Му’минун, аяты 24-25)
Также курайшиты сказали про Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха):
﴿أَؤُلْقِيَ الذِّكْرُ عَلَيْهِ مِن بَيْنِنَا ﴾
«Неужели среди всех нас напоминание ниспослано только ему одному?» (Сура аль-Къамар, аят 25)
2 - /Къияс/, основанный на схожести.
Есть две похожие и ясные вещи, и есть третья - неясная. Она похожа и на ту, и на эту. К какой из двух ее отнести? Относят к той вещи, на которую она больше похожа.
Необходимо знать, что по отношению к Аллаху неуместны эти виды аналогии. Но в отношении Аллаха применяется /къияс/ превосходства. Всевышний Аллах говорит:
﴿وَلِلّهِ الْمَثَلُ الأَعْلَىَ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ ﴾
«А описание Аллаха - самое возвышенное, ведь Он - Могущественный, Мудрый». (Сура ан-Нахль, аят 60)
А также:
﴿فَلاَ تَضْرِبُواْ لِلّهِ الأَمْثَالَ إِنَّ اللّهَ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ ﴾
«Никого не сравнивайте с Аллахом! Воистину, Аллах знает, а вы не знаете». (Сура ан-Нахль, аят 74)