Из нынешнего положения — Евангелие»

Впервые опубликовано: Георгиевский Г., Ромодановская А. Ру­кописи Н. В. Гоголя. Каталог. М., 1940. С. 119. Написано на чистой половине листа письма Н. Н. Шереметевой к Гоголю от 11 февра­ля 1850 г. С текстом письма запись не связана. Печатается по изд.: Переписка Н. В. Гоголя с Н. Н. Шереметевой. М., 2001.

«Одно только здесь ясно...»

Впервые напечатано Г. П. Георгиевским в кн.: Памяти В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя. Вып. 3. СПб., 1909.

25 июля (н. ст.) 1845 г. Гоголь писал А. О. Смирновой: «Друг мой, укрепимся духом! Примем всё, что ни посылается нам Богом, и возлюбим всё посылаемое, и, как бы ни показалось оно горько, примем за самый сладкий дар от руки Его. Злое не посылается Богом, но попускается Им для того только, чтобы мы в это время сильней обратились к Нему, прижались бы ближе к Нему, как дитя к матери при виде испугавшего его предмета, испросив у Него сил противу зла. Итак, возрадуемся приходу зла, как возможности при­близиться ближе к Богу. Крестом сложивши руки и подняв глаза к Нему, будем ежеминутно говорить: “Да будет воля Твоя”, и всё примем, благословляя и самую тоску, и скуку, и тяжкую болезнь».

«Когда бы нас кто-нибудь назвал лицемером...»

Впервые напечатано в кн.: Новые пропилеи. Т. 1. М.; Пг., 1923. Отрывок на отдельном листе.

«Хуже всего то, что будешь судить самого себя...»

Этот и следующий отрывок («Почему ж никто не является под­вижником правды...») впервые напечатаны в кн.: Соч. Н. В. Гоголя. 10-е изд. Т. 7. СПб., 1896. Тексты печатаются по автографам.

«Почему нужно хозяйство?»

Этот и следующий отрывок («Отчего дурно хозяйство?») впер­вые напечатаны в кн.: Памяти В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя. Вып. 3. СПб., 1909. Тексты печатаются по автографам.

к стр. 407...назначенье, данное от Бога, в поте лица снискивать хлеб—

См. коммент, к статье «Русской помещик» (к с. 110).

кстр. 408Отдали земли в руки управ<ителей> и наемников... — Далее

было: «...которые плохие блюстители земли. Пристрастились к заня­тиям не свойственным, к роскоши и прихотям, и сделали то, что вся жизнь стала городской». Одной из главных причин разорения земли Гоголь называл «абсентеизм» помещиков, т. е. постоянное отсутствие владельцев в своих имениях. «...Русские не должны быть абсентистами, — замечал он в 1838 г. А. О. Смирновой. — В этом отношении англичане подают хороший пример — абсентеизм поме­щиков погубил Ирландию» (Смирнова А. О. Записки. СПб., 1895. Т. 1. С. 45).

...вырубили множество лесов. —В заметке «Рассмотрение хода просвещения России», посвященной периоду, последовавшему за преобразованиями Петра I, Гоголь писал: «Никогда в России не было вырублено столько леса, как в это время ломок, перестроек, вечных

переправок и переделок. Оттого засухи стали сильнее. Высохнувшие реки перестали разливаться и меньше орошать поля». А. О. Смир­нова вспоминала: «Гоголь вздыхал и говорил: «Леса рубят без толку, реки мелеют, а климат все суровее» (Смирнова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания. С. 122-123).

Ср. юношеское письмо Гоголя к матери из Нежина 15 декабря 1827 г.: «Разве я не имею твердого неколебимого намерения к дос­тижению цели, с которым можно будет все побеждать, и эти день­ги, которые вы мне будете теперь посылать, не значит ли это отдача в рост, с тем, чтоб после получить утроенный капитал с великими процентами. Продайте тот лес большой, который мне назначен». В конце жизни Гоголь заботился о насаждении новых дерев в родо­вом имении. См., в частности, составленную им заметку «Распреде­ление садовых работ на осень 1848 года и весну 1849».

Что нужно делать весной?— В своих заметках о крестьянском быте Гоголь собрал целый ряд практических рекомендаций для успешного землепользования, основанных на многовековом народ­ном опыте, — приметах, поверьях и обычаях различных областей России. См. его заметки «Егорий весенний», «Никола весенний», «Календарь крестьян Симбирской губернии», «Народные замечания по явлениям природы в той же губернии», «Цветочный барометр», «Хлебопашество», «Садоводство», «О климатических влияниях», «О почве» и др.

<Труд>

Впервые напечатано в кн.: Соч. Н. В. Гоголя. 10-е изд. Т. 6. М.; СПб., 1896. В настоящем наброске Гоголь излагает христианский взгляд на труд, который сам по себе не составляет цели и назначения человека, но является установлением Божественным.

«В поте лица снеси хлеб свой», — сказал Бог по изгнанъи челове­ка за непослушанье из рая... — См. коммент, к с. 110.

...кто уклоняется от труда, тот грешит пред Богом. — Ср. в письме Гоголя к сестрам от 3 апреля 1849 г.: «Прошу вам поча­ще выезжать смотреть самим и на посев и все полевые работы... Если не любите хозяйничать, по крайней мере взгляните. Как бы то ни было, бедные крестьяне в поте лица работают на нас. А мы, едя их хлеб, не хотим даже взглянуть на труды рук их. Это безбожно. Отто­го и наказывает нас Бог, насылая на нас голод, невзгоды и всякие болезни, лишая нас даже и скудных доходов. Жестоко наказываются целые поколения, когда, позабыв о том, что они в мире затем, чтобы трудами снискивать хлеб и в поте лица возделывать землю, приведут себя в состояние белоручек. Все тогда, весь мир идет навыворот — и начинаются казни, хлещет бич гнева Небесного».

Всякую работу делай так, как бы ее заказал тебе Бог, а не человек. Если б и не наградил тебя человек здесь — не ропщи; зато

больше наградит тебя Бог. — Ср. в Послании св. апостола Павла к Колоссянам: «И всяко, еже аще что творите, от души делайте, яко- же Господу, а не человеком, ведяще, яко от Господа приимете воздая­ние достояния: Господу бо Христу работаете. А обидяй восприимет, еже обиде...» (гл. 3, ст. 23-25).

Важнее всех работ —работа земледельца. Кто обрабатывает землю, тот больше других угоден Богу. — Возможно, в этом утвер­ждении Гоголь исходил из строк 7-й главы Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, в которых сказано, что земледелие «учреж­дено от Вышнего» (ст. 15). С этим связано представление Гоголя о меньшей угодности Богу другого труда— ремесленного, явля­ющегося, согласно его взглядам, прямым источником развращаю­щей мир цивилизации. Ср. в статье «Светлое Воскресенье»: «Что значит, что уже правят миром швеи, портные и ремесленники вся­кого рода...» А. О. Смирнова вспоминала, что Гоголь «терпеть не мог фабричных служащих в фуражках и дамы нарумяненной» (Смирно- ва-Россет А. О. Дневник. Воспоминания. С. 41). Не следует, однако, понимать эту гоголевскую неприязнь однозначно. Вернее говорить о «гневе» Гоголя «не против самих людей», но «против врага людей» (согласно подчеркнутым строкам гоголевского письма к Н. М. Язы­кову от 5 апреля (н. ст.) 1845 г.). Можно было бы упомянуть также о прямом гоголевском сострадании к тому «тягостному выраженью в лицах» рабочих, которое заметил он в промышленном Париже (отрывок «Рим»). Поэтому и по вопросу крепостного права Гоголь, размышляя о судьбах русского крестьянства, отвечал В. Г. Белин­скому, что «...следует каждому из нас подумать заблаговременно... чтобы... освобожденье не было хуже рабства».

к стр. 408-409...не смотри ни на какие неудачи, хоть бы все то, что ты

наработал, и пропало, и не уродилось... — В этих словах отзывается опыт работы самого Гоголя над вторым томом «Мертвых душ».

кстр. 409Богу не нужно, чтобы ты выработал много денег на этом све­те... — Ср. в письме Гоголя к родным от 3 апреля 1849 г.: «Доволь­ство во всем нам вредит. Мы сейчас станем думать о всяких удо­вольствиях и веселостях, задремлем, забудем, что есть на земле страданья, несчастья. Заплывет телом душа — и Бог будет позабыт. Человек так способен оскотиниться, что даже страшно желать ему быть в безнуждии и довольствии. Лучше желать ему спасти свою душу. Это всего главней».

Ему нужно, чтобы <ты> не был в праздности и работал. — С этим местом перекликается заметка Гоголя «Праздники» в его записной книжке 1841—1844 гг.: «Большой самый празд­ник — Светлое Воскресенье, не работают целую неделю. Троицын день и Семик не работают 3 дни. Заплетают венки, поют песни; хороводный праздник оканчивается бросаньем венков в реку. Хоро­воды начинаются в начале весны и всякое воскресение продолжа­ются; оканчиваются Петровым днем. С этих пор время называется деловою порою или страдою, от слова страдать от труда».

* * *

Наши рекомендации